Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 

Протоиерей Александр Трубников

Ближний Восток - Колыбель Православия

5. ИЗРАИЛЬ
 
1. Политическая история
2. Иорданские воды
3. Политическое устройство
4. Социальная и экономическая жизнь
5. Вероисповедование в Израиле
6. Положение христиан в Израиле
7. Беженский вопрос.

     Недавно созданное государство Израиля представляет собой полосу в 450 км. вдоль Средиземного моря. Кроме того, Израиль располагает небольшим выходом в Красное море, портом Ейлат. Ширина полосы варьирует от 112 км до 14,5 км. Если бы свести всю страну в прямоугольник, то получился бы прямоугольник в 141 км. ширины и 580 км. длины?.
    Граничит Израиль на Западе с Средиземным морем, на Севере с Ливаном, на Востоке с Сирией и Иорданией и на Юге с Египтом. Общее протяжение границ: 1.200 км. что позволило определить это государство «географическим уродом». Общая поверхность Израиля выражается в 20.700 кв. км., населенных 1.924.000 жителей, не считая несколько тысяч бедуинов Негева.
     Движимые большим идеологическим и патриотическим подъемом, израильтяне сумели в короткий срок чрезвычайно развить те природные небольшие богатства, которые имелись в стране. Результат оказался настолько блестящий, что Израиль постоянно посещается делегациями новосозданных {121} африканских государств, приезжающих изучать технику использования этих богатств.

1. Политическая история

     До 1917-го года Палестина жила общей жизнью всего Ближнего Востока: Завоевание Римом, подавление восстания 70-го года Титом и разрушение Иерусалима, восстановление города в 132-м году и вторичное разрушение в 135-м году, рассеяние евреев по всему миру, владычество Византии (IV в.), персов и арабов (VII в.), крестоносцев (XI в.), мамелюков (XIII в.) и турков с 1517-го года. Из всех владетелей и завоевателей наибольший отпечаток оставили арабы.
     Началом сионистского движения надо считать появление в Одессе книги Льва Пинскера «Самоэмансипация» в 1882-м году. В ней автор защищал мысль о том, что лишь создание еврейского очага в Палестине вернет евреям человеческое достоинство. В это время Палестина насчитывала всего 24.000 евреев.
     В 1896-м году Теодор Герцель выпустил книгу «Еврейское Государство», в которой он выдвигал необходимость использовать политическую игру для создания еврейского государства.
 В 1897-м году в Базеле собрался 1-й Сионистский Конгресс. Конгресс учредил два организма для сбора средств и финансирования сионистской акции:
{122} Национальный Еврейский банк и Национальный Еврейский фонд.
     Султан Абдул Гамид II-й отказался дать евреям концессию в Палестине. Взамен ее, Великобритания предолжила евреям концессию в Уганде, но VI-й Сионистский Конгресс в 1903-м году отверг английское предложение и постановил требовать Палестину.
 Пока заседали Конгрессы и шли переговоры «на высоком уровне», в самою Палестину начался приток иммигрантов. Часть иммигрантов прибывала в Землю Обетованную нелегально. Стали образовываться колонии. В 1909-м году был основан город Тель-Авив. Одновременно среди арабов стало развиваться антисионистские настроения.
     События в пользу еврейского государства начнут развиваться по окончании 1-й Мировой войны.
     В 1917-м году Лорд Бальфур заявил, что Англия, которая только что заняла Иерусалим, будет способствовать по окончании войны созданию еврейского очага. Напомним, что одновременно Шерифу Гусейну обещалось создание независимой арабской империи, естественно включающей Палестину.
     Постановлением Лиги Наций, Палестина передана была под опеку Англии, которая повторно заявила, что она за создание еврейского очага, но не отдельного государства. Английские заявления вызвали возмущение арабов, указывающих на то, что «один народ обещает другому землю третьего».
     Благодаря средствам, собранным Нац. Еврейским {123} банком и Фондом, «Еврейское Агентство» стало скупать в Палестине земли и заселять их иммигрантами. Таковых все больше и больше. В 1931-м году в Палестине 174.000 евреев; в 1935-м году их 355.000; в 1939-м 400.000. Начинаются кровавые столкновения между арабами и евреями.
     Первое из них, в 1928-м году у Стены Плача, вызывает вмешательство Лиги Наций, которая в 1930-м году назначает особую комиссию для разрешения вопроса Стены Плача. Столкновения повторяются в 1929-м году, 33-м, 36-м и 37-м гг.
Великобритания, ради сохранения добрых отношений с арабами, все более и более ограничивает обещания, данные декларацией Бальфура; и все более и более увеличивает численность своих войск в Палестине. Мировое еврейство ощущает себя обманутым, и в 1936-м году вспыхивает восстание евреев против англичан. В ответ на восстание Англия ограничивает въезд еврейских иммигрантов цифрой в 75.000 в течение 5-ти лет.
     В поисках разрешения вопроса 17-го мая 1939-го года Англия опубликовала «Белую Книгу», в которой излагался проект создания в течение ближайших 10-ти лет независимого государства, в котором еврейское и арабское население будет распределять между собой правительственные должности.
     «Белая Книга» снимала с повестки вопрос о создании особого еврейского очага. Выход в свет этой Книги вызвал новую волну возмущений. Посетители Святых Мест в эту эпоху всюду наталкивались на проволочные заграждения, баррикады, обыски {124} английской полицией прохожих и домов в поисках оружия. Тем не менее, во время 2-й Мировой войны особый еврейский отряд сражался на стороне англичан.
     Сразу по окончании 2-й Войны оставшиеся в живых евреи обратили свой взор на Землю Обетованную. Но арабы решительно отбрасывают претензии евреев, которые «покинули эту землю 2.000 лет тому назад и которые в 1917-м году составляли всего лишь 7 % местного населения». Для поддержания порядка Англии приходится довести свои вооруженные силы в Палестине до l00.000 ч. А иммигранты все прибывают, и численность евреев достигает 600.000 ч. Английское правительство решает прекратить доступ в Палестину новым иммигрантам и.... всем памятны злоключения судов Струма и Экзодус.
     Смешанная англо-американская комиссия рекомендует допустить в Палестину еще l00.000 беженцев из Европы, но английское правительство отбрасывает предложение комиссии и Израиль начинает борьбу с Англией.
    Созданная Израилем армия «Xоганах» (Хагана – защита, оборона, ивр.,) и тайные общества, из коих выделяется «Иргун Цвай Леуми», ведут террористическую войну. В Июне 1946-го года еврейским партизанам удается взорвать в Иерусалиме гостиницу. При взрыве гибнет до 100 английских офицеров, квартировавших в ней. Палестина объявляется на осадном положении. Созывается ряд специальных комиссий и конференций, которые все выдвигают проекты разрешения вопроса (План Морисона, конференция «Круглого стола» в Лондоне в 1947-м году. план Бевена). Но {125} все проекты и планы встречают отпор с обеих заинтересованных сторон (евреев и арабов). Англия взывает к Объединенным Нациям и ставит вопрос на Общем Собрании (Апрель 1947 г.).
     Общее собрание Объединенных Наций назначает комиссию в 10 человек для изучения вопроса. Заключения комиссии передаются в комиссию в 57 человек для окончательного вывода, который выразился в плане раздела Палестины на 3 части: независимое Еврейское Государство, независимое арабское государство и международная зона Иерусалима под контролем Объединенных Наций. Еврейское и арабское государства должны быть тесно связаны экономическими узами: общая монета, таможня, железн. дороги, почта, порты Яффа и Xайфа. Проект принят 1-12-47 г. Было подано тридцать пять голосов за проект против 13-ти при 10-ти воздержавшихся. Отметим, что САСШ и СССР голосовали за проект. Комментируя единство взглядов СССР и САСШ, король Аб дел Азиз ибн Сеуд высказал мысль, что «коммунисты желают вызвать кризис... они ждут момента, когда Палестинский вопрос достаточно отделит арабов от американцев».
     1-го Декабря 47 г. является основной датой для всего Ближнего Востока и в частности, для отношений арабов и израильтян друг к другу.
     Евреи принимают план Объединенных Наций. Арабы категорически его отбрасывают. Возникают народные возмущения во всех арабских странах, в результате которых десятки арабов и евреев убиты.
     {126} 15-го Мая 1948-го года Англия объявляет о прекращении своей опеки над Палестиной и эвакуирует свои войска, предоставляя антагонистам разрешать задачу, ею самою поставленную, путем новых человеческих жертв и материальных разрушений.
     Бен Гурион провозглашает рождение Израильского государства, которое тотчас же признается САСШ и СССР.
     Но комиссия, назначенная Объединенными Нациями для проведения в жизнь плана раздела, не может приступать к работам и даже проникнуть на территорию Палестины. Арабские отряды добровольцев нападают на евреев. Эту первую войну мы описали в главе, посвященной Иордании. Первые успехи арабов заставляют мир сомневаться в жизненности нового еврейского государства. Оно спасено навязанным Объединенными Нациями перемирием, которое обеими сторонами принимается, но которое сыграет на руку Израиля.
     В течение нескольких недель Израиль успевает получить значительное вооружение (особенно из Чехии) и реорганизовать свои вооруженные силы. Комиссия Объединенных Наций теряет убитыми двух своих членов от рук еврейских террористов: графа Бернадота и французского полковника Серот. Когда военные действия возобновляются, еврейская армия одерживает успехи особенно против египтян. Совет Безопасности вновь предписывает прекращение военных действий.
     В Феврале и апреле 1949 г. на острове Родос подписывается {127} перемирие между Израилем и Сирией, Ливаном и Иорданией. Иорданский Король Абдалла, задолго до того, начал сепаратные переговоры с Израилем, довольствуясь захваченными им землями и Иерусалимом, в который он торжественно вступил 30-го Мая 1948-го г.
     В результате прекращения военных действий волна в 750.000 арабов беженцев покидает свои земли и переселяется в лагеря Сирии, Ливана и Иордании. Объединенные Нации создают особую организацию, которой поручено следить за соблюдением перемирия вдоль границ Израиля к особую организацию «УНВРА» для помощи и питания беженцев в лагерях.
     Перемирие 49-го года остановило войну, но стычки и перестрелки не прекращаются, тем более, что государство Израиля переживает крайне тяжелое экономическое положение. Ввоз превышает вывоз в 17 раз; молодежь мобилизована для постоянной охраны границ, в массе прибывших иммигрантов множество людей нетрудоспособных; арабский мир бойкотирует суда и предприятия, ведущие торговлю с Израилем. Экономический кризис отстраняется платежами Германии, возмещающей убытки лицам, пострадавшим от нацизма, и помощью (официальной или через частных лиц) САСШ. Существенно помогает и Еврейское Агентство, собирающее во всем мире пожертвования. Но вся эта помощь не обеспечивает будущее.
 В самом деле, финансисты САСШ и Германии {128} дорожат симпатиями (и рынками) арабского мира и не склонны длительно помогать Израилю. В то же время Израиль знает, что СССР, движимый, как и САСШ, желанием завоевать симпатии арабов, снабжает их оружием, либо непосредственно, либо через Чехию.
В январе 53-го года дипломатические сношения Израиля и СССР прерываются. К концу 1956-го года Израиль стоит перед лицом вооруженного арабского мира, связанного между собой рядом договоров явно наступательного характера. (Сиро-египетский договор, к которому в 56-м году присоединилась Иордания, договор Египта - Йемена, и другие). Ощущая над собой смертельную опасность, Израиль решается действовать. В ночь с 29-го на 30-ое Октября 56-го года еврейские войска переходят демаркационную линию и вторгаются в Синайский полуостров — в Египет. В течение первых же часов боевых действий египетские войска разбиты. Франция к Англия подхватывают случай отомстить за потерю Суэцкого канала: Израилю предписывают остановить военные действия, каковые берут на себя французы и англичане. Под давлением Объединенных Наций Израиль отводит свои войска, заручившись гарантией получить свободный доступ к порту Ейлат на Красном море.

2. Иорданские воды

     Вода необходима всем государствам Ближнего Востока. Воды же мало, причем некоторые воды {129} насыщены солью в столь высоком проценте, что для орошения они не годятся. Кроме того, ни одна из главных рек не протекает целиком в одной лишь стране, а источники всех рек в арабских государствах.
     Иордан берет свой источник в Ливане, проникает в Израиль, где в него впадает приток Гас бани, тоже зародившийся в Ливане. Далее Иордан проходит сквозь озеро Гала и впадает в Тивериадское озеро, находящееся целиком в Израиле. В 18-ти км. от Тивериадскаго озера в Иордан впадает река Ярмук, протекающая в большой свой части по арабским странам, служа границей между Сирией и Иорданией. Приняв приток Ярмук, Иордан течет к Мертвому Морю по территории Иордании. Во время пробега сквозь Тивериадское озеро Иордан насыщается солью от соляных родников, выступающих на дне озера. Чистая река Ярмук разжижала бы соленость Иордана, но Иордания отводит часть ее вод для орошения своих земель. Отведенные воды в конечном счете впадают в Иордан, но... орошая земли, они растворяют почвенную соль.
     Американские специалисты разрабатывали ряд планов для мирного разрешения вопроса «вод». Но планы составлялись без учета арабской психологии. Так «план Жонсона» в конечной редакции предвидит создание плотины в глубокой долине Иордана и оросительные каналы, благодаря которым ряд земель окажутся оплодотворенными.
     На этих землях осели бы беженцы, и обе враждующие стороны {130} извлекли бы из новых населенных и плодородных земель большую экономическую пользу. Согласно плану, Израиль получал бы в год 400 мил. куб. метров воды, что позволит оросить 52.000 гект.; 800 мил. куб. м. получала бы Иордания (для орошения 63.000 гект.) и 50 мил. куб. м. получала бы Сирия для орошения 4.000 гект. земли. Но после того, как Иордания отвела воды Ярмука, Израиль разработал план выкачивания воды из Тивериадского озера. Выкаченная вода путем канала и водопроводов потечет в южную часть Израиля. При проведении в жизнь этого проекта, соленость Иордана превысит все допустимые нормы.  (См. обстоятельное изложение «дела» Иорданских вод в статье Лаваллард в газете Монд от 18-1-64).
     Международное право предвидит право каждого государства располагать водами протекающих через его территорию рек при условии, что соседние государства не будут терпеть никакого ущерба. В случае возникновения недоразумений, таковые должны быть разрешены путем дипломатических переговоров или третейских судов. Само собою разумеется, что в виду существующих на Ближнем Востоке междугосударственных отношений, не может быть места ни дипломатическим переговорам ни третейским судам.
 В виду невозможности взаимного договора, Израиль приступил к работам на свой страх и риск.
     {131} При этом Израиль подчеркивает, что согласно его плану, он будет выкачивать лишь 320 мил. куб. м. воды вместо предоставленных ему по плану Жонсона 400-х мил. куб. м. Работы предвидено закончить в 1966-м году, но выкачивание начнется в 1964-м.
     В результате в декабре 59-го года в Совет Безопасности поступила жалоба правительства Дамаска на Израиль, который начал работы по прорытию каналов в полосе «отчуждения»: в самом деле, Израиль без предварительного разрешения предпринял и в 3-х месячный срок выполнил осушение болот озера Гула и прорыл канал в 3 км. длины, отводящий воды Гула в Тивериадское море. Работа была выполнена, не смотря на предписание Объединенных Нации работы в демилитаризованной зоне прекратить.
     1-го Февраля 1960-го года мировая печать с тревогой сообщала о крайне натянутом положении на израильско-сирийской границе. Агентства печати передавали о «большом артиллерийском бое», который последовал после пулеметной перестрелки. Сообщалось о том, что к границе подтягиваются броневые части. Для западного читателя, пережившего две мировые войны, а для русского читателя, знакомого сверх того с нашей гражданской войной, потери после «большого 4-х часового артиллерийского боя» кажутся совершенно ничтожными, соответствующими потерям боевого столкновения двух разъездов. В первый день Израиль потерял 1 убитого и 2-х раненых. Во второй день, {132} когда разыгралось артиллерийское сражение, арабы потеряли 2-х убитых и 4-х раненых!
     В течение месяца положение оставалось тревожным. Сирия объявила мобилизацию и реквизировала для военных нужд автокары и грузовики. Авиация Объединенной арабской республики получила разрешение пролетать над территориями Иордании, Саудийской Аравии и Ливана для наблюдения за Израильской границей. Нассер направил 3 дивизии к Синайской горе. Объединенные Нации послали особых наблюдателей. Генерал фон Горн, начальник штаба комиссии Объединенных Наций, наблюдающий за соблюдением перемирия 1949-го года, в докладе от конца февраля обвинял Израиль в том, что «они (евреи) постепенно продвигают на Восток поверхность обрабатываемых ими земель, используя для орошения этих земель воды Тивериадского озера. Арабы же считают что захватываемые земли принадлежат им».
     Министры Иностранных Дел западных держав принимали еврейских послов и чрезвычайных посланников для выяснения намерений Израиля, и глава Израильского правительства, Бен Гурион в конце марта лично отправился в САСШ, дабы убедит американцев в правоте Израиля и в том, что положение на Ближ. Востоке тревожное. Один из главных его аргументов заключался в факте снабжения Сов. Союзом оружием держав арабского мира, в особенности Египта. В этом утверждении Бен Гурион был несомненно прав.
     До поры до времени затишье вновь наступило. Израиль потерпел поражение на торгово-дипломатическом фронте. В 1959-м году датский корабль «Инге Тоф» с грузом цемента для Израиля был задержан в Суэцком канале одновременно с другими судами, перевозившими грузы для Израиля. После года переговоров и торга, датская компания, собственница корабля, предписала разгрузить цемент в египетскому порту и потребовала с Израиля крупных возмещений понесенных убытков. Израиль принужден был выплатить датчанам все ими требуемое.
     Вопрос Иорданских вод вновь взбудоражил Ближний Восток в конце 1963-го года. (См. газеты за декабрь 1963 г., январь и февраль 1964 г. Автор пользовался газетами «Ле Монд», «Ла Круа» и «Орор».).
     Президент Нассер, в декабре, спешно созвал на совещание «на самом высоком уровне» всех возглавителей арабских государств для обсуждения вопроса, как реагировать на план Израиля. С разных сторон (Xрущев, Папа Павел VI и другие) понеслись призывы к умеренности и уговоры разрешать спорные вопросы мирным путем. Делегаты 13-ти арабских стран собрались в понедельник 13-го Января 1964-го года. Лично присутствовали 2 короля (Иордании и Марокко), 1 наследный принц (Ливии), 6 президентов республик. Заседания протекали при закрытых дверях, но специальным корреспондентам газет все же удалось узнать, что Президент Нассер советовал быть осторожным и умеренным.
     Совещание закончилось 18-го Января. Конференция постановила:
 1) Приступить к отводу вод притоков Иордана в пределах Сирии, Ливана и Иордании
 2) Создать «фронт освобождения» (Палестины от евреев).
 3) Провести в мировом масштабе кампанию пропаганды, разоблачающую нарушение Израилем постановлений ООН.
 4) Учредить единое командование вооруженных арабских сил.
В Феврале президент Нассер в интервью в индусском журнале «Блиц» (перепечатанном в официозной Каирской газете «Аль Ахрам») высказал свое убеждение, что надлежит готовиться к худшему (т. е. войне). Агрессия Израиля, по мнению президента Нассера, возможна во всякое время, и придется вести войну для отражения нападения.
      В ответ на постановления Арабской конференции на высшем уровне Израиль заявил, что не намерен менять плана работ.
 В феврале же, президент САСШ, Джонсон, на обеде в Институте Научных Изысканий имени Вейцмана, произнес речь, в которой подчеркнул, что вода не должна стать поводом к войне. Кроме того, он предложил Израилю помощь САСШ для установки заводов, очищающих морскую воду атомной энергией. {135}

3. Политическое устройство

     Страна управляется единой Палатой, состоящей из 120 депутатов, выбирающих президента Республики сроком на 5 лет.
     Многочисленные политические партии перед лицом внешней опасности воздерживаются от обостренных междоусобных соперничеств. Среди партий, три настаивают на устройстве государства на основах Торы. Крайне национальная партия Герут ратует за включение в государственные границы обоих берегов Иордана.

4. Социальная и экономическая жизнь

     Население состоит из 89 % евреев и 11 % арабов. По исчислениям 1957-го года евреев 1.727.000 при общем населении в 1.924.000. 83,9 % населения живет в городах.
     Народное образование стоит очень высоко. Всего 1.822 учебных заведения, посещаемых 365.960 учениками при штате 15.337 преподавателей. Кроме того, 10.822 ученика посещают частные христианские школы. Израиль насчитывает 3 университета и ряд научных исследовательских учреждений (археологических, сельскохозяйственных, атомной энергии). Неграмотность выражается для мужчин в 4,5 % и для женщин 9,5 %.
     За 15 лет своего существования, не смотря на внешнюю обстановку в стране проведены были {136} большие насаждения лесов, разрабатывается поташ, имеется 17 буровых скважин, дающих 60 % местного потребления нефти. Электроэнергия выражается в 1.500.000 кв. Кроме того была организована и промышленность металлургическая, керамики, текстильная и продуктов питания.
     Достижения Израиля настолько высоки, что, как мы указывали в начале главы, представители новых африканских стран приезжают изучать на месте, как, из ничего, создать промышленность и как развить сельское хозяйство.
     В Натании для мужчин и в Xайфе для девушек  (См. интервью Г-жы Гольда Мейр газете «Монд» («Монд» от 20-3-63) и статью собственного корреспондента той же газеты, «Израиль посылает экспертов в Африку «Монд» от 26-12-62.) созданы особые институты для подготовки черных техников; таковых, проходящих курс обучения в Израиле 785. Кроме того, за 9 месяцев 1962-го года, из Израиля выехало в черную Африку 88 экспертов. 

     Сельскохозяйственная система  (Смотр, описание кибуца в «Свобода» № 3, 1961-го года. Статья Г. Юркина «Израильский эксперимент».), изобретенная Израилем, заслуживает нескольких строк. Она особенно любопытна, ибо представляется в виде свободного объединения людей с целью обрабатывания земли при свободной работе, т. е. при свободе выбора посевов, при свободном сбыте собранного урожая, без обязательных государственных {137} поставок. Земля, народная собственность, сдается в наем на 49 лет. Сельский хозяин может обрабатывать ее в индивидуальном порядке, войдя в кооператив или в коммуну (кибуц). Кибуцы объединяют 80.000 ч. т. е. 5 % населения. В кибуце все общее.
Труженики кибуца не получают жалования, но им дают всем одинаковую сумму денег. На эти деньги каждый волен покупать, что ему хочется или нравится. Все необходимое выдается кибуцем: одежда, питание, обстановка. Но опять же члены кибуца имеют возможность и право выбирать одежду или мебель по своему вкусу. Лишь стоимость предметов одинакова для всех. Питаются все в общих столовых. Дети воспитываются отдельно от родителей, все сообща. Усердной и усиленной работой, с применением усовершенствованной техники, сельскохозяйственное производство увеличилось с 1954-го г. по 1956-й год в два раза. (Напр. пшеница в 54-м году 34.000, т., а в 56-м году 74.000 тонн.).
 Особенно развито производство фруктов: апельсинов, мандаринов, бананов, оливок.

6. Вероисповедания в Израиле

     Евреев — 1.667.455. Мусульман — 141.000. Мусульмане пользуются особым статутом. Xристиан — 43.750. Друзов — 19.800.
 Православных около 15.000.
 Протестантов около 3.000
Остальные католики из коих: восточного обряда {138} 17.886, латинского обряда 5.188 и маронитов 2.470. Католики каждого обряда имеют свою иерархию: архиепископ для вост. обряда, Патриарх для латинского обряда и викарный епископ для маронитов.

7. Положение христиан в Израиле

     Конституция государства провозглашает, что Израиль гарантирует всем гражданам социальное и политическое равенство независимо от пола, расы или религии и гарантирует свободу отправления различных культов. Государство обязуется обеспечивать святость и неприкосновенность храмов и святых мест всех религий. (Напомним, что в Палестине имеются святые места не только христиан, но и иудеев и мусульман).
     При Министерстве Культов состоит Советник по христианским делам, Д-р Варди, с которым автор познакомился на Всеправославном Съезде на Родосе в Сентябре 1961-го года. Д-р Варди говорит на многих языках, включая русский, человек большого достоинства и широких взглядов, отлично сознающий трагизм различных аспектов жизни Православной Церкви.
Он мечтает о сближении христиан и иудеев: «не общие ли у нас источники, не общие ли Священные Книги, не провозглашаем ли мы себя детьми Авраама и не поклоняемся ли мы Богу Авраама, Исаака и Иакова. Во всем это надо искать повод к сближению и основания для добрых отношений».
     Д-ром Варди издается «Xристианские Новости {139} Израиля» — превосходный журнал, в котором, кроме хроники, много обстоятельных статей особенно относительно христианской археологии. Министр Культов старается поддерживать добрые отношения с христианами и оказывать им внимание. Так к Рождеству 1961-го года 500 елок были разданы иностранцам. В день Праздника Президент Республики Исаак Бен Цви каждый год принимает представителей христианского духовенства. В речи 61-го года он подчеркнул, что страна намерена заботиться о всех гражданах независимо от их расы, или веры.
 Согласно установившемуся обычаю (еще со времен турецкого владычества), христиане имеют свои суды (3 православных, 2 католических восточного обряда, 1 католический латинского обряда и 1 для маронитов).
     Но положение усложняется тем, что большинство христиан арабы. Xотя они израильские граждане, но, в силу своих расовых тяготений, не ощущают себя настоящими гражданами нового государства, законность которого даже некоторыми оспаривается.
     Положение немногих евреев, ставших христианами, крайне деликатно, ибо для еврея, даже неверующего, — стать христианином равносильно измене Израилю.
     Вопрос «кто является иудеем» не раз горячо поднимался в печати и правительственных заседаниях Израиля. В 1958-м году было установлено, что достаточно заявления заинтересованного лица о том, {140} что он еврей, чтобы записать его как такового. Для детей было достаточно заявления родителей, чтобы зачислить их иудеями, причем исповедуемая религия значения не имела. Против этого постановления были горячие протесты. Правительству пришлось изменить свое определение относительно детей, родившихся от смешанных браков: чтобы быть признанным евреем, ребенок не должен принадлежать к иной религии, чем иудейской. Этот вопрос вызвал даже министерский кризис. В январе 1960 года установлено было, что иудей должен принадлежать к иудейской вере либо по рождению, либо приняв ее.
     Надлежит отметить что израильский законодатель постоянно сталкивается в своей творческой работе с противоречием понятий XX-го века и традиционным еврейским законом, основанным на Ветхом Завете.
     Так например, женское равноправие идет в разрез с законом о семье Ветхозаветного Израиля. Вопрос переписи населения тоже столкнулся с Ветхим Заветом. С тех пор, как сказал Давид, совершивши перепись (II Царств XXIV), «тяжко согрешил я поступив так» (стих 10-й) и понес от Господа наказание (стихи 12-25), перепись считается делом грешным. Перепись все же удалось провести после того, как Верховный Совет раввинов, которому, передали дело на рассмотрение, постановил, что перепись допустима, поскольку считать будут не людей, а карточки.
 На выборах 1959-го г. правительственная программа настаивала на уважении Государством всех {141} религий, на недопущении какого-либо религиозного или антирелигиозного давления на граждан и заявляла, что берет на себя обеспечение всех нужд всех религиозных общин Израиля.
 
     Кроме Министерства Культов с советником по христианским делам, существует «Комитет для поддержания религиозного согласия в Израиле и в мире». Комитет всячески старается воспитать население в духе взаимного уважения и искоренять могущую иметь место взаимную вражду, корнями восходящую в Историю.
    Несмотря на наличие доброй воли у некоторых лиц наладить добрые и веротерпимые отношения, христиане не раз имели основания протестовать против правительственных мер.
Одним из поводов было отношение к школам христианских миссий. Был поднят вопрос о принятии против них мер и о недопустимости посещения этих школ детьми иудеями (на 10.000 учеников школ христианских миссий 1.166 евреев). Вице-Министр народного просвещения Г-н Азаф заявил, что демократические юридические принципы не позволяют воздействовать на родителей, желающих посылать своих детей в христианскую школу. Вопрос будет обсуждаться комиссией народного воспитания и образования. Если правительство данного времени не считает возможным воздействовать законодательным путем, то все же нет уверенности, что иное правительство под давлением правоверных еврейских кругов не остановится перед запретом или ограничением действий этих школ.
     {142} Для полноты картины приведем разговор индусского журналиста и поэта Дом Морасс с Бен Гурионом. Полагая, что его собеседник буддист (тогда как он христианин), Председатель Совета Министров Израиля высказался очень откровенно по отношению Иисуса Xриста. «Иисус Xристос той же категории, что пророки Израиля. В Его учении ничего не противоречит иудаизму за исключением одного или двух предписаний. Учение Xриста исказили его ученики. Доктрина воплощения совершенно чужда иудаизму... Иисус назывался сыном Божиим, но, согласно древнему пониманию иудеев, всякий человек сын Божий.
     С кем у нас счета, это с Павлом — он виновник разрыва, ибо он первый еврей, принявший христианство. С чем в Xристовом учении мы не согласны? — да например с необходимостью подставлять другую щеку» (Извлечено из «Прош Ориан Кретьен» III/ 1961 г.).
 Во всяком случае нельзя не отметить, что в течение 1963-го года антихристианские чувства еврейства проявили себя неоднократно: Так в августе, газета «Юдиш Ахаронот»  сообщила, что разрабатывается закон, согласно которому каждый иудей, ставший христианином, должен будет доказать, что переменил веру исключительно по убеждению. (См.: «Даниил — у львов» статья Марголина в «Рус. Мысли» № 1957 от 16-2-63, газету «Монд» от 27-9, 6-11, 3-12, за 1963-й год и 2/3 Февр. 1964; газету «Ла Круа» от 15-12-62 и циркуляры «С.О.Е.П.И.» (Женева) №№ 46/1962 г. 3 и 32 за 1963 г.)
     {143} В сентябре ярые приверженцы Торы потребовали закрытия христианских миссий и образования правительственной следственной комиссии для выяснения, «что происходит за стенами миссий».
     В ноябре правительство предписало французскому монастырю близ Иерусалима заколоть выращиваемых им свиней. Это распоряжение вызвало протест французского консула.
     В феврале 1964-го г., благодаря итальянскому еженедельнику «Ожи» стал известен доклад греко-католического Архиепископа Галилеи — Xакима о положении арабов и христиан в Израиле. Архиепископ Xаким указывал в своем докладе на то, что христиане в Израиле преследуются и подвергаются всяческим притеснениям.
Коммунизм в Израиле. Согласно газете «Жерюзалем Пост» (3-5-61) коммунистическая партия Израиля насчитывает всего 1.500 действительных членов и влияние ее сильно падает. Все же партия имеет свою газету «Коль Xаам». Согласно другим исчислениям, ком. партия достигает 2.000 и даже 5.000 членов. Все три цыфры, конечно, незначительны. Но влияние Сов. Союза сказывается в Израиле через церковную миссию. Этот вопрос мы осветим в следующей главе, посвященной Иерусалимской патриархии. {144}

Беженский вопрос.

     Мы указывали на то, что масса в сотни тысяч человек арабов покинула Израиль и осела в лагерях окружающих стран: Сирии, Ливане и Иордании. Число их определяется арабами в 1.100.000 ч., евреи же настаивают на 550.000 ч. (остальные, по их утверждению, «мертвые души», ради получения лишних пайков).
     Объединенные Нации посвящают ежегодно (в конце ноября начале декабря) ряд заседаний для обсуждения вопроса о палестинских беженцах. Из года в год решение откладывается. На заседании 1961-го года арабские делегаты утверждали, что вопрос разрешим лишь упразднением Израильского государства. Проект вернуть хотя бы часть беженцев на покинутые ими места отклоняется Израилем и Советом ООН, так как «беженцы вернутся в Израиль не с целью помочь строить страну, а с подрывными целями — с целью взорвать страну изнутри».
     Как и в прошлые годы, решение Общего Собрания ООН о статус кво принято в этом году 74-мя голосами против 1 при 23-х воздержавшихся. Статус кво означает продолжение оказания помощи державами западного мира всем, находящимся в лагерях. Предложение, внесенное 16-ю странами Африки и Латинской Америки о том, чтобы ООН предписало Израилю и Арабским странам встретиться вокруг «круглого стола» для всестороннего обсуждения вопроса, было отклонено 46-ю голосами, против 36-ти при 20-ти воздержавшихся.
     Голосовали «против» все {145} арабские страны и их «друзья», т. е. все, стремящиеся сохранить дружбу арабских стран: САСШ, Великобритания и страны Советского блока. (См. отчеты заседаний во франц. газете «Монд» от 21-12-61 и рус. парижской газете «Русская Мысль» от 2-12-61.)
     Количество беженцев непрерывно увеличивается  (См.: «Наше Общее Дело» американская ежемесячная газета на рус. языке № 15 (151) от Июля 1962 г.; «Ла Круа» №№ от 7-12-62 и 15-11-63 и «Монд» от 6-11-63.).
     В 1962-м году они распределялись по странам в следующем виде:
623 тысячи в Иордании,
264 тысячи в полосе, отошедшей к Египту у гор. Газы.
138 тысяч в Ливане,
128 тысяч в Сирии и 10 тысяч в Иране.
     Все эти беженцы получают от ООН пайки (1.500 калорий в день летом и 1.600 зимой). Пайки получают 882.074 ч.  (La situation des réfugiés palestiniens demeure précaire" par Mlle. Goichon. "Monde" du 27-12-63. Статья дает библиографию по беженскому вопросу.).
     Корреспондент газеты «Монд» Г-жа Гоишон, указывает в подробном очерке о беженском вопросе на то, что, кроме получающих от ООН помощь, существует 6 категорий беженцев, таковую не получающих. Например: бедуин, живший в палатке, не считается потерявшим «дом», не смотря на то, {146} что он обладал большой земельной поверхностью, приносившей значительное количество зерна. Не имеет права на помощь беженец, имеющий заработок даже самый незначительный. Из-за этого многие не решаются принять хотя бы сезонную или иную временную работу.
     На очередном обсуждении беженского вопроса в ООН, в декабре 1962-го было отмечено, что полномочия деятельности УНВРА (Агентство помощи беженцам из Палестины) прекращаются. В связи с этим положением был представлен план, разработанный И. Жонсоном, по поручению особой комиссии ООН (составленной из представителей САСШ, Франции и Турции). План предлагал провести среди беженцев референдум.
     Всем беженцам надлежало бы ответить хотят ли они вернуться на свои места (в Израиль) или оставаться в странах, их приютивших. И в том и другом случае беженец обязывался включиться в жизнь выбранного им для жительства государства. План предвидел возможность арабам устраивать и Израиле свои чисто арабские поселения. Предвиделась денежная помощь для оплаты расходов по переселению.
     Обе враждующие стороны план отбросили, причем Министр Иностранных Дел Израиля, Г-жа Мейр заявила что единственный способ разрешить вопрос заключается в полном принятии беженцев теми странами, в которых они находятся. Г-жа Мейр привела в пример Израиль, создавшийся из беженцев, многие из которых прибыли из арабских стран.
    {147} Заседания ООН в 1963-м году не внесли ничего нового. 21-го Ноября было постановлено, что надлежит всячески поощрять возвращение беженцев на свою родину. Тем же, которые не пожелают возвращаться, должно оказывать помощь. Постановление было принято 83-мя голосами при 12-ти воздержавшихся и 1 голосе (Израиля) против. {148}
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com