Главная / История Святой Земли / История христианства на Святой Земле / Святые, жившие на Святой Земле / Святые Апостолы / Иконография апостолов. Н. В. Квливидзе Иконография апостолов
(Тематический раздел статьи из III тома «Православной энциклопедии») Изображения апостолов известны с III–IV веков. В ранний период развития существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III – сер. IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, сер. III в., катакомбы Джордани, IV в.); некоторые с ярко выраженными портретными чертами: апостол Петр – с короткими седыми волосами и бородой, апостол Павел – с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III – 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; церковь Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), апостол Андрей – с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (церковь Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494–519 гг.). Облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. апостолы стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520 г.).
В период Средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для каждого из апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 гг.), апостол Иоанн Богослов в евангельских сюжетах – юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником, сщмч. Прохором на острове Патмос, в единоличных иконах – старцем. Как правило, цвета одеяний апостолов традиционны, например, синий хитон и охристый гиматий у апостола Петра, вишневый гиматий у апостола Павла. Атрибутами апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов – кодексы (иногда у всех апостолов, как в капелле св. Аполлона в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период – крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок – символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500 г.), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут а апостола Петра, согласно евангельскому тексту,– ключи (Мф 16. 19), появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр., с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)). До запрещения символических изображений 82-м правилом Всел. V–VI Собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг., церковь святых Космы и Дамиана в Риме, 526–530 гг., церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549 г., рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Наиболее распространенным сюжетом, восходящим к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» – рельеф саркофага, 270 г., (Музеи Ватикана)), является композиция Иисус Христос с 12 А. (катакомбы Домитиллы, кон. III – сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сант-Назаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии) – представлено 6 А.). С IV в. эта композиция известна в росписи алтаря (конха апсиды церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV в., церковь Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.). Фигуры 12 Апостолов, в частности в рельефах саркофагов, могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в., Арль), попарно (саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 г.), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из церкви св. Иоанна Студийского в Константинополе, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла св. Аполлона в Бауите (Каппадокия), VI в.) и как свидетельство эсхатологического содержания композиции Этимасия (Престол уготованный (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520 г.). С середины IV в. получает распространение композиция «Даяние Закона», символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре – стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева – апостол Павел, справа – апостол Петр (мозаика церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 Апостолов (саркофаг, ок. 400 г. (церковь Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток апостолу Павлу (саркофаг из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в росписи церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.). В кон. V–VI в. изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; церковь Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.,– на своде алтарной арки; кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550–565 гг.,– в апсиде; церковь Панагии Канакарии в Литранкоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,– на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия), где также изображены 12 Апостолов. В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Апостолов. Фигуры в рост помещаются в простенках барабана, в парусах – евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 Апостолов. входили в состав т. н. апостольского деисиса (икона, XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV в. (ГМИИ.)), «Отослание апостолов на проповедь» (Токаликилисе, 900–950 гг., церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII в., клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV в. (ГММК)). Апостольский ряд представлен в церкви Св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия), ок. 1265 г. На Руси в XV–XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части которой представлен поясной деисис, а в завитках – полуфигуры Апостолов. (икона-таблетка, XV в. (НГОМЗ), икона, XVI в. (ГРМ), фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в русские иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в. 12 Апостолов., среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к апостолам из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях Успение Богоматери, Страшный Суд, Евхаристия. Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви (Л. А. Успенский.) Состав Апостолов в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида церкви святых Космы и Дамиана, 526–530 гг., триумфальная арка церкви Сан-Лоренцо фуори ле мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. Сod. 56 F. 10, 586 г.)). В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из Посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., ГИМ. Син. 275, XII в.; ГИМ. Муз. 3648, XIII в.). Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII–IX вв. появляются циклы деяний и страданий апостолов. Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1–11, 13, 37–42), еще в VI в. в купольной мозаике церкви Святых апостолов в Константинополе эпохи имп. Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 апостолов, проповедующие народам. Сцены страданий апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Назианзина (Paris. Gr. 510) в мозаиках собора церкви Сан-Марко в Венеции, после 1200 г.). История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1146–1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла – в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в., цикл деяний апостолов находится в росписи церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 г. В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу. Таковы росписи церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355–1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV–XVII в. («Св. Иоанн Богослов в житии», кон. XV–XVI в. (ЦМиАР), «Апостолы Петр и Павел с житием», XVI в. (НГОМЗ), «Апостол Матфей в житии», кон. XVII – нач. XVIII в. (ЯХМ)). В XVII в. под влиянием западноевроп. традиции создаются образы на тему апостольских страданий (икона, XVII в. (ГММК)). В XVI–XVII вв. в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Архангельский собор Московского Кремля, церковь Св. Троицы в Вяземах (Московская обл.), ок. 1600 г., Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669 г.) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689). Поверх хитона и гиматия на апостолах от 70 надет омофор – знак их епископского служения. В росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, 1601 г., представлен Собор 70 апостолов. Почитание апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (Св. апостолов в Константинополе, VI в., Фессалонике, 1312–1315 гг.), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы апостола Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII – нач. ХIII в.). Н. В. Квливидзе
Источник Седмица
Иконы апостолов с разных сайтов
Фигуры апостолов из «Евхаристии». Начало 12 в.
(фрагмент мозаики из собора Михайловского монастыря в Киеве).
Архитектурно-исторический музей-заповедник «Софийский музей». Киев.
Собор апостолов
Фото Православие Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
Фото Православие
Собор апостолов. Конец XV - начало XVI в.
Двусторонняя таблетка. Архиепископская мастерская в Новгороде. Конец XV - начало XVI в.
Фото Социально-гуманитарное и политологическое образование Собор двенадцати апостолов
Фото Иконы
Собор свв. 12-ти апостолов
Собор Двенадцати Святых Апостолов
Фото Святые
Голова апостола. Роспись Исаакиевского собора.
Карл Брюллов
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |