Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / История Святой Земли / История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других стран / Годы благодати. (Хроника двух тысяч лет христианской цивилизации). 480 - 520 годы. Н. Лисовой
Годы благодати
(Хроника двух тысяч лет христианской цивилизации)
 
480 - 520 годы
 
В год 481.
Хлодвиг, сын Хильдерика, стал королем турнейских франков (от города Турне, Южная Бельгия).

В год 482.
Умер святой Северин - "апостол Норика" (современная Австрия), один из интереснейших деятелей раннехристианской проповеди среди германских племен. Происходивший из местной романизированной варварской аристократии, Северин оставил одинаково яркий след как в истории церковного просвещения Центрального Подунавья, так и в истории военно-административной организации сдерживания варварских набегов на Дунайском "лимесе". Житие святого Северина пользовалось чрезвычайной популярностью в средневековой народной книжности Центральной Европы и является ценнейшим историческим источником для современных исследователей.
 
В тот же год.
Византийский император Зенон издал "Энотикон" - дословно "эдикт о соединении". Речь шла о восстановлении единства Церкви - о примирении православных с умеренными монофизитами, т.е. общинами, отделившимися в результате провозглашения на IY Вселенском Соборе в Халкидоне (451 г.) догмата о единстве двух природ во Христе (Христос - "совершенный Бог и совершенный Человек"; монофизиты считали, что не "совершенный" человек, Божественность "поглотила" в Нем человечность).
 
Религиозные разделения всегда тесно связаны с культурологическими и политическими. Мы видели, сколь значительным фактором нестабильности для европейского раннего Средневековья стало арианство готов. Ту же, по степени возгораемости, политическую опасность видели византийские василевсы в монофизитстве армян, коптов, сирийцев, эфиопов. Из боязни, как бы церковный кризис не перерос в государственный, родилась идея Энотикона. Но богословские споры не могут быть решены с помощью эдиктов, и Византии еще не раз представится повод в этом убедиться. "Энотикон" не только не способствовал примирению, он сам стал причиной новых расколов. Православный Запад (а он тогда, во главе с римскими папами, был еще вполне православным) не принял половинчатого царского богословствования. Патриарх Константинопольский Акакий, согласившийся под давлением императорской власти принять положения указа, практически отменявшего православие Халкидона, был объявлен еретиком.
 
В год 484, 22 июля.
Римский папа Феликс II отлучил патриарха Константинопольского Акакия от Церкви. Римский папа был в догматическом смысле прав, император Зенон не прав ни богословски, ни канонически (новое грубое вмешательство светской власти во внутренние дела и учение Церкви), патриарх проявил слабость (нередко и в позднейших отношениях самодержцев с церковными иерархами). Результат: было положено начало так называемой "акакианской схизмы" - первой в ряду схизм (т.е. расколов), разделявших постепенно, век за веком, в церковно-каноническом отношении Восток и Запад, расширявших и без того фундаментальную культурологическую пропасть между ними - до дня, пока Великая Схизма 1054 года не закрепит окончательно этого разделения.

В тот же год.
Преподобный Савва Освященный основал монастырь в ущелье Кедронского потока, невдалеке от места его впадения в Мертвое море (17 км от Иерусалима). Ученик Евфимия Великого, принятый в монастырь в 9-летнем возрасте и прошедший за свою почти столетнюю жизнь все степени иноческого подвига и духовного совершенствования, Савва Освященный (это слово означает лишь, что он был иеромонах, т.е., будучи монахом, имел также сан священника, - редкий случай в ранней истории палестинского пустынничества), известен как создатель так называемого Иерусалимского Устава, т.е. Устава богослужения, принятого первоначально в Иерусалимском патриархате и затем распространившегося на всем Православном Востоке (с конца XIY в. и у нас в России).
 
Основной литургической особенностью Иерусалимского Устава (или, как называют его по месту происхождения, Устава Саввы Освященного) является наличие всенощного бдения, столь любимого нашим верующим народом. Всенощная, по мнению историков, обязана своим возникновением конкретным условиям иноческой жизни в ущельях Иудейской пустыни Y - YI вв., когда монахи спасались в основном в отдельных (естественных и порой лишь слегка приспособленных для жизни) пещерах, а в "монастырь" (собственно, в храм) собирались в субботу и воскресенье. Для того, чтобы им не возвращаться по кельям, карабкаясь с риском для жизни по своим крутизнам после субботней вечерни, игумен Савва и "удлинил" службу на всю ночь. В настоящее время "всенощная" в буквальном смысле слова - с вечера до утра - совершается лишь на Афоне и в некоторых других обителях Востока. В России один только раз, в 1912 году, в Киевской духовной академии ученики профессора М.Н.Скабаллановича осуществили так называемую "идеальную всенощную".
 
Монастырь святого Саввы на все последующие века сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая. Там жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил (1106 - 1107). Там постигал "основы искусства святости" Святитель Савва - святой покровитель Сербии (1226) и переводил древние патерики создатель Русского Добротолюбия Святитель Феофан Затворник (1848 - 1854). Участие иноков Мар-Сабы является обязательным для совершения литании Святого Огня в храме Гроба Господня в Великую Субботу. Без их молчаливой, "зажигательной" исихастской молитвы Благодать не сходит...
 
В год 489, август.
Король остготов Теодорих перешел со своим народом-войском реку Изонцо. Этим днем он начинал впоследствии отсчет своего правления в Италии.
 
В год 493.
Теодорих завершил в Италии разгром государства Одоакра. Осажденные в Равенне войска сокрушителя Римской Империи сдались, сам Одоакр, приглашенный Теодорихом на пир, был им предательски убит.

Историки доныне спорят о происхождении Одоакра. На его полулегендарной надгробной плите было, по некоторым данным, написано: "rex ruthenorum", т.е. "король русских". На основе этой легенды в позднее русское средневековье, а затем, в полушуточном варианте, и в начале XX века, возникает формула "Мы, русские, взяли Рим". На самом деле Одоакр происходил не из рутенов и не из ругиев (которых, кстати, до сих пор некоторые историки столь же беспочвенно отождествляют с русскими), а из германского племени скиров.
 
Гибель Одоакра и воцарение в Равенне Теодориха на несколько десятилетий положили конец политическим и династическим смутам в пределах бывшей Западной Империи. Она как бы была восстановлена Теодорихом - на новой этнической и религиозно-культурной (арианской) основе, в рамках той историософской концепции, которую мы назвали выше "готской утопией". Теодориху удалось то, что не удавалось прежде Стилихону, Алариху, Атаульфу, Гензериху, Одоакру, о чем будут мечтать впоследствии Карл и Оттон Великие - создать "римскую империю германской нации". Именно такой "римско-германской империей" было по сути остготское королевство в Италии, просуществовавшее ровно шестьдесят лет, с 493 до 553 года.
 
В тот же год.
Король франков Хлодвиг женится на Клотильде, дочери бургундского короля Гундобада. Хлодвиг, объединивший к этому времени практически всю Северную Францию, остается еще воинствующим язычником. Но Клотильда - ревностная православная (в западных источниках ее именуют, конечно, "католичкой", но это анахронизм - в Y веке быть "верной католичкой" означало не что иное, как быть православной). И это предопределяет эволюцию сурового франкского вождя от воинственного язычества к принятию христианства.
 
В год 495, 13 мая.
Папа Геласий впервые назван на соборе в Риме "наместником Христа в Церкви". Две основные силы, предрешившие отделение Католицизма от Православия, - притязания папского престола на всемирную церковную власть, с одной стороны, и своеобразное "неофитство" вождей самозванных варварских "империй", отсутствие в их сознании как твердых православных ориентаций, так и политической "римской", имперской традиции - начинают постепенно смыкаться. Они сомкнутся триста лет спустя в императорской коронации в Риме Карла Великого - поборника злосчастного Filioque...
 
Не случайно папа Геласий был первым богословом-канонистом, заговорившим в своих сочинениях о "двух властях" - светской и духовной. Как известно, это "двоевластие" совсем по-разному будет решено на Западе и на Востоке (папская "власть ключей" у католиков и византийская "симфония властей" у православных).
 
В год 498, 25 декабря.
Крещение Хлодвига. "Можно предположить стройную хронологию событий, непосредственно предшествовавших обращению Хлодвига. Во время одного из победоносных походов на Аквитанию, того, который привел его в Бордо в 498 году, Хлодвиг, проходя через Тур (резиденцию Турских епископов, возглавлявших церковную жизнь в Галлии), торжественно поклялся, стоя перед базиликой Святого Мартина вместе с епископом Волузианом, что он "в ближайшие сроки" примет крещение. По завершении похода начались приготовления к церемонии.
 
В Реймсе, в день Рождества 498 года Хлодвиг и его соратники, воины-язычники, согласившиеся последовать примеру короля, вошли в баптистерий, расположенный в северной части кафедрального собора Пресвятой Девы Марии, сняли с себя ожерелья, амулеты и иные знаки их приверженности к старым языческим верованиям, спустились по ступеням купели и были крещены (по православному обряду - Н.Л.) епископом Ремигием во имя Отца и Сына и Святого Духа", (Лебек С. Происхождение франков. М., 1993, с.55).
 
В тот же год.
Византийский император Анастасий I признал Теодориха королем Италии и вернул ему императорские инсигнии (знаки царской власти), отосланные в Константинополь в 478 году Одоакром. "Готская мечта" осуществилась. Германец (гот) Теодорих стал "почти императором" Готской "почти империи".
 
В год 500, 3 января.
Умерла святая Женевьева (в латинской транскрипции Геновефа), почитаемая французами "защитницей и покровительницей Парижа". Геновефа происходила из местной галло-римской знати, хотя и носила по моде того времени германское имя. С раннего возраста посвятившая себя Богу и принявшая иноческое пострижение, святая была известна своими всегда сбывавшимися пророчествами. В 451 году, когда орды Аттилы двигались к Парижу и население намеревалось покинуть город, Геновефа остановила горожан, предсказав, что гунны не дойдут до города. Ее обвинили в ереси и "лжепророчестве", но когда предсказание сбылось и Аттила действительно изменил направление удара, двинувшись навстречу Аэцию, все стали считать Геновефу святой. В 475 году она основывает аббатство Сен-Дени под Парижем (ныне в черте города), в котором почиют мощи ученика апостола Павла, святого Дионисия Ареопагита и которое станет со временем усыпальницей французских королей. Позже, во время осады Парижа франками, она беспрепятственно прошла через вражеский стан и сумела доставить в осажденный город по Сене 12 барж с продовольствием. И хотя Париж достался все-таки франкским королям, Хильдерик и его сын Хлодвиг с неизменным почтением относились к его святой покровительнице. Над могилой Женевьевы Хлодвиг, незадолго до того ставший христианином, воздвиг храм во имя святых апостолов Петра и Павла - в подражание Константину Великому с его собором Святых Апостолов в Константинополе. В храме будут похоронены и сам Хлодвиг, и его супруга Клотильда, а главной святыней его станут мощи святой Женевьевы. В XYIII веке церковь, именовавшаяся парижанами храмом святой Женевьевы, будет перестроена (строительство окончилось в 1789 г.), а в годы Великой французской революции обращена "сознательными гражданами" в Пантеон - усыпальницу великих людей Франции. Гробницы Хлодвига и Клотильды будут перенесены в Сен-Дени.

В тот же год.
Теодорих, украшенный царскими инсигниями, вступает в Рим для празднования тридцатилетия своей власти у готов. Вспомним, что сама традиция совершать торжества по случаю 10-летия, 20-летия, 30-летия власти восходит к римским императорам. Для Теодориха это стало единственным поводом посетить Ветхий Рим - его столицей, как и столицей последних императоров и Одоакра, была Равенна.
 
В год 507.
Разгром Хлодвигом вестготского королевства в Аквитании (со столицей в Тулузе). Аквитания окончательно присоединяется к Франкскому государству. Военные приобретения Хлодвига были одновременно и приобретениями для христианской церкви: окружавшие его короли и царьки отдельных германских племен были преимущественно, как остготы, вестготы, бургунды, арианствующими (т.е. исповедовали христианство в его арианской, еретической форме).
 
В год 511, 27 ноября.
Умер король франков Хлодвиг, объединитель и креститель Франции. Его жена Клотильда, овдовев, проживет после мужа еще долгие тридцать три года, уединившись в монастыре Сен-Мартен в Туре. Ее рассказы и воспоминания станут не только основой живой королевской традиции для преемников Хлодвига, но и одним из главных источников "Истории франков", созданной Григорием Турским.
 
В год 519, 28 марта, в Великий Четверг.
В Константинополе представителями Восточной Православной Церкви и легатами римского папы Гормизды (он был чистый римлянин, хотя и носил персидское имя) подписано соглашение с отменой и осуждением "Энотикона" и восстановлением христологии Халкидона (так называемая "формула Гормизда"). Тем самым было покончено с длившейся несколько десятилетий "акакианской схизмой".
 
 Николай Лисовой.
Журнал "Московская перспектива" № 14 1996 г.


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com