Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / История Святой Земли / История христианства на Святой Земле / История Церкви / Пространная история Иерусалимской Церкви архиепископа Афинского Хризостома / Краткий исторический очерк. Оглавление. / ПЕРИОД II. ЧАСТЬ 1 (638-1099). Состояние Иерусалимской Церкви при первых халифах. Ухудшение положения палестинских христиан. Иконоборческая ересь. Разбойничьи набеги. Состояние Святых Мест. Патриарх Феодосий (862-878).

ПРОСТРАННАЯ ИСТОРИЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ.

ПЕРИОД II. ЧАСТЬ 1 (638-1099). Состояние Иерусалимской Церкви при первых халифах. Ухудшение положения палестинских христиан. Иконоборческая ересь. Разбойничьи набеги. Состояние Святых Мест. Патриарх Феодосий (862-878). Непрекращающиеся разрушения и восстановление храма Воскресения.

 
ПРОСТРАННАЯ ИСТОРИЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ.
ПЕРИОД II. ЧАСТЬ 1 (638-1099)

   
   
 
 
 
 

Состояние Иерусалимской Церкви при первых халифах.

С завоеванием арабами Палестины для Иерусалимской Церкви начался новый исторический период, ознаменовавшийся полной политической властью иноверцев. В первые годы владычества отношение арабского халифата к христианской Церкви было достаточно благоприятным, ибо халиф Омар I (634-644) вошел в Иерусалим не как варвар-завоеватель, а как благочестивый паломник. Заключив с Иерусалимским патриархом Софронием (634-638) договор, на основании которого в последствии определялись отношения арабского халифата к христианам Палестины, Омар I закрепил за ИПЦ Святые Места, имеющие археологическую ценность храмы, монастыри и жилища христиан. Необходимо отметить, что мусульмане почитали Иерусалим как Святой Город и, когда случалось, что путь в Мекку по различным причинам становился непроходимым, то совершали паломничество (хадж) именно сюда. Почитая Христа за пророка, они с благоговением относились к местам, связанным с Его именем.

Согласно мусульманскому закону все жители империи, не исповедующие ислам, в качестве наказания облагались поголовным налогом (харадж), который составлял 4 динария в год. Не желающих подчиняться либо казнили, либо продавали в рабство. От уплаты хараджа человек избавлялся в трех случаях: если он принимал ислам, если продавался в рабство либо, если умирал. Характерно, что священнослужители и монахи, согласно договору с Омаром I этим налогом не облагались.

Невидящих свет ислама и пребывающих в своем неведении мусульмане называли «зимми». Жизнь «зимми» могла быть отнята за поношение Корана, Пророка или ислама, совращение мусульманки, за проповедь иудейства или христианства и т.д. Примечательно, что при этом мусульманам разрешалось брать в жены иудеек и христианок, не принуждая их изменять вероисповедание. Одежда «зимми» должна была отличаться от одеяния мусульманина. Строго-настрого запрещались всяческие внешние проявления культа – колокольный звон, крестный ход и т.д. Запрещалось пить вино в публичных местах, вкушать свиное мясо, иметь оружие и ездить верхом. «Зимми» не брали в войско, и они, разумеется, не имели права занимать государственные посты и участвовать в политической жизни страны. Несмотря на явные ущемления христиане могли свободно совершать богослужение, а также было сохранено право самоуправления и религиозный суд. Мусульманам запрещалось вмешиваться и изменять решения религиозного суда какой бы то ни было религии. Это позволило немусульманским религиозным организациям и общинам автономно существовать, быть управляемыми своими духовными лидерами, избирать их, обучать молодежь и т.д.. В ИПЦ полностью сохранилась структура управления монастырями и епархиями, их собственность и имущество. Таким отношением мусульманская власть приумножила значение и силу духовных лидеров христианских общин и сделала возможным сохранение и окормление ИПЦ в целом.

По причине этих свобод религиозные общины (millet), имеющее религиозное и национальное значение, со временем стали являть собой государство в государстве. Таким образом, если в Византии власть открыто враждовала со всеми еретическими течениями и старалась ликвидировать в своих пределах инаковерующих, то в арабском халифате все религии «зимми» были совершенно равноправными, и ИПЦ существовала на одинаковых условиях с монофизитами, несторианами, иудеями и прочими религиозными течениями.

Согласно мусульманскому закону, вся земля разделялась на две части: «дом ислама» и «дом войны». Всякий иностранец считался для арабского халифата врагом. Пришелец мог ступить на землю ислама и пребывать в его «доме», лишь попросив мира (аман). Это позволяло православным христианам из других стран посещать Святые Места за небольшую плату.

Вскоре после захвата Иерусалима арабами, предположительно в 638 году, скончался патриарх Софроний. После него на Святоградском престоле 68 лет не было патриарха, и церковью управляли местоблюстители.

В 640 году арабские войска под предводительством Амру захватили Аскалон и Газу. Защитники городов во главе с полководцем Киллиником, не пожелав отречься от Христа, приняли мученическую смерть. 6 ноября были замучены 10 православных воинов в Иерусалиме, а 17 декабря – 50 солдат в Елевферуполе.

Последующие халифы – Осман (644-656), Муавия (656-680) и Иежит I (680-683) правили, соблюдая соглашение Омара I и патриарха Софрония. Христиан в этот период в Палестине насчитывалось около 43.000. Сведения относительно внутреннего состояния церкви при первых халифах, к сожалению, не сохранились.

Ухудшение положения палестинских христиан. Иконоборческая ересь

К концу VII века отношение властей халифата к христианскому населению ухудшилось. Первыми приняли на себя удар христианские святыни. Известно, что в 690 году стараниями тайного христианина Сергия, отца святого Иоанна Дамаскина, с большим трудом удалось сохранить Гефсиманский храм. Арабы предприняли попытку изъять из него колоны, которые хотели использовать для возведения мечети в Мекке. В 694 году по неизвестным для нас причинам против христиан вспыхнуло первое гонение.

С приходом к власти халифа Аль Валида (705-715), прославившегося в мусульманском мире разрушением в Дамаске одного из самых прекраснейших памятников христианства храма святого Иоанна Предтечи и возведением на его месте огромной мечети, положение христиан в Палестине еще больше ухудшилось. Правителем Палестины был назначен брат нового халифа Сулейман, перенесший административный центр Палестины из Иерусалима в Ремлин. Притесняя христиан и отнимая у них уже готовый для постройки храмов материал, он возводил мечети.

В 708-709 г.г. 80-тысячное войско арабов потерпело крупное поражение в сражении с византийцами у боспорского города Хрисуполя. Между успехами Византийской империи в ходе войны и жизнью христиан в арабском мире была непосредственная связь: чем больше поражений претерпевали арабы на поле брани, тем больше притесняли христиан в халифате. Так, в 709 году вышел указ о запрещении использования в делах государства греческого языка, а с восхождением халифа Сулеймана (715-717) гнет поголовного налога распространился и на монахов. Имена монахов-«зимми» не вносили в налоговые книги, а выжигали на руке раскаленным железом. Если монаха по какой-либо причине арестовывали и не находили на его руке клейма, то его сразу казнили, отсекая сначала руки, а затем голову. Такое насилие вызвало бурный протест со стороны христианского мира и, если бы не скорая смерть Сулеймана и восхождение на престол Омара II (717-720), первым делом запретившего подобные издевательства, Палестину явно бы захлестнула волна восстаний, последствия которых не мог предвидеть никто.

Омар II был благочестивым мусульманином, стремившимся возродить старые нравы халифата. Он упразднил последние нововведения, но положение христиан в Палестине от этого лучше не стало. Их избивали и всячески притесняли. Халиф издал указ о разрушении всех новых христианских храмов, которые не перечислялись в договоре Омара I с патриархом Софронием. Также по повелению Омара II христианам строго – настрого запрещалось носить одинаковую с мусульманами одежду и занимать даже самые низкие государственные посты.

В 717 и 727 г.г. арабы дважды терпели поражение от войск византийского императора Льва III (717-741), и каждый раз положение христиан в халифате ухудшалось. При халифе Иезите II (720-724) в Иерусалиме приняли мученическую кончину 60 христиан, пришедших на поклонение из Амории. В этот период в лоне христианской Церкви вспыхивает и новая ересь – иконоборчество, которая более века (726-843) невиданной жестокостью терзала православную церковь, найдя сильного покровителя в лице самого императора Льва III, решившего, что почитание икон является не чем иным, как идолопоклонством. Одним из первых на защиту святых икон выступило именно иерусалимское духовенство. Святоградский патриарх Иоанн V (706-735) открыто осудил иконоборчество, а епископ Вострский Стефан написал трактат «Против иудеев», в котором раскрывались заблуждения новой ереси. Главным же защитником Православия выступил святой Иоанн Дамаскин.

Иконоборческая ересь была осуждена на Иерусалимском Поместном соборе 764 года тремя патриархами: Иерусалимским Феодором I (735-770), Александрийским Козьмой (727-765) и Антиохийским Феодором (751-773). Соборяне подтвердили деяния всех шести Вселенских Соборов и разослали православное исповедание веры во все пределы Святой Церкви Христовой.

В 742 году в результате бунта мусульман были зверски замучены митрополиты Дамаский Петр и Маюмский Петр. При халифе Абул-Шефахе (750-754) правителем Сирии и Палестины был назначен Абдулах ибн Альяс, избивший множество христиан и ужесточивший поголовный налог на уцелевших. Он повелел, чтобы нигде в Иерусалиме не было изображения креста и изъял утварь и драгоценности Святого Гроба Господня и других церквей.

С приходом халифа аль-Мансура (754-775) для христианской церкви наступило затишье и лишь иконоборческая ересь раздирала ее изнутри, продолженная после Льва III другим императором-иконоборцем Константином V (741-775). Окончательно иконоборческая ересь была осуждена лишь на VII Вселенском Соборе. ИПЦ на нем представлял пресвитер Фома, (патриарх Иерусалимский Илья II (770-797) с 785 года пребывал в ссылке в Персии), который в качестве выражения позиции Святоградской Церкви представил послание Иерусалимского Поместного Собора 764 года.

В последние годы правления Аль-Мансура христиане халифата были обвинены в шпионаже в пользу императора Константина V, и отношение к ним резко ужесточилось. Многие храмы были превращены в конюшни, были запрещены вечерние богослужения и крестный ход, но самое страшное – было запрещено преподавание греческого языка детям. С этого началась небывалая до сих пор аравизация христиан, которым пришлось переводить на арабский язык даже богослужебные книги. Особенно жестоко преследовались монахи. Непомерный налог распространялся не только на киновиатов, но даже на отшельников и пустынножителей. При очередном своем посещении Иерусалима Аль-Мансур приказал избивать христианское население города плетьми. В тот день многие жители покинули Святой Град и бежали. Несмотря на то, что в 783 году между халифом аль Маадном (775-785) и византийским императором Константином VI (780-797) был подписан мир, гонения на христиан в халифате не прекратились.

Разбойничьи набеги. Состояние Святых Мест

Во время правления халифа Арун аль Рашита (786-809) Палестину поразила эпидемия чумы. Тысячи людей умерли, а оставшиеся переселились, бросив свои жилища и нажитое имущество. Чтобы заселить опустевшую Палестину, халиф отменил поголовный налог на возвращавшихся в эти земли «зимми». Страну также непрестанно терзали не утихавшие между пятью арабскими племенами междоусобные войны, в которых больше всех страдало христианское население. Так в 786 году были вырезанны насельники обители святого Саввы.

Пользуясь царившими в халифате неразберихой и анархией, разбойничьи племена бедуинов начали предпринимать поражавшие своей жестокостью набеги на монастыри и целые селения. Убийцы ничего не щадили на своем пути. Они полностью разрушили города Газу, Аскалон, Сарифею и Елевферуполь, превратив их в безжизненную пустыню. С трудом удалось спасти Иерусалим. Разбойники захватили почти всю Палестину, отрезав уцелевшие города от внешнего мира. После месяца осады и чуть ли не ежедневных сражений разбойники захватили Лавру святого Саввы. Память погибших в обители святого Саввы монахов празднуется Церковью 20 марта/2 апреля.

Вопреки всем несчастьям Святые Места не только были сохранены, но даже пребывали в достаточно хорошем состоянии. В Иерусалиме сохранялись три монастыря, в которых подвизались около 40 монахов. На горе Елеон подвизались еще аскетов, а в Гефсимании – 3 монаха и несколько инокинь. Близ горы Елеон находился монастырь первоверховных апостолов Петра и Павла с 35 насельниками, а близ Иоардана сохранялся монастырь святого Евфимия с 30 насельниками. Уцелели монастыри Хозивитский, св. Саввы и св. Харитона. 70 монахов подвизались в обители святого Феодосия. Близ Вифлиема сохранялся монастырь называемый «Паства» (Monasterium pastorum). 12 монахов подвизались на горе Фавор и еще 10 – на месте насыщения Иисусом Христом пяти тысяч пятью хлебами и т.д.

Мир в Палестину пришел лишь с халифом Аль Мамуном (813-838), который вел успешную войну с императором Феофилом (829-842). Царствовавший в Византии иконоборец всячески преследовал православных, вплоть до открытого гонения. На Иерусалимском престоле патриарха Фому I (807-820) сменил Василий (820-838). В апреле 836 года патриарх Василий созвал в Святом Граде Поместный собор в защиту почитания святых икон, на котором присутствовали патриархи Александрийский Христофор (817-841) и Антиохийский Иов (813-843) с большим количеством монахов. Соборяне составили послание свирепствовавшему императору Феофилу, ставшее монументальным трудом и историческим памятником той эпохи.

Особенной жестокостью к христианам отличался халиф Джафар Аль Мутаваккил (847-861), издавший против христиан ряд законов. Помимо прочего христианам впредь запрещалось передвигаться по стране, а на их жилищах положено было изображать демонов. Для расширения улиц и площадей множество христианских домов были снесены.

Патриарх Феодосий (862-878)

С восхождением к власти халифа аль Муштаина (862-866), когда Иерусалимской церковью управлял патриарх Феодосий (862-878), положение христиан заметно улучшилось. С его приходом у христиан снова появилась возможность общения с Вселенской Церковью. Патриарх Феодосий начал вести активную переписку с Константинопольским патриархом Игнатием (86-877), а позже и с Фотием (858-867, 878-886), открыто прося помощи у императора Василия I (867-886): «…смилуйся богоизбранный император над Церковью Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сжалься над Сионом, матерью Святых Церквей…».

В этот недолгий период весьма сильно возрос интерес к Святым Местам. Их непрестанно посещали видные личности того времени, оказывая посильную помощь. Пришедший после аль Муштаина халиф Аль Мутаж (866-869) не только позволил восстанавливать разрушенные храмы, но впервые за столь длинный период освободил от поголовного налога монахов.

Непрекращающиеся разрушения и восстановление храма Воскресения

Начавшиеся было улучшаться отношения между арабским миром и христианами снова стали ухудшаться при Иерусалимском патриархе Илье III (878-907). Резюмируя ситуацию X и XI вв., можно сказать, что для подчиненных арабскому государству земель они стали эпохой неописуемых волнений, в результате которых халифат пришел в упадок. Византийцы все чаще побеждали арабов, от чего положение христиан Палестины и других стран каждый раз ухудшалось. В 909 году разъяренная толпа мусульман разрушила христианские храмы в городах Ремлине, Аскалоне и Кесарие. Христианам впредь позволялось работать лишь в качестве врачей и сборщиков подати. Если правящая власть в отношении христиан как-то старалась придерживаться постановлений договора Омара I и патриарха Софрония, то неудержимая толпа даже не скрывала своей ненависти. Так, в 937 году в Вербное Воскресенье фанатично настроенные мусульмане набросились на молившихся и подожгли восточные врата базилики святого Константина, что возвышалась на месте обретения древа Честного Креста Господня. От огня пострадала часть церкви, а священные сосуды и другая утварь была осквернена и попраны ногами неверных. Трижды разрушался храм Воскресения в Иерусалиме. При помощи иудеев в 939 году арабы разрушили храм Пресвятой Богородицы в Аскалоне, а в 966 году зверски был замучен Иерусалимский патриарх Иоанн VII (964-966).

Разумеется, подобные зверства со стороны мусульманского мира не могли оставить безучастным восточный, а особенно западный мир, где в результате зародилась мысль о необходимости очистить Святые Места от варваров, о необходимости крестового похода. Первым эту мысль выразил Римский папа Сильвестр II (999-1003).

При халифе Хакиме в 1007 году вспыхнуло самое жестокое за весь период арабского владычества в Палестине гонение. Нечестивец разрушил не одну христианскую обитель и только что отстроенный храм Христова Воскресения, повсюду избивая христианское население Палестины. Многие приняли мученическую кончину, но было много и таких, кто, не выдержав тяжести испытания, приняли ислам. Так, воины халифа Хакима мечем и огнем обращали в ислам город за городом. Это гонение не прекращалось вплоть до кончины халифа в 1020 году, который был отравлен собственной сестрой.

Пришедший к власти Аль Захир (1020-1035) заключил мир с Византией и даровал христианам долгожданную свободу, позволив даже отстроить храм Воскресения. Его сменил Аль Мустаншир (1035-1090), обновивший в 1037 году мир с греками, одним из требований которого было восстановление разрушенного землетрясением храма Святого Воскресения. Взамен император Михаил IV (1034-1041) освободил 5.000 пленных арабов. Храм был возведен при патриархе Софроние II (1040-1059). С этого времени Святые Места начинают посещать стекавшиеся со всех концов земли паломники, и жизнь Иерусалимской Церкви постепенно восстанавливается.

Необходимо отметить, что особый интерес к ИПЦ в этот период стали проявлять латиняне. Святую Землю посетил сам король Карл Великий, а в 1064 году на Святых Местах побывали три германских епископа в сопровождении 7 тысяч паломников.

Во второй половине XI века в Палестине заметно возрастает значение турков сельджуков, сумевших в 1070 году захватить Ремлин и Иерусалим. К 1096 году в их власти находилась практически вся Палестина. Но их владычество продлилось недолго. Спустя два года войска халифа Аль Мустали (1094-1101) после сорокадневной осады взяли Иерусалим. Однако и владычество арабов на этот раз оказалось также коротким. Пришел день, когда святоградские христиане, несколько раз отстраивавшие символ Иерусалимской Церкви – храм Святого Воскресения Христова и выдержавшие одно из самых жестокий гонений в своей истории, услышали у стен Иерусалима клич крестоносцев: «Бог желает этого!», возвестивший им об избавлении от почти пятивекового арабского ига.

Дмитрий Гоцкалюк

 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com