Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Из истории становления паломнических традиций Возрождение паломнических традиций в наши дни Путевые заметкиФотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Традиции русского паломничества / Возрождение паломнических традиций в наши дни / Русское православное паломничество в культурологическом освещении. Моклецова И. В.
 
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
 
ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО
 
Первая общецерковная конференция
«Православное паломничество: традиции и современность»
27 октября 2004 года
 

Моклецова И.В.,
доцент кафедры иностранных языков Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Москва

Русское православное паломничество в культурологическом освещении

При рассмотрении вопросов, связанных с изучением русской культуры, следует сделать несколько предварительных замечаний, касающихся нашего понимания культуры. В настоящее время в науке существует более 500 определений культуры, но нет пока ни одного исчерпывающего. Будем «рассматривать культуру как некий феномен, который формируется в каждом человеке и влияет в той или иной степени на весь мир в целом»'. Перед культурологией поставлена задача -дать ответы на животрепещущие вопросы человеческого бытия. Это совсем не означает, что в очередной раз научное знание пытается подменить собою религиозные представления. Культурология обращена к миру личности, типу ее духовности, исповедуемым нравственным ценностям, которые в целом определяют существование народов и цивилизаций. Как бы ни была культура социальна, ее мотивы и механизмы формируются как личностные установки. Культурология призвана обобщить достижения наук о человеке, увидеть мир и человека в зеркале культуры.

Наиболее важным фактором в оценке той или иной культуры является ее верования, поэтому для культурологии естественным становится обращение к религиозным ценностям культуры. Наиболее плодотворно рассматривать культуру как отношения Бога и человека. В православной русской культуре воплотился особый взгляд на человека как на личность, наделенную свободой, разумом, чувством ответственности, способностью к любви и творчеству. Важная роль отведена в ней паломнической традиции, которая стала выразительнейшей формой русской духовной жизни, нашла отражение практически во всех сферах русской культуры и получила самобытное воплощение в русской литературе. К. Леонтьев писал: «Со времени зарождения Руси непрерывным рядом тянутся русские люди на Святую Землю. Царьград, Афон, Иерусалим и Синай — вот те заветные цели, куда целое тысячелетие стремится и идет православный русский народ»2.

Паломническая традиция получила всестороннее осмысление в многочисленных фольклорных и литературных памятниках, которые служат уникальным исследовательским материалом практически для всех гуманитарных наук. Паломническая литература могла бы составить великий национальный эпос России, если бы такового у нее не было3. Записки паломников около тысячи лет являются излюбленным чтением русских людей4. Время требует восстановления целостной картины русской духовности, и такая работа в современной науке ведется5. Она невозможна без культурологического подхода, поскольку духовные начала жизни проявляются в различных культурных сферах, наполняя их глубоким смыслом. Интегрирующий характер культурологического исследования в данном случае позволяет объединить фольклор, духовную и художественную литературу, исторические и этнографические источники в качестве многосоставного объекта компаративного исследования. Обращение к творчеству определенного автора-паломника дает возможность выявить духовные и литературные аспекты паломничества на примере отдельных носителей православной веры и культуры, запечатлевающий религиозный опыт для потомков.

Стремление к целостному осмыслению паломнической традиции и ее воплощению в литературе отечественная наука проявила уже в XIX в. Тогда для многих исследователей паломническая традиция являлась примером живой веры и неотъемлемой частью национальной культуры, поэтому она изучалась, прежде всего, в пределах своей культуры. Исследователей больше интересовали социально-этнографические аспекты традиции, а также своеобразие древнерусского жанра «хожения», хотя православное русское паломничество частично рассматривалось как форма культурного взаимодействия. В конце XIX - первой половине XX в. паломничество привлекло внимание русской религиозной философии, открывшей в нем воплощение национального духа и характера6. Н.С.Трубецкой вынужден был посмотреть на данную традицию «со стороны», так как представлял русскую культуру в иноязычной аудитории - читал лекции в Венском университете. Для этого при изучении древнерусской паломнической литературы он одним из первых использовал культурологический подход, увязав литературный процесс со своеобразием средневекового религиозно-культурного сознания и типом национальной ментальности7.

При анализе паломнической литературы следует учитывать, что эти памятники наполнены, с одной стороны, особым духовным содержанием и предназначены для нравственно-познавательного или, как раньше говорили, «душеполезного» чтения, с другой стороны, - они представляют непреходящую историко-культурную и эстетическую ценность. Как явление культуры паломничество может открыться во всей полноте лишь при понимании, что поступки странников и их описания увязаны с православными ценностями и идеалами.

1. Следует отметить, что православное христианство сыграло решающую роль в формировании русской нации. Митрополит Иларион едва ли не первый употребляет словосочетание «русский народ», а не обычное для того времени - «Русская земля»8: «Вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла. И озеро закона высохло, и евангельский источник наводнился, и, всю землю покрыв, простерся до нас. [...] И уже не идолослужителями зовемся, но христианами, уже не лишенными надежды, но уповающими на жизнь вечную»9. Разрозненные восточнославянские племена под влиянием заимствованной у Византии веры сложились в русский народ, создавший со временем мощную православную национальную культуру. Перед нами образец обогащения одного культурного мира с помощью другого. В этом процессе паломничество становится средством заимствования культурных форм. Посещение святой равноапостольной великой княгиней Ольгой Царьграда с паломнической целью привело сначала к ее крещению, а затем к крещению ее внука, святого равноапостольного великого князя Владимира Святославича, и потом подвластного ему русского народа.

В дальнейшем, благодаря паломничеству, произошло обретение русским народом его святынь. Существование в этноконфессиональном сознании народа представления о святынях и святых землях позволяет обозначать актуальные и эсхатологические перспективы национальной жизни.

2. Паломническая традиция тесно связана с межкультурной коммуникацией. Актуальность исследований, затрагивающих диалоги и конфликты культур, как всегда, очень высока. При культурном обмене неизбежно возникает дихотомия «свой - чужой», которая позволяет этносу с помощью сравнения найти ключ к самопознанию и оценить то, что представляют собою иные культурные миры. Оценки «чужого», даваемые русскими паломниками на протяжении десяти веков, менялись, можно проследить их трансформацию10.

3. В памятниках паломнической традиции находит отражение понятийная картина мира, имеющая свою специфику и обусловленная разными факторами: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, религиозными верованиями, национальными традициями, образом жизни и т.п." Все паломнические произведения в той или иной мере воплощают образы нескольких культурных миров в их взаимодействии, в исторической проекции и в современном для автора состоянии, что позволяет рассматривать данные литературные памятники как уникальные источники по истории мировой культуры и различных национальных культур.

4. Русское православное паломничество - яркое воплощение особенностей национального характера, проявляющегося в культурно-исторических стереотипах, то есть в устойчиво фиксированных представлениях о себе и о других народах, населяющих те земли, которые посещают русские паломники: Палестину, Синай, Грецию, Афон, Египет, Турцию и др. Они помогают приготовиться к встрече с другой культурой, ослабляют культурный шок от ее первоначального восприятия. Стереотипы сознания русских паломников имеют ярко выраженный этноконфессиональный характер.

5. Иностранцы, писавшие о России и русских, свидетельствуют, что национальное своеобразие русского народа в XIX - XX вв. проявилось именно в паломничестве. Вот как описывает свою встречу с русскими богомольцами французский аббат Рабуассон: «Вид этих бедняков приводит меня в смущение. Он служит наглядным осуждением изнеженности и равнодушия наших деликатных христиан, неспособных ничего вытерпеть за веру в Распятого... Эти бедные Русские, в такой одежде и с такой ношей, совершают пешком сотни миль, ночуя, где попало на принесенных ими постелях и питаясь небольшим количеством хлеба, воды и испорченного сала»12. Прибывшие на Святую землю русские паломники до середины XIX в. практически были предоставлены сами себе. Тем не менее, трудности воспринимались русскими богомольцами со смирением и покорностью, иногда даже с радостью, потому что давали возможность реализовать их стремление потрудиться, пострадать во имя Господа. К проблемам выявления особенностей национального характера в современной науке добавляются проблемы, связанные с ментальностью13.

6. Паломники, выходя за границы привычного им «своего» национального культурного мира, оказываются на «перекрестке культур», тем более, что их путь проходит через земли, сосредотачивающих в себе сложное этноконфессиональное переплетение различных культурных миров, а целью их путешествия является Святая Земля, которую таковой для себя считают не только православные христиане. Особенность поведения русских людей в таких сложных обстоятельствах определяется ценностным содержанием данной традиции. Духовный подвиг, воплощенный в паломничестве, накладывает на богомольцев особую ответственность.

В связи с этим следует обратить внимание на довольно редкий для данной традиции жанр - сборник проповедей архимандрита Иоанна Верюжского «Девять бесед с русскими богомольцами на Святой Земле» (конец XIX - начало XX вв.)»14. Этот труд не утратил своего значения и может служить настольной книгой современного паломника, не всегда знающего, что такое богомолье, каковы правила поведения в паломническом путешествии. Приведем небольшую цитату: «Мы здесь уже одним многолюдством своим обращаем на себя взоры и внимание всех, и православных греков, и разных иноверцев, и евреев, и магометан, всегда нам враждебных. Поэтому-то я и прошу вас, братия и сестры, будьте осторожны, блюдите, како опасно ходите, не роняйте, не бесчестите имени Русского, берегитесь навлечь на себя порицание и тем унизить в глазах других самую веру нашу Православную...»15.

Таким образом, в русской концепции мира паломничество представлено богатым рядом идей и реалий. Паломничество на Святую Землю выводит повествование в широкое и конфликтное поле взаимодействия разнородных религиозных и этнокультурных традиций. В паломничестве необыкновенно ясно просматривается национальное самосознание и богатый духовный опыт русского народа. Сквозь призму путешествия к святым местам выявляются духовные основы отечественной культуры, соединяющие Россию с христианским миром Востока и Запада. Сегодня русские люди возрождают паломническую традицию. Многочисленные материалы о культуре паломничества можно найти на страницах журнала «Православный паломник», уникального в своем роде издания.

Примечания:

1.  Платонова Э. Конспект лекций по культурологии. М. 2003. С.8.

2.  Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. СПб. 1881. Т. 1. С.74.

3. Грехем Ст. С русскими паломниками в Иерусалим//Русское возрождение. № 43. 1988 (Ш). Первое издание: Graham St. With Russian Pilgrims to Jerusalem. Macmillan and Co. London, 1913.

4. В картотеке академика Н.К.Никольского, посвященной древнерусскому рукописному наследию и хранящейся в Библиотеке РАН, значится 750 карточек «хожений/хождений».

5. См. труды М.М. Громыко, М.А. Маслина, И.А. Есаулова, В.И. Фатющенко, В.В. Воропаева, Е.И. Волковой, В.А. Котельникова, Е.Б. Новиковой, Б.Васильева, В.С. Непомнящего, Т.А. Касаткиной и др.

6. Напр., работы К.Н. Леонтьева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина.

7. Трубецкой Н.К. Лекции по древнерусской литературе/История. Культура. Язык. М. 1995. С. 544-616. По определению С.Г.Тер-Минасовой, менталитет — это «мыслительная и духовная настроенность, как отдельного человека, так и общества в целом». См.: Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. 2000. С. 196.

8.  Иоанна (Снычев), митр. Русская симфония: Очерки русской историософии. СПб. 1998. С. 35.

9. Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона//Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. T.I. С. 39.

10. Там же. С. 42, 49.

11. С.Г. Тер-Минасова предлагает понимать под культурной картиной мира «образ мира, преломленный в сознании человека, то есть мировоззрение человека, создавшееся в результате его физического опыта и духовной деятельности». См.: указ.соч. С. 41, 47.

12. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб. 1891. Т.П. С. 56-57.

13. По определению С.Г. Тер-Минасовой, менталитет — это «мыслительная и духовная настроенность как отдельного человека, так и общества в целом». См.: Тер-Минасова С.Г. Указ. соч. С. 196.

14. Иоанн Верюжский, архимандрит. Девять бесед с русскими богомольцами на Святой Земле. М. 1997. Печ. По 3-му изд. Императорского Православного Палестинского Общества, 1910.

15. Там же. С. 15.
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com