Главная / История Святой Земли / Христианство и другие религии в фокусе политики / Святая земля во времена крестоносцев / Рыцарские ордена времен крестовых походов: история возникновения и устройство. Протоиерей Дорофей Савицкий Савицкий Дорофей, протоиерей.
доктор, Варшавская Христианская Богословская Академия
(Польская Православная Церковь)
Рыцарские ордена времен крестовых походов:
история возникновения и устройство
1. ВСТУПЛЕНИЕ
"Священная война" - это понятие, которое будет очень часто употребляться в литературе, охватывающей период крестовых походов, хотя оно было чуждо христианству в первое тысячелетие его истории Впервые этот термин употребил в 1063 г. Папа Александр II в отношении вестготов, сражавшихся на Пиренейском полуострове с арабами направлявшимися в Европу. Другими словами, христианство признало священную войну в XI в., как "защиту христианских земель от не верных".
Одновременно это было время борьбы Восточной империи с турками-сельджуками, которые в 1071 г. в битве под Манциркертом разбили византийцев и заняли всю Малую Азию. В 1071 г. они заняли Иерусалим. Мусульманские фанатики не пропускали христиан к Святым местам, нападали на паломников (пилигримов), разрушали святыни. Это вызвало беспокойство и негодование во всем христианском мире. Папа Урбан II по просьбе императора Алексея Комнина в 1095 г. созвал Собор в Клермоне и на нем провозгласил крестовый поход против мусульман, объявив "священную войну".
В 1096 г. войска крестоносцев прибыли в Константинополь. В Малой Азии они захватили Никею и Эдессу. После почти годовых сражений они взяли Антиохию, а в 1099 г. Иерусалим. Эти завоевания, однако, были достигнуты за счет огромных потерь. В XII в. численность крестоносцев была слишком мала для того, чтобы удержать латинские государства Ближнего Востока. Свежие подкрепления до Иерусалима практически не добирались, и незначительную поддержку они получали только от паломников (пилигримов). Из последних в основном и вербовались добровольцы в армию и поселенцы. Определенную поддержку оказывали торговые города Италии: Венеция, Пиза и Генуя. Соперничая за сферы влияния, они предоставляли крестоносцам свои корабли.
Всего этого, однако, было недостаточно. Имея столь незначительные силы, крестоносцам было необходимо создать эффективную систему внутренней обороны. Они стали строить укрепленные замки. На формирование постоянных гарнизонов этих замков ушло более половины небольшой армии крестоносцев. Около 1180 г. король Иерусалима имел в своем распоряжении всего 665 вассальных рыцарей и 5 тыс. легковооруженных рыцарей. До этого крестоносцы неоднократно выигрывали сражения именно благодаря тяжеловооруженным воинам, которых сейчас не хватало. Все это подталкивало власти к временному найму на службу профессиональных рыцарей и к созданию отрядов из легковооруженных местных жителей (не всегда христиан). Всего христианские земли Палестины могли выставить после соответствующей подготовки около 20 тыс. рыцарей. Тем не менее, и этого было слишком мало, чтобы обеспечить безопасность.
Необходимо было найти решение, которое обеспечивало бы государствам крестоносцев постоянное присутствие тяжеловооруженного рыцарства, содержание которого при этом не отягощало бы государственной казны и не требовало бы участия собственного личного состава.
2. ПОЯВЛЕНИЕ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ
Решением вышеуказанных военных проблем должно было стать создание рыцарских орденов. Это не означает, что идея их создания появилась так поздно (в XII в.). Рубеж XI и XII вв. стал временем поисков новых форм служения Богу. Многие рыцари хотели служить Богу, однако они слишком сильно привыкли к оружию, чтобы заменить его монашескими одеждами. Им легче было рисковать жизнью, защищая Святое Евангелие, чем решиться на монастырскую аскезу. Крестовые походы и особенно создание рыцарских орденов давали им идеальную возможность удовлетворения своих духовных потребностей. Папа Урбан II, организатор I Крестового похода в 1096 г., сам происходил из рыцарской семьи и знал рыцарские потребности. Он знал, как разбудить их религиозность2. Его слова: "...обращаюсь с покорной просьбой, не я, а сам Бог, чтобы вы, провозглашающие Христа, помогли восточным христианам и изгнали из границ христианского мира этих подлых людей (турок - прим. автора). Я говорю это присутствующим, поручаю рассказать это отсутствующим. Ведь так заповедал Христос3," - встретили теплый прием. В Святую Землю поспешили десятки тысяч рыцарей.
На месте рыцари полностью отдавали себя "военному ремеслу". Многие потом оставались на добытых территориях. Некоторые и дальше хотели служить Богу оружием, а не плугом.
После успеха I Крестового похода (1099) и создания Иерусалимского королевства, а также его ленных территорий в Святую Землю из Западной Европы стали прибывать большие группы паломников. Однако быстро выяснилось, что малочисленные крестоносцы, занятые строительством замков, не могут защитить растущего числа паломников от нападений мусульман из соседних египетских и турецких эмиратов. Ответом латинского мира на этот вызов стало создание рыцарских орденов. В 1119 г. мало известный рыцарь Хуго де Пейнс из Шампани вместе со своим другом Готфридом де Сент-Омером создали Рыцарское Братство.
Состоящее вначале всего из восьми рыцарей, Братство охраняло паломников на участке дороги от Иерусалима до Яффы. Для своей деятельности они получили разрешение короля Балдуина II и благословение латинского Патриарха Иерусалима. К этой группе рыцарей вскоре присоединились другие. Братство росло. Патрулируя дороги, много путешествуя по стране, вступая в постоянные стычки с местными жителями, они становились опытными воинами. Рыцари Братств хорошо знали местность и тактику противника. Властители Иерусалима, таким образом, рассчитывали, что им удастся очень дешево получить отборные, хорошо обученные отряды, которые в случае необходимости смогут возглавить феодальное ополчение. Поэтому они способствовали развитию Братства Тамплиеров и других близких к нему организаций. Слава их быстро дошла до Европы, что способствовало притоку новых кандидатов в Рыцарское Братство. Уже всего один шаг отделял их от превращения в рыцарские ордена, для которых борьба с неверными отодвигает в тень все другие цели.
Братья орденов были профессиональными рыцарями. Обеты полного послушания делали их армию гораздо более эффективной, чем плохо организованные армии крестовых походов или ополчение феодальных вассалов Иерусалима. Уже в XIII в. орден мог выставить 600 рыцарей, столько же, сколько все вассалы Иерусалимского королевства. Рыцари орденов не были лично заинтересованы в военной добыче, поскольку вся она переходила в собственность ордена. Поэтому они не ломали рядов в сражениях, чтобы захватить трофеи. Они скорее были союзниками сражающихся христиан, а не участниками войны. Однако за пределами христианских территорий на рыцарей орденов нельзя было рассчитывать (во всяком случае, такое положение существовало в первый период истории орденов крестоносцев).
Эти рыцари чувствовали призвание для обороны, а не для внешней агрессии и политических переговоров. Очевидно, многое зависело от конкретных ситуаций. Бывало, что в случае отсутствия феодальных вассалов, им приходилось вести переговоры с мусульманами и вступать в сражения далеко от родного замка.
Военное значение рыцарских орденов не означает, что такой вид "службы Богу" встречал полное понимание. Очень часто обитатели традиционных монастырей утверждали, что молитвенная жизнь стоит на более высоком уровне, чем рыцарская служба. Защитники другой точки зрения пробовали объяснить, что готовность отдать собственную жизнь за братьев-христиан в далекой Палестине является выражением милосердия и настоящей христианской любви. В ответ им приводились слова Спасителя о том, что на зло необходимо отвечать добром и терпением, не противясь злу силой (см. Мф. 5, 39). В борьбу с противниками крестовых походов включился великий святой Римско-католической Церкви Бернар Клервосский (De laude novae militiae)4.
Как было выше сказано, властелины государств крестоносцев видели в рыцарских орденах орудия расширения и сохранения своей территорий. Другие планы по использованию рыцарских братств, а позже орденов, имелись у латинского Патриарха Иерусалима. Он полагал, что с помощью новых организаций крестоносцев ему удастся превратить Иерусалимское королевство в церковное государство, управляемое не королем, а Патриархом, как наместником Папы. Этой цели должно было послужить выведение орденов из-под местной светской и церковной власти. Ордена были призваны перенести на Восток практику крещения огнем и мечом, часто используемую в Европе. Рыцари в монашеских рясах должны были сначала разгромить неверных, а затем склонить их к принятию христианства. Этими двумя способами - борьбой и миссией - новые земли перешли бы под власть орденов, непосредственное руководство которыми - от имени Папы - хотел получить Патриарх Иерусалима.
В этих проектах король и Патриарх не учли двух важных аспектов. Они не приняли в расчет амбиций самих орденов, которые хотели быть самостоятельной силой, проводящей собственную политику. Они ошиблись также в отношении планов римской курии, которая хотела видеть в рыцарских орденах штурмовые отряды Папства, а не армию владетеля или Патриарха Иерусалима. Папство, которое на стыке XII и XIII вв. включилось в споры с Германской Империей из-за своей роли и господства в Европе, могло видеть в орденах крестоносцев свои вооруженные руки, представляющие Римские интересы при европейских дворах. Тут, разумеется, надо уточнить, что подобные намерения проявились уже тогда, когда ордена начали свое существование.
Будущее показало, что развитие рыцарских орденов пошло не теми путями, на которые рассчитывали король и Патриарх.
Ведение войн и заболевания неизвестными в Европе болезнями создало потребность организации госпиталей, как для рыцарей, так и для паломников. В первой половине XI в. (ок. 1048) во время развития торговых связей между итальянскими городскими республиками и Левантом купцы из итальянского города Амальфи построили в Иерусалиме с согласия тамошнего мусульманского правителя госпиталь и хоспис. Они были названы в честь свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Послушание там несла группа монахов-бенедек-тинцев. С 1063 г. они поселились в здании, построенном бывшими купцами из Амальфи, которое одновременно служило и гостиницей для западных паломников. Рядом располагался храм для странников и три другие церкви Санта-Мария-Латине, Санта Мария де ла Гранде (с женским монастырем) и св. Иоанна Крестителя. Роль госпиталя возросла после того, как в результате захвата Палестины (после I Крестового похода) значительно усилилось движение пилигримов.
Рыцари-крестоносцы поддерживали госпиталь пожертвованиями. Часть из них решила вступить в организацию, занимающуюся заботой о госпитале. Уже тогда появилось его новое название Братьев Госпитальеров, а в роли покровителя организации малоизвестный свт. Иоанн Александрийский был заменен св. Иоанном Крестителем (поэтому и члены братства стали называться иоаннитами). Однако уже вскоре изменился профиль деятельности этой организации. Под влиянием тамплиеров оно стало независимым рыцарским братством, предназначенным для лечения и защиты паломников на Святой Земле. Булла Римского Папы Пасхалия II от 1113 г., устанавливающая правила для этого ордена, освободила иоаннитов от всякой зависимости от церковных и светских властей, за исключением самого Папы. В 1136 г. братство под руководством Раймонда дю Пюи окончательно приняло военный характер.
Подобным же образом только чуть позже были созданы и другие госпитальные ордена, к примеру, Орден Госпиталя Пресвятой Девы Марии Германского Дома в Иерусалиме, названный позже Орденом Крестоносцев или Тевтонцев.
Очень специфическое послушание несло Госпитальное Братство святого Лазаря. Оно было основано во время I Крестового похода в 1098 г. Жераром де Мартигом. В соответствии с жизненным крестом судьбой - своего покровителя (Лазаря из притчи Христа - Лк. 16, 19-31) члены братства ухаживали за прокаженными. Сначала деятельность братства охватывала только Ближний Восток, но позже распространилась и на Европу. Основывались приюты, больницы, хосписы. В организационном плане в течение первых 20 лет это братство являлось частью ордена иоаннитов, в качестве их "инфекционного отдела". Выделение в самостоятельное братство произошло в 1120 г. Боянд Роджер стал называться Магистром Госпитальеров св. Лазаря. Но это еще не был рыцарский орден, а всего лишь братство. Со временем из-за нападений неверных возникла необходимость окружения его вооруженной охраной. Однако трудно было найти рыцарей, желающих служить при больницах для прокаженных. Поэтому рыцарей других орденов, больных проказой, стали посылать в больницы св. Лазаря. И там из них создавалась охрана. У большинства болезнь развивалась очень медленно. Эти воины стали учить монастырскую оратию искусству военных наук, что и стало причиной превращения госпитального братства в рыцарский орден. У рыцарей, ждущих медленной смерти от болезни, смерть с оружием в руках на поле боя при защите веры и безоружных больных не вызывала никакого страха. Напротив, к ней относились, как к проявлению Божественного Милосердия.
Был еще один момент, о котором мы не должны забывать, говоря о феномене рыцарских орденов. На переломе XII и XIII вв. в Западной Европе стали происходить общественные перемены. Развитие феодализма поставило под вопрос будущее мелкого рыцарства. С одной стороны, росло благосостояние крупных землевладельцев, с другой стороны расширялось число зависимых крестьян. Магнаты стремились завладеть землями мелкого дворянства и деклассировать его. Очевидно, что этот процесс не мог наступить внезапно и длился в течение десятилетий. Тысячи мелких дворян и обнищавших аристократов были вынуждены искать пути спасения от деклассирования. Одним из таких способов и было вступление в рыцарский орден. На это указывает социальный состав членов Ордена Крестоносцев. Можно достоверно проследить судьбу 105 из 340 монахов, бывших в ордене в XIII в. Из них 9 происходило из графских семей, 11 - из дворянских, 18 из группы так называемых государственных министериалов5 - чиновников, 56 из графских министериалов, 11 монахов происходило из мещанских семей. Из этого следует, что почти 80 % происходило из сословия чиновников, при чем некоторые члены их семей занимали места в городских советах.
Определенное значение при создании рыцарских орденов имел тот факт, что вступление людей в эти ордена спасало их от превратностей мирской жизни. Каждый крестоносец решением Папы Урбана И6 на время крестового похода был освобожден от обязательств в отношении государства, судебной ответственности за совершенные преступления, а оплата его долгов была отложена. Вступление в рыцарские ордена для многих являлось единственной возможностью избежать наказания. Это, однако, касалось только первого периода существования орденов, когда перед ними остро стояла проблема привлечения новых членов. Очень скоро большинство орденов стало очень строго отбирать вступающих.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ И ИХ ПРАВИЛА
Организацию орденов мы можем проследить на примере Ордена Крестоносцев (Тевтонцев). С небольшим отличием она является типичной для всех других орденов.
Во главе ордена стоял Великий Магистр (Мастер). Его правление было выборным и обычно пожизненным, хотя бывали случаи свержения и даже убийств Великих Магистров. Магистр принимал решения по всем текущим делам ордена. Однако, его власть не была неограниченной. Он подчинялся Генеральной Капитуле7, которая собиралась в штаб квартире ордена обычно один раз в год по предложению Великого Магистра и определяла политику ордена на ближайшее время8. В компетенцию Капитулы входили также выборы Магистра9. Папа и короли государств крестоносцев очень редко вмешивались в эти выборы. С XV в., однако, начинается практика передачи этой должности своим протеже.
Ближайшими соратниками Великого Магистра являлись:
1. Великий Комтур - заместитель Великого Магистра и административно-экономический руководитель ордена
2. Сенешаль - занимался военными вопросами, вооружением и строительством крепостей
3. Великий Госпитальер - отвечал за благотворительную деятельность ордена, санитарные и медицинские вопросы
4. Великий Ризничий - отвечавший за одежду и частично за военную форму
5. Великий Казначей - отвечал за финансы и сокровища ордена.
Вместе с Великим Магистром они образовывали своего рода "управляющий совет", но контролировали не все стороны жизни ордена. Так, к примеру, состояние сокровищницы и денежных счетов, кроме Великого Казначея, могли знать только Великий Магистр и Великий Комтур (состояние сокровищницы было всегда строго хранимой тайной). В случае необходимости можно было создавать другие важные должности. К примеру, в замке Мальборк были назначены двое ключников, ответственных за торговлю и экономическую деятельность в Мальборке и в Кролевце.
Помимо главного орденского центра в провинциях создавались так называемые баливаты. Ими управляли Национальные комтуры или магистры провинций (приоры). Уставы крестоносцев упоминают семь национальных комтуров - Германии, Пруссии, Инфлантов, Австрии, Апулии, Романии (Греции) и Армении. Со временем это разделение переменилось. Немецкими и частью не немецких бали-ватов правил Магистр Германии. Существовал также особенный статус Магистра Пруссии (с XIV в. он был объединен с титулом Великого Магистра) и магистра Инфлант. Провинции были обязаны перечислять на нужды центрального ордена одну третью часть своих доходов.
Баливаты подразделялись на меньшие части, называемые комтуриями (командориями), которыми управляли комтуры. Их резиденции располагались в монастырях или в замках и подчинялись непосредственно Великому Магистру. В Пруссии и в Инфлантах комтур одновременно был административным и военным главой округа. Ему подчинялись конвенты, в которые входили братья-рыцари. Обычно их - рыцарей - было 12, по количеству апостолов (максимальное число членов конвента равнялось 15). Во главе конвента стоял назначавшийся комтуром командор.
Почти неограниченной властью обладал орган советников - Капитул Конвента. Обычно он собирался раз в неделю, иногда реже.
Помимо рыцарских конвентов существовали, хотя и в меньшем числе, конвенты, в которые входили исключительно священники (братья, посвященные в сан священства) и монахи. В большинстве случаев их комтуром являлся светский рыцарь.
Резиденция Великого Магистра и его правительства в первый период существования рыцарских орденов размещалась в Святой Земле. Между тем владения в большей мере располагались на западе Европы. Это обстоятельство побудило ордена создать институт монахов-инспекторов. Назначаемые Великим Магистром на строго определенную территорию, они осуществляли управление экономикой европейских конвентов и наблюдали за их внутренним состоянием. В их задачу входило также противодействовать сепаратистским устремлениям отдельных конвентов, в которых большинство составляли представители одной национальности.
Связь с отдаленными конвентами была постоянной проблемой центральных властей. Поэтому для урегулирования текущих вопросов, таких как назначение и смещение руководящих лиц орденов, оплата счетов, разрешение споров, вынесение судебных решений орденских судов и т. д., использовались капитулы разных уровней.
В личном составе орден состоял из рыцарей, священников и братьев-послушников.
Рыцари занимали в орденах господствующие позиции. Из них набирались высшие должностные лица и руководство орденов. Главный упор делался на их военную деятельность. Со временем рыцарей стали освобождать от многих обязанностей - в частности от молитвы, поста и аскезы для того, чтобы они полностью могли посвятить себя упражнениям, административной деятельности и сражениям. В первый век существования орденов рыцари часто были неграмотными и должны были выучить лишь молитву "Отче наш". На запоминание этой молитвы давался год, и знание ее становилось обязательным условием пребывания рыцаря в ордене.
Рыцари преобладали и численно. В каждом конвенте их должно было быть по крайней мере двенадцать, а священников - максимально шесть, причем в их число включались и представители церковного обслуживающего персонала. Каждый рыцарь за счет ордена получал полное вооружение, несколько коней (обычно трех, иногда четырех) и оруженосца10. После принятия в орден рыцарь терял свою самостоятельность, в частности, рыцари теряли право использовать свой герб и печать, ставить на своих могилах памятники (с XV в. эти принципы начинают нарушаться в большинстве орденов, за исключением Ордена Крестоносцев). Оружие членов ордена должно было быть практичным и лишенным всяких изысканных украшений. Если рыцарь прибывал со своей амуницией, то золотые украшения на его доспехах или оружии должны были быть закрашены. У рыцарей (до XV в.) также не было отдельных комнат: они жили по несколько человек и не имели права обладать имуществом. Рыцарь, вступающий в орден, принимал обет безбрачия и отказывался от светской жизни с ее удовольствиями". Запрещалось также участие в турнирах и в охотах, считавшихся проявлениями рыцарского высокомерия.
По мере роста влияния орденов с XIV в. стало повсеместной практикой проверять действительность благородного происхождения кандидатов на вступление, поскольку многие мещане и представители бедного крестьянства стремились службой в орденах добиться социального продвижения и власти (в ордене человек неблагородного происхождения мог вступить только в ряды братьев-послушников и там зарабатывать свое право на дворянство)12. Отказывали в приеме в ордена тем рыцарям, которые могли причинить ордену неприятности, например, принести в орден вслед за собой долги. Анализ существующих данных показывает, что ордена не стремились любой ценой увеличить численность своих рыцарей. В последние десять лет своего существования Орден Тамплиеров насчитывал около пяти тысяч членов и только около двух тысяч из них являлись рыцарями. При приеме новых членов обращалось внимание на то, чтобы все они были свободными людьми. Существовали также верхние и нижние возрастные границы. Обычно кандидату не должно было быть меньше 20 лет. Правда, иногда в ордена принимали даже 10-летних мальчишек.
Вступление в орден для многих было способом избежать наказания или вступить на путь морального очищения. При приеме в орден моральное состояние кандидата в расчет не принималось. По праву, дарованному Папой Гонорием II, крестоносцы могли принимать в свои ряды даже явных преступников. Таким образом, кто хотел избежать наказания за свои преступления, находил защиту в рядах ордена.
Однако, национальность могла быть преградой для вступления в орден. В соответствии с неписаной традицией ордена имели национальный характер. В Орден Крестоносцев главным образом входили немцы, в тамплиеры - французы, а в Орден Иоаннитов - французы и итальянцы. Категорически запрещалось принимать в ордена евреев.
Священники появились в орденах довольно поздно. В начале они только приходили в орден для исполнения религиозного служения. Позже они стали постоянно проживать в резиденциях орденов, хотя не имели никакого влияния на устройство и на управление орденами. Перед каждым сражением они исповедывали рыцарей и совершали таинство Евхаристии. Священнослужители также окормляли больницы и хосписы орденов и помогали ухаживать за больными.
Рыцари и священники имели право носить полные орденские одежды - в случае крестоносцев это был белый плащ с нашитым с левой стороны черным крестом. Одежда братьев-трудников была серого цвета. Эти братья могли быть экономами, оруженосцами, командирами низшего звена и входить в состав легковооруженных кавалерийских отрядов. Каждому полагалось оружие и один конь. Братья-трудники также имели право заниматься в орденах экономической и финансовой деятельностью. Их рекрутировали среди горожан и свободных крестьян. Служба могла дать им посвящение в рыцарское достоинство. Могло случиться и так, что когда в конвенте не было нужным образом подготовленного рыцаря (такие случаи бывали в Западной Европе) командором мог стать один из братьев-трудников. Кандидат на место брата-трудника мог быть женатым, однако, должен был заручиться согласием супруги. Иногда он давал только временные обеты.
Кроме выше приведенных монашеских групп в составе рыцарских орденов мы можем увидеть:
- сестер-послушниц - они предназначались для хозяйственной деятельности, работы в хосписах, заботы о больных
- так называемых "туркополиров" - к ним принадлежали те, кто приносил неполные обеты (ремесленники и разного рода специалисты), а также рыцари и богатые феодалы, находящиеся вне монастырских стен, которые лишь временно поддерживали орден и увеличивали его благосостояние (участвовали в крестовых походах, приносили пожертвования и т. д. - для этих групп не были обязательны правила ордена или обеты верности)
- зависимые люди - это были крестьяне с орденских земель, а так же кнехты, работающие в хозяйстве (за службу они получали вознаграждение или только пропитание и жилье)
- рабы, невольники - они составляли собственность ордена и час то к ним относились как к животным, а не как к людям. Часто это были нехристианские военнопленные.
Организация разных орденов была очень похожа. Часто различались только названия различных подразделений.
Необходимо учитывать, что вышеописанное устройство рыцарских орденов не способствовало увеличению численности их рыцарей. Но это не мешало деятельности ордена, поскольку он обладал большими отрядами наемных войск и служащих для обслуживания замков и флота. Вся организация и статус орденов была подчинена их военной деятельности. Тамплиерам было запрещено принимать в орден детей, поскольку они были неспособны владеть оружием и запрещено долго стоять на молитвах, чтобы не ослаблять сил. Запрещено было также носить длинные волосы, которые мешали во время сражений. Обязательство соблюдать долгие и строгие посты с них также было снято, чтобы они не теряли сил и всегда были готовы к бою. Одинаковые правила такого рода существовали у разных орденов.
Во всех орденах царила железная дисциплина. За различные проступки карали поркой, голодом и тюремным заключением. Более тяжкие преступления наказывались временным или пожизненным исключением из рядов общества. На практике это означало исключение за рамки тогдашнего общества, а иногда даже деградацию до уровня невольника. Самыми страшными преступлениями считался переход в магометанство, убийство христианина, потеря знамени во время сражения, расхищение имущества ордена. Новопринятым членам также старались внушить чувство почти рабского послушания. К этому приучали кандидатов в орден, которые проходили период испытания в течение нескольких месяцев. Им приказывали выполнять различные поручения, унижающие достоинство рыцаря в тогдашнем понимании. Это была работа на мельницах, выпас скота, кормление и уход за свиньями14.
Ордена были совершенно независимы от любых светских и церковных властей на конкретной территории. Тамплиеров, к примеру, не могли проклять или выселить из их жилищ даже по приказу Иерусалимского Патриарха без соответствующего решения Римского Папы. Более того, в отношении епископа Рима ордена пользовались широкой автономией. Он не мог вмешиваться в финансовые вопросы орденов, в их экономическую политику, в выборы Великого Магистра и других высших чиновников (на практике бывало и по-другому). Тамплиеры имели также право без консультаций с Римским Папой изменять и дополнять орденские правила.
Последним вопросом орденской организации являются финансы. Как известно, для членов ордена была обязательной бедность. Однако, это не касалось ордена в целости. Главным источником доходов, естественно, была война. Именно благодаря ей орден получал земли и трофеи. Захваченные территории хорошо управлялись и приносили большие доходы. Разводили сельскохозяйственные культуры, выращивали скот15. Ордена часто сдавали землю в аренду. К этому добавлялись трофеи от пиратства на море и разбоев на суше. Нельзя забывать и об огромных пожертвованиях на деятельность орденов. Речь шла о наличных деньгах, земле, конях, оружии, снаряжении. Речь шла и о косвенном участии в военных операциях ордена. Когда не было возможности физически сражаться с неверными, держа в руках оружие, можно было участвовать, финансируя часть потребностей крестового похода. Много могущественных людей хотело перед смертью уйти в рыцарский монастырь или быть там похороненными (в монашеских одеждах), за что они вносили богатые дары. К тому же у орденов были привилегии - к примеру, большинство орденов было освобождено от уплаты десятины и налогов. Привилегии имели также и жертвователи орденов.
Позднее кандидат в орден должен был передать ему свое личное состояние или внести обязательную плату. Крестоносцы-тевтонцы в XV в. в таких случаях требовали: полное вооружение, трех лошадей и 60 флоринов.
Все это позволяло орденам получать весьма большие доходы. Полученные средства можно было пускать в банковскую деятельность. Речь идет о кредитах, выплате пенсий (своего рода сегодняшние страховые фонды), капитальные инвестиции в торгово-экономические предприятия.
Помимо "экономических" доходов были также поступления от жертв за религиозные услуги. Не забудем, что в орденских церквях находилось много святых мощей, что способствовало популярности богослужений крестоносцев.
В расчете доходов на одного рыцаря самыми богатыми были испанские ордена. Ежегодные доходы Ордена Калатравы, достигающие 60 тыс. дукатов, составляли одну двенадцатую часть доходов всей Кастилии.
Столь обширный спектр поступления доходов не означал, что ордена не сталкивались с финансовыми трудностями. Подобное происходило весьма часто. Строительство и содержание замков и их гарнизонов, а также госпиталей и приютов требовали огромных расходов. Нельзя забывать, что не все получаемые доходы обязательно поступали в сокровищницу ордена (особенно этот процесс усилился с XV в.). Часть поступлений перечислялась в личные средства Великого Магистра. До 1530 г. Магистр Иоаннитов получал большую часть доходов с Родоса, а позднее и с Мальты. Кроме этого ему полагалась десятая доля добычи от пиратских рейдов (остальное делилось между орденской казной и участниками рейдов). Со временем командоры тоже стали получать часть дохода от руководимого ими дома. Это способствовало злоупотреблениям. В годы кризисов подобная практика приводила к тому, что двумя или более домами управлял один командор.
4. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАВНЫХ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ И ИХ ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ
Тамплиеры
Орден Тамплиеров, называвшийся еще Орденом Бедных Рыцарей Христа и Святыни Соломона, основал в 1119 г. в Иерусалиме Хуго де Пайенс. Штаб-квартира ордена располагалась в крыле иерусалимского дворца князя Балдуина II, построенного на руинах Храма Соломона. От латинского слова "темплум" - святилище - орден получил свое обиходное название16. Задачей тамплиеров являлась охрана пилигримов на участке между Иерусалимом и Яффой. Подобная охрана требовалась из-за того, что после I Крестового похода Святой город оказался отделенным от остальных территорий, контролируемых крестоносцами, главным образом лежащих вокруг Антиохии, широким поясом земель, находящихся под властью мусульман. К ним принадлежала и большая часть палестинского побережья. Путешествие из Иерусалима - со стороны ли берега или из Малой Азии - было, таким образом, далеко не безопасным предприятием. Без пилигримов сильно сократилось бы число рекрутов в ордена и количество переселенцев. Тамплиеры должны были большую опасность превратить в меньшую.
Вначале братство состояло всего из нескольких рыцарей17. Позже оно, однако, очень быстро расширило свои ряды. Характерное отличие заключалось в том, что вступали в него главным образом, французы. Официальное превращение братства в орден произошло лишь через десять лет после его возникновения. Правила ордена были утверждены Римским Папой Гонорием II в 1128 г. (в следующем году они были одобрены на Соборе в Труа, а покровителем ордена стал сам Бернар Клер-восский). Опознавательным знаком тамплиеров были белые одежды с красным крестом на левой стороне груди и на левом рукаве.
Тамплиеры приносили традиционные монашеские обеты: бедности18 (его символ попал даже в герб ордена, изображающий двух бедных рыцарей, едущих верхом на одной лошади19), чистоты и послушания. Однако частично они были освобождены от молитвенного послу шания из-за необходимости защищать достоинство и свободу святых мест и христиан-паломников. В орден принимали исключительно неженатых мужчин: холостяков, вдовцов и монахов. Это могли быть только свободные люди - князья, рыцари, свободные землепашцы (последние для поступления на нижние уровни - в братья-трудники). Принимали также и священников, которые исполняли в ордене обязанности капелланов. Поскольку этот священник не мог проливать кровь, большинство монастырских братии не принимала священнических обетов. Самой влиятельной группой в орденах были, конечно, рыцари. Из своей среды они выбирали Великого Магистра, который подчинялся только Римскому Папе. Братья-трудники хотя и были сильно ограничены в правах, численностью в несколько раз превышали рыцарей.
Орден очень быстро получил крупные пожертвования как в Святой Земле, так и в Европе, главным образом, во Франции. Одновременно они изменили главный характер своей деятельности. Забота о паломниках уступила место поддержке иерусалимских войск и обороне города от нападений турок.
Иоанниты
Тамплиеры стали первым рыцарским орденом, который очень быстро доказал свою пригодность. Поэтому может только удивлять тот факт, что никто не старался развивать это направление. Никто не создавал из добровольцев новых орденов, но переоформлял в ордена уже существующие религиозные организации и братства.
В 1099 г. иерусалимским госпиталем св. Иоанна и зданиями итальянских купцов из Амальфи управлял провинциал Жерар де Торн из Прованса. Он сумел получить у Папы Пасхалия II в 1113 г. орденские правила, которые по сути дела являлись инструкцией по работе госпиталя и его персонала. Примерно в 1136 г. новый руководитель ордена Раймонд де Пюи ввел в него группу рыцарей. После принятия орденских обетов они должны были защищать от неверных госпитали и хосписы. Примерно в 1150 г. братство рыцарей-госпитальеров практически превращается в военную организацию. Изменяется его статус (в первом десятилетии XIII в.), а также название - с Госпитальеров на Орден святого Иоанна (сегодня Суверенный Орден Мальтийских рыцарей), а медицинско-благотворительная деятельность отступает на второй план. О том, что это было нарушением желания папской курии свидетельствует письмо Папы Александра III Великому Магистру (ок. 1180), в котором он приказывает ордену отложить меч и вернуться к первоначальной заботе о больных и пилигримах20.
Правила и устав иоаннитов в конечном счете утвердил Папа Александр IV в 1259 г. Великий Магистр пожизненно выбирался главными рыцарями (окончательно его кандидатуру утверждал Папа). Среди рыцарей было множество могущественных из самых больших европейских семей, главным образом - итальянских. Священники исполняли типично религиозные услуги. В отличие от тамплиеров, у иоаннитов количество священников было гораздо большим из-за того, что они осуществляли медицинскую деятельность. Братья-послушники могли быть или солдатами (оруженосцами рыцарей, что открывало им возможность получения рыцарского звания) или работать в госпитале ордена. Члены ордена давали обеты бедности, чистоты и послушания. Они принимали также обет рыцарской чести.
Одежда членов ордена состояла из черной рясы и плаща такого же цвета, где на левом плече и левой части груди был нашит характерный восьмигранный крест белого цвета21. В сражениях рыцари надевали на доспехи красную тунику с белым орденским крестом, который сейчас называется мальтийским крестом. С XVI в. введена орденская награда в форме мальтийского креста.
Помимо сражений, основной формой деятельности ордена была забота о больных. Она, однако, была очень специфична. Она объединялась с исследовательской деятельностью. В своих больницах они тестировали новые лекарства. Для изучения человеческого тела они создавали анатомические театры. Уже в XIII в. иоаннитами были созданы медицинские школы, при которых открылись кафедры анатомии. Каждый четверг медики ордена должны были участвовать в ее работе. Иоаннитам приписывается создание первых школ: хирургии, фармакологии, математики, морского дела. Они первыми стали обращать внимание на связь между соблюдением правил гигиены и распространением заразных болезней. Иоанниты получили право инспектировать бойни, пекарни и другие продовольственные объекты и закрывать их в том случае, если там не соблюдались гигиенические нормы. Помимо медицинской деятельности иоанниты развивали на Востоке торговлю, садоводство, строили порты, разбивали виноградники и даже добывали соль из морской воды. Существенным элементом деятельности ордена были морские перевозки (включая и пиратство), в которых иоанниты оказались большими мастерами. Вместе с тамплиерами они занимались перевозкой через море паломников и крестоносцев. Огромные суда ордена, вооруженные метательными машинами и хорошо оснащенные, обеспечивали безопасное от пиратов путешествие.
Иоанниты не были единственным госпитальным монашеским орденом. Не меньшую по своей значимости роль играли в этом вопросе и крестоносцы.
В 1190 г., во время III Крестового похода, немецкие рыцари из Любека и Бремена, участвуя в осаде Аккры, открыли госпиталь для раненых земляков. Позднее, в ходе отступления из Палестины и возвращения на родину, госпиталь был ими передан капеллану Конраду и судебному исполнителю (коморнику) Бурхарду. Именно при них был учрежден Орден Госпиталя Пресвятой Девы Марии Немецкого Дома в Иерусалиме (позднее более известного в Польше и соседствующих странах под названием Крестоносцы). В деле его учреждения достаточно важную роль сыграл сын императора Фридриха Барбароссы - Фридрих II, принц Пруссии. Такова официальная версия возникновения ордена.
Существуют, тем не менее, доказательства, что все могло происходить совсем иначе. Родословие братства могло иметь более старые корни, ибо в первой половине XII в., оно имело в Европе свои имущества. В 1143 г. Папа, решая имущественный спор меж иоаннитами и германскими крестоносцами решил его в пользу последних. Таким образом, можно предполагать, что немецкое сообщество появилось не позднее первой половины XII в. (наверное после 1130) в качестве приюта длякнемецких странников и купцов. По уставу приют находился в подчинении иоаннитов. В этом нет ничего удивительного.
Немецкие земли - в особенности Пруссия, долина Рейна, Фран-кия - переживали период интенсивного развития. Экспансия населения этих земель имела также как восточное, так и северное направление. С одной стороны, это представляло собой пробы (в итоге достаточно эффективные) приведения в подчинение саксам земель западных славян, с другой, все более оживленные торговые отношения с Русью и Скандинавией, при посредничестве посещающих Готландию немецких купцов.
Возникновение рыцарского ордена было в определенной мере естественным явлением в процессе немецкой экспансии. В орден принимались исключительно немцы, причем, прежде всего, выходцы из северной ее части (позднее - все немецкоязычные особы22). Территориально (уже в масштабах деятельности монашеских орденов в начале XVI в.) преобладали выходцы из Тюрингии, откуда происходил 121 рыцарь. В это время: из Франконии было 61 рыцаря, из долины Рейна - 53 и из Пруссии - 42. Важно добавить, что 452 известных чле на ордена происходили из 380 родов. Этот факт говорит о том, что среди родов крестоносцев повсеместно было принято "наследовать место в Ордене".
О более позднем периоде истории ордена - XII и XIII в. - нам известно гораздо больше. После капитуляции Аккры (1191) братство взяло на себя обязанность заботы о больных в городе и ведением дел в доме для немецких паломников. В этом году, благодаря поддержке принца Фридриха Прусского, немецкий госпитальный орден получил благословение Папы Римского Климента III и стал самостоятельным религиозно-благодетельным сообществом. Достаточно быстро оно получило поддержку и вызвало заинтересованность не только со стороны Папы, но и прежде всего со стороны немецких правителей во главе с Генрихом VI. Он со своей стороны пожертвовал ордену имение в Италии. Его примеру последовали и другие. Монастырское имущество было освобождено от каких-либо податей23. Папа Целестин III предоставляя привилегии крестоносцам (22.12.1196) закончил процесс преобразования их в рыцарский орден.
В нем царила суровая дисциплина. Рыцари ордена без разрешения настоятеля не могли даже писать и высылать личных писем (эти права имели только служащие ордена, имеющие печати). Полученные письма можно было прочесть только при согласии и в присутствии настоятеля. К принятию присяги ордену не допускалась молодежь младше 14 лет. Юношей можно было принять, не на правах членов ордена, а только как воспитанников. Вначале в рыцари ордена могла быть принята особа не имеющая дворянского происхождения. Однако достаточно быстро эта практика была исключена.
Исключительной чертой Ордена Крестоносцев была его тесная взаимосвязь с императором.
В 1197 г. скончался Иерусалимский король Генрих VII, планировавший следующий крестовый поход. Королем Иерусалима был избран Амори II, король Кипра. Результатом этих событий, повлекших за собой ожесточенную внутреннюю борьбу, стало возвращение крестоносцев в Европу.
5. СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ
Они частично были описаны в II и IV разделах
Борьба с язычниками
Борьба с язычниками послужила исходным моментом в учреждении рыцарских орденов, легла в основу их идеологии. Конечно, в начальной своей форме имела она не политично-исторический, оттенок, а религиозный. Великий покровитель тамплиеров, Бернар Клервосский, с целью пропаганды и вербовки написал знаменитую "Похвалу нового рыцарства" (De laude novae militiae). Бернар объясняет в ней необходимость борьбы с иноверцами и необходимость уничтожения их. Считает мусульман и язычников врагами Христа, значит злодеями, для которых нет места в Божием мире. По его утверждению: "Конечно, когда (христианский рыцарь) убивает злодея, он не является убийцею, а - как уже говорил, - уничтожает зло и, таким образом, справедливо почитается мстителем Христовым и защитником Его исповедников. Христианин гордится убийством язычника, поскольку тем самым он показывает свою любовь ко Христу". К похвалам Бернара присоединились и другие выдающиеся люди той эпохи. Аббат Клюни, Петр Досточтимый - известный инициатор первого в европейской литературе перевода Корана на латинский язык - считал тамплиеров избранным Богом войском: "чтобы разбить князей этой земли и победить врагов креста". За этой религиозной фразеологией скрывалась программа использования агрессивных устремлений в целях укрепления папских позиций и расширения сферы его влияния. Другая известная личность XII в., Иоанн Са-лисберийский, писал: "Тамплиеры являются по сути единственными людьми, которые ведут справедливую войну (legitima bella)"24. От этого последнего предложения оставался только один шаг до того, чтобы эти "справедливые войны" назвать "священными", или религиозной обязанностью каждого христианина, Божиим наставлением. Таким образом, можно ли удивляться тому, что "монахи в латах" с такой тщательностью выполнили этот "наказ справедливости и христианский долг". Они осуществляли его во многих местах.
1. Ближний Восток
Деятельность орденов на Ближнем Востоке относилась к ряду второстепенных явлений. Сначала тут появились крестоносцы, а лишь потом возникли рыцарские ордена. Таким образом, и поставленные перед ними задачи как бы относились ко второстепенным: защита паломников, обслуживание госпиталей и борьба с язычниками. Борьба за новые земли появляется тут значительно позже и относится скорее к землям недавно потерянным. С другой стороны в деятельности орденских монастырей практически не проглядывается стремление обращения в христианство иноверцев.
В зависимости от местоположения орденские монастыри обладали разной степенью свободы в вопросе ведения вооруженных действий. На Востоке была она больше, чем, например, в Испании. В 1168 г. правитель Антиохии Боэмунд III разрешил иоаннитам самостоятельно принимать решения о ведении военных действий, с правом подписания соглашений и перемирий с мусульманами включительно, которые он сам лично одобрит25. Ордена не только защищали, но строили здесь новые замки. В обязанности их входило участие рыцарей в совместных со светскими властителями битвах. Это дает нам возможность проследить активность их участия в борьбе с мусульманами. В очередной раз оказывается, что многочисленность орденов не была так уж велика. В 1187 г. тамплиеры в битве при Креси потеряли 60 братьев, а при Хиттине - 230, что составило практически всю их численность. Т. е., максимально орден мог выставить до 400 вооруженных братьев. Более 50 лет спустя в битве при Ла Форби (1244) Ордена тамплиеров и иоаннитов потеряли более 300 рыцарей каждый. В первом осталось 33, во втором 26 братьев26.
Еще большею была самостоятельность орденов на море. Сначала пользовались ею иоанниты, которые самостоятельно присоединялись к европейским морским союзам. В 1334 г. против хана Умуроя из Айдины, десять лет спустя - против Смирны (между 1374 и 1402 г. отвечали за ее оборону). В 1361-1367 гг. патрулировали и беспокоили турецкое побережье Анатолии. Четыре их галеры принимали участие в разграблении Александрии в 1365 г. Наряду с тем они вели и собственные военные кампании, и пиратские захваты, названые "корсо". Неоднократно пресекали поставку снабжения мусульман, поддерживая тем самым военные действия на суше и способствуя падению окруженных мусульманских крепостей. Вопреки всему такое поведение - пиратство - было повсеместно одобряемо и высоко ценилось. Наряду с орденами решались на это даже корабли королевской флотилии. Однако иоанниты были в этом непревзойденными мастерами. В XVIII в. из известных 483 пиратских акций 183 (38%) проводились иоаннитами27.
Начиная со второй половины XVI в. иоанниты были единственным рыцарским орденом, ведущим военные действия на Востоке. Несмотря на то, что они ограничивались только действиями на море, тем не менее, были достаточно оживленными. В 1611 г. иоанниты атаковали Коринф и Керкенне (Тунис). В 1645-1669 гг. при поддержке венецианской флотилии обороняли Крит. Принимали участие в турецкой войне 1718 г. Безусловно, случались в равной степени и великие поражения. В 1570 г. при Лепанто орден потерял три галеры. Закат военной деятельности иоаннитов наступил приблизительно в 1794 г. К тому моменту были завершены последние фортификационные работы на Мальте, и уже не велись крупные боевые действия (только мелкие стычки)28. Орденская флотилия насчитывала тогда 4 галеры, 2 линейных парусника и 2 фрегата.
2. На западе Европы
Территория Иберийского полуострова ранее была отмечена как кладезь рекрутов для войск крестоносцев. Начиная с похода тамплиеров в 1143 г. Испания сделалась ареной крестовых походов против язычников. В отличие от Святой Земли, где ордена защищали христианские поселения, тут ведут борьбу за захват новых территорий для христианства и, конечно же, для самих орденских монастырей. Наряду с тамплиерами здесь достаточно сильно обозначили свое присутствие иоанниты. Оба этих ордена были (если речь идет о численности рыцарей ордена) не так многочисленны, как в Святой Земле (и там, как помним, их силы не превышали 400 рыцарей). Во II половине XII в. около них возникают небольшие местные рыцарские ордена: Калатрава в Кастилии (1158), Св. Иакова в Лионе (1170), Монтегаудио в Арагоне (1173), Авиз в Португалии (1176), Св. Георгия из Альфамы (рубеж XII и XIII вв.), Пресвятой Марии Испанской (70-е гг. XIII в.).
Они брали за образец построение старших орденов. Характерной чертой исключительно испанских орденов была их частичная зависимость и подчинение местной королевской власти (неоднократно проявлявшейся участием светских лиц в выборах Великого Магистра и налогообложении монастыря). Подчинение властям и раздробленность влияли на краткосрочность существования испанских рыцарских орденов. Монтегаудио, например, в начале соединился с орденом Св. Спасителя в Теруель (который до тех пор не проводил военной деятельности, а только выкупал пленных и заботился о больных). В 1196 г. большинство братии было вынуждено соединиться с тамплиерами. Остатки осели в Монфраге у реки Тег в Кастилии, чтобы позднее быть включенными в Орден Калатрава. Орден Св. Иакова в свою очередь после разгрома при Моцлин в 1280
г. вынужден был воссоединиться с Орденом Пресвятой Марии Испанской. Прочие ордена, хотя и сохранились, не рисковали расширять поля своей деятельности. Попытки склонения их к интервенции на Святой Земле или на африканской стороне Гибралтарского полуострова не имели успеха.
Только на переломе XIV и XV вв. рыцарские ордена снова активно включились в борьбу на юге Испании. На этот раз, однако, очень часто исполняли руководящие функции в локальных и даже королевских войсках. В битве под Гренадой в 1491 г. из 10 000 воинов монахи составляли: 962 конных и 1915 пеших из Ордена Св. Иакова, 266 конных из Алькантара, 62 иоаннита, и несколько десятков из Калатрава29.
3. В восточной части Центральной Европы
В Центральной Европе не создавались новые монастырские ордена, а действовали уже существующие. Это привело к тяжелым последствиям. Так же как и Франция на протяжении десятилетий не могла справиться с тамплиерами, так и Польша призвала крестоносцев-тевтонцев, которые угрожали ее суверенитету на протяжении столетий. Последние между тем с кровавой эффективностью христианизовали Пруссию, и часть Восточной Прибалтики.
Однако, это вовсе не означает, что там вовсе не было местных рыцарских орденов. В восточной части Центральной Европы появились ордена Кавалеров Меча - Тевтонцы (в Прибалтике, в 1202 г. по инициативе брата Альберта) и Братьев Добжиньских (в 1228 г. по инициативе брата Кристиана Прусского и князя польского Конрада Мазовецкого). Они должны были поддерживать локальную деятельность миссий, а при необходимости защищать западных христиан от нападений христиан восточных и язычников (татар). Деятельность их, однако, не имела большого успеха и под конец 30-х гг. XIII в. они вошли в состав Ордена Крестоносцев-тевтонцев.
С другой стороны Орден Крестоносцев был призван в Польшу с целью поддержки христианизации Пруссии и защиты от них польских границ. В 1230 г. крестоносцы предпринимают военные действия против Пруссии. Сначала они утверждаются на территории Хел-мской Земли, откуда атакуют земли Помезании. Завоевание Помеза-нии произошло, главным образом, при помощи немецкого рыцарства, которое призвал на помощь ордену маркграф Мишни, Генрих Прекрасный. За 10 лет крестоносцы целиком завладели Верхней Пруссией (до р. Паслеки). Без сомнения коренное население бунтовало. Восстания были кроваво подавлены. Народно-освободительное движение окончательно прекратилось в 1283 г. В Пруссии создалось централизованное Государство Крестоносцев, в котором управляющий класс составляли братья-рыцари немецкого происхождения, а подданных постепенно германизировали. Опасность, проистекающую со стороны нового государственного образования, в Польше заметили только после беззаконного захвата крестоносцами Гданьского Поморья в 1308-1309 гг.
В восточных областях Центральной Европы был засвидетельствован только один случай битвы с язычниками, не связанный с миссией христианизации крестового похода31. В 1241 г. защищая Польшу от татар, в сражении у Легницы, участвовали тамплиеры. Большинство из них погибло.
Борьба с еретиками
Рыцарские ордена использовали тоже в борьбе с еретиками. Если первоначальной их задачей была защита христианства, то еретики, безусловно, являлись для него большой угрозой. Рано или позже крестоносцы должны были отправиться против тех, кто не разделял догматических взглядов Папы или не хотел признавать его власти.
Еретиков трудно было найти в Святой Земле. В Европе же их было более чем достаточно. Главная борьба велась во Франции с альбигойцами32. Ранее известные как катары, в XII в. они прибыли на юг Франции, а потом в Испанию и Италию. По истечению неполных 100 лет активно выступило уже 16 альбигойских областей в Ломбардии, на юге Франции, и в Центральной Италии. Они остро критиковали христиан за отход от идеалов аскетизма, а высшее духовенство за испорченность и стремление к светской власти и стяжанию богатств. Папа Иннокентий III уже в 1209 г. организовывал против них крестовый поход, в котором приняло участие множество рыцарей Западной Европы, тамплиеры и иоанниты. Несмотря на захват владений альбигойцев на юге Франции, эти победы не принесли ожидаемых результатов, поскольку на стороне еретиков выступили даже крупные феодалы, например, граф Тулузы Ромуальд VI. Сражения возобновились примерно в 1215 г. и непрерывно продолжались до 1229 г. Со временем они приняли форму не крестового похода, а феодальных войн. Орденские войска практически участвовали только в первом периоде альбигойских войн (до 1210).
Борьба с христианами иных конфессий
Латинские государства Малой Азии, плод I Крестового похода, практически на протяжении всей своей истории воевали на два фронта. С одной стороны оборонялись от турков. С другой - жаждали расширить свои владения за счет Византии.
Во время III Крестового похода король Англии Ричард Львиное Сердце, не добившись успехов на материке, атаковал Кипр, отобрав его у византийцев. Как бы следуя его примеру, в 1306 г. иоанниты начали постепенный захват Родоса и близлежащих греческих островков. К 1309 г. весь остров был оккупирован войсками ордена. Большая часть жителей Родоса вынуждены были отступить от православия и подписать унию с Римом.
Сражения рыцарских орденов с христианами значительно чаще происходили в Европе, чем в Азии. IV Крестовый поход, в котором участвовали незначительные орденские соединения, вначале захватил христианский город Задар на Адриатическом Побережье, а затем столицу Восточной Империи - Константинополь. Это стало предвестником новых бед и несчастий, которые вскоре должны были обрушиться на православных. Нельзя обойти вниманием активное участие трех главных орденов: тамплиеров, иоаннитов и крестоносцев, в расширении, а позднее обороне от греков Латинской Империи Константинополя. С 1377 г. иоанниты пребывали в латинском княжестве Ахайя (Греция) на правах 25-летней аренды. Они должны были противостоять освободительному движению греков. Однако впоследствии иоанниты были вытеснены турками.
Сражения с христианами других конфессий не менее активно происходили в северной части европейского континента. Польский князь Конрад Мазовецкий в 1237 г. пробовал захватить и разместить в Дрохочине Орден Братьев Добжиньских. Они должны были послужить орудием захвата пограничных земель Киевской Руси и распространять католицизм, несмотря на то, что земли эти были уже христианизированы Православной Церковью. Их владычество было коротким, и они были изгнаны войсками Даниила Галицкого.
Еще более ангажированный в борьбу с православием был прибалтийский отдел крестоносцев, Кавалеры Мечей (Тевтонцы). Их борьба с Русью началась уже с 20-х гг. XIII столетия.
В 1227 г. по инициативе Пскова было подписано перемирие. Рыцари Тевтонского ордена тогда перенесли свое наступление на другие участки. Уже в 1242 г. они ударили в направлении Новгорода, но были разбиты отрядами св. Александра Невского.
Несмотря на многочисленные поражения, крестовые походы против православных длились почти два века. Еще в 1471 г. магистр Йо-ханн Вольтхус готовил поход против России (он не был реализован, поскольку магистра отозвали). В 1502 г., однако, орден разгромил русские войска. Наступление на Литву не вызывало протеста западного общества и поэтому крестовые походы всегда описывали как борьба не с православной Россией, а с языческой Литвой. Это было странно, поскольку когда в XV в. Литва заключила с Польшей унию, трудно было говорить о язычестве Литвы.
Война с христианами своего вероисповедания
Папы неоднократно поощряли крестоносцев к вмешательству во внутренние конфликты в Иерусалиме и на Кипре, в споры между христианами. Климент IV требовал от иоаннитов в 1267 г. поддержки для Карла Анжуйского в борьбе с родом Гогенштауфенов из-за господства в южной Италии. Поскольку это встречало сильное противоречие "традиционных рыцарских орденов", для подобных целей были созданы даже специальные ордена. В 1261 г. в Италии появляется Орден Преблагословенной Девы Марии, правила которого требовали защищать веру, свободу Церкви и усмирять распри. В XIII в. вечная мечта Испании вытеснить мавров с Иберийского полуострова отошла на второй план из-за войн между отдельными княжествами, в которых ордена приняли большое участие. Ордена здесь сильно зависели от королевской власти, которая использовала их в своих светских планах. Очень часто владетели старались поставить на должности великих магистров своих детей, чтобы иметь над ними полный контроль. В 1385 г. внебрачный сын португальского короля Петра I стал магистром ордена Авиз. Неоднократно дети властителей, которые не могли из-за того, что были женаты, занять в орденах должности магистров, заполняли собой другие высшие позиции. В 1456 г. с согласия Папы Калиста III испанский король Генрих IV стал администратором и управляющим хозяйством сразу в двух орденах: Святого Якова и Калат-равы. Это способствовало вовлечению орденов в военные и политические интриги. В 1285 г., когда французы атаковали Арагон, местные ордена выступили на его защиту. В конце XIII в. в Кастилии во время внутренних сражений различные ордена поддерживали разные стороны на полях сражений. В 1347-1348 гг. почти все ордена выступили на стороне короля против народных восстаний. В 1356 г. ордена вошли в состав его войск в войне с Кастилией. Эта война завершилась только во второй половине XIV в., когда начался период битв с маврами за южную часть побережья полуострова - Гренаду.
Более "плодотворной" и лучше известной нам была деятельность Ордена Крестоносцев-тевтонцев. В 1308-1309 гг. они захватили Гданьское Поморье и хотели навсегда включить его в состав своего государства. Однако на это они не получили согласия польского короля Владислава Локетка, который со все возрастающей тревогой наблюдал за ростом их могущества. Орден тогда вступил в союз с Иоанном Люксембургским и ударил в 1326 г. по принадлежащим Владиславу местностям Куявы и Великой Польше. (Локеток провел ответную кампанию, в ходе которой к 1328 г. отбросил орденские войска за реку Оса.) Именно эти жестокие расправы, выжигание поселений, убийства женщин и детей заставили летописца более поздних времен Яна Длугоша назвать орденских рыцарей "разбойниками, помеченными крестами". Победа Владислава Локетка в битве под Пловцами в 1331 г. не ослабила ордена. Битвы с крестоносцами продолжались еще почти 200 лет. В результате их на полях битв погибли тысячи и еще больше - при уничтожении населенных пунктов. Множество обвинений, особенно в 1310 г., прозвучало в адрес крестоносцев на Папском трибунале. Им вменялись в вину грабежи христианских поселений. Даже архиепископ Риги обвинил крестоносцев в нападении. Обвинения были весьма серьезными, поскольку этот орден хотели даже распустить.
Другим местом борьбы с христианами своего же вероисповедания были орденские государства, а в особенности территория пруссов, принадлежащая крестоносцам. С XV в. ордена были все меньше заинтересованы поддержкой аристократии. Она сосредоточила в своих руках огромную собственность и хотела получить долю в управлении государством. До сих пор аристократия личным участием поддерживала военные операции ордена (в положении служащих братьев). Позже из-за участия в войнах наемных солдат военная роль аристократии сошла на нет. Ордену выгоднее было селить в своих государствах горожан и крестьян, которые платили налоги на содержание армии. Крестоносцы очень отчетливо дали понять прусской аристократии, что не передадут ей даже самых маленьких управленческих функций. Это привело к росту напряжения между рыцарями и аристократией. В 1440 г. восстание организации "Прусский союз" привело к гражданской войне. В течение 14 лет крестоносцы сражались со своими подданными. Часто они грабили их собственность, жгли принадлежащие им деревни.
Забота о раненых, больных и бедных
Как мы уже упоминали, во II разделе этого исследования, забота о раненых и больных являлась одной из основных обязанностей большинства рыцарских орденов. В большинстве крупных замков были организованы больницы и приюты. Когда рыцари переходили на новое место, они не бросали больных, а переносили их за собой, вместе с добычей. О том, как значительны были объемы этой деятельности, свидетельствуют записки пилигрима Иоанна из Вюрцбурга, посетившего больницу иоаннитов в Иерусалиме в 60-е гг. XII в.: "множество больных - как мужчин, так и женщин - собирается в разных зданиях и ежедневно возвращается к здоровью большой ценой. Когда я был там, я узнал от слуг, что численность больных доходила до 2 тыс. человек". В те времена это была очень большая цифра, почти равнявшаяся количеству орденских братьев. Даже тамплиеры, которые были призваны для заботы о паломниках, а не о больных, хоть и крайне редко, но строили собственные больницы, передавали бедным и больным одну десятую часть хлеба, который выпекался в орденских пекарнях.
Добавим, что такое же послушание ордена несли в других частях света. Правило испанского Ордена святого Якова гласило, что все захваченные трофеи должны употребляться на содержание больниц и выкуп пленных христиан. Орден Монтегаудио после объединения с другим испанским орденом - Госпиталем Святого Искупителя в 1188 г. принял его призвание защищать больных и раненых.
В более поздние времена забота о больных хоть и отошла на второй план, но не прекратилась. Еще в 1440 г. иоанниты открыли на Родосе больницу, поражавшую приезжих своими размерами и профессионализмом. Интересно то, что из всех орденов до наших дней дошел лишь орден иоаннитов, потому что отказался от военных действий ради помощи больным и нуждающимся.
Деятельность, не вытекающая из орденских правил
На этом пункте деятельности орденов, являющимся отступлением от их правил и призвания, мы не будем слишком долго задерживаться.
1. Финансовая деятельность
Благодаря многочисленным пожертвованиям и управлению собственностью ордена быстро сосредоточили в своих руках значительные богатства. Очень часто это были наличные деньги. Их необходимо было умело инвестировать так, чтобы они приносили ордену дополнительные прибыли. С другой стороны европейские владения орденов должны были большинство своих доходов обращать на поддержку рыцарства в Святой Земле. Это вынуждало ордена вырабатывать способы безопасной пересылки денег. Вскоре крестоносцы стали мастерами финансовых операций. И нет ничего удивительного в том, что их умением стали пользоваться другие силы. Ордена превращались в банки, в которых можно было хранить деньги, драгоценности, святые мощи, ценные документы. Неоднократно такое хранение связывалось с необходимостью доставки денег или ценностей в другое место, иногда даже на другой континент. У орденов можно было провести заем денег, разумеется, под проценты. Почти во всех орденах можно было иметь постоянные счета и поручать орденам собирать подати с собственной земельной собственности и вести все финансовые дела. Это касалось, как частных лиц, так и местных правителей (в XIII в. Орден парижских Тамплиеров отвечал за текущие проблемы французской казны).
2. Колонизация новых земель Рыцарские ордена очень часто становились причинами политико-экономических перемен на территориях, где они действовали. На завоеванных землях они создавали условия для государственной экспансии христианства. Они проводили политику экономического освоения еще незаселенных земель, осушали болота, строили города и деревни. Это было связано с акциями переселения людей и привлечения колонистов. К примеру, в Испании после 1312 г., когда границы с маврами передвинулись на юг, ордена имели небольшие возможности сражаться с неверными. Зато усилилась их колонизаторская деятельность. В оставленные мусульманами деревни они переселяли людей с севера страны. Строили дороги, церкви, пристани, мельницы и т.д. Орден Крестоносцев к середине XIV в. основал на территории Пруссии около 1400 деревень с регулярной застройкой и более 90 городов. Большинство из них существуют до сегодняшнего дня. Современная сеть польских дорог проложена также по старым трактам крестоносцев.
Эта колонизаторская деятельность началась еще в Святой Земле. Орденам часто передавались замки и земли на особо опасных участках границ государств крестоносцев. Чтобы эффективно их оборонять, нужно было иметь людей, связывающих свои судьбы с замком. Поэтому вокруг цитаделей селили переселенцев из Западной Европы, у которых на родине практически ничего не осталось, и которым было некуда возвращаться.
Особенное место занимает колонизационная деятельность на так называемых "новых землях". В 1443 г. португальский Орден Христа получил от Папы привилегию получения в собственность всех земель, которые он в будущем завоюет в Марокко, на островах Атлантического океана и в других заморских территориях. Этот документ свидетельствует о том, что и ордена, и властители (в том числе и Папы) были заинтересованы участием орденов в исследовательских экспедициях. Подтверждением этого является признание за Орденом Христа в 1457 г. королем Генрихом двадцатой части всех доходов от южноамериканской Гвинеи.
6. ОКОНЧАНИЕ
Рыцарские ордена - это важный отрезок христианской истории. Их создание было отражением стремлений средневековых христиан к очень специфическому исполнению христианского долга любви к нуждающимся и готовности отдать жизнь за друзей. (Ин. 15,13).
Специфика заключалась в том, что любовь эту распространяли мечом. На крови врагов хотели построить святое и идеальное общество. Самое печальное в том, что каждый, кто не разделял идеи крестовых походов, становился врагом крестоносцев. Это были по очередности мусульмане и язычники, затем евреи и христиане других Церквей.
Рыцари орденов были жертвами высших идей. В большинстве своем упоенные необходимостью служения Богу тем, что они умели лучше всего - борьбой и жертвенностью - они готовы были, жертвуя собой, защищать латинскую собственность в Святой Земле. Защита паломников и забота о больных все сильнее отходят на второй план. Ордена концентрируют свои интересы на создании своих государств, увеличение своих богатств и влияния. Из религиозных и благотворительных организаций они перерождаются в политические организации, которым не чужды войны с христианами, пытки, грабежи, пиратство. Орден крестоносцев в 1231 г. начал обращение пруссов в христианство с захвата трех городов, которые принадлежали шляхтичу Пипину, уже ранее обращенному в христианство, но потом в знак протеста против несправедливостей вновь перешедшему в язычество.
Однако политическую деятельность орденов трудно целиком осуждать. Простые рыцари, желая верно служить Богу, приносили обеты абсолютного послушания и старались исполнить их, даже если речь шла о смерти невиновных людей. Политика орденов и их действия зависели не от них. С другой стороны, богатые ордена заботились о развитии подчиненных им земель. Они строили города и деревни, прокладывали дороги, возводили мельницы, колонизировали и заселяли болота и леса. Они оставили после себя прекрасные готические замки. Они использовали новинки технического прогресса. В военном деле применяли арбалеты и артиллерию, в экономике - ветряные мельницы, корабли-паромы. Жаль только, что "новые земли" не стали домом и благом для всех, а семена развития были политы кровью.
Мы видим это сегодня, видели это также и те люди, которые непосредственно соприкасались с деятельностью орденов. В XIII-XV вв. уже шла речь о реформе орденов. Предлагали объединить их все в один орден, систематизировать на национальном основании и подчинить Патриарху Иерусалима. Предлагали также перевести всех орденских рыцарей из Европы на Восток, чтобы вести войну с неверными. На Западе же хотели оставить только светских управителей, ответственных за управление орденской собственностью, чтобы получать средства для военной деятельности в Святой Земле. Во всех этих предложениях, однако, был один общий изъян - ордена по-прежнему должны были главным для себя считать ведение вооруженной борьбы. Так что "де факто" такие реформы ничего бы не изменили. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство орденов в конце своего развития пережили периоды кризисов и даже подлежали упразднению. Лишь немногие сумели выжить, как, к примеру, рыцари Мальтийского ордена, обратившись к своим первоначальным обязанностям, не связанным с вооруженной борьбой.
Подводя итог всему сказанному выше, надо сделать заключение, что большинство рыцарских орденов лишь короткое время соблюдала свои первоначальные задачи. Их вмешательство в политику привело к искажению их доброго имени и ко многим несправедливостям, омоченным человеческой кровью. Если бы они соблюдали верность идеалам своих основателей, сегодня о них обязательно вспоминали бы с таким же уважением, каким окружена ныне деятельность кавалеров Мальтийского ордена.
Примечания:
1. Турки отбили Иерусалим не у византийцев, а у арабов, которые захватили его в 637 г. Они, однако, проявляли такую религиозную терпимость, что у христиан не было никаких проблем, связанных с посещением Святых мест и проведения богослужений.
2. Характерен тот факт, что Папы старались отбить охоту к крестовым походам у предста вителей беднейших социальных слоев (не имеющих собственной экипировки и военного опыта), вводя оплату за морские перевозки и запрещая женщинам, полагавшимся на покровитель ство рыцарей, посещать Святую Землю, поскольку для экспедиций они были бы только обузой.
3. V-XV века в источниках / Под ред. М. Собаньска-Бондарук и Ст. Ленард. Варшава, 1997. С. 151.
4. Покровитель ордена Бернард Клервосский происходил из могущественной феодальной семьи. Хотя он принял монашеские обеты, но не переставал быть рыцарем. Проект создания военной организации, имеющей характер религиозного ордена, был передан Бернарду представителями Братства Тамплиеров с просьбой заручиться поддержкой Папы. Бернард принял этот проект с воодушевлением и полностью его поддержал. Как пропагандист "священной войны против иноверцев", организатор II Крестового похода (1147-1149) и горячий сторонник крестового похода против полабских славян (1147) он видел в новом ордене орудие уничтожения ислама, назначенное самим Богом.
5. Министериал - это член свободной общности. Хотя он стоял выше крестьянина, из материальных соображений он был вынужден принять службу при дворе, в городском правлении. Это сегодняшний чиновник.
6. На Соборе в Клермоне в 1095 г., поощряя рыцарство к участию в I Крестовом походе, Папа обещал отсрочку исполнения судебных приговоров против крестоносцев, а в случае их смерти - полное прекращение дел.
7. В состав Генеральной капитулы входили: Национальные Магистры (немецкий, прусский, инфлянцкий), а также руководители ордена - Великий Комтур, Великий Маршал, Великий Госпитальер, Великий Ризничий, Великий Казначей, а с XIV в. еще и Великий Монетчик (отвечаю щий за монетный двор) и Великий Ключник (управляющий торговлей).
8. В более поздний период очень часто бывало так, что Капитула очень долго не собиралась. В XV в. у иоаннитов доходило до того, что между встречами были шестилетние перерывы.
9. У тамплиеров выборы Магистра проводило собрание, состоящие из восьми рыцарей, четырех светских братьев и одного духовного.
10. Так было, однако, не всегда. Кандидат в орден крестоносцев в XV в. должен был принести в дар полное вооружение, трех коней и 60 флоринов.
11. Исключением являются ордена позднейшего времени, в особенности испанский орден св. Якова, который разрешал полноправное участие в своих рядах и руководящих органах женатым рыцарям.
12. У тамплиеров и иоаннитов существовали требования, чтобы кандидаты в орденские рыцари не были незаконнорожденными.
13. Монахи на Святой Земле из-за высоких температур имели право вместо традиционных монашеских шерстяных одежд носить льняные
14. Существовали еще другие виды послушания приказам вышестоящих лиц. Одним из самых тяжелых был приказ плевать на крест во время церемонии принятия в орден, что в будущем послужило для обвинения тамплиеров в отходе от христианства.
15. Разведение хлопка на Родосе приносило иоаннитам большие доходы, чем сумма общего дохода, получаемая их Магистром от всех заграничных отделений ордена.
16. Также считается, что круглой формы храмы, ротонды, были характерны для тамплиеров. Это было напоминание о мечети, построенной на месте Храма Соломона в Иерусалиме и также святыне над Гробом Господним.
17. Численность братства очень удивляет. В первые десять лет существования в нем было всего 9 рыцарей. Речь не идет при этом о том, что в орден не было кандидатов. Их попросту не принимали. Вместо того, чтобы помогать паломникам, они раскапывали участок на месте бывшего Храма Соломона. До сегодняшнего дня не известно, чего они там искали - сокровища или реликвии (еврейских культовых предметов).
18. Каждый вступающий в орден должен был при вступлении в него передать ему все свое имущество.
19. Существуют и другие объяснения смысла этого герба. В соответствии с ним речь не может идти о бедности, ибо ведение сражения, для чего и был создан орден, сидя вдвоем на одном коне было бы неэффективно. Речь тут идет скорее о символе тесного братства и общей собственности выделяющей тамплиеров.
20. История христианства / Под ред. Й. Клочовского. Варшава, 2001. Т. 5. С. 262.
21. В XIV в. появилась прослойка "обычных кавалеров". В своих занятиях и служении они были равны рыцарям, хотя и не имели благородного происхождения. Их высокое положение и приравнивание к "кавалерам" происходило из-за исключительных достоинств на поле боя.
22. До XIII в. допускал принятие не немецких рыцарей в свои дома в Греции, Испании и Италии.
23. "Повелеваю, таким образом, что бы никто из людей не смел указанный госпиталь упрямо преследовать либо его имение захватывать, либо захваченное сохранять, уменьшать либо какими-либо повинностями обременять", - право, предоставленное Папой Целестином. См.: V-XV века в источниках. Варшава, 1997. С. 167.
24. Три вышеуказанных текста взяты из Интернет-ресурса: Э. Потковский. Рыцари в мантиях // www.RYCERZE. Htm.
25. Подобное разрешение было выдано царем Армении Львом II в 1210 г. См.: Форей А. Рыцарские ордена 1120-1312 гг. // История Крестовых Походов. Варшава, 2000. С. 207.
26. Там же. С. 211-212.
27. Люттрелл А. Рыцарские Ордена 1312-1798 // История Крестовых Походов, Варшава, 2000. С. 375.
28. Это было связано с окончательным разгромом турецкой флотилии в войне с Россией в 1770 г.
29. Люттрелл А. Ук. соч. С. 349.
30. Уже в 1147 г. Папа Евгений III войну саксов с полабскими славянами назвал крестовым походом и уговаривал европейское рыцарство принять в ней участие.
В конце XII в. началась христианизация Пруссии. Вел ее Орден Цистерсов. Она было связана с созданием польских поселений на тех территориях. Когда местное население начало оказывать сопротивление и организовывать разбойные нападения на территории Польши, нужно было ожидать ответной реакции. С 1217 г. приготавливался крестовый поход против языческой Пруссии, под лозунгом защиты обращенного в христианство прусским епископом Христианом и цистерскими миссионерами населения прусских земель. Краковский столичный князь, Лешек Белый, просил в 1221 г. Римского Папу об освобождении его войска от участия s крестовом походе, обосновывая просьбу отсутствием на Святой Земле пива, к которому он со всем своим рыцарством привычен. Взамен он обещал двинуться с походом на Пруссию. Организовал он поход в 1222 г. Кроме князя Лешка в нем приняли участие пястовские князья Генрих Бродаты (Бородатый) с Силезии и Конрад Мазовецкий, а также все современные польские епископы и вспомогательные формирования из Германии. В следующем 1223 г. возобновлен крестовый поход на Пруссию, в котором кроме указанных польских князей и двух епископов (вроцлавского и любукского) приняли участие два поморских князя, Святополк и Вартислав, сыновья скончавшегося уже Мстислава I.
32. Альбигойцы (катары) приняли свое название от французского города Альби. Появились в XII в. во время голода. Проповедовали дуалистическое учение, признававшего существование наряду с благим Богом Его злого взбунтовавшегося сына, который и стал демиургом, сотворившим наш несправедливый физический мир. Христос - наисовершеннейший человек, либо наивысший средь ангелов - пришел, чтоб указать нам путь ко Господу. Но Его тело, а, следовательно, смерть и воскресение, были мнимые. Спасение достигается не посредством Его жертвы, а через знание. Не принимая мир как творение сил зла, альбигойцы с презрением относились к человеческому телу и практиковали суровый аскетизм, который неоднократно приводил к гибели от истощения. Они не признавали также христианские таинства и богослужения. Практиковали единственно богослужение, которое базировалось на повторении Последней Вечери Христа и произношению молитвы "Отче наш".
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |