Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Библейские образы в живописи Образы Святой Земли в искусстве Русская религиозная философия и религиозное искусство конца XIX – начала XX века. Исаева М. В. Церковное искусство Иконопись и иконы Убранство храмовКниги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
Встреча у колодца.
«Христос и самарянка» Рембрандта
 
Впервые о Себе как о Мессии Господь открыто сказал женщине, которую должны были презирать не только иудеи, но и её единоплеменники самаряне. Именно её Он первой приобщил тайне поклонения Богу в Духе и Истине. Картина Рембрандта «Христос и самарянка», хранящаяся в Эрмитаже, предоставляет нам замечательную возможность поразмышлять над этим удивительным эпизодом, который рассказывается в Евангелии от Иоанна (Ин. 4, 4-42).

Живописные изображения этого события, описанного евангелистом Иоанном, в истории мирового искусства немногочисленны и тем более интересны. Рембрандт - один из тех немногих художников, которые обращались к этому сюжету неоднократно: помимо нескольких рисунков, им были написаны два офорта и, по крайней мере, две картины (авторство третьей, которая находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, исследователи склонны приписывать неизвестному мастеру его школы). Интересно сопоставить даты создания этих произведений с датами жизни самого художника..

ОФОРТ 1634 ГОДА

Первый офорт датируется 1634 годом, одним из самых счастливых в жизни Рембрандта: он молод, богат, его свадьба в июне месяце с Саскией даёт ему новый социальный статус. И если хорошенько всмотреться в лицо самарянки на офорте, то можно найти определённое портретное сходство с его юной супругой.

Полдень, ибо был «шестой час», солнце в зените и нещадно палит. Христос, уставший от долгой дороги, присел у колодца. Можно вслед за блаженным Августином задаться вопросом: как Тот, Кто является воплощением самой силы, мог устать? Как Тот, Кто является Источником жизни, мог испытывать жажду?

Положение сидя выражает «смиренную скромность», но «немощное Божие», которое «сильнее человеков» (1 Кор. 1, 25). Иисус ведет с самарянкой оживлённую беседу, их взоры обращены друг на друга. Приближаются ученики, они стараются не смотреть в сторону сомнительной женщины, возможно, они даже не видят своего Учителя, а, может быть, и просто отворачиваются, чтобы не осудить Его за эту беседу с самарянкой, ибо это было не принято.

Через много лет, возвращаясь к этому же сюжету, Рембрандт повторит жесты правой руки Христа, обращающегося к своей собеседнице, и правой руки самарянки, держащейся за цепь колодца, но, между тем, он напишет и несколько других композиций.

Христос и самарянка. Офорт 1634 года. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва
Христос и самарянка.
Офорт 1634 года.
ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва

ЖИВОПИСНОЕ ПОЛОТНО 1655 ГОДА

Примерно через двадцать лет после написания офорта, возможно в 1655 году, художник вновь обратится к этому евангельскому повествованию. Речь идет о живописном полотне, хранящемся в Берлине (Согласно французскому искусствоведу Луи Рео, до 1931 года оно хранилось в Эрмитаже и было продано большевиками).

В жизни мастера наступили трудные дни: над его очагом нависла угроза нищеты и полного банкротства. Чтобы хоть как-то облегчить финансовое положение семьи, Рембрандт предпримет в декабре отчаянную попытку самостоятельно распродать часть домашней мебели и некоторые из своих картин. Несмотря на все усилия, ему так и не удастся погасить все долговые обязательства.

С этой точки зрения примечательна композиция картины, которую в целом знатоки живописи оценивают не очень высоко: взгляд зрителя направлен словно со дна колодца, из глубокого мрака, то есть оттуда, где никого не могло быть.

У края колодца на этом полотне рядом с Христом и самарянкой, к великому удивлению, мы видим маленького ребёнка, присутствующего при этом разговоре. Как тут не вспомнить об одном из немногих счастливых событий в жизни Рембрандта, произошедших за год до написания этой картины, - рождении дочери Корнелии. Вероятно, в момент написания картины она делала свои первые шаги и лепетала первые слова.

На эрмитажном полотне мы также видим ребёнка, стоящего рядом с самарянкой. О нём ни слова не сказано в Евангелии, но ничто не исключает вероятности его присутствия при разговоре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНЦА 1650-Х ГОДОВ

В 1658 и в 1659 годах Рембрандт напишет ещё два произведения, повествующие о разговоре у колодца: один офорт и год спустя картину. Тяжёлый период в жизни мастера продолжается. Вообще последние шестнадцать лет его жизни стали самым трагическим периодом. После смерти его жены Саскии остаётся сын Титус. Появление в его жизни женщины-подруги Хендрике позволяет сохранять некое подобие семейной жизни. Рембрандту этого было достаточно для того, чтобы по-прежнему считать себя хозяином празднеств, чтобы проводить жизнь в роскоши и внешнем блеске. Напрасно в его дверь стучались судейские приставы...

Рембрандт ван Рейн сопротивлялся до конца, защищая своё искусство от злословия критиков, мелочной злобы врагов. Несмотря ни на что, художнику удавалось держаться той лучезарной жизни, которая была его подлинным призванием. Всё имущество художника в эти годы распродаётся с молотка за 5000 флоринов, но и этого оказывается недостаточно, приходится продавать дом, оцененный всего в 13000 флоринов и перебираться в квартал для бедных. Отныне его ближайшее окружение будут составлять простолюдины, вышедшие, как и он, из крестьянской среды, или собратья по живописному ремеслу.

«Под предлогом большей свободы, - пишет историограф Зандрарт, - Рембрандт общался только с людьми низкого происхождения, и они оказывали колоссальное влияние на его искусство. Напрасно его друг, Ян Сикс, старался удержать его; сварливый и упрямый по характеру, Рембрандт не поддавался уговорам».

Христос и самарянка. Офорт 1658 года. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва
Христос и самарянка.
Офорт 1658 года.
ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва

Такое настойчивое обращение к сюжету с колодцем, возможно, связано и с тем, что в период раннего христианства это изображение было типичным для надгробных памятников. Колодец становился символом надежды - бездонный гроб, на дне которого вечно струились живительная влага. Положение мастера становится поистине критическим: у него почти не остаётся учеников и он уже не пользуется популярностью в свете.

Композиционное решение офорта напоминает изображение 1634 года, но художник идёт ещё дальше: Христос, по-прежнему находясь слева, теперь показан стоящим, лицо Его измождено, самарянка стоит всё так же справа, но её руки сложены, а у её ног мы видим кувшин для воды, в глубине виднеется фигура всадника на коне. Следует отметить также, что всё это событие теперь очерчено сверху словно сводом, как будто бы всё это наблюдается через какое-то закругленное окно или проход.

Вершиной в разработке сюжета встречи Христа с самарянкой у колодца, несомненно, является картина, которая хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Об этом шедевре и пойдёт речь ниже.

ПОЛОТНО В ЭРМИТАЖЕ

История появления этого полотна в эрмитажной коллекции довольно занимательна. Примерно в 1780 году в Гааге его покупает князь Григорий Потемкин, а после его смерти в 1792 году картина приобретается для Эрмитажа и оказывается в личных апартаментах Императрицы в Екатерининском дворце Царского Села, где её обнаруживает уже в 1898 году старший хранитель Картинной галереи Императорского Эрмитажа того времени Андрей Сомов. Картину реставрируют и, наконец, выставляют в залах музея.

Перед нами одно из самых важных событий, о котором рассказывается в Евангелии. Сын Божий впервые открывает людям свою сущность, он напрямую говорит о Себе как о Мессии, Который проповедует крещение не водой, а Духом. Ему непременно надлежало пройти через Самарию, через город Сихарь и остановиться именно у колодца Иакова, из которого местные жители с незапамятных времен брали воду, ибо именно здесь, в этом городе, жила женщина, которая так нуждалась в Нём.

Благодаря сводчатой сени колодца, изображение встречи напоминает собой двустворчатый алтарный образ; на его левой стороне мы видим Христа, а на правой - самарянку с ребёнком. Диптих заметно смещён влево, поэтому главный персонаж - самарянка с ведром у источника - оказывается в самом центре композиции. Справа видны башни городских ворот и фигуры учеников, которые возвращаются из города.

Рембрандт избегает яркой мимической выразительности; лица неподвижны, в то время как позы и жесты красноречиво свидетельствуют о происходящем. Иисус первым обращается к самарянке; жест Его правой руки явно говорит о том, что инициатива исходит от Него. «Дай мне пить», - просит Он её. Своим поведением Христос нарушает все правила еврейского благочестия: еврейские учителя в принципе предостерегали от разговора с женщинами, тем более с самарянками, которые считались нечистыми от рождения. Было немыслимо попросить у самарянки напиться, ибо считалось, что вода самарян омерзительнее, чем кровь свиней.

Эта встреча могла выглядеть двусмысленно ещё и потому, что в памяти народа ещё живы были предания о том, как и Исаак, и Иаков встретили своих жён у колодца. Христос опирается на край сени колодца, в глубине виднеется скала или густые заросли деревьев. Свет, словно на восходе солнца, струится из-за Его спины. Это особенно подчеркивается тёмным плащом, который перекинут через левое плечо Иисуса.

Главным средством художественной выразительности Рембрандту служит техника светотени, которую он, в частности, заимствует у Караваджо. Но под кистью голландского мастера она обретает новый смысл. Полумрак, окутывающий лица, изображённые на холсте, содействует подлинному претворению в живописный образ. Свет падает лишь на часть лица. Благодаря этому образ начинает золотиться, играть множеством оттенков. Это придаёт полотну таинственно-прекрасный ореол. Полумрак связывает изображенную фигуру человека и пейзаж в глубине картины. Оба воспринимаются как части единого целого. Рембрандт здесь избегает резкого противопоставления света и тени, которым он охотно пользовался до этого. У зрелого мастера мы находим скорее некое взаимопроникновение двух начал.
 
 Рембрандт. Беседа Христа с самарянкой.

В Евангелии сказано, что в тот момент, когда Иисус пришёл к колодцу, был полдень, но ничего не сообщается о том, как долго длился этот разговор с самарянкой. Художник, насколько можно судить по изображению сумеречного неба, представлял себе, что эта беседа могла продолжаться до самого захода солнца.

Рембрандт стремится к правдоподобию, о котором он однажды напишет в одном из своих писем: «Я во всём и всегда искал только естественности. Нет, я лучше, чем кто-либо из вас, знаю: для естественности не существует никаких пределов, как нет пределов для Бога и Его вечности. Ваши холодные расплывчатые краски, заимствованные у тихого весеннего вечера, так же естественны, как и скрытый огонь, пылающий за моими ночами, а я его черпаю из недр моей души. Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром, и все это единая природа. Её проявления - зримые, незримые, осязаемые, воображаемые - сама действительность. Она привлекает и притягивает меня, и я должен её изобразить вот этими руками, этой рукой».

Самарянка изображена на фоне деревьев и неба, облака простираются до самых очертаний города, который она покинула, чтобы подняться в гору. Она одета богато и празднично, на ней красное платье, белая сорочка и живописная шляпа, в ушах серьги, а на шее у неё подвеска. Никто из подруг не пошел с ней к колодцу.

Скорее всего, жителя города Сихарь презирают эту женщину, ведь у неё было пять мужей, а тот, с которым она живет теперь, ей не муж. Самаряне не менее иудеев отличались благочестием и строгостью нравов. Она вполне могла оказаться в полной изоляции, отвергнутой из жизни общества. Быть может, она намеренно отправилась за водой в самый полдень, чтобы скрыться от осуждающих взглядов, просто никому не попадаться на глаза. Кто решится идти в полуденный зной, под палящим солнцем за водой? Только мучимый жаждой и нуждой человек!

Некоторые богословы считают, что число мужей самарянки имеет символическое значение: пять мужей означают пять богов, которым поклонялись самаряне. Таким образом, живя с шестым мужем, эта женщина встречает седьмого. Как известно, число семь символизирует собой полноту. По мнению других богословов, Оригена например, число пять ассоциируется с пятью телесными чувствами. Те, кто хочет отличиться от других, жить разумом, часто впадают в ошибочные учения и понимают это, лишь встретив Христа.

ОБРАЗ КРЕЩЕНИЯ

Уже в середине II века этот рассказ о самарянке связывался с таинством Крещения. Уже в первые века существования Церкви чтение евангельского эпизода о встрече Христа с самарянкой во время Великого поста было неотъемлемой частью подготовки катехуменов к принятию Таинства Крещения. Слова пророка Иеремии о том, что сделал народ Господу - забыл источник воды живой и высек себе водоёмы разбитые (Иер. 2, 13), - толковались как противопоставление еврейских омовений («водоемы разбитые»), способных очистить лишь тело, «воде живой», то есть крещальной купели, которая одна только способна очистить человеческую душу от гнева, похоти, зависти и злобы.

Христос приходит именно к тому колодцу, где некогда патриархи заключали браки, ставшие знамением Завета с Богом, таинственного союза человеческой души с Господом. Таким образом, мы видим, как два таинства перекликаются между собой: там, где некогда патриархи впервые встретили своих будущих супруг, теперь сама Церковь соединяется со Христом в крещальной купели. В пустыне, то есть в земле, не знающей Бога, Христос высекает из камня источник воды живой, которому человек приобщается в Таинстве Крещения.

В Библии вода выступает синонимом жизни, без её животворящей силы земля остаётся пустыней. Проточная или питьевая вода воспринимается на Востоке как дар небес, как благодать: вода мудрости, вода познания Божия. Без этой воды человек погибает. У источника Спаситель очистил самарянку от бесчестия, потому что Он Сам является Источником для тех, кто жаждет и стремится к потокам воды живой, чтобы омыть грехи плоти, чтобы погасить языки пожирающего душу пламени страстей.

На самарянке мы видим красно-белые одежды, которые при таком прочтении обретают глубину символа. Её грехи прощены, она рождена для новой жизни! Иначе бы зачем она побежала обратно в город, к тем, кто презирает её? Во всеуслышание она возвестит, что этот человек - Христос, потому что сказал ей всё, что она сделала.

Рядом, по правую руку от неё, ближе к Спасителю, изображен ребёнок с яблоком в руке. Кто он? Быть может, это её дитя - немой свидетель разговора. А быть может, он символизирует собой рождение нового человека, нового Адама. Ведь в Таинстве Крещения каждый из нас становится Новым Адамом. Его внимательный взгляд обращён ко Господу.

В Евангелии не говорится о том, почерпнула ли женщина воды из колодца, но она утолила свою жажду. Ей открылось, что Бог - это Дух и неиссякаемый источник Жизни. Она сама становится «садовым источником, колодцем живых вод и потоков с Ливана» (Песн. 4, 15). У источника Христос взял только одну душу, но через неё был спасен целый город, который услышал свидетельство о том, что сотворил с ней Иисус. Он - Мессия, которого ждали иудеи. Он уже пришел, об этом она будет свидетельствовать перед жителями города. Самарянка является не только символом обратившихся в христианство язычников, но и всей Церкви: она сохраняет заповеди Божии и верит во Христа.

В правой части картины мы видим фигуры учеников, которые возвращаются из города. Они несут с собой пищу, чтобы разделить с Учителем вечернюю трапезу. Они переглядываются, их лица выражают недоумение: Спаситель не выглядит уже ни измученным, ни голодным. Как будто они спрашивают друг друга: «Кто мог накормить Его в столь негостеприимном месте?» Они ещё не знают о том, что произошло. Яркое красное пятно, будто солнечный зайчик, отражается на них от колодца. Этот луч света перемещается вместе с ними, словно печать дара Духа Святого.

В глубине картины, неподалеку от городских стен, Рембрандт изобразил всадника на белом коне. Он напоминает собой белого коня из книги Откровения Иоанна Богослова. Когда была снята первая печать, появился «конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец, и вышел он как победоносный и чтобы победить» (Откр. 6, 2). Это символ выражает собой чистоту, силу и победу Благовестия Христова над язычеством. Белый цвет нередко в Священном Писании выступает символом чистоты. «Если будут грехи ваши как багряное, - как снег убелю» (Ис. 1, 18). Так говорит Исаия о чистоте жизни прощёного человека. Это ещё одно свидетельство о том, что только что свершилось у колодца.

Через несколько мгновений самарянка, взволнованная всем тем, что с ней произошло, поспешит в город, чтобы рассказать соплеменникам о наступлении того времени, когда и не на горе Гаризим, и не в Иерусалиме они будут поклоняться Отцу, ибо они не знают, чему кланяются. Она же знает теперь, чему кланяется, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Она передаст им слова Спасителя о том, что Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (см. Ин. 4, 21-24).
 
Надежда Пшенко,
преподаватель Института иностранных языков
Вода живая № 5 2008 г.


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com