Главная / Традиции русского паломничества / Возрождение паломнических традиций в наши дни / Русская Палестина. Д. В. Алексеев Русская Палестина Русская Палестина. Еще 10 лет назад это словосочетание казалось отголоском тех дореволюционных времен, когда Российская империя имела на Святой Земле большое влияние и, заботясь о своих православных подданных, содержала Русскую Духовную Миссию, странноприимные дома, больницы, школы и некоторые другие учреждения.
В советский период, к сожалению, руководители нашего государства, руководствуясь соображениями коммунистической идеологии, обращали мало внимания на этот регион, вследствие чего и была утрачена значительная часть русской собственности. Только с новым появлением на политической карте мира России (впрочем, Россия, никогда не исчезала: так полуофициально называлась РСФСР и даже СССР), в нашей стране начинает проявляться интерес к русскому православно-духовному присутствию в Палестине (в правительственных кругах СССР интерес к земельной и банковской собственности бывшей России в том регионе проявился гораздо раньше, хотя и не громогласно). И дело отнюдь не в эмигрантах из России или в ревизии советского наследства, просто в святой Иерусалим стали приезжать русские паломники. Через посредничество туристских агентств, зачастую окольными путями эти небольшие группки стремились сюда, чтобы поклониться величайшим христианским святыням и совершить здесь свою молитву на родном языке. Но о возобновлении больших паломнических программ, как это было на рубеже XIX —XX веков, в начале 90-х годов не могло быть и речи. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, с трудом размещавшая даже немногочисленных паломников из России, Украины, Белоруссии, да, в общем, и со всего бывшего Советского Союза, не могла тогда и помыслить о расширении своей деятельности. Само здание Русской Духовной Миссии, расположенное в центре современного Иерусалима и в большей части занятое городской полицией, нуждалось в капитальном ремонте, а в русском Горненском женском монастыре, находящимся под юрисдикцией Московского Патриархата, можно было разместить в очень скромных условиях два-три десятка человек. Осознавая тот факт, что приезжающие на Святую Землю паломники прежде всего стремятся совершить свое путешествие с православным экскурсоводом, члены Миссии совместно с монахинями Горненского монастыря были готовы разработать интересные маршруты, которые включали бы в себя молитвенное путешествие по сокровенным местам, связанными с Рождеством, земной жизнью и евангельской проповедью Господа нашего Иисуса Христа. Очевидно, что с развитием этой деятельности остро проявилась бы необходимость в освоении имеющихся у Миссии строений, где паломники имели бы возможность отдохнуть с дороги, разделить братскую трапезу и т. п. Конечно, ни самой Миссии, ни даже Русской Православной Церкви было не под силу в одиночку осуществить эти замыслы, для которых были необходимы и солидные денежные средства, и политическое решение государственного руководства России, в чьем ведении находится ряд земельных участков в Израиле и Палестине. Одним из таких доброхотных помощников Русской Православной Церкви в реализации паломнических, культурных и возобновительных программ на Святой Земле стал Международный Фонд единства православных народов, Попечительский совет которого возглавляет Святейший Патриарх Московский и вся Руси Алексий II, и в состав которого входят известные российские предпринимателями всевозможными заборами, и тому подобное. Положение еще больше ухудшилось после зверского убийства монахинь Варвары и Вероники в 1983 году. Непросто обстояло дело с русским участком в Тиверии. Расположенный близ старинного рыбацкого селения Магдала, он не без основания считался одним из самых живописных на всем побережье Галилейского озера, вследствие чего давно вызывал интерес местных торговцев, которые обвиняли Русскую Духовную Миссию в неэффективном использовании этой земли. На участке располагались лишь ветхие постройки и небольшая церковь Марии Магдалины, построенная в 1962 году. Таким образом, Фонду вместе с Миссией пришлось выработать специальную стратегию, избрав в качестве приоритетов строительные программы на участках в Тиверии и Яффе. Для их реализации необходимо было получить разрешение властей Израиля, что оказалось куда сложнее, нежели само строительство. И этот переговорный процесс, к которому, по просьбе священноначалия Русской Православной Церкви с помощью Фонда, подключились Государственная дума, правительство России, министерство иностранных дел и другие государственные органы Российской Федерации, занял немало времени и сил. Наконец, в 1997 году после консультаций с вице-премьер ром тогдашнего правительства Израиля Моше Кацавом, было получено разрешение на работы по созданию домов для паломников на участках Миссии в Тиверии и Яффе. В это же время, в преддверии визита Святейшего Патриарха Алексия II на 150-летний юбилей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, руководство Международного Фонда единства православных народов несколько раз встречалось с главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом. На этих встречах затрагивались различные вопросы, в том числе и связанные с деятельностью Миссии и содействием палестинских властей по урегулированию проблемы вокруг участков в Хевроне и Назарете. В итоге участок и храм у дуба Мамврийского отошли в ведение Московского Патриархата. Что же касается Тиверии, то на месте тех ветхих строений Фондом и Миссией было решено возвести комфортабельный дом для паломников, рассчитанный на одновременный прием нескольких десятков человек. Проект был одобрен Святейшим Патриархом Алексием II. Это решение имело большой общественный резонанс и было воспринято чадами Русской Православной Церкви с надеждой, ибо это первое капитальное строительство в Палестине, осуществленное российской стороной после 1917 года. Ожидания не обманули верующих. В торжественной обстановке 17 июня 1997 года Патриарх Алексий II, в сослужении архиереев и клириков Русской Православной Церкви и духовенства Иерусалимской Православной Церкви, в присутствии представителей государственного руководства России и Фонда единства православных народов, освятил закладной камень дома для паломников в Тиверии во время своего первосвятительского визита в Святую Землю на празднование 150-летия со дня создания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Работы на крутом берегу Галилейского озера были основательными: необходимо было подготовить бетонированную площадку, значительно укрепить грунт и при этом не повредить ландшафт местности. Но благодаря стараниям Фонда и едва ли не ежедневному контролю за строительными работами со стороны начальника Русской Духовой Миссии в Иерусалиме архимандрита Феодосия это крепкое современное сооружение было воздвигнуто за один год, и в октябре 1998 года его освятил председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Владыка Кирилл и президент Фонда В. А. Алексеев стали его первыми постояльцами. Спустя месяц в доме, переданном в дар Русской Православной Церкви разместились первые русские паломники. Вскоре на этом участке был приведен в порядок колодец Марии Магдалины, открытый еще в XII веке крестоносцами, а вокруг части территории возведена более прочная ограда, сумевшая пресечь прежние недружественные проникновения некоторых представителей местного населения. После завершения первой строительной программ на Святой Земле Фонд приступил к осуществлению второй — капитальной реконструкции сильно обветшавшего дома русского консула на участке Русской Духовной Миссии в Яффе, чтобы сделать на его основе комфортабельный дом для паломников, где могли бы разместиться более трех десятков человек. Христианство в современной Яффе имеет крепкие позиции. Поскольку издавна сюда прибывало множество паломников, то каждая крупная конфессия старалась основать здесь свои монастыри и паломнические дома. Среди них огромным влиянием пользовались греки, принимающие всех православных богомольцев, в том числе и из России. И только в 1886 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) сумел приобрести здесь, рядом с морем, большой участок для возведения на нем русского монастыря. Понятно, что в те времена, когда существовали сложнейшие политические отношения между Россией и Турцией, ему понадобился весь его дипломатический талант, а также помощь учеников и друзей — православных арабов, имевших по законам Османской Порты возможность оформлять эти участки на свое имя. Наконец в 1888 году в присутствии членов российской императорской фамилии состоялась закладка главного храма монастыря. Этот храм, как и сам монастырь, был основан в честь святого апостола Петра, который долгое время жил в Яффе у кожевника Симона и основал здесь христианскую общину. Здесь апостол Петр совершил множество чудес. Особо почитаемым событием считается воскрешение им праведной Тавифы, чья гробница находится сегодня здесь же, на русском участке. Другим важным событием того периода является видение Петру небесной плащаницы и призыв к нему крестить язычников. Храм, чья красивая колокольня хорошо видна издали с моря и с любой стороны старого города, был построен в 1894 году, к тому же времени относится и возведение на участке, превратившемся тогда в восхитительный гранатовый сад, и дома русского консула. После 1918 года дом и сад постепенно приходили в полное запустение. Без коренной, капитальной реконструкции этот старый дом был уже готов рассыпаться в прах. Поэтому в рамках патриаршей программы Фонда в контексте празднования великого христианского юбилея 2000-летия Рождества Христова стали проводиться работы по реконструкции этого архитектурно красивого строения,чтобы из руин превратить его в современный дом для паломников. Интересно то, что с самого начала восстановительных работ на этом здании в 1999 году за ним с нарастающим интересом наблюдали не только православные арабы, но и евреи — выходцы из России и СНГ, которые позже, в день освящения здания в январе 2000 года, с большим волнением ожидали визита сюда Святейшего Патриарха Алексия II. И вот утром 4 января 2000 года под величественное пение хора Троице-Сергиевой лавры, Его Святейшество Алексий II освятил новый дом для паломников, который также был передан Фондом в дар Русской Православной Церкви. Сам Фонд подготовился к этому событию основательно. На всеправославные торжества в Вифлееме, на которые по приглашению Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора I съехались главы и представители всех Поместных Православных Церквей, Фонд при содействии ОАО «Газпром» направил целый самолет русских паломников, которые получили счастливую возможность поклониться святым местам и помолиться вместе с первосвятителем нашей Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Восстановление дома в Яффе завершило строительную программу Международного Фонда единства православных народов на Святой Земле, посвященную юбилею 2000-летия христианства,но не изгладило интерес к расширению русского присутствия в Палестине, где еще много объектов нуждаются в восстановлении и ремонте, где много участков только ожидают своей застройки. Деятельность Фонда на Святой Земле не ограничивалось в тот период только строительной программой. Развивалась и его паломническая служба. В 2000 году только Фонд сумел организовать масштабное паломничество православных христиан из России в Палестину, отправив туда три специальных авиарейса — «Рождество-2000», «Пасха-2000» и «Троица-2000», благодаря которым великим святыням смогли поклониться более 400 человек. В июне 2000 года Фонд содействовал проведению в Иерусалиме очередной ежегодной конференции Европейской межпарламентской ассамблеи Православия, в которую входят православные депутаты из 20 стран Европы. Важность проведения ее именно в 2000 году и именно в Иерусалиме не подлежала сомнению, но организация ее наталкивалось на определенные сложности, ибо в израильском парламенте не было православных депутатов. Для положительного решения этой щекотливой ситуации Фонд обратился за помощью к Синоду Иерусалимской Церкви и лично к Блаженнейшему Патриарху Диодору I, с которым еще с 1997 года были налажены теплые дружеские отношения. Именно по приглашению Блаженнейшего Диодора I и с его благословения и была проведена эта конференция, а сам Иерусалимский Патриарх, несмотря на тяжелый недуг, принял личное участие в торжественном открытии. В этой связи абсолютно закономерным стало решение Фонда о награждении Блаженнейшего Диодора международной премией «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» в 2000 году. Роль Фонда в организации конференции так же стала решающей именно потому, что на зафрахтованном им авиалайнере абсолютное большинство участников конференции — православных депутатов из 15 стран Восточной Европы, СНГ, Балкан и Балтии сумело не только прибыть на эту важную ассамблею, но и совершить незабываемое паломничество к величайшим христианским святыням. Подводя итог строительной патриаршей программе, выполненной Фондом, нельзя не согласиться со многими иерархами Русской Православной Церкви, отмечавшими на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, что Россия встре чала этот всехристианский праздник, воздвигнув всем миром величественный храм Христа Спасителя в Москве и построив две гостиницы на Святой Земле, живя в которых, паломники из России вновь могут ощутить себя в Русской Палестине. Д. В. Алексеев
Источник. Альманах "К свету". 2002 г. стр.110-118
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |