Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Древнерусская литература Библия и русская литература Знакомые страницы глазами христианинаБиблия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Библия и литература / Знакомые страницы глазами христианина / Достоевский Ф. М. / Ф. М. Достоевский - мыслитель-гуманист. Л. С. Николаева
 
Ф. М. Достоевский - мыслитель-гуманист

Основой творчества Ф. М. Достоевского была установка на человеческое в человеке, на поиск в самом человеке богоориентированной благородной внутренней природы, различающей добро и зло, осуществляющей выбор между Христом и Антихристом. Он считал, что преступление всегда порождает наказание, что ни один безнравственный поступок не окажется безнаказанным. Собственным крахом личность обнажает сокровенную сущность окружающих вещей, событий, явлений, велений ума и раскрывает их в религиозно- мистическом озарении. Душа человеческая как открытая рана, средоточие взаимодействия и борьбы ума, сердца, мыслей, догматов веры. В результате возникают роковые случайности и чудовищные совпадения, которые обусловливают людские судьбы и ход жизни, событий. В романе "Бесы" Ф. М. Достоевский предопределил судьбу ХХ века в России, цену человека, продолженную позже антиутопиями Замятина, Хаксли и Оруэлла. Ф. М. Достоевский предчувствовал "смуту", после которой наступит "безграничный деспотизм", "снятие ста миллиона голов", "обращение девяти десятых людей в рабство", "безличность", "полное послушание", "мрак", "хаос" и "ужас". Русская идея интерпретируется у Достоевского в индивидуально-личностное понимание "богочеловечества" и "всеединства". Писатель-гуманист выступает против подмены человека идеей прогресса, убеждает в своих произведениях в неоправданности общественных модернизаций, подчиняющих себе личность, благородные порывы души, отзывчивость, человечность.

Основные доминанты его творчества - это пронзительное сострадание к чужой боли, к страданиям людей, вера во взаимную дополнительность добра и зла в мире и необходимость из зла творить добро. Ф. М. Достоевский основой развития России считал "национальную почву"; то есть он был сторонником почвенничества. Он считал, что русский народ - богоизбранный и ему предначертано "спасти все человечество" от капитализма и социализма, предлагал вернуться к идеям раннего христианства, с помощью которого можно добиться всеобщей любви, освобождения от страданий, смирения перед внеземными высшими силами. Религия для Ф. М. Достоевского основывается на нравственности, а атеизм является основой для вседозволенности и аморализма. Народ в единстве с образованной частью общества является носителем нравственности и подлинной религии. Только нравственное очищение, в котором избранные, цельные, чистые, несущие в душе элементы "божественной правды" люди способны на основе совершенствования к прощению, совершенствованию окружающих. На людей с верой в душе вся надежда Человечества, ибо человеческая душа сложна. У некоторых она подчиняется рассудку, у других - воле, плотским удовольствиям. Это делает людей опасными, так как такие люди способны на все преступления. Поэтому так необходимы люди верящие, религиозные. Достоевский не идет на компромисс и у него нет примирения между Богом и миром, добром и злом, не признает солидарности в грехе, безысходности униженных и оскорбленных, страдания невинных детей. Если законы природы и разума непримиримы, то человек оказывается обреченным жить во враждебном и непостижимом для него мире, а Бог как источник морали и справедливости превращается в пустую декларацию. Религия человека основывается на вере в себя, в свое совершенствование, в нравственность, в высокое предначертание человека, идеалов. Люди, развивая в себе лучшие качества, совершенствуя себя, любя мир, людей, не отвечая на насилие насилием, создают лучший, более совершенный нравственный мир. Достоевский как великий гуманист верил в человеческое, в то, что делает человека человеком, в гармонию двух ипостасей: божественную и человеческую через страдания к радости, к облагораживанию и самосовершенствованию себя и окружающего мира.
 
Л. С. Николаева
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com