Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Из истории становления паломнических традиций Возрождение паломнических традиций в наши дни Путевые заметкиФотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Традиции русского паломничества / Путевые заметки / В Святую Землю. Юрий Гацелюк, Андрей Поздняев
 
В Святую Землю

Если есть на свете страна, которую можно назвать духовной родиной человечества, средоточием трех мировых религий – христианства, ислама и иудаизма, – то это, бесспорно, Палестина. Не случайно древний картограф, составляя карту мира, в центре ее поместил Иерусалим.

Сюда, в Землю Обетованную, много веков назад вел из Египта евреев Моисей, и здесь же их потомки, сегодняшние израильтяне, припадают в скорбных молитвах к святыне своей, именуемой Стеной Плача.

По преданию, на Храмовой горе, что высится в центре Иерусалима и сияет окрест огромным золотым куполом, произошло вознесение в рай пророка Мухаммеда.

И, конечно же, Святая Земля – духовная родина всех христиан. Ведь именно здесь, в Палестине, родился Иисус Христос. Именно эта земля стала местом Его Служения, Крестной Смерти и Воскресения. Отсюда Его ученики понесли в мир Евангелие, явившее человечеству новый идеал жизни, сущность которого выражается двумя доступными и понятными любому смертному словами – Любовь и Всепрощение.

Самая заветная мечта для православного человека – воочию увидеть землю, подарившую миру Спасителя, прикоснуться к камням, которые Его помнят, подняться на Елеонскую гору и на Фавор, где Он открыл ученикам Свое Божество, очутиться в Гефсиманском саду, где Он молился до кровавого пота и где Его предал Иуда, пройти Его Крестным путем до Голгофы и поклониться живоносному Гробу Господню...

В прежние времена подобного удела удостаивались немногие. В наши дни попасть в Иерусалим куда как проще. Паломнические службы созданы сейчас во многих епархиях, при монастырях и приходах Русской Православной Церкви. Недавно довелось побывать на Святой Земле и группе, в которую входили журналисты и авторы газеты «Гудок», а также депутат Государственной Думы РФ.

В Иерусалим мы прилетели 2 ноября, спустя пять дней после того, как больной Ясир Арафат был вывезен на лечение из Рамаллы в Иорданию, а потом во Францию. Уже тогда всем было ясно, что в родную Палестину живым он не вернется. Оставалось гадать лишь, когда, откуда и как именно будет доставлено туда его тело. Впрочем, открытым оставался еще один, куда более волновавший всех вопрос: где будет похоронен Арафат? Не предпримут ли палестинцы попытку нести его тело на Храмовую гору для погребения в мечети Аль-Акса?..

В Иерусалиме почти на каждом углу стояли молодые израильтяне с автоматами наперевес. Повсюду можно было видеть усиленные наряды полиции – пешей, конной, на джипах и мотоциклах. Высоко над городом завис аэростат со специальной видеоаппаратурой, в небе барражировали боевые вертолеты. Что и говорить, обстановка явно не соответствовала тому сосредоточенно-умиротворенному духу, в коем надлежит пребывать паломнику.

Гид Вадим, сопровождавший группу, сразу же попытался нас успокоить и ободрить:
– Не волнуйтесь, пожалуйста, сейчас священный месяц Рамадан, никакой стрельбы и взрывов быть не должно.

Надо сказать, что с гидом нам очень повезло. Вадим приехал в Израиль из России пятнадцать лет назад, в разгар перестроечной лихоманки. По образованию экономист, на «исторической родине» он поначалу года два вкалывал на разгрузке импортного леса, а потом прошел обучение на довольно престижных курсах и получил диплом экскурсовода. Без преувеличения можно говорить, что специалиста столь высокой квалификации и эрудиции надо еще поискать.

Задача перед нашим гидом стояла непростая. За неполную неделю он должен был познакомить нас со страной и в первую очередь, конечно, дать нам возможность увидеть, соприкоснуться с главными христианскими святынями, посетить те места, которые хранят память о земной жизни Иисуса Христа.

В строгом смысле этого понятия паломниками нас, безусловно, нельзя было называть. Истинное паломничество – это прежде всего самоотрешение, тяжелейший молитвенный труд у чтимых святынь. Таких подвижников благочестия ныне, прямо скажем, единицы. Нас, грешных, скорее всего следовало относить к категории православных туристов.

Впрочем, в русском языке в свое время бытовало еще одно понятие – поклонник, которое произошло от греческого «проскинисис» (поклонение).

В семидесятых годах XIX века вышла в свет брошюра, написанная петербургским чиновником В.Хитрово. Побывав в Палестине, он сумел, как, пожалуй, никто другой, сказать о самом главном – ради чего православный человек должен ехать в Святую Землю.

«Желание чего же удовлетворит поклонника Святой Земли? Желание воочию увидеть те досточтимые места, с которыми каждый православный сроднился в духе с самого детства; от всего сердца, от всей души уразуметь, насколько это дано человеку, и оценить ту неизглаголенную тайну искупления, которая совершилась в этих местах, принести от себя как от малейшей части человечества благодарность Тому, Который для спасения человечества не остановился перед смертью, смертью же Крестною».

Ступив на Святую Землю, ты сразу же ощущаешь, что река христианской истории ни на секунду не замедляла свой бег. Мутные цивилизационные потоки в разные времена наносили в нее множество грязи, ила, всевозможных отходов. Но так и не сумели ни перегородить ее, ни – тем паче – повернуть вспять. Духовное русло ее не сузилось и не обмелело.

На белой КИА «Карнавал», за рулем которой сидел Вадим, мы проехали по Святой Земле сотни километров. Поклонились почти всем главным ее святыням и вслед за многими своими предшественниками убедились, что все увиденное, прочувствованное и пережитое здесь невозможно выразить обычными словами. Да в том в общем-то и нет необходимости: все сказано до тебя святыми Евангелистами. Ты как бы перелистываешь страницы Нового Завета, видишь реальные места описанных в нем событий, вспоминаешь те или иные эпизоды земной жизни Спасителя.

Каждый, естественно, воспринимал все сугубо индивидуально, точнее сказать, сокровенно. А вот что было общим для всех – так это ощущение, что здесь ты буквально на каждом шагу соприкасаешься с Вечностью и Святостью.

Это удивительное, ни с чем не сравнимое чувство не покидало нас ни на секунду.

В Назарете мы возжигали свечи в храме Святого Архангела Гавриила, возвестившего Деве Марии волю Господню о рождении Ею сына Божиего, а потом омывали лица в святом Источнике Приснодевы...

Возвращаясь с горы Фавор, захватили на память дубовую веточку и тонкую плеть игольчатого растения, из которого был сплетен «терновый венец»...

На берегу Галилейского моря, в небольшом ресторанчике отведали вкус той самой рыбы, которую ловили здесь апостолы (она называется «рыбой Петра»)...

Погружались в ту же самую воду (да-да, в ту же прозрачную и прохладную иорданскую воду, что вытекает из Галилейского моря), в которой Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа...

На вершине Масляничной (Елеонской) горы, откуда как на ладони виден весь Иерусалим, в часовне Вознесения припадали к камню, в котором, словно в теплом воске, отпечаталась стопа Иисуса Христа, вознесшегося на небеса...

И, конечно же, поклонились Гробу Господню в храме Воскресения Христова и, после того как закрылись его массивные врата, прошли по улочке Виа Долороза – той самой, по которой Спаситель, истекая кровью, шел Своим Крестным путем...

Каждый наверняка не раз подумал и произнес про себя: «Господи, не чудо ли все это? Наяву ли происходит со мной?..»

В памяти у всех осталось посещение Горненской обители – православного женского монастыря, что находится на склоне живописной горы в южном пригороде Иерусалима. Здесь, в небольшом селении, которое носит сейчас арабское название Эйн-Карем («Источник виноградника»), проживали родственники Пресвятой Богородицы – священник Захария и жена его Елисавета. К ним-то и пришла после Благовещения из Назарета Пресвятая Дева Мария.

В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрел в этом святом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев. Вскоре здесь стали селиться русские инокини и мирянки.

В 1883 году на приобретенной территории была воздвигнута церковь Казанской иконы Божией Матери, а спустя еще 15 лет, в 1898 году, здесь был открыт монастырь, названный по месту своего расположения Горненским.

С тех пор монашеская жизнь в Горнем не прерывалась ни на один год. Даже во время Первой мировой войны, когда из Иерусалима в Александрию были высланы все сотрудники Русской Духовной Миссии, насельницы монастыря не покинули свою обитель и каждодневно возносили молитвы за Землю Русскую.

В Горненском монастыре мы пробыли, к сожалению, не более часа, но даже за это короткое время сумели и на службе побывать, и пообщаться с паломниками из Москвы. Они сами подошли к нам, сразу же узнав депутата Государственной Думы Николая Сергеевича Леонова, чьи выступления по телевидению в программе «Русский Дом» смотрели много лет подряд.

Удалось нам побеседовать и с настоятельницей обители матушкой игуменьей Георгией, которая несколько лет назад получила сюда назначение из Пюхтицкого женского монастыря, что находится в Эстонии.

Надо было видеть, какой радостью засветились глаза одного из членов нашей группы, когда матушка Георгия ненароком об этом обмолвилась. Дело в том, что коллега наш родился близ Пюхтицы, в небольшом поселке Йыхви, где, кстати, в местной церкви начинал свое пастырское служение Патриарх Алексий II. Поистине пути Господни неисповедимы, а еще точнее будет сказать – все в этом мире происходит промыслительно...

Журналисты «Гудка» преподнесли настоятельнице Горненской обители подарочное издание Библии, проиллюстрированное красочными работами художников-палешан. Эта уникальная книга будет теперь находиться в монастырской библиотеке.

К слову сказать, на Святой Земле в память об этой поездке мы оставили и книги русских писателей, изданные в серии «Библиотека «Гудка»...

Пожалуй, именно в Горненском монастыре нам по-настоящему стал ясен смысл словосочетания «Русская Палестина». Понятие это родилось в середине XIX века, когда начало расширяться русское политическое и духовное присутствие на Востоке.

В 1838 году для ознакомления с состоянием политической и церковной жизни в Сирии и Палестине Святую Землю посетил камергер А.И.Муравьев. По возвращении в Россию он представил в Министерстве иностранных дел доклад, в котором, в частности, говорилось: «Как французские короли объявили себя покровителями всех франков, поселившихся на Востоке, и всех католических общин, хотя в большинстве монахи только их единоверцы, но не подданные, было бы справедливо и благоприятно для восточных дел, если бы русский император удостоил принять под свое особое покровительство святые места, хотя бы только храм Гроба Господня, пещеру Богородицы в Гефсимании и Вифлеемскую церковь».

В феврале 1847 года император Николай I своей резолюцией утвердил создание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Первым начальником ее был назначен сам архимандрит Порфирий.

Начавшаяся в 1853 году Крымская война прервала отношения России с Палестиной. Миссия была отозвана на родину и возобновила свою деятельность лишь после окончания войны в 1857 году.

С этого момента миссия постепенно стала набирать силы. Приобретались земельные участки, на которых строились церкви, подворья, больницы, школы, гостиницы для паломников, поток которых рос год от года.

Российским обществом пароходства и торговли были введены регулярные судоходные рейсы от Одессы до Яффы, что значительно приблизило Россию и Палестину. Для малоимущих паломников были установлены низкие цены на билеты: 24 рубля от Одессы до Яффы и обратно. Кроме того, строительство железных дорог в южном направлении сокращало время в пути. А основанное в 1882 году Императорское Православное Палестинское общество, в уставе которого было записано, что оно должно оказывать помощь православным паломникам, ввело с 10 февраля 1883 года удешевленные паломнические книжки с пониженным на 35 процентов тарифом за проезд по русским железным дорогам.

Отрадно, что Святая Земля по-прежнему неодолимо влечет к себе россиян – и тех, кто уже воцерковлен, и тех, кто в сегодняшние непростые времена не хочет мириться с навязываемым ему обезбоженным существованием, а напротив – ищет истинный смысл человеческого бытия, делает первые свои шаги к вере...

И в эти дни, в канун праздника Рождества Христова, в Иерусалим собираются ехать десятки, сотни паломников из России. Для каждого из них добрым напутствием звучат слова, сказанные однажды предстоятелем Русской Православной Церкви: «Проходя по местам, освященным стопами Господа, Его Пречистой Матери, святых апостолов, будем укрепляться в вере и добродетели, чтобы и нам, живущим две тысячи лет спустя после Рождества Христова, сподобиться вновь обрести в смиренных и убогих яслях своего сердца новорожденного Богомладенца Христа».


Юрий ГАЦЕЛЮК,
Андрей ПОЗДНЯЕВ
Иерусалим – Москва
 
Источник: газета «Гудок», 25.12.2004 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com