Главная / Духовная колыбель. Религиозная философия / Феномен русской религиозной философии / "Положительная" и "отрицательная" свобода в русской религиозной философии начала ХХ века. П. В. Михайлов "Положительная" и "отрицательная" свобода в русской религиозной философии начала ХХ века
Для русской религиозной философии - в лице таких ее представителей, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк - свобода является важным понятием, раскрывающим ее особенности, основную проблематику и способы разрешения главных задач. Отечественная мысль опирается на христианское вероучение, для которого идея свободы выступает центральной: без нее нельзя понять такие философемы, как миротворение, грехопадение, искупление. Предметом размышления в данной статье будет являться один из аспектов толкования свободы отечественными мыслителями, а именно динамизм свободы человека. Это позволяет понять тот путь, которым русская религиозная философия мыслила достигнуть полноты личного бытия человека и актуализации идеи о Богочеловечестве. Динамика свободы раскрывается в возможности перехода человека от свободы "отрицательной" к свободе "положительной". Модальность свободы в конечном итоге зависит от выбора человека, от его окончательного решения, но она имеет и свое онтологическое основание. Н. Бердяев таким онтологическим основанием (а точнее, "безосновностью") считал Ничто. Ничто, в котором "коренится" свобода, может быть как источником свободы "от", так и началом свободы "для". Другой русский философ С. Франк видел это основание в Реальности, которая в зависимости от степени своей связанности с Богом, может выступать источником как "положительной", так и "отрицательной" свободы. С. Булгаков в своих работах избегал онтологизации "отрицательной" свободы, считая это обоснованием существования зла. Для него свобода идет от Бога, а негативная ее сторона связана с пустыми желаниями человека быть всем для всего. "Отрицательная" свобода является стремлением человека освободиться от порядка и необходимости мира, от власти последнего над жизнью личности. В разумной мере эта свободы необходима в качестве особого состояния для восприятия и принятия абсолютных ценностей, так как только недетерминированное существо может иметь непосредственное к ним отношение. Так, например, человек, служащий добру несвободно, автоматически, стал бы, по выражению С. А. Левицкого, "автоматом добродетели", а само добро лишилось бы своей "добротности". Поэтому "отрицательная" свобода входит в состав "положительной", выступая неким "пространством", в котором осуществляется выбор ценности. После того, как выбор сделан "отрицательная" свобода особым образом сублимируется, а человек обретает полноту бытия. Абсолютизация негативной свободы, возведение ее в ранг самостоятельной ценности (свободы ради свободы) обессмысливает свободу как таковую. Она становится внутренне пустой, бессодержательной, ничего не дает взамен человеку. По словам С. Франка, свобода, приобретая подобные черты, перерастает в демоническую стихийную силу, захлестывающую личность. Такая свобода как самоцель ставит человека в подчиненное, зависимое положение. Отсюда можно сделать вывод о том, что сама по себе "отрицательная" свобода есть нечто недостаточное, нуждающееся в каком-то положительном выражении. Позитивность свободы (ее содержательность) для русской религиозной философии связана со стремлением человека реализовать идею Бога о самом себе. Конечная цель такой свободы - воссоединение человека с Богом, актуальное Богочеловечество. Эта цель находится уже за пределами истории. "Положительная" свобода не дана человеку сразу с момента его сотворения. Она должна стать результатом его внутренней духовной деятельности, должна пройти через опыт "отрицательной" свободы. Именно поэтому, считает Н. Бердяев, грехопадение - неизбежный момент для развития человеческой свобода, для пробуждения духа человека. В момент грехопадения человек совершает выбор в пользу "отрицательной" свободы. Но на этом связь с Богом не прерывается. Выбор негативной свободы уже является началом выбора свободы "положительной". При рассмотрении "положительной" свободы русские мыслители расходятся в понимании путей, какими человек может ее достичь. Для Н. Бердяева свобода "для" реализуется лишь в творчестве, искра которого изначально заложена Богом в человека. Через творчество личность управляет свободой, превращая ее отрицательную мощь в положительную. Именно в творчестве человек реализует себя, свое предназначение - осуществить идею Бога о самом себе. Существо "положительной" свободы, таким образом, заключается в самоопределении человека себя изнутри как "образа и подобия Божьего". У С. Булгакова "положительная" свобода изначально определена Богом в лице Софии. Последняя находится между миром и Богом, имея часть от того и от другого, она призвана их соединить. София предвечно содержит в себе данный Богом идеал Богочеловечества и в этом смысле уже направляет свободу по заранее данному пути. С. Франк связывает путь "положительной" свободы с осознанием человеком своей греховности. Оно характерно для каждого человека и приходит в форме переживания недостаточности своей жизни, что выражается в зависимости человека от независимого от него природного и социального порядка. У человека, таким образом, возникает потребность в высшей силе, которая гарантировала бы его свободу и полноту бытия. Такой силой выступает Бог. Подводя итог сказанному, необходимо заметить, что проблема развития свободы от "отрицательной" к "положительной" является основополагающей для русской религиозной философии, потому как позволяет более объемно высветить не только ее собственную проблематику, в частности идею о Богочеловечестве, но и понять сферу личного бытия человека.
П. В. Михайлов
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |