Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 

Протоиерей Александр Трубников

Ближний Восток - колыбель Православия

ЧАСТЬ I

ПРОШЛОЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

1. ОБЩИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Общие положения
 
а) период доисторический
б) период Древней Истории
в) период Средневековый
г) крестовые походы
д) период Новой Истории, с XV-го по XVIII-й век.
е) период Новой истории с XVIII по XX вв. Дело Святых Мест.
ж) Германия включается в Ближневосточные дела
з) Франция на Ближнем Востоке к 1-й мировой войне.

     Как нигде в другом месте, на территориях Ближнего Востока с самой глубокой древности, происходили столкновения двух совершенно различных миров: Запада и Востока, Европы и Азии.
 За 500 л. до Рожд. Xрист. Запад или Европа представлены были Эллинами.
     Во 11-м веке до Рожд. Xрист. Эллинов и их культуру сменил Рим,который в свою очередь в IV-м веке после Рожд. Xрист. был сменен Византией.
     С Крестовыми походами на Ближний Восток вторгаются державы Западной Европы: Франция, Англия, Папский Престол и Священно-Римская Империя (т. е. Германия, Австрия и Италия). Вторжение этих держав состоялось по призыву, по благословению и под флагом Римского Патриаршего Престола, который в ту эпоху увлекался в сторону Папоцезаризма. Влияние Римского Престола характеризовалось латинизацией занятых областей и насаждением {18} формы исповедания, которое станет римо-католичеством.
     В XV-м веке, интересующие нас области войдут в сферу Турецкого мусульманского владычества, которое продержится до 1-й Мировой Войны.
     Как следствие Лозанской конференции (1922 г.) страны Ближнего Востока попадают под опеку Франции и Англии и начинают борьбу за свою независимость. Границы «опекаемых» государств часто прокладываются искусственным образом Западными «опекающими» государствами, к которым присоединяются САСШ. Сферы влияния, границы государств распределяются и определяются на основании взаимных договоров Западных Держав, вышедших победителями из Мировой Войны. Договоры же заключались после закулисной взаимной борьбы.
 Определяя границы стран Ближнего Востока и решая участь населения, учитывали исключительно желание сохранить между странами Ближнего Востока равновесие сил. Первенствующую роль в распределении сфер влияния Западных Держав имел вопрос об удобстве экспорта нефти. (Роль нефти в современном мире всем известна и ясна.)
     Конец Второй Мировой Войны принес странам Ближнего Востока независимость, но в искусственных границах и создании нового государства Израиля, против которого ополчился весь арабский мир.
    Советский Союз, привлеченный державами Запада в мировой концерт, проявляет свое тлетворное {19} влияние, нейтрализовать которое Западные Державы не в силах.

1. История Ближнего Востока "Thé archeology of Palestine", by W. F. Abright, A. Palican book

2. Harmondsworth. Middlesex, 1951.
Revue mensuelle "La Table Ronde" N.° 154 Octobre 1960, Edit Plon, Paris. Этот номер посвящен археологии Палестины. "La Genèse de l’Humanité" par Arambourg. Presses Universitaires de France. Paris, 1943.


3. "L’Humanité préhistorique" par J. de Morgan. La Renaissance du Livre. Paris 1921. 2 volumes, et dans la même collection.


4. "La Mésopotamie" par Delaporte. Paris 1923. "Bible et Terre Sainte", journal mensuel. Edit. Bonne Presse. Paris, collection complète.

а) Период Доисторический.

     Палестина — древнейшая населенная страна мира. Не даром Св. Писание и Предание именно в этой части света определяет зарождение человеческой жизни.
     В самом деле, в эру Палеолит, в Шельский период (500.000-200.000 л. до Р. X.) человек на Бл. Востоке представлен черепами людей, в которых усматривают донеандертальский тип.
     Все последующие периоды оставили следы человеческой жизни. В эпоху Левальуа-Мустер (l00.000-50.000 л. до Р. X.) находят первые следы погребения мертвых.
{20} К периоду Мезолит (10.000 – 7.000 л. до Р. X.) относятся следыприручения собаки и начало сельского хозяйства.
     К эре Неолита (7.000-4.000 относятся первые селения, приручение домашнего скота, священные места, обозначенные оградами, лепка горшков.
     В середине бронзового периода (2.000-1.550 л. до Р. X.), когда уже известна письменность, Авраам, исповедующий единобожие, переселяется из Ура в Палестину. Дальнейший период известен из Ветхого Завета. (Благодаря многочисленным и большим работам по раскопкам даже неверующий не может в наши дни отрицать историческое значение Ветхого Завета. 

("La Bible a dit vrai", par Morton, Plon, Paris. "La Bible arrachée aux sables", par W. Keller. Edit. Amiot. Paris, 1957.)).

б) Период  Древней Истории.

     Период Медических войн (490-469 до Р. X.) знаменует собой первое столкновение Запада и Востока. — Эллины отражают под Марафоном и Саламинами наступление Востока.
 В последующий век, Александр Македонский (336-323) покоряет в есь Ближний Восток, Персию и доходит до Индии. Созданная Александром Империя не долговечна, но в середине 11-го века представительство Запада принимает на себя Рим и ведет на Восток ряд систематических походов. По {21} Божественному замыслу на языческий Рим выпадает миссия объединить к пришествию Xриста Спасителя все населенные страны древнего мира и включить их во единую Империю. Этим объединением стерлись междугосударственные границы и установилось единое имперское гражданство. Таким образом упразднялись ограничения в свободе перемещения отдельных лиц с места на место, и в середине 1-го века нашей эры проповедники Евангелия могут свободно разносить благую весть по всему миру.
     В 129-м году Рим основывает «азиатскую провинцию». В 30-м году (до Р. X.) легионы Рима покоряют Египет. В 27-м году Сирия объявлена императорской провинцией. За царем Иродом сохранено его царское звание с прибавлением "союзного". Титул этот не перейдет сыну Ирода, Архелаю, при котором Иудея объявлена «прокураторской провинцией».

в) Период средневековый.

 Римское первенство продержится до IV века, когда наследство его перейдет к Византии. Империя Византийская проникнута сознанием, что она Империя Xристианская. В связи с этим «Восточный вопрос», вставший, как следствие столкновения двух культур или на почве этнической, переносится в область религиозную. Xристианский Запад начинает сталкиваться с Персией, которая с 224-го года (восстановление династии Сасанидо

в) исповедует моздеизм (учение Зороастра).
 В 614-м году Персы занимают Святой град {22} Иерусалим и уносят Животворящий Крест Господень. Император Гераклий после длительной борьбы добивается возвращения Креста и торжественно вносит Его в храм Святой Софии.
     VII-й век характеризуется наступлением мусульманства на христианский мир. Борьба мира мусульманского и мира христианского определит ход исторических событий до конца XIX-го века включительно. Поэтому мы считаем необходимым определить положения, вызвавшие эту борьбу.
 Византийское сознание выражено в рождественском песнопении «... под единым царством мирским все гради сташа и во едино владычество вероваше.» (На Господи воззвах — стихира на Слава и ныне.)
    По учению Ислама — все мусульмане должны составлять один народ под главенством духовного и светского вождя — государя и первосвященника — калифа. (См. Епископ Нафанаил. «Россия и Восток с исторических позиций». Рус Жизнь. САСШ № 4214 от 21-X-58.)
 «Но в то же время мусульманство вступила в мир с мыслью иметь союз с христианством. Высказывания магометан в Коране относительно Иисуса Xриста, Девы Марии, апостолов, святых, сатаны и дел его, 2-го пришествия, чрезвычайно положительны... причем многие современные религиозные разветвления, называющиеся христианскими, относятся к Xристу приблизительно так же, а к Матери Божией и святым значительно менее благоговейно... 
    Таким образом можно вполне обоснованно предполагать, {23} что, если бы Магомет знал ближе христианство, вся гигантская сила арабского мира пошла бы по другому руслу. Византийские Императоры конца VI-го начала VII вв. не заботились об обращении в христианство арабских племен и... обе религии столкнулись друг с другом в непримиримой борьбе.» (см. подробную статью епископа Нафанаила «Xристианство и Мусульманство» в «Свободе» № 1 (67) от Января 1958 г.)
     В конце VI-го века, Магомет (570-632) объединяет арабов, дает им Коран и воодушевляет на завоевательный поход для создания арабо-мусульманской империи.
     Сирия и Палестина даются им победами при Адженадеин (634 г.) и Ярмук (636). Иерусалим занят в 638-м году. Александрия в 643-м и вскоре после Египта завоевывается вся Северная Африка. Кипр занят в 680-м году.
     Лишь в X-м веке Византия отвоевывает часть потерянных территорий. Острова Крит и Кипр отбиты Никифором Фокой в 961-м и 965-м году. Он же совершает кавалерийский рейд в Сирию (968 г.) и занимает Xолм, Триполи и область Латтакиэ. Его сподвижник Михаил Буртцес отбивает Алеп (969 г.) Иоанн Тимисхей берет Дамаск и Антиохию, но Иерусалим остается во власти Фатимидского эмира. Закрепляя за собой северную Сирию, Император Василий II-й не чувствует себя достаточно сильным, чтобы заступиться за христиан, против которых халиф Аль-Xаким начинает гонения (1009-1010). Xpaм {24} Гроба Господня в Иерусалиме почти целиком разрушен. В 1030-31 г. от арабов отбит Эфес.
     Во второй половине XI-го в. (между 1078 и 1081-м годами) в Малой Азии появляются турки, создающие ряд небольших царств турок-сельджуков. (Дамасское, Алепское и др.)
     Арабские завоевания в Западном — латинском мире (Испания в УIII веке, Юг Италии в IX-м, пиратство арабских стран Сев. Африки), вызывает мысль о совместном международном,  общеевропейском контрнасту плении. Отвоевание Испании (взятие Толедо в 1085 году) показало, что подобное сотрудничество может дать реальные результаты. Отсюда мысль о Крестовом походе.

г) Крестовые Походы.

     Крестовые Походы наложили на страны Ближ. Востока сильный отпечаток и ряд положений сегодняшнего дня является последствием оных.
     Инициатива 1-го Крестового Похода принадлежала Папе Урбану II-му. Побуждения его были чисто идеологические: против торжествующего Ислама, торжество которого было основано на «священной войне» (джихад), выдвигался обще-христианской поход, участие в котором являлось делом угодным и приятным Богу. Крестовый поход стал походом священным, как бы контр-джигад.
 1-й Поход: 27-го Ноября 1095 г. в городе Клермон Феран (Франция) Папа Урбан II-й торжественно и горячо призвал христиан встать на защиту {25} Гроба Господня. Народные массы, рыцари, бароны широко откликнулись на призыв Папы. Из царствующих князей никто не отозвался. Начатый по побуждениям чисто религиозным поход скоро утеряет идеологический характер. Бароны и рыцари выступили ради искупления своих грехов (особенно разбоев), но после первых же побед вернулись к разбою. Владения Ближ. Востока будут приобретаться. путем насилия, убийств и вероломства. В первом походе различается
     а) поход народной массы — беспорядочная толпа будет перерезана турками в октябре 1096 г.;
     б) поход баронов. Выступило 4 группы (Из Фландрии, Норманы Южной Италии, Французы Севера и Французы Юга). В течение 1097-98гг. бароны отвоевывают часть Сирии, и 15 Июля 1099 г. берут приступом Иерусалим. Взятие Святого города сопровождается резней мусульман. Эта резняотобьет в дальнейшем охоту мусульман сдаваться крестоносцам. Крестоносцы делят между собой занятые земли, основывают ряд княжеств и начинают междоусобицы за владение этими княжествами. Византийские императоры со своей стороны предъявляют свои права, указывая на то, что объявленная цель похода была освобождать, а не завоевывать.
     Турки со своей стороны собираются с силами и в 1146-м году переходят к контрнаступление.
     2-й Поход: Святой Бернард призывает и Везлей (Франция) спешить на выручку и поддержку французских рыцарей. В поход выступают {26} царственные особы в лице Конрада III-го Германского и Людовика VII-го Французского. Оба короля разбиты турками (октябрь 1147-го и начало 1148-го года) Турки постепенно развивают свои успехи и в 1187-м году Саладин берет Иерусалим, причем Саладин рыцарски великодушно отпускает христиан и отказывается разрушить храм Гроба Господня.
     3-й Поход: Падение Святого Града вызывает западные державы идти на выручку французских князей. Фридрих Барбароса Германский, Филипп-Август Французский и Ричард Львиное Сердце Английский появляются на Ближн. Востоке в 1190-м году. Смерть Фридриха, утонувшего при купании в реке, выводит из строя немецкое ополчение. Ричард захватывает остров Кипр, к берегам которого его заносит буря. После взятия франко-английским ополчением города Акр, Филипп, поссорясь с Ричардом, отбывает во Францию, но оставляет свои войска. Xотя Ричард одерживает над Саладином ряд побед, но на приступ Иерусалима он не решается. С Саладином заключается договор, согласно которому Саладин сохраняет за собой владение Святым Городом, но христианским паломникам предоставляется свободный доступ до Святых Мест.
 Титул христианского «Иерусалимского» короля является предметомсоперничества между ставленниками англичан и ставленниками французов, (напр. Гай Люзиньский, поддерживаемый Ричардом и Конрад Мотферанский, поддерживаемый Филиппом.) Для приобретения или сохранения титула прибегают {27} в зависимости от обстановки к убийствам или... бракам. Борьба с турками отходит на второй план и с ними заключаются мирные договоры.
     4-й Поход: Папский престол продолжает жить мечтой об освобождении Иерусалима. Иннокентий III-й призывает и поднимает 4-й поход. Следуя в Святые Места, крестоносцы в 1204-м году берут приступом Царьград (Константинополь) и основывают Латинское Царство. Последствия этого похода чрезвычайно велики и влияют на всю мировую Историю, до наших дней включительно.
     а) В Истории Сирии: — франкские княжества, не получив поддержки, обречены на скорый конец и падение под владычество мусульман.
     б) Штурм Константинополя, предшествуемый впервые в Истории, газовой атакой, сопровождался резней, грабежом и насилиями, не превзойденными даже турками в 1453-м году. Резня, грабеж и насилия, учиненные христианами, пришедшими под флагом Римского Патриаршего престола освобождать Святой Град Иерусалим, насильственное насаждение латинства (учреждение латинской церковной иерархии и введение латинского обряда в Богослужениях), привело православных греков-византийцев к окончательному разрыву с Римом — с латинянами. Не смотря на то, что Рим в лице Иннокентия III-го неоднократно протестовал против уклонения крестоносцев от их задания. Восток утвердился в убеждении, что Римский папа, его враг.
{28} Современные историки  недаром начинают выдвигать мнение, что «разделение Церквей» надо считать совершившимся в 1204 году, а не в 1054-м. ("La rupture de 1054 entre l’Orient et lOccident" par Dom Nicolas Elender. Edit. Chevetogne 1954, brochure de 15 p.
"Neuf cents and après" par Y. Congar. О. Р. Edit. Chevetogne. 1954, 95pp."Le schisme de Photius". Histoire et Légende par F. Dvornik. Edit. du Cerf. Paris 1950, vol. de 662 pp.)
     От полной латинизации Восток спасся в XIII веке сознательностью и стойкостью массы верующих (как в Юго-Западной. Руси в XVII веке). Царьград будет отвоеван греками. в 1261-м году. Но падение Царьграда от ударов турок в XУ-м столетии подготовлено было 4-м походом.
     5-й Поход: (1261 г.) Созван Папой Гонорием III-м. Возглавляется королем Венгерским Андреем II-м и. герцогом Австрийским Леопольдом VI-м. После попытки высадиться в Сирии, экспедиция перебрасывается в Египет (стратегически очень правильно, ибо «ключ Иерусалима в Каире»). Султан Малик аль Камиль предлагает обмен гор. Дамьета на Иерусалим, но кардинал Пелагий, который до участия в походе проявлял узость взглядов и кругозора в Константинополе, решительно настаивает на отклонении мыслей о договорах. Крестоносцы наступают на Каир, но непредвиденный ими разлив Нила окружает их. Султан разрешает экспедиции вернуться к себе ценой возвращения всех завоеваний.
{29} 6-й Поход (1229 г.) Папа Григорий IX-й настаивает на том, чтобы Фридрих II-ой, Император Священно Римской Империи и король Сицилии выступил в поход. Фридрих II насчитывает в своем Сицильянском царстве большое количество мусульман. Со своими поддаными и с Исламом вообще он наладил добрые отношения и не хочет их нарушать, отчего оттягивает поход, ведя переговоры с египетским султаном Малик аль Камиль...
    Папа Григорий IX предает Фридриха анафеме, после чего последний выступает в поход (1229 г.). Благодаря своим дружеским связям с султаном Малик, Фридрих добивается заключение договора, Яффа 11-2-1299, на основании которого христиане без боев получали Иерусалим, Вифлеем, Назарет и ряд других областей. За Иерусалимом признавался особый статут: «святого города», управляемого советом из христиан и мусульман. Xристиане получали храм Гроба Господня, а мусульмане мечеть Омара и Аль Аксы. 17-го Марта 1229 г. Фридрих торжественно вступил в Иерусалим. Вскоре ему пришлось покинуть Восток, так как бароны Св. Земли и военно-монашеские ордена ополчились против «отлученного от Церкви».
     7-й Поход На поддержку франкских баронов Папа Григорий IX вновь воодушевляет своих верующих на поход. Ряд французских графов и герцогов отправляется на Восток. Появление свежих вооруженных сил задерживает распад франкских княжеств Востока, но не в силах помешать туркам занять Иерусалим в 1244-м году.
{30}
     8-й Поход: Потеря христианами Иерусалима побуждает Французского Короля Людовика IX (Святого) выступить в поход. Экспедиция плывет в Египет и берет Дамьет. Султан предлагает обмен Дамьета на Иерусалим, но так же, как подобное предложение было отброшено в 1216-м году, оно отброшено Людовиком IX-м. За политической ошибкой последовал ряд ошибок стратегического и тактического характера, которые понуждают французскую армию к капитуляции (6.4.1250 г.). Людовик Святой откупается огромной суммой и переезжает в Сирию, где он проводит 4 года (с 1250 по 1254 г.). Благодаря своему авторитету, он прекращает междоусобицу среди франкских князей и заключает ряд договоров с нехристианами (отметим договор с появившимися в Ближн. Востоке — монголами) и укрепляет города Акр, Кессарию, Яффу и Сидон..
     После его отъезда во Францию, междоусобица возобновляется по наущению соперничающих республик Венеции и Генуи. Соперничество вызывает настоящие междоусобные войны. Увлеченные своими распрями франки теряют политическую дальновидность. Они не учитывают возможности играть на соперничестве египетских мамелюков и монголов, которые проникают в Сирию в 1260-м году под водительством внука Чингисхана. В конечном результате франки изгнаны из своих последних владений в 1291-м году. Двухсотлетнее владение Сирией сильно повлияло на экономическую жизнь Европы: через Сирию она {31} привыкла получать восточные продукты: сахарный тростник, шелка, парчу, хлопчатобумажные ткани, ковры. Интерес в Востоку, возбужденный религиозными мотивами, будет поддерживаться желанием получать вышеуказанные продукты местного изделия. В наши дни шелка и ковры заменены будут нефтью.
     Также сильно повлияло пребывание франков в Сирии на самою Сирию. Следы латинской цивилизации видны по сей день. До сих пор французский язык известен всем культурным жителям Ближ. Востока.
     Потеряв владения на материке, франки сохранили за собой остров Кипр, на котором они продержатся до 1571-го года. Местные жители в подавляющем большинстве православные греки сильно пострадали от притеснений папских легатов и архиепископов, которые настаивали и добивались от царей (Лузиньянской династии) ограничительных мер и удаления из города православного епископата.

д) Период Новой Истории, с XV-го по XVIII-й в.

     Взятие турками Константинополя в 1453-м году означало окончательное введение их во владение территориального наследства Византийской Империи. Мы видели, что турецкий мусульманский мир разделял византийскую идею «под единым царством мирским все гради сташа и во едино владычество веровавша». Турецкий султан стал Калифом, т. е. первосвященником мусульманства. Но в отличие от имперского понимания Византийской идеи Калиф рассматривал как своих подданных лишь мусульман. Остальные {32} являлись населением, «покоренным силой». Среди православной части этого населения (а немусульмане были в большинстве своем православные) стало развиваться желание быть если не на территории Православного Царя, то хотя бы под его покровительством. Православным же царством была лишь Россия.
     На Западе в это время начинается период морального упадка в связи с «Возрождением»: т. е. отход от христианства, отказ от признания христианских принципов морали руководящими не только в личной жизни, но особенно в политической. Освобождение Святых Мест от владычества и новерных больше никого не волнует. С иноверными вступают в договоры, дабы сделать из них себе союзников. Так в 1535-м году король Франции, Франциск I-й договаривается с Солиманом против Короля Карла V-го Испанского.
Договор этот, известный под названием «капитуляций», давал Франции ряд преимуществ в области экономический, политической и религиозной. Религиозные преимущества позволяли подданным французского королевства соблюдать все предписания их веры и разрешали им, как следствие, свободный доступ к Святым местам. Другие иностранцы допускались к Святым Местам постольку, поскольку они являлись «друзьями» французского короля. В 1740-м году новый договор подтверждает капитуляции. Таким образом немногочисленные католики Ближнего Востока имели в лице Франции покровителя, а православное население в течение 250-ти лет в христианском мире не имело своего православного покровителя и {33} защитника. Россия, на которую они обращали взоры, переживала сперва ломку переходного возраста (вторая половина XVI-го в. начало XVII-го в.), затем утверждала себя (XVII в.) и лишь в XVIII-м веке вышла на мировую арену. В поисках путей до «мировой арены», в поисках окна в Европу, Россия сразу столкнулась с Турцией.

е) Период Новой Истории с XVIII по XX вв.

    Появление России и Англии на Ближнем Востоке. Взятием Петром Великим Азова в 1696-м году пробивалась для России форточка в Европу. Окно будет пробиваться на Севере. Но заботы о завоевании выхода к морю (т. е. заботы экономическо-политического характера) не затемняли в сознании русского народа нравственную его обязанность помочь братьям христианам Ближнего Востока. До XVIII-го века русские цари, вельможи и простой народ снабжали Святейших Восточных Патриархов деньгами, за которыми они приезжали на Русь. Встречали их всегда с большим почетом и приглашали участвовать в поместных русских соборах.
     Окончательно утвердившись в качестве великой державы при Екатерине Великой, Россия добивается Куйчук Канаржийским договором (1774 г.) покровительства над всеми православными, находящимися под турецким игом. Полное освобождение христиан {34} (не только Ближнего Востока, но и Румынии, Болгарии, Греции и Сербии) требовало предварительного развала и расчленения Турецкой Империи. Поэтому российская политика конца XVIII-го в. и всего XIX-го будет к этому стремиться. Но Турция неожиданно найдет себе христианского ярого защитника в лице Англии.
     В 1763-м году Англия получила от Франции мирным договором Канаду и ИНДИЮ. Опасаясь за свободный путь в Индийскую Империю, Англия будет всячески ратовать за неделимость оттоманской Империи и стремиться устранить с Востока влияние России и Франции.
     Французское влияние будет первоначально устранено победой над Наполеоном. Франция восстановит свое положение в 1856-м году и в частности в Сирии в 1860-м году. Но поражение ее в 1870-м году вновь на некоторое время отставит ее на задний план. Окончательную победу над Францией на Ближнем Востоке Англия одержит в 1941-м году (см. дальше).
     Россия торжествует в первую половину XIX века. Греция освобождена в 1821-30 годах; В 1831-33-х годах и в 1839-41-х годах Россия помогает восставшему Магомету Али в Египте, в результате чего Египет отделяется от Турции. С середины XIX века она начнет ощущать реакцию Западных Держав.

Дело Святых Мест

     28-го Мая 1850-го года Французский Посол в Константинополе потребовал от Султана права исключительного владения Святыми {35} Meстами для католических монахов. Основанием требования служило толкование капитуляций 1740-го года (подтверждавших капитуляции 1535-го года), согласно которым «подданные вражеских государств» могли свободно перемещаться, торговать и посещать Святые Места при условии, что они будут прикрываться флагом «Императора Франции». Кроме того § 33-й давал латинским монахам владение Святых Мест, но не определял каких именно.
     Некоторые почитаемые христианами места были заняты греками с 1757-го года. В 1808-м году им было дано право приступить к починке храма Гроба Господня. Нота 28-го Мая ссылаясь на то, что бывшие во власти латинян места не могли быть от них отняты односторонним решением, требовала передачи во власть латинских монахов 12-ти мест: Гроб Господень, гробница Божией Матери в Иерусалиме, Гефсиманский храм, храм Рождества Xристова в Вифлееме, гробница франкских царей у Голгофы и т.д. Султан тянет с ответом и в мае 1851-го года французский посол повторяет просьбу. Назначается комиссия, которой поручено рассудить православных и католических монахов. В результате в Феврале 1852-го года католикам вручают 3 ключа от Вифлеемского храма и право служить на гробнице Богородицы.
     Наполеон III-й удовлетворен частичным успехом, но Император Николай I-й решительно восстал против постановления турецкой комиссии. «Ключ Вифлеемского храма, переданный католикам, {36} доказывает их преобладающее значение на Востоке». Российскому послу в Константинополе поручено выразить удивление по поводу признания Портой новых прав за Францией и требовать восстановления статус кво. Турки, играя двойную игру, в марте 1852-го года подписывают секретный фирман (указ), отменяющий права, данные Франции.
     В Иерусалиме католики и православные, каждый со своей стороны, искренно верят в свои права. Католики утверждаются на Святых Местах. Православные требуют выполнения мартовского фирмана и протестуют против ограбления православных «в пользу нескольких римо-католических туристов».
     Французское общественное мнение не интересуется делами Ближнего Востока и Святых Мест («шум, поднятый нашими католическими газетами весьма смешон» — заявляет Директор Политического Департамента Министерства Иностранных Дел.) Император Николай I-й требует признания за ним права покровительства над 12-15-тью миллионами православных, проживающих в границах Турецкой Империи. Требование основывается на Куйчук Канаржийском договоре.
     В Феврале 1853-го года, адмирал князь Меншиков, назначенный послом в Константинополь, восторженно встречается греками при его высадке в Турции. Ментиков требует разрешения вопроса Святых Мест и признания за Россией права опеки православных. Султан, поддержанный Францией (которая соглашалась на признание равноправия {37} католиков и православных) и особенно Англией, отвечает, что он берет на себя покровительствовать православным и сохранить за ними их права. Россия предъявляет ультиматум и, так как Турция не принимает его, русские войска в торгаются в румынские княжества.
     Лето и осень 1853-го года проходят в переговорах и тайной подготовке Турции к войне, к чему ее особенно толкает Англия. Английский посол подпольными действиями устраивает удаление от власти Великого Визира Мохамеда Али, так как он являлся сторонником сговора и уступок. На место Мохамеда Али назначается Рашид Али, который 6-го Июня провозглашает в Турции свободу вероисповеданий.
     В России общественное мнение крайне взбудоражено: повсеместно наблюдаются крестные ходы и моления об угнетаемых братьях христианах.
     В Риме Ватикан склоняется на сторону мусульман против «схизматиков».
     В Турции муллы провозглашают священную войну.
 Учитывая все эти настроения, Султан требует от России эвакуации румынских княжеств и 23-го Октября объявляет России войну. Через месяц (30-го ноября) турецкий Флот уничтожен с Синопе.
     Казалось, что конец «больного человека» приближается. Но Западные державы, видя приближение этого конца, объединяются тремя договорами (Константинопольским, Лондонским и Венским), в {38} которых утверждался принцип неделимости Турецкой Империи и определялось, что мир может быть заключен при условии признания за Султаном полной независимости в его политике по отношению к христианам и в вопросе дарования им свободы вероисповедания.
     Началась война, главные действия которой разыгрались в Севастополе.
     Парижский мирный договор (1856 г.), закончивший эту войну, определил принцип, согласно которому нераздельность Турецкой Империи явилась делом общеевропейским. Параграф 9-й договора признавал за Султаном право самому разрешать степень свободы совести, которую он дарует своим подданным, православным христианам. Этот договор не помешает Западно-Европейским державам настаивать перед Султаном на характере, который должен будет иметь фирман о религиозной свободе.
     Союзные договоры 1854-го г. и Мирный договор 1856-го г. фактически предоставляли православных Xристиан Ближнего Востока Султану и этим напоминают собой Ялтинский договор последней мировой войны.
     Парижский трактат явился победой Англии. «Дуэль кита и слона» (по определению Бисмарка) разыграется вновь в 1875-м году, когда против турецкого владычества восстали Босния, Герцоговиния, Сербия и Черногория. Российская Империя тотчас же предлагает на обсуждение европейских держав проект меморандума (Берлинский меморандум {39} от 13-5-76), надлежащего быть предъявленным Турции. Меморандум требовал реформ по отношению христиан. Германия, Австрия, Франция и Италия присоединились к Русскому проекту. Но Англия решительно отказалась участвовать в хлопотах в защиту угнетенных христиан.
     В это время в Турции взрывом народного мусульманского фанатизма на престол возносится Абдул Гамид, и весь мир огласился воплем о помощи со стороны Болгар: в течение нескольких дней 15.000 Болгар христиан были вырезаны, 79 деревень сожжены и 80.000 человек оказалось без крова.    Российская Империя мобилизуется и в январе 1878-го г. переходит через Балканы. В Марте Турция подписывает мир в Сан Стефано (3-3-78), на основании которого одна из православных европейских стран — Болгария — обретает независимость в своих этнических границах. Казалось, что развал мусульманской империи близок и, в связи с намечающимся концом, христиане Ближнего Востока могли ожидать свободу в недалеком будущем. Развал угнетающей их Империи в их глазах шел от ударов Православной Руси.
     Xотя русские солдаты в эту эпоху распевали:

    «Эх вы турки ротозеи,
    Где Вам с нами воевать,
    Ваша нянька англичанка
    Не успела помощь дать»,

«нянька», не успевшая дать помощь на полях сражения (Английская Палата проголосовала кредиты {40} для проведения мобилизации при известии о Сан-Стефанском мире), окажет очень существенную помощь на общеевропейских конференциях. Берлинский Конгресс 1878-го г. сведет почти на нет победу России. А Англия в воздаяние оказанной услуги получила от Турции остров Кипр. Кроме того Англия подписала с Султаном оборонительный договор, согласно которому она обязывалась «защищать территорию Его Императорского Величества Султана».
     Владение Кипром, островом фактически принадлежащим Ближнему Востоку, дало Англии основание считать себя одной из Ближневосточных Держав и тем самым участвовать в решениях вопросов, встающих в этой части света. Так же, как истец должен избрать себе местожительство в пределах, подлежащих юрисдикции судебной инстанции, в которую предъявляется иск, так Великобритания обрела на Кипре местожительство для предъявления претензий и исков в странах Ближнего Востока.

ж) Германия включается в Ближневосточные дела

     В конце XIX-го века недавно сформировавшаяся Германская Империя начинает включаться в Ближневосточные дела. В Турции появляются военные миссии и офицеры инструктора, турецкая армия получает оружие немецкого производства, промышленные фирмы получают концессии по прокладке железных дорог.    Вильгельм II-й совершает в 1898-м году путешествие в Константинополь. В ноябре он торжественно въезжает на коне, окруженный блестящей и {41} многочисленной свитой в Иерусалим, где он закладывает первый камень нового храма. В результате уже в 1907-м году, в Сирии и Палестине процветают немецкие колонии, имеющие свои госпиталя, сиротские дома и школы (католические и протестантские).

з) Франция на Ближн. Востоке к 1-й Мировой войне.

     Военное поражение Франции в 1870-м году сильно отразилось на ее положении в Ближнем Востоке. Но все же влияние ее оставалось значительным, благодаря «католичеству, которое является традиционным и сильным средством влияния» (речь франц. министра Делькассэ в Палате Депутатов в 1902-м году.) На Ближнем Востоке имелось французских 5 светских школ с 500 учениками и 300 католических с 90.000 учащимися. В Сирии было 500 школ с 52.000 учащимися и в Бейруте иезуитский Университет, где обучалось более l0.000 студентов.
 
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com