Главная / Духовная колыбель. Религиозная философия / Славянофильство / Алексей Степанович Хомяков. Николай Бердяев (Предисловие) Николай Бердяев
"Алексей Степанович Хомяков" Предисловие Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое исследование и не претендует на исчерпывающую полноту. Эта работа - не столько историческая, сколько философско-систематическая, психологическая и критическая. Я хочу дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в его миросознании и мироощущении. Вместе с тем я преследую цели критической оценки славянофильства Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема - Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной фигурой в славянофильстве, то тема Хомяков есть вместе с тем тема о славянофильстве вообще, а тема Хомяков и мы есть тема о судьбе славянофильства. Давно уже пора приступить к серьезному исследованию славянофильства и оценке его значения в истории нашего самосознания. Безрелигиозное и денационализированное сознание не в силах было того сделать - славянофильство выпадало из поля зрения. Лишь религиозное и национальное возрождение в силах понять славянофильство и оценить его. Я верю, что оно начинается. Моя монография о Хомякове принадлежит к серии монографий "Пути" о русских мыслителях религиозного духа. По типу своему монографии эти должны быть не подготовительными научными исследованиями, не историческими работами, претендующими на полноту и детальность, - они должны давать синтетические образы и целостную оценку с точки зрения определенного миросозерцания. Заранее можно предвидеть, что моя работа о Хомякове будет признана субъективной, потому что она написана с точки зрения определенного религиозно-философского миросозерцания. Но, верю, в миросозерцании этом - истина и правда, и во имя истины и правды образ Хомякова не был искажен. Приведу важнейшую библиографию о Хомякове, не претендующую на полноту. Основным источником для работы о Хомякове служат восемь томов Собрания его сочинений. В VIII томе собраны важнейшие письма Хомякова. Я пользовался третьим, дополненным, изданием 1900 года и по этому изданию делал цитаты. После Собрания сочинений Хомякова главным источником является обширное, не оконченное ещё исследование профессора Киевской духовной академии В. З. Завитневича "Алексей Степанович Хомяков". Вышли: том I, книга I - "Молодые годы, общественная и научно-историческая деятельность Хомякова" и книга II - "Труды Хомякова в области богословия", 1902 год. Этой работе, слишком апологетической, но самой ценной из всего написанного до сих пор о Хомякове, я многим обязан. Укажу также на работу В. Лясковского "Алексей Степанович Хомяков, его биография и учение" (Русский архив, 1896 год, книга 11 и отдельной книгой). Книга профессора Л. Е. Владимирова "А. С. Хомяков и его этико-социальное учение" (1904 год) не представляет особенного интереса. Много важных материалов о Хомякове и славянофилах можно найти в трехтомной работе Н. Колюпанова "Биография Александра Ивановича Кошелева". В приложении напечатана ценная переписка славянофилов, которая проливает свет на центральную роль Хомякова и знакомит с религиозными сомнениями славянофилов. Имеют значение: Д. Ф. Самарина ("Данные для биографии Ю. Ф. Самарина за 1840-1845 год" - в предисловии к тому V сочинений Ю. Самарина) и "Материалы для биографии И. В. Киреевского" (в предисловии к тому I сочинений И. Киреевского). Из общих работ о славянофилах укажу на ценную работу М. Гершензона "Исторические записки" и его статью "П. В. Киреевский" (в предисловии к собранию русских песен П. В. Киреевского). Известная книга Пыпина "Характеристика литературных мнений" имеет мало значения и искажает славянофильское учение. Для критики славянофильства важен Вл. Соловьев - "Национальный вопрос в России" и его предисловие к "Истории и будущности теократии". Одним из материалов для характеристики славянофильской эпохи и отдельных славянофилов могут служить Герцена "Былое и думы" и "Дневник". Но характеристиками Герцена нужно пользоваться с осторожностью. Для выяснения мировоззрения Хомякова имеют значение сочинения других славянофилов, особенно И. Киреевского и Ю. Самарина. Подробную библиографию можно найти у В. З. Завитневича. 15 сентября 1911 г. Содержание
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |