Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
Пасхальные обычаи в Чехии
 
У самой неверующей нации в Европе символами Пасхи являются яйца и... плетки.
 
Около 40% чехов - приверженцы римско-католической церкви, 4,5% – протестантской, 3% чехов исповедуют православие, 40% - атеисты.
 
Согласно исследованиям социологов, чехи – самая неверующая нация в Европе. Не удивительно, что Пасха здесь теряет религиозный характер и приобретает черты светского праздника. Ярким примером этого служит уверенность многих граждан в том, что именно пасхальный понедельник –главный праздничный день, так как он является выходным! (Воскресенье, ведь, и так всегда выходной!) Понятно, что люди, скорее всего, не задумываются о том, в какой именно день воскрес Иисус. К тому же в чешской языковой культуре не существует ничего наподобие русского: "Христос воскрес" – "Воистину воскрес". А вот значимость понедельника усиливают национальные традиции, которые, по мнению этнографов, самые интересные и оригинальные в Европе.
 
В Чехии празднуют Пасху (Velikonoce) по католическому календарю. Первый в Чехии календарь с пасхальными датами составил знаменитый астроном Иоганн Кеплер.
 
Празднование Воскресения Христова обросло многочисленными символами и народными традициями. Чехи называют Пасху своим вторым Рождеством или Новым годом. А в связи с этим – многочисленные поверья, обычаи, гулянья и, как и следует после долгого поста, – обильная чешская кухня с пивом. Испытать на себе все удовольствия чешской Пасхи можно, только разобравшись со всеми традициями и обычаями, а еще лучше – поучаствовав в них.
 
Пасхальные торжества в Чехии, как и в других христианских странах, начинаются в последние дни Великого поста. Пасхе предшествуют три святых дня: Зеленый четверг, Великая пятница и Белая суббота.
 
Согласно католическим канонам, в четверг накануне Пасхи в последний раз звонят церковные колокола – в народе считается, что потом они... улетают в Рим к Святому Престолу. Священники служат мессу в зеленом облачении. Отсюда и название «Зеленый четверг». Чешские крестьяне в этот день едят овощи зеленого цвета, чтобы весь год быть здоровыми.
 
 
В Великую пятницу священнослужители устраивают крестный ход - в память о том, как Христос нес свой крест на Голгофу. В чешском фольклоре Страстная пятница сопряжена с не менее фантастическими легендами: считается, что в этот день людям открываются зарытые в земле сокровища, а самые праведные люди ровно в полночь могут увидеть самый знаменитый чешский клад, лежащий в Вышеградской скале. Почему только увидеть? Наверное, потому, что для праведников богатство - не главное!
 
Последний день Великого поста - Белая суббота. Еще 100 лет назад в чешских деревнях с утра перед костелом разжигали костры. Хозяйки разбирали угольки и пепел: угли должны были хранить дом от пожара, а пеплом посыпали поле, чтобы обеспечить хороший урожай. Вечером во всех храмах начинались богослужения - люди славили Воскресение Иисуса Христа. Однако, в чешской языковой культуре не существует ничего наподобие русского «Христос воскрес», «Воистину воскрес». Даже название седьмого дня недели не имеет в чешском языке ничего общего с «воскресеньем».
 
Молодежь начинала развлекаться только в понедельник, который в Чехии называют Красным.
 
Самая экзотическая традиция, которая до сих пор массово соблюдается даже в больших городах, происходит в пасхальный понедельник (velikonocni pondeli). Чешские мужчины ходят с так называемыми «помлазками» (pomlazka) - плетенными в косичку вербовыми прутьями с ленточками (barevne pentle) на конце. По традиции, мужчины должны сами сплести плетку из веток ивы или вербы. Но все в сегодняшнем мире продается, поэтому и плетки в наши дни чаще всего покупают в магазинах. Мужчины ходят по улицам и легко стегают девушек прутьями. Это традиция еще языческих времен. Но как это традиция держится! Сегодня, пожалуй, никто не знает, в чем ее смысл. Этнографы говорят, что женщине пасхальная «порка» помогает оставаться молодой и красивой, так как ей передается сила и свежесть молодой ветки. Правда, многие дамы не верят в эффективность такого средства и предпочитают переждать дома; благо, понедельник – выходной. Если же нужда все-таки выгнала вас на улицу, можете попытаться откупиться от носителей "оздоровительных розог" пасхальными яйцами, сладостями и выпивкой.
 
Однако в Чехии есть и ответный обычай. Девушки должны обливать парней водой. "Сильному полу" лучше не бродить в пасхальный понедельник по узким улочкам чешских городов … без зонта.
 
Понятно, что в наши дни этот обычай имеет достаточно безобидный характер, хотя ещё каких-то лет сто назад все было весьма серьезно.
 
Всю неделю, следующую за великим праздником, в чешской столице проходят народные гуляния в честь прихода весны. Каждый ремесленный цех устраивает собственный праздник. Во вторник обычно проходит праздник портных под довольно прозаичным названием «тюфяк».
 
Портные вывешивают на березке тюфяк из белого полотна, на котором вышита Богоматерь с младенцем, а затем устраивают танцы вокруг дерева или в ближайшей пивной.
 
 
В Чехии принято дарить детям на Пасху "баранеки" – пряники в форме барашка (beranek). Ни один праздничный стол не обойдется без еще одного животного – зайца. Именно он, а отнюдь не курица «высиживает» пасхальные яйца. Говорят, что куры недостаточно святы.
 
 
Яйца-крашанки продают во всех магазинах, предлагают в кафе и ресторанах. На улицах и площадях, наряженные в национальную одежду, древние бабушки на глазах у туристов с необыкновенной важностью расписывают яйца. Тем не менее, их красят и дома более простыми способами: в луковичной шелухе или синтетическими красками, предварительно сварив вкрутую. Но, настоящие пасхальные яйца надо сначала проколоть иголкой и выдуть их содержимое. В итоге – получается крашенная скорлупа. Разукрашиванием яиц активно занимаются дети в детских садах и начальных школах.
 
 
По материалам сайтов Сolour tour и Сalend.ru


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com