Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Русская философия (исторический обзор) Проблема человека в философии Г. С. Сковороды. А. Е. Домке Феномен русской религиозной философии Славянофильство Идеи христианской философии в педагогике Путь философаДуховная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
Причины неприятия В. С. Соловьёва в России
 
В. С. Соловьёв (1853-1900) занимает странное место в русской культуре. Выходили в печати сборники его стихов. Вроде бы он известен. В солидном философском журнале сегодня публикуются статьи о нем. Началось академическое издание его работ. Существует даже Соловьёвское международное общество. Но идеи его социальной философии так и не восприняты российским общественным сознанием. Раньше казалось, что причина такого положения в замалчивании Соловьёва в коммунистический период. Но вот, наконец, его книги стали доступны. Но Соловьёв так и не стал событием в интеллектульно-духовной жизни нашего социума. Несомненно, что причина его непопулярности в другом. Все дело в том, что философия В.С. Соловьёва по своему типу относится к платонизму.
 
1. Душой платонизма является бытийное представление о живой истине и о мире как одухотворенном целом. Истина есть, «бытийствует», и понимается не только как достоверная информация. Этика неразрывно связана с онтологией. Философия В.С. Соловьёва — это дальнейшее развитие этой стороны платонизма, есть христианизированный платонизм, этико-онтологическое всеединство, в пределе — Богочеловечество. Мир представляется как иерархически (структурно и этически) упорядоченное многоуровневое целое, где все сферы человеческого бытия (личного, общественного, экономического, политического, культурного) находят свое подобающее место. Высшим смысловым и этическим центром всего является Бог, безусловное начало всего доброго, прекрасного, истинного (истина, добро, красота). В.С. Соловьёв, таким образом, понимает Истину не только как достоверную информацию, но и как некий вселенский смысл, а свой проект называет «Богочеловечеством» (проекция Халхидонского догмата на социум). Характерными чертами философии В.С. Соловьёва, таким образом, являются онтологическая социология (в духе платоновского реализма) и этический универсализм.
 
2. Христианская философия воспринимает все лучшее из греческой (логос, Ин.1,1) и называет «неведомого бога» (Дн.17,23) по имени. Христианство вводит персоналистическое начало и тесно с ней связанную свободу личности. Понятие свободы полагает начало новой философии. Из-за «свободы» концепция мира значительно усложняется, но без нее человек не будет человеком. Христианство, утверждая универсальную этику, придавая новый смысл социальности, проводит идею платоновского универсализма до конца. Персонализм, таким образом, парадоксально сочетается с универсализмом. (Эта идея впоследствии была наиболее развита Н. Бердяевым).
 
3. В христианском платонизме В. С. Соловьёва есть некоторые онтологические особенности. Онтология Вл. Соловьёва включает социум, социокультурную проблематику. Конечно, в философии В.С. Соловьёва существует традиционный дуализм духа и материи, но, образно говоря, между полюсами существует некий онтологически фундированный, иерархически структурированный социокультурный континуум, который не изымается из сферы христианского дискурса и, соответственно, христиански мотивированной преобразовательной деятельности. Для философии Вл. Соловьёва характерны, таким образом, «религиозный материализм» и «религиозная социальность».
В.С. Соловьёв вырабатывает концепцию «христианского государства», с соответствующей ему «христианской политикой»; концепцию солидарности для христиански ответственного общества. Церковь и государство В.С. Соловьёв понимает в категориях должного: как собирательно-организованные благочестие и жалость соответственно(см. В.С. Соловьёв «Оправдание добра»).
 
4. Вл. Соловьёв разрабатывает классическую либеральную концепцию права, основанную на балансе свободы личности и общего блага. Самым сложным здесь является критерий (точка опоры, мера) этого баланса. От выбора этой точки баланса зависит, какая модель получится: тоталитарная или либеральная [1]. Тоталитаризм отрицает свободу человека, пытается ее минимизировать. Свобода рассматривается как «слабое место» системы.
 
Всеединство Соловьёва не носит тоталитарного характера и по своему этическому пафосу напоминает максимы «Всеобщей декларации прав человека» (1948).
 
Все эти идеи В.С. Соловьёва не восприняты в России по следующим причинам:
 
1. Философия платонизма была воспринята в России слабо, и то только в одном ее эстетическом аспекте (красота земная, богослужебная отражает красоту небесную). Категория справедливости (социальной проекции истины) так и не приобрела в России религиозного измерения. Спор В.С. Соловьёва с Л.А. Тихомировым о справедливости хорошо это показывает. Отсутствие бытийного аспекта истины (номинализм) в российском сознании привело к тому, что истина стала субъективизироваться, терять укорененность в Боге. Чем все это чревато для социума — нетрудно представить. Российский правовой нигилизм, номинализм и позитивизм — именно отсюда, поскольку любое право должно быть укоренено в религиозных представлениях народа. Объективная значимость справедливости (как основного понятия права) укоренена в высшей объективности Бога. Отсутствие этого фактора — главная глубинная причина перманентного российского кризиса.
 
2. Христианство в России было воспринято без важнейшего понятия «логос». Русский перевод греческого «логоса» русским «словом» очень обеднил смысл оригинального термина. Логос — это не только звучащее слово, но и смысл, целостно-рациональное начало, побуждающее человека, сотворенного по образу и подобию Бога, а значит наделенного и логосным началом, к разумной созидающей деятельности. С принятием христианства, «сердце» стало доминировать над «головой», а мораль оказалась сведенной к монастырской аскетике.
 
3. Духовное в России стало жестко противопоставляться мирскому (светскому). Причин этому несколько. Здесь и влияние восточного дуализма, и социальный фактор: недостаточная способность народа на огромных равнинных пространствах в мирных условиях к самоорганизации, отраженная еще в «Повести Временных Лет». Акцентированная духовность играет здесь роль компенсаторного фактора. Философия В.С. Соловьёва религиозна и социальна одновременно. А российский синкретическо-инверсный дуализм и не допускает религиозного осмысления социальной проблематики вне архаической парадигмы «православие, самодержавие, народность». Именно поэтому в России не получила развитие христианская демократия.
 
4. Модернизация России при Петре I и при большевиках не меняла восточно-деспотическую структуру российского государства. Архаический коллективизм и псевдосакрализация силы государства до сих пор доминирует над христианским персонализмом. Это обстоятельство также препятствует усвоению российским сознанием категорий либерального права, убежденным апологетом которого был Владимир Соловьёв.
 
Игумен Вениамин (Новик)
Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г.
Серия “Symposium”, выпуск 32.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.185-187

Примечания
 
[1] Под либерализмом здесь понимается идеология максимизации свободы в рамках закона.
 
 
Источник Антропология


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com