Главная / Библия и литература / Библия и русская литература / Необаятельный дьявол. Ирина Гончаренко Необаятельный дьявол
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить – предупреждает в соборном послании апостол Петр (1 Пет. 5, 8). Мы не должны забывать о существовании темных сил. С другой стороны, нам недушеспасительно превращать эту тему в нечто занятно-интересное, в эдакий мистический триллер. И, может быть, не стоило бы касаться изображения дьявола в разных литературных произведениях, если бы не три к тому основания. Во-первых, присутствие вражье часто нам неприметно, и этой неприметности помогает сам дух злобы, ибо она ему выгодна. Нам полезно догадываться о дьявольских кознях, и поскольку мы в большинстве своем не воспаряем ко Господу, как святые, сполна живущие молитвой, а подпираемся костылями светской культуры, то и литературное изображение бесов может предостеречь нас от искушений. Во-вторых, в этой теме так вопиюще доминирует в общем-то приятный Воланд с милашкой Бегемотом, что стоит вспомнить, что есть и другая литература, в которой бесы не «примус починяют». Третье основание – эдакая очень распространенная эстетизация и романтизация греха, особенно, разумеется, в вопросах чувств: добродетель, мол, скучна, а мы вот сейчас, прижав к груди томик Цветаевой, как с моста на резинке (на самом деле без нее) ухнем. Я знаю нескольких очаровательных барышень, которые любимыми страницами своими из Булгакова называют полет Маргариты на метле: легкость-то какая. Давайте полистаем несколько книг, где встречается враг рода человеческого и начнем с «Фауста» Гете. Это Мефистофель у Гете говорит о себе те слова, которые Булгаков сделал эпиграфом к «Мастеру и Маргарите»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Но если контекст булгаковского романа провоцирует принять эти слова буквально, не то у самого Гете. В диалоге с Мефистофелем (именно в этом диалоге) Фауст вспоминает иные имена: Чтобы узнать о вашем брате суть. И вся история Фауста и Маргариты как раз не оставляет и тени возможности видеть в Мефистофеле творящего благо. Какое благо в совращении Гретхен, в том, что она дала матери яд (Мефистофель утверждал, что снотворное), убила своего внебрачного ребенка, попала в тюрьму и была казнена, что из-за ее падения погиб на дуэли ее брат Валентин? В советские времена, анализируя финал трагедии, толковали, что Фауст нашел счастье в созидательном труде: Я целый край создам обширный, новый. Цитируя эти строки, прилежно умалчивали, что говорит это ослепший Фауст, который не видит, что не город перед ним созидается, а лемуры (у Гете это прислуживающие Мефистофелю злые духи) роют ему могилу. Итак, дьявол – «отец лжи», и его слова о совершении им блага – ложь. Это очевидно у Гете, и так же очевидно то, что дьявол не щадит тех, кто поддается ему, служит ему, выбирает его на жизненных раздорожьях. А еще хорошая литература помогает обратить внимание на обыденность и близость греха. У Федора Михайловича Достоевского черт является Ивану Карамазову в виде приживальщика средних лет и даже дразнит Ивана: «Воистину ты злишься на меня за то, что я не явился тебе как-нибудь в красном сиянии, «гремя и блистая», с опаленными крыльями, а предстал в таком скромном виде. Ты оскорблен, во-первых, в эстетических чувствах твоих. А во-вторых, в гордости: как, дескать, к такому великому человеку мог войти такой пошлый черт? Нет, в тебе таки есть эта романтическая струйка...» Этот «пошлый черт» Достоевского возвращает греху его истинный вид и цену: не симфонию великой и неодолимой страсти предлагает бес, скажем, прелюбодею, а паскудство. А что до самого Ивана Карамазова, так он вроде бы и не спровоцировал Смердякова убить отца: он просто пребывал в состоянии некоей недодуманности, недоответственности. А кто ж хотел плохого, да еще такого? Об этой убогости и одновременно опасной близости греха заставляет поразмыслить и Клайв Стейплз Льюис в «Письмах Баламута» и в дополнении к «Письмам», которое называется «Баламут предлагает тост». Льюис рассказывает нам о том, как и чем мы искушаемся, в форме писем-наставлений старого черта молодому племяннику. А под конец старый черт произносит речь на выпускном балу в школе нечисти. Вот цитата из его речи: «Что же видим мы сейчас? Вот мы ели мэра со взятками. Не знаю как вы, а я лично не обнаружил той зверской, страстной жадности, которая придает такой вкус воротилам прошлого столетия. Я убежден, что это – мелкий человечек, который глупо шутил, когда брал деньги, и глупо обличал нечестность, когда говорил речи, и тихо сползал сюда к нам, сам того не замечая, – просто потому, что «все берут». Были тут и тушеные прелюбодеи. Нет, скажите мне, где в этой теплой тюре пламенная, яростная, бурная страсть? На мой вкус, бесполые дураки, которых занесло в чужую постель, – реклам насмотрелись, боялись старомодности, доказывали кому-то, что они «нормальны», или просто делать им было нечего... «Как все, так и я» – становится кредо, идеалом. Прекрасно выразилась одна молодая особа, взывавшая недавно к Врагу (так льюисовский черт именует Господа): «Помоги мне стать нормальной и современной». Нашими стараниями это значит: «Помоги мне стать потаскухой, потребительницей и дурой!» Льюиса стоит читать очень внимательно. Обращусь хотя бы еще к одному печально-насущному моменту в его «Письмах Баламута». Старый черт мечтает когда-нибудь создать из человека «изделие высшего качества – мага-материалиста». «Надеюсь, мы научимся так разбавлять науку эмоциями и мифами, что вера в нас (под измененным названием) проберется и обоснуется в них, тогда как душа человека останется закрытой для веры во Врага. Вера в «жизненную силу», культ секса и психоанализ могут оказаться здесь весьма полезными». Льюис писал свою книгу шестьдесят лет назад. Кажется, маги-материалисты уже есть и во множестве. Вместо долгих перечислений примеров того, как люди, не верующие в Бога, верят в гороскопы, НЛО, контактеров и так далее, хочется печально повторить за Честертоном: «Из Гадаринской легенды мы изгнали только Христа; и бесы, и свиньи – с нами». В «Последней битве» К.С. Льюис замечательно изобразил то, как бес реально приходит даже тогда, когда его для запугивания других из корысти вызывают люди, не верящие ни в Бога, ни в черта, ни в вороний грай. Лишь бы позвали. Распространяя смрад, холод и леденящий ужас, клубится и плывет над травой птицеголовое четырехрукое чудовище Таш и вскорости пожирает тех, кто его вызвал. «Вот что бывает с теми, кто призывает богов, в которых не верит. Радости мало, когда они и впрямь явятся». Интересен и назидателен роман Голдинга «Повелитель мух». В выдуманной Голдингом ситуации из-за авиакатастрофы на безлюдном тропическом острове без единого взрослого оказываются английские мальчики-подростки. Идиллия не получилась. Большая часть мальчиков, вооружившись заостренными палками, быстро проходит путь от охотников на диких свиней до убийц. Идут разговоры о страшном присутствии на острове некоего чудовища-зверя. Ему приносят жертву – голову убитой свиньи оставляют торчать на палке в лесу. Один из мальчиков, Саймон, натыкается в одиночку на эту облепленную мухами голову. «Повелитель мух» – буквальный перевод слова Вельзевул, одного из имен дьявола. И дьявол говорит с Саймоном из облепленной мухами головы: «Зверь – это не что-то такое, на что можно напасть и убить! Я – часть тебя!..» Самое главное, что открывает дьявол Саймону, – то, что он живет и действует в нас, в людях. «Дьявол, тирански властвуя над грешником, старается держать его в обольщении, убеждая, что человек действует сам по себе», – говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Интересно, что у Голдинга также есть роман «Шпиль», весь посвященный описанию того, что в православии называется словом «прелесть». Нечистые духи могут являться не защищенному смирением человеку и в виде ангелов, прельщая его ложным и губительным ощущением, что он – Божий избранник. Действие романа Голдинга происходит в средневековой Англии. Священник Джослин настаивает на возведении огромного готического шпиля на старом соборе, который стоит на болотистой почве без достаточного фундамента и с полыми опорами. «Джослиновым безумством» называет этот проект его старый друг и духовник; в разоренном полуразрушенном соборе прекращаются богослужения; смердит вода в раскопанной яме под плитами; ломаются человеческие судьбы: главный мастер-каменщик хотел уехать не только от абсурдной задачи, но и от подкрадывающегося греха – вспыхнувшей страсти своей к жене сторожа собора. Но Джослин настаивает на своем. Он уверен, что всем просто не хватает веры. Он упорствует, потому что за спиной у него во время молитвы стоит радостный ангел, который согревает, и укрепляет, и веселит его. И когда все худшее, греховное, страшное, бессмысленное и непоправимое уже совершилось, ангел поднимает крылья – и Джослину становятся видны раздвоенные копыта. О прелести, разумеется, следует читать у святителя Игнатия (Брянчанинова), но и блистательно написанный текст Голдинга – образная зримая прививка от обольщений. В романе Томаса Манна «Доктор Фаустус» к композитору Адриану Леверкюну приходит бес (его появление в комнате сопровождается холодом) и говорит: «Твоя жизнь должна быть холодной, а посему не возлюби!.. Холод души твоей должен быть столь велик, что не даст тебе согреться на костре вдохновения». Холод хлынул в искусство еще в девятнадцатом веке в сознательно декларированном эстетизме, оторванном от света, добра и правды. А в двадцатом веке холод декадентства и модернизма – это уже цветочки по сравнению с откровенным разламыванием мира в авангардизме, сюрреализме, абсурде. Я не изрекаю огульных приговоров, а напоминаю, что граница «талантливо – неталантливо» недостаточна. Либо мы в искусстве, как и во всей жизни, ищем добра, правды, света, тепла и любви или, по-иному говоря, Бога, – либо бес играет на нашем снобизме и гордыне, приглашая самоутверждаться и выпендриваться, развлекаясь холодными поделками ада. Любопытно, что об аде одно и то же, подобравшись с разных сторон, говорят православный Достоевский и экзистенциалист Сартр, который Бога не ведает. «Что есть ад? – говорит в «Братьях Карамазовых» старец Зосима. – Страдание о том, что нельзя уже более любить». А у Сартра есть пьеса «Запертые двери», в которой трое умерших попадают в ад, и их пытка в том, что каждый готов причинить соседу боль, чтобы забыть о собственной боли, которую несут воспоминания о совершенных преступлениях. И рождается знаменитая фраза: «Ад – это другие». Эту цитату из Сартра взял в свое сложное и интересное стихотворение Сергей Сергеевич Аверинцев. Оно начинается так: «Другие – это ад»; так правду ада «Нимало не будучи поклонником этого писателя, – пишет Аверинцев в примечании, – я полагал, что в вопросе об аде его свидетельство достаточно авторитетно...» Вся моя статья – спор с романтизацией и поэтизацией дьявола, с романтизацией и поэтизацией греха. И то, что Воланд покровительствует любви Мастера и Маргариты (двух прелюбодеев, между прочим) – великая ложь: в арсенале бесов есть похоть, в арсенале бесов есть страсть, есть наваждение, но любви у них просто нет. Роман Булгакова искусителен, ибо талантлив. Этот роман – самооправдание. Третья жена Булгакова Елена Сергеевна, оставившая ради Булгакова мужа и старшего сына, подписывала письма «Маргарита». Когда Булгаков ради следующей женщины оставлял свою первую жену, которая выходила его и от наркомании, и от тифа, которая разделила его счастливую юность, и ужасы гражданской войны, и страшную нужду в послереволюционной Москве, он сказал ей: «Меня за тебя Бог накажет». То, что автор христианской «Белой гвардии» с тою же силою таланта написал роман бесовской – страшный поворот в судьбе писателя. И очень немногие (чистому все чисто) воспринимают роман как предупреждение, не искушаясь им. Да убережет нас Господь от талантливых и искусительных приманок.
Ирина ГОНЧАРЕНКО
Источник Отрок.ру |
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |