Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Из истории становления паломнических традиций Возрождение паломнических традиций в наши дни Путевые заметкиФотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Традиции русского паломничества / Возрождение паломнических традиций в наши дни / Проблемы и пути развития современного православного паломничества Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
 
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
 
ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО
 
Первая общецерковная конференция
«Православное паломничество: традиции и современность»
27 октября 2004 года
 
 
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл,
председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
 
Проблемы и пути развития современного православного паломничества
 
С самого начала бытия Христовой Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью и подвигами Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистой Матери, а позже и святых угодников. Эти места стали называться святыми, и были объектами поклонения уже первых христиан. Замечателен и хорошо известен в церковной историографии труд, который назывался по латыни «Peregrinatio ad loca sacra», или «Путешествие к святым местам». В IV веке удивительная женщина, Сильвия Аквитанка, посетила святые места и составила тщательные описания богослужений, которые совершались тогда у Гроба Господня. Этот ее труд - «Peregrinatio ad loca sacra» - и стал одним из важнейших источников по исторической литургике. Сегодня невозможно восстановить строй богослужения Древней христианской Церкви без описания Сильвии Аквитанки. Я напомнил этот факт, хорошо известный ученым-литургистам, чтобы сказать: паломничества имеют не только духовную ценность для тех, кто их совершает, но и, благодаря сохранившимся описаниям, большое значение для исторической и богословской науки.

Само слово паломник, пилигрим происходит от латинского слова palmarius -пальмовник, т.е. человек, держащий пальмовую ветвь, так как паломники, посещавшие Святую Землю, передвигались по ней с пальмовыми ветвями в руках. И очень часто с этими ветвями возвращались домой, неся их как освященный предмет, как святыню.

Кроме слова паломник у нас есть и другие слова, обозначающие человека, совершающего сакральное, священное посещение тех или иных мест. Это - поклонник, богомолец. Да и слово странник тоже было связано с паломничеством, потому что странники, путешествуя по нашей земле, переходили, как правило, от монастыря к монастырю, от святыни к святыне.

Описание Сильвии Аквитанки, о которой я упомянул, очень ценное, но не единственное письменное свидетельство, оставленное теми, кто посещал святые места. Сохранилось и имеет большую историческую ценность летописное повествование о посещении Константинополя и крещении там святой равноапостольной великой княгини Ольги в X веке. В числе первых русских паломников - преподобный Антоний Киево-Печерский, получивший на Афоне благословение на создание Киево-Печерской Лавры. Письменное описание паломничества, которое имеет очень большое научное значение, оставил игумен Даниил. Его «Хождение в Святую Землю» является бесценным источником для изучения древнерусской литературы и истории паломничества. В XIX и начале XX века русское паломничество к святым местам достигло своего расцвета. Мы знаем, что этому во многом послужило создание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а также и Императорского Православного Палестинского Общества. К сожалению, трагедия 1917 года разрушила всю эту замечательную паломническую структуру, позволявшую богомольцам любого социального положения посещать святые места, и само паломничество из России практически прекратилось. Только, начиная с конца 50-х годов, по инициативе Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата вновь стали формироваться паломнические группы. Они полностью финансировались и поддерживались Отделом и были малочисленны, так что правильнее было бы называть их официальными делегациями. Но в то время было важно сохранить сам феномен паломничества. Я хорошо помню, какое большое значение в те времена имело для Православного Востока, в первую очередь, для Иерусалима, появление русских паломников. Эти 10-15 человек, которые сначала только в пасхальные дни, а позже - три раза в год посещали Святую Землю, были как бы живой нитью, связывающей настоящее и прошлое. Они не давали забыть Иерусалиму о существовании Святой Руси. И пусть нить эта была тонкой, она давала надежду на то, что в будущем отношения могут быть развиты. Большинство из тех, кто жил тогда в России, не имели возможности посетить Святую Землю, и тем большее значение имели эти паломничества для нас: побывавшие там люди рассказывали о святых местах, показывали сделанные ими фотографии. Сам впервые узнал, как выглядит Святая Земля, рассматривая такие фотографии.

Когда в жизни нашей страны произошли известные перемены и люди получили возможность беспрепятственно выезжать за границу, паломничество стало возрождаться. В начале 90-х годов находились энтузиасты, которые собирались в путь, не зная точно, куда и на чем они поедут, где будут останавливаться. Были и такие, кто изъявлял желание добираться до святых мест пешком, повторяя подвиг паломников прошлого. Мне самому приходилось давать благословения на такие паломничества. Делал я это не без внутреннего сомнения, так как знал, что пешеходное путешествие в Святую Землю из Москвы или Санкт-Петербурга далеко не безопасно. Но должен сказать, что никто из известных мне путешественников не пострадал.

Русская Православная Церковь в то время еще не обладала структурами, которые бы в полной мере могли бы содействовать развитию массового паломничества. Реальную организацию паломнических путешествий тогда, в начале 90-х, взяли на себя многочисленные коммерческие и туристические организации. Как правило, они не имели никакого понятия о сущности паломничества, не говоря уже об опыте организации паломнических поездок. В результате, между организаторами и участниками паломничеств часто возникали конфликты, и Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата много раз приходилось заниматься их улаживанием. Именно поэтому Священный Синод поручил нашему Отделу начать работу по возрождению паломничества к зарубежным и российским святыням. В тот же период в ряде епархий и некоторых монастырях были созданы паломнические службы и организации, которые начали воссоздавать благочестивую традицию паломничества к отечественным святыням. В качестве положительного примера приведу удачную работу паломнических служб Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Киево-Печерской Лавры и Александро-Невской Лавры, Одесской, Екатеринбургской и Симферопольской епархий. За последние годы в 11 епархиях на территории Российской Федерации созданы общеепархиальные паломнические службы. Всего же в епархиях, при приходах и монастырях, работает 88 паломнических отделов и служб, действуют 47 гостиниц паломнического класса и 25 странноприимных домов. В последние годы во время общецерковных торжеств, посвященных преподобному Серафиму Саровскому, или принесению в Россию Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери, организация паломничеств была проведена на весьма высоком уровне, что помогло принять в одном месте в дни празднований десятки тысяч богомольцев. На базе Крутицкого подворья в Москве создан Музей путешествий и паломничества по святым местам.

Накопленный в течение нескольких лет опыт организации паломнических поездок позволил Отделу внешних церковных связей выйти на новый уровень этой работы и создать в 1999 году Паломнический Центр Московского Патриархата на базе гостиницы «Университетская». Главной задачей Центра является содействие возрождению православного паломничества и создание церковной гостиничной сети. В настоящее время Паломнический Центр ведет работу по привлечению православных, проживающих за рубежом, для посещения российских святынь. В 2001 году стал выходить журнал «Православный паломник», что явилось возрождением дореволюционной традиции издания паломнических журналов. Открыт и интересно работает Интернет-сайт Паломнического Центра. Возрождено, хотя и не в полной мере, Императорское Православное Палестинское Общество, которое до революции осуществляло организацию паломничества в Святую Землю. Паломнический Центр изучает историю русского православного паломничества и совместно с Палестинским Обществом проводит научно-церковные конференции, семинары, круглые столы по истории и актуальным проблемам современного паломничества. В ближайшее время в Паломническом Центре предполагается открыть курсы для подготовки специалистов в сфере паломничества для епархий, монастырей и храмов.

Помимо официальных церковных структур паломничеством занимаются православные общественные организации: Международный фонд единства православных народов, Международная паломническая служба «Святыни Православия», православное общество «Радонеж» и другие. В настоящее время существует 29 православных общественных и некоммерческих организаций, занимающихся паломничеством, в основном они расположены в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

По имеющимся статистическим данным в 2004 году число паломников, выезжавших для поклонения православным святыням за границу, составило около 50 тысяч человек, с учетом стран СНГ - более 200 тысяч. Около 2 миллионов человек совершили паломничество внутри страны. Поток паломников в Россию из-за рубежа резко сократился после трагических событий в США 11 сентября 2001 года. По оценкам специалистов, их число не превышает 15-20 тысяч человек в год.

Несмотря на достигнутые успехи в церковной организации паломничества, значительная часть как зарубежных, так и внутрироссийских паломнических поездок в настоящее время по-прежнему организуется коммерческими туристическими фирмами, репутация которых зачастую неоднозначна. Не все из них отвечают даже названию туристическая. Мы знаем случаи, когда пользовавшиеся их услугами люди считали, что они побывали не в паломнической и даже не в туристической поездке, а участвовали в каком-то низкопробном развлекательном мероприятии. В некоторых епархиях вопросы паломничества передаются коммерческим организациям. Делается это из-за отсутствия собственной структуры. Развитие этой тенденции может привести к ситуации, которая сложилась в Элладской Православной Церкви. Как известно, Элладская Православная Церковь вовремя не озаботилась созданием собственной паломнической службы и передавала организацию паломничеств туристическим фирмам, монополизировавшим в итоге все паломническое дело в Греции. Это очень снижает духовный уровень паломничества к святыням православной Эллады. То же самое можно сказать о Святой Земле, где организация паломнических поездок находится в руках нескольких израильских фирм, о Малой Азии и Константинополе - там все паломнические маршруты и всю паломническую инициативу взяли в свои руки несколько турецких фирм. Российский туристический бизнес также организует поездки, в т.ч. и к православным святыням зарубежья, но его удельный вес значительно меньше, чем у зарубежных турфирм.

Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции православного богомолья, как правило, игнорируются коммерческими фирмами. Православное паломничество от туризма существенно отличается тем, что главным для паломников является поклонение православной святыне, а не только осмотр исторических достопримечательностей в храме или в том или ином монастыре. Паломники принимают осмысленное участие в богослужениях, причащаются Святых Христовых Таин, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам угодников Божиих. Соблюсти такие высокие требования к паломнической поездке коммерческие турфирмы не могут.

Таким образом, перед Русской Православной Церковью стоит выбор: либо смириться с тем, что православное паломничество будут организовывать зарубежные и отечественные туристические организации (при этом смысл паломничества искажается и, как я уже сказал, теряет свое основное - духовное значение), или взять паломническое дело в свои руки и тем самым оставить его в церковной ограде. Я думаю, что постановка вопроса в настоящий момент очень и очень своевременна.

Уместно привести слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные им на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году: «Паломничество искони было и должно быть делом Церкви, совершаться по ее благословению. Цель паломничества состоит в поклонении святыням. В связи с этим стоит вспомнить ныне забытое слово, обозначающее смысл паломничества - поклонничество. Посещение святых мест как внутри России, так и за ее пределами является для многих наших сограждан дорогой к Храму, и совершение паломничества должно быть связано с живым литургическим опытом. В связи с этим вызывает обеспокоенность наметившаяся тенденция смешения паломничества с обычным туристическим путешествием. Нередко паломничеством называют экскурсионное посещение святых мест, монастырей, храмов. В результате, дискредитируется сама идея паломничества. Необходимо на епархиальном уровне рекомендовать верующим совершать паломничества по святым местам, обращаясь за помощью в структуры, имеющие благословение священноначалия Русской Православной Церкви на организацию паломнической деятельности».

Необходимым шагом в деле сохранения православного паломничества в лоне Русской Православной Церкви является создание в каждой епархии собственной паломнической службы, которая объединяла бы в себе две основные функции: финансовое и организационное обеспечение паломнической деятельности и церковно-методическую работу. Епархиальные паломнические службы должны создавать церковные паломнические организации при благочиниях, может быть, даже в крупных приходах, особенно, если там есть святыни и если эти приходы посещаются богомольцами из других епархий. То же самое, следует сказать и в отношении монастырей. Во многих ставропигиальных монастырях такие структуры уже сложились, в большинстве епархиальных монастырей их предстоит еще создать.

Паломнические службы в епархиях и приходах чаще всего организуют паломничества православных верующих к местночтимым святыням, российским и зарубежным святым местам. Паломнические службы монастырей заняты, как правило, приемом богомольцев. Их главная задача - приютить и обеспечить всем необходимым паломников, а также дать им возможность помолиться у монастырских святынь. Не менее важно знакомить паломников с историей монастыря, а также дать им возможность и потрудиться в обители: многие паломники выражают такое желание, но, к сожалению, не везде это дело хорошо организовано. Необходимо, чтобы пояснения паломникам во время их посещения монастырей или храмов, где находятся святыни, давали лица из числа братии или священнослужителей или же воцерковленные и подготовленные миряне, имеющие на то благословение. Создание и деятельность епархиальных и монастырских паломнических служб не исключает существование паломнических структур, созданных православными общественными организациями. Однако в будущем этим организациям необходимо более тесно работать с церковными паломническими службами и менее ориентироваться на светский туристический бизнес.

В связи с организацией приема паломнических и туристических групп в храмах и монастырях, хотелось бы обратить внимание на атмосферу, в которой ведется работа с ними. Очень часто люди сталкиваются с раздражительностью тех, кто их принимает. Не всегда проявляется должное гостеприимство, порой отсутствует элементарная организация. Человек едет за сотни и тысячи километров, чтобы посетить монастырь, помолиться у святынь... А встречает холод, безразличие, а иной раз и грубость. Мы должны ясно понимать, что паломничество, особенно в наших условиях, для многих людей - это средство воцерковления. Те, кто работают с молодежью, хорошо знают, что очень большой процент этой работы составляют паломнические поездки. В воскресных, государственных, муниципальных школах дети, изучающие основы православной культуры, очень часто отправляются в паломничества, особенно в летнее время. И мне уже приходилось сталкиваться с тем, что из того или иного монастыря дети возвращались не со светящимися глазами, а с глубочайшим разочарованием. А сопровождавшие их преподаватели говорили: больше мы туда не поедем. Какой же грех берут на себя те, кто принимал этих детей. Ведь это о них слова Спасителя: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6). Вот почему сегодня так остро стоит вопрос об организации паломнических служб в монастырях и в тех приходах, где есть святыни. Это действительно общецерковное дело, одно из самых важных наших служений. Это свидетельство, это научение людей. Это их воцерковление, их катехизация. В этом контексте насущной задачей является повышение профессионального уровня людей, которые работают с паломническими и туристическими группами. Они должны быть современными и интеллигентными, способными грамотно говорить по-русски, знающими свою историю, умеющими заинтересованно рассказать о святых местах и могущими помочь своим гостям соприкоснуться со святым местом, передать им, может быть, свое настроение, свое понимание, свой религиозный опыт.

Я хочу подчеркнуть: деятельность таких паломнических структур, особенно монастырских, является формой церковной проповеди, миссии, и менее всего имеет отношение к коммерции. Часто монастыри посещают люди нецерковные, даже неверующие. Для многих это посещение - первое соприкосновение с Церковью. Человек едет посмотреть исторический памятник, архитектурный ансамбль. Его приводит туда эстетическое чувство или любовь к истории. А кем он оттуда выйдет - удовлетворившим свое любопытство экскурсантом или православным христианином? Все зависит от того, что с ним произойдет в момент посещения святыни. Откроется его сердце, его ум к восприятию слова Божьего или останется глухим.

Мне часто приходится выслушивать людей, которые говорят примерно так: «В душе я верующий, а в церковь я не хожу». - «А почему вы не ходите в церковь?» - «Вы знаете, у нас было горе, мы пришли в церковь, и нас там так встретили, что я больше туда не пойду». Некоторые после такого «знакомства» с Православием оказываются у сектантов, «потому что там вежливо встречают». Скорее всего, эти люди говорили не со священником, а с уборщицей или продавцом свечного ящика - церковными служителями, с которыми в первую очередь встречается каждый, переступающий церковный порог. Вопрос-то чаще всего бывает простой, касающийся правил поведения в храме. Но вместо вежливого ответа человек получает суровое нравоучение или даже окрик: не так вошел, не так встал, не так оделся... К сожалению, большинство наших современников просто не знают традиций, связанных с посещением церкви. Такие традиции есть, и хорошо, что они есть, и их нужно соблюдать. Но если человек не знаком с этими традициями - разве он преступник и не имеет права даже находиться в храме?

У евангелиста Иоанна есть замечательные слова: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44). И коль скоро человек переступил церковный порог, значит, он услышал глас Божий, призывающий его. Можем ли мы мешать этому призыву? Пройдет некоторое время, и человек сам поймет, как ему вести себя в обществе верующих.

Я полагаю, что перед любой паломнической поездкой необходимо собирать богомольцев в храме для молитвы и благословения в путь. При поездках к святыням других Поместных Православных Церквей очень важно учитывать имеющиеся различия в богослужебной практике и обеспечивать для паломников привычный чин, например, совершать в паломнических группах исповедь перед Причастием, потому что, как вы знаете, в некоторых Православных Церквах исповедь непосредственно перед Причастием не является обязательной и потому не всегда совершается.

Каждая структура, организующая паломничество, должна обеспечить необходимый уровень бытовых условий его участников. Паломничество не должно становиться мукой: каждый паломник сам выбирает для себя степень аскетического подвига. Но когда люди оказываются в некомфортных условиях не по доброй воле, а из-за плохой работы паломнической службы, это уже не добровольный крест, а результат чьей-то недобросовестности.

При подготовке к паломническому путешествию организаторы в первую очередь обязаны изучить маршрут предполагаемой поездки с точки зрения его безопасности для паломников - в наше время это особенно важно. В случае, если существуют угрозы для их жизни и здоровья, как, например, сегодня во Святой Земле, необходимо проводить беседы с богомольцами, рассказывать им, как следует вести себя в экстремальных ситуациях. Для этого сами организаторы должны знать, что делать, когда террористы захватывают автобус или врываются в гостиницу. Очень важно, чтобы организаторы паломнических путешествий из боязни по терять клиентов не скрывали от них информации о возможных опасностях.

Для обеспечения духовной и физической безопасности паломников - в данном случае я говорю о паломничестве в Святую Землю, - любым паломническим структурам, конечно, необходимо тесно взаимодействовать с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. Сотрудники Миссии прекрасно знают местные условия и их советы помогут избежать лишних неприятностей.

При организации паломничества в страны, которые Министерство иностранных дел Российской Федерации не рекомендует для посещения, руководителям паломнических служб необходимо обязательно проконсультироваться с ответственными сотрудниками Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата относительно возможности и условий паломничества в такую страну.

Нам также необходимо обсудить тему цен на паломнические услуги. Хорошо известно, что принятие паломников является важным источником дохода для многих церковных организаций, причем источником традиционным. Но при этом некоторые монастыри не взимают с паломников никакой платы, удовлетворяясь добровольными пожертвованиями, а где-то устанавливают такие высокие расценки, которые доступны только обеспеченным западным туристам. Хотелось бы иметь в этой области возможное единообразие.

Следует также отметить, что существенные ограничения на развитие паломнической инфраструктуры налагает непроработанный в достаточной степени правовой статус паломничества. Российским законодательством паломничество упомянуто только в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», в статьях, где перечислены виды религиозной деятельности. Обращаю ваше внимание на то, что закон относит паломничество именно к религиозной, а не к коммерческой деятельности. Однако это упоминание носит, к сожалению, декларативный характер.

Епархиальные и монастырские паломнические службы воспринимаются чиновниками как туристические фирмы, от них требуют приобретения дорогостоящих лицензий на туристическую деятельность, получения государственных разрешительных документов, что для небольшой паломнической службы скромного монастыря или прихода весьма затруднительно. Деятельность этих служб облагается налогами на общих основаниях наравне с коммерческими фирмами. Иногда бывают совершенно невероятные вещи: паломническая служба того или иного монастыря несет от приема паломников убытки, так как обеспечивает им бесплатное проживание и питание, и, тем не менее, налоговые службы проявляют к ней свой специфический интерес и даже облагают налогом.

Гостиницы паломнического класса и странноприимные дома, принимающие паломников и богомольцев по низким ценам, сегодня также платят налоги наравне с обычными коммерческими учреждениями, что вынуждает их ужесточать ценовую политику. Паломничество к зарубежным святыням стоит значительно дороже, поскольку зарубежная инфраструктура является дорогой и в силу этого недоступной для подавляющего большинства православного населения России. А мы хотели бы обеспечить возможность такого паломничества для людей любого достатка, ведь и раньше основную массу паломников составляли простые люди. Поэтому и необходимо развивать церковные паломнические службы, которые главной целью своей деятельности будут видеть не извлечение материальной прибыли, а духовную пользу паломников.

К сожалению, православное паломничество не имеет государственной поддержки, как, например, хадж российских мусульман. Необходимость посещения Мекки каждым правоверным мусульманином записана в Коране; то есть совершение хаджа является религиозной нормой, на чем и строится вся структура мусульманского паломничества, получающего, в том числе, и государственную поддержку.

В Евангелии подобных требований мы не найдем. Но разве наше желание хотя бы один раз в жизни побывать в Иерусалиме, увидеть места, связанные с жизнью Спасителя, помолиться там, где Он пострадал и воскрес, не проистекает из той же духовной потребности? Мы не претендуем на государственные субсидии для православных паломников. Но мы хотели бы иметь тот режим, который реально обеспечил бы возможность каждому православному христианину посетить святые места.

Специальные представители Русской Православной Церкви неоднократно поднимали перед законодательной и исполнительной властью вопрос о необходимости разделить туризм и паломничество в правовом плане. Эта точка зрения Русской Православной Церкви нашла поддержку лидеров традиционных религий России: мусульман, иудеев и буддистов. Межрелигиозный Совет России 9 апреля 2003 года рассмотрел вопрос о состоянии религиозного паломничества в нашей стране и единодушно принял решение о том, что паломничество никаким образом не относится к туристской деятельности. После этого в Государственную Думу Российской Федерации было внесено предложение о необходимости изменений в законодательстве по этому вопросу. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации и в Агентстве Российской Федерации по спорту, физической культуре и туризму созданы рабочие группы по работе в сфере туризма, в которые вошли представители Русской Православной Церкви.

Подводя итоги, нужно сказать: паломничество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жизни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с одной стороны тысячелетнюю паломническую традицию нашей Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику организации туризма.
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com