Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Древнерусская литература Библия и русская литература Знакомые страницы глазами христианинаБиблия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
О Пушкине

     Мне казалось, что о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина знаю достаточно хорошо. Изучала в курсах средней и высшей школ, стаж работы с книгами и читателя приличный. И все же сделала для себя радостное открытие - неизвестное мне ранее стихотворение А. С. Пушкина. Читатели "Сибирской православной газеты", конечно, сразу поймут, что написал поэт: 

Отец людей, Отец Небесный,
Да имя вечное Твое,
Святится нашими устами,
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли,
Насущный хлеб нам ниспосли
Твоею щедрою рукою.
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Твоих детей.
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас.

     Да, это единственная молитва, вошедшая в Евангелие. Да, это "Отче наш". В последние годы российскому читателю стала доступна литература, ранее закрытая, в том числе и духовная. Возвращение отринутых когда-то догматов, как и возрождение церкви, способствовало оживлению вековых духовных традиций в людях православных. Статья Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия (1873 - 1965) "Пушкин в его отношении к религии и православной церкви" опубликована в журнале "Москва" - 1991 - №6, была написана к 100-летию со дня смерти поэта. В период, когда Антоний стоял во главе Русской Зарубежной Церкви. Патриархи русской церкви придерживались канонических воззрений на Пушкина и его творчество. И с пушкиноведением советского периода оно расходилось. И если совпадали факты, то интерпретировались они по-разному. За основу данной статьи взяты уже названный источник и книги, хорошо известные нашему современнику.

     Свой поэтический дар, "сны поэзии святой", принимал Пушкин, как откровение, которое приходит свыше и помимо его воли, ощущая духовную связь с потусторонним миром. Он переживал трепетное, мистическое состояние в моменты, когда Муза слетала к нему. Помните строки:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

     Но у Пушкина есть и другая поэзия. Как же быть с его эпиграммами, памфлетами, откровенно кощунственными стихотворениями, снискавшими ему ярлык безбожника? Во-первых, нужно посмотреть на дату написания. Первое стихотворение написано и напечатано Пушкиным в 14 лет. Во многих сборниках поэзия его делится на следующие этапы: 1814 - 1820 (Лицей, Петербург); 1820 - 1824 (Юг); 1824 - 1826 (Михайловское); 1826 - 1830 (После ссылки); 1831 - 1836 (Последние годы). Во-вторых, представлять русское образованное общество (не простонародье) конца XVIII - начала XIX вв., воспитанное на идеях Вольтера (1694 - 1778) и энциклопедистов. Вольтер сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе и русской философской мысли, в идейной подготовке Великой французской революции.

     Все знают, что юный Александр рано начал читать и прочитал библиотеку своего отца Сергея Львовича еще до Лицея (1811 г.), в ней содержалось немало произведений мистических писателей того времени. Мистические настроения были свойственны роду Пушкиных. Оно перешло к поэту от отца. Пушкин А. С. был суеверен, как простой русский человек. В семье же преобладало французское воспитание по образцу большинства дворянских семей начала XIX века. Семья Пушкиных особой религиозностью не отличалась. Но как отмечает Вересаев: "В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына, и к нему вменяется в обязательство 10 июля, в день Праздника Положения Ризы, - служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю жизнь свою это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета".

     Светская среда начала XIX века, пораженная духом вольтерианства, не отличалась особой религиозностью. Тоже было и в Лицее, и в большинстве учебных заведений. Детские религиозные внушения няни Пушкина - Арины Родионовны терялись среди обыденности и искушений разума. И, когда двадцатиоднолетний Пушкин оказался в ссылке в Кишиневе и Одессе, он углубился в изучение Библии, читал Коран, общался с религиозным мыслителем и писателем Стурдзой. Но и одновременно с этим он часто беседовал с английским философом Гетчинсоном, в тот момент увлекавшегося теоретическим атеизмом. Но, похоже, он сам был уверен в том, что проповедовал другим: через 5 лет Гетчинсон служил пастором в Лондоне. В письме к другу Пушкин писал: "Читаю Шекспира и Библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гете и Шекспира. Ты хочешь знать, что я делаю: пишу пестрые строфы романтической поэмы и беру уроки чистого афеизма"*. Это - о Гетчинсоне. Однако, именно это письмо (как известно письма опального Пушкина прочитывались Тайной канцелярией) наложило на него печать безбожника и вызвало новую ссылку в Михайловское.

     Живя в Кишиневе и Одессе Пушкин не отрывался от общепринятого уклада жизни, где религия и церковь занимали почетное место. Он аккуратно посещал богослужения в Митрополии, исполнял в положенное время и долг говения. Но отзывается об этом он шутливо. Ревниво охраняет от нескромного чужого любопытства "внутреннюю келию своего сердца". Для объяснения раздвоенности в духовных настроениях можно вспомнить пушкинские размышления о Байроне: "Душа человека есть недоступное хранилище его помыслов... И как судить о свойствах и образе мыслей человека по наружным его действиям? Он может по произволу надевать на себя личину порочности и добродетели. Часто по какому-либо своенравному убеждению ума своего он может выставлять на показ толпе не самую лучшую сторону своего нравственного бытия, часто может бросать пыль в глаза одними своими странностями..." Многие пушкиноведы отмечают как переломный период в творчестве поэта период Михайловской ссылки.

     Вдали от суетного Петербурга он смог в Михайловском быть самим собой, размышлять в одиночестве, заниматься самообразованием и, общаясь с простыми людьми, лучше понять их духовность. Ну, а обвинение в безбожии ужесточало общение с братией Святогорского монастыря и окрестным духовенством. Он посещал каждую субботу службу в монастыре, искренне полюбил священника с. Воронича И. М. Раевского. Дочь священника вспоминала: "Подъедет это верхом к дому и в окошко плетью бух: "Поп у себя, - спросит. - Что он ко мне уже три дня не едет?" Пушкин увидел и оценил значение Святогорского монастыря и церкви в целом как хранителей заветов русского благочестия и духовной культуры вообще. В Михайловском он углубился в изучение летописей и "Истории" Карамзина. И это еще одно звено в познании поэтом влияния Церкви на государство и народ в Святой Руси. И именно здесь 25-летний поэт создал одно из своих великих произведений "Борис Годунов". Образ Пимена - самый правдивый тип православного русского подвижника. О стихотворении "Пророк" поэт рассказывал А. О. Смирновой: "Служка [в монастыре] попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу - это был Иезекииль (митрополит Анастасий поправляет: "Следовало бы сказать - Исайя"). Я прочел отрывок, который перефразировал в "Пророке". Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение". Там же к нему пришли стихи "Отцы пустынники и жены непорочны". Там знакомится с великопостной молитвой св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков" и восхищался ею. Пушкину вообще было свойственно покаянное чувство. И если, делаясь пленником своих страстей, как и большинство людей он грешил, то мог и искренне каяться. Перечитайте его стихи "Воспоминание" и "Воспоминание в Царском Селе", "Стансы".

     К покаянию и смирению приводят поэта размышления о смерти. Тяжесть утраты он испытал на могиле матери и могилах сердечных друзей своих. Над священным таинством смерти он размышляет очень часто. Эти размышлегия встречаются в письмах и, конечно, стихах:

Наш век - неверный день, всечасное волненье;
Когда, холодной тьмой объемля грозно нас,
Завесу вечности колеблет смертный час,
Ужасно чувствовать слезы последней муку
И с миром начинать безвестную разлуку!
Тогда, беседуя с раскованной душой,
О, вера, ты стоишь у двери гробовой!
Ты ночь могильную ей тихо освещаешь
И, ободренную, с надеждой отпускаешь.

     Духовный облик поэта был очень сложным. На поверхности бушевали страсти, а глубокий гениальный ум стремился постигнуть тайны смерти и бытия. М. О. Гертензон в исследовательском труде "Мудрость Пушкина" (М., 1919) пишет: "Пушкин хорошо знал чистое чувство греховности, то настроение, когда человек говорит себе: пусть я не властен не согрешать, но мне больно и стыдно, что я так далек до совершенства". Это чувство и в стихах Пушкина:

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

     А в стихотворении "Странник" поэт представляет себя скитальцем, томимым страхом "смерти и суда загробного", в своем одиночестве не знающего, какой выбрать путь, пока неизвестный юноша на показывает на свет вдали:

Держись того ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока спасенья тесных врат ты не достиг.

     "Странник" - это русский православный народ. Его душа всегда рвется к свету, сердце ищет искупительного подвига. Кстати, место для своего погребения откупил себе задолго до своей гибели возле могилы своей матери. В пору зрелости поэта многие современники отмечали его чисто русские православные черты. Из таких свидетельниц А.О. Смирнова (Россет). Однажды она передала ему слухи, ходившие о его неверии. Пушкин расхохотался и сказал, пожимая плечами: "Разве они считают меня совершенным кретином?" Значение религии, по его мнению, неизмеримо: "она создала искусство и литературу, без нее не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности". Пушкин не только имел Библию настольной книгой, но хотел обучить своих детей славянскому языку, чтоб могли читать ее в первоисточнике. Об Евангелии он писал: "Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применимо ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицей народов; она не заключает для нас ничего неизвестного, но книга сия называется Евангелием". Много рассуждал Пушкин о государственной власти, религии, историческом значении нашего духовенства в деле просвещения и нравственного воспитания народа. Уважая государственную мудрость Екатерины II, тем не менее об этом периоде он пишет: "Многие деревни нуждались в священниках. Бедность и невежество этих людей, необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность заниматься важною сею должностью". Православное мировоззрение Пушкина создавало и его определенное практическое отношение к церкви. Он исполнял все, что предписывал русскому человеку старый домашний и общественный быт: венчание, крещение, исполнение поста, святое причастие и различные церковные требы. Как трогательны его письма к жене, которые неизмено оканчивает благословением. Вот письмо из Болдино от 30 октября 1833 г. "... А Катерина Ивановна? Как это она пустила тебя на Божию волю? Ахти, Господи Иисусе Христе! Машу целую и прошу помнить. Что это у Саши за сыпь? Христос с Вами - благословляю и целую Вас"**.

     Брак и семья для него, освященные церковным благословением - священны. Такое же чувство он испытывал и к Отечеству:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека
Залог величия его.
Животворящие святыни!
Земля была б для них мертва,
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без Божества.

     Пушкин считал, что власть в стране изначально была и всегда должны быть у "царя, данной от Бога". К декабристам чувство было сложное: сочувствуя им в юности, он духовно отошел от них в более сознательном, зрелом возрасте. Считал, что общественная и государственная жизнь должны строиться прежде всего по Божией правде, по совести. Он был "певцом русской государственности" и в то же время отвращался от демократии, которой он приписывал "отвратительный цинизм, жестокие предрассудки, нестерпимое неравенство и эгоизм, подавляющий все благородное, все бескорыстное, все возвышающее душу человеческую". Он видел в ней "большинство, нагло притесняющее общество" ("Джон Теннер", 1836). Кончина же поэта, хоть и принесла неимоверные физические страдания, все же была милостью Божией, т.к. ему оставалось жить еще 45 часов после ранения на дуэли. Два дня для достойного приготовления к вечности. Как только Пушкина осмотрел домашний доктор Спасский, определив положение поэта, как безнадежное, предложил исполнить последний христианский долг. Пушкин просил послать за священником. В пересказе княгини Мещерской - Карамзиной это выглядело так: "Пушкин исполнил долг христианский с таким благоговейным и глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу ответил: "Я стар, мне уже не долго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, но я скажу, что для самого себя желаю такого конца, какой он имел". Страдания Пушкина по временам переходили меру человеческого терпения, но он переносил их, по свидетельству вяземского, с "духом бодрости", укрепленный Таинством Тела и Крови Христовых. С этого началось его духовное обновление. Своему секунданту он сказал: "Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть. Прощаю ему и хочу умереть христианином".

     Утром 28 января, когда ему стало легче, Пушкин приказал позвать жену и детей. "Он на каждого оборачивал глаза, - сообщает тот же Спасский, - клал ему на голову руку, крестил и потом движением руки отсылал от себя". Спустя определенное время сказал: "Жизнь кончается... Дыханье прекращается, - и осенив себя крестным знамением, произнес: Господи Иисусе Христе".

     Задолго до кончины он написал:

Милосердия надеюсь,
Упокой меня Творец!

     Статьи об отношении Пушкина к религии встречаются и в других журналах. И знакомство с ними дает возможность современному читателю по-новому взглянуть на творчество великого русского поэта. Прочитать, понять и насладиться его поэзией.
 
Антуфьева Надежда Леонидовна,
библиограф отдела краеведения Областной научной библиотеки
 
Примечания
 
* Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М.: Худ. лит., 1982. С.8
** Пушкин А.С. Письма. Т. III, 1831-1833. М.: Книга, 1989. С. 111
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com