Главная / Библия и искусство / Иконопись и иконы / Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне. Иван Бенчев Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне*
Среди многочисленных православных икон Афона особым почитанием пользуется чудотворная Богоматерь Троеручица (греч. Трихейроуса — Tριχερούσα), которая хранится в сербском монастыре Хиландаре1. Свое название икона получила от третьей вотивной руки, добавленной на икону в неизвестное нам время. Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 г. (рис. 1)2.
Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов. Расшифровка этих разноплановых поз и жестов становится для эмоционально захваченного реципиента процессом осмысления внутреннего смысла иконы. В этом контексте криптограмма на оборотной стороне иконы может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение. Она расположена на концах четырехконечных крестов, украшающих широкий омофор св. Николая (рис. II). Криптограмма Φ.Χ.Φ.Π. ("Φῶς Χριστοῦ φαίνει πᾶσιν") расшифровывается: «Свет Христов просвещает всех». Это раскрывает сложную семантику иконы, и мы понимаем замысел художника, который рассматривал титул Одигитрии как духовную аллегорию. Поскольку нас особенно интересует проблема исторического бытования и развития культа Троеручицы, обратимся к некоторым аспектам стилистического и формального анализа.
На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, мы проследили на поверхности иконы отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов (см. наш рисунок, рис. 2). Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери. Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу. Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась на совсем другом месте — под левой рукой Богоматери. Трудно сказать была ли она сделана из серебра или другого материала. Странно, что при изготовлении оклада XIX в. не сохранили такой важный элемент, а сделали новую вотивную руку и поместили ее на другом месте — в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески (рис. I, рис. 2).
Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной4. По нашему мнению, Наставница и Одигитрия не являются синонимами. Этому положению противоречит также датировка иконы и, как нам кажется, довольно поздно возникший культ прославления Троеручицы.
В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы5, а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342)
Интересующая нас икона находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм». Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV в. (рис. III). Рядом находится трон игумена монастыря, поскольку раньше Хиландар был общежитийным монастырем. Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря8. И сегодня, когда монастырь стал штатным, чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.
В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии. Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX в. — неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда икона Одигитрии стала Троеручицею и легитимируют ли вставные предметы ее или только свидетельствуют о начале культа. Около 1715 г. Библиотека МГУ, Ф. 302, № 10536-7-71. На левой странице приклеен образок — гравюра на меди Григория Тепчегорского. Вена Гравюра. Литература: Литература: Литература: Литература: Литература: Иван Бенчев
Примечания
* Статья опубликована: Византия и византийские традиции. Сборник научных трудов посвященный XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген 18–24 августа, С. Петербург 1996 (издание Гос. Эрмитажа), стр. 175–183.
Число иллюстраций для электронной публикации увеличено, для новых иллюстраций введена отдельная нумерация римскими цифрами. Местами статья исправлена и дополнена автором, им же введены новые примечания. Оригинальная статья на немецком языке: Ivan Bentchev. Die „Dreihändige” Gottesmutterikone im Hilandar-Kloster auf Athos // Hermeneia. Zeitschrift für ostkirchliche Kunst 1. Bochum, 1993. S. 46–52. 1 Основную литературу см.: Bentchev I. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. S. 251–253; Bentchev I. Die „Dreihändige” Gottesmutterikone im Hilandar-Kloster auf Athos // Hermeneia. Zeitschrift für ostkirchliche Kunst. Bochum, 1993. 3. S. 46–52.
[Через год после публикации данной статьи увидела свет работа, на которую непременно хотелось бы обратить внимание читателей: М. Татиħ-Ћуриħ, Троjеручица светога Саве и њен култ у православном свету // Сборник радова, Београд 1997, с. 133–160. — И. Б.] 2 Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV. С. 174; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.
3 Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.
4 Мирковиħ Л. Икона. С. 233–235; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. С. 50.
5 Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58.
6 Ваjцман К., Алибегашвили Г., Вольскаjа А., Бабйħ Г., Хацидакис М., Алпатов М., Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983. С. 181. М. Кашанин. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII С. 15–35.
7 Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I. С. 389–392.
8 Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт). С. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 1895 (репринт). С. 201–203.
9 Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 172–173.
10 Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни... С. 300.
11 Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1852. Кн. XV. С. 97.
12 Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883. С. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 40–41.
13 Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII. С. 275.
14 МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71.
15 Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990 (Slavische Veröffentlichungen. Bd. 70). S. 63.
16 Динко Давидов (Хиландарска графика, Београд 1990, N 5), убежден, что прототип делал серб Захарий Орфелин, но не пишет где. Папастратос (с. 18, сн. 3) не пишет ничего конкретного. Вариант 1779 г. тоже печатался два раза позднее, при том тоже с незначительными изменениями, но с той же датой "1779".
17 Ντόρη Ραπάστρατου. Χαρτίνες Ειϰόνες Ορθοδόξα Θρησκευτικά Χαρακτικά 1665–1899. Athens, 1986. N 460–465.
18 Давидов. N 28.
19 Eвтим Томов, Български възрожденски щампи, София, 1975. Рис. 13.
20 Ντόρη Ραπάστρατου. Χαρτίνες Ειϰόνες Ορθοδόξα Θρησκευτικά Χαρακτικά. N 466, 467.
21 Томов, Български възрожденски щампи. Рис. 91 и 153. Рис. 295 у Томова — гравюра «Св. Савва и св. Симеон Сербский с иконой Богоматери Троеручицы» монаха Арсения 1818 г.
22 Давидов, кат. 3 — гравюра 1763 г. (рис. VIII); кат. 28 — гравюра Павла Болгарина Хиландарца 1816 г. (рис. IX); кат. 33 — гравюра «Св. Савва и св. Симеон Сербский с иконой Богоматери Троеручицы» монаха Арсения 1818 г. (рис. X); кат. 47 — гравюра, ок. 1860 г. (рис. XI); кат. 55 — Богоматерь Скоропослушница из монастыря Дохиар и Богоматерь Троеручица, втор. пол. XIX в. (рис. VI)
23 Eva Haustein-Bartsch, Ikonen auf Papier — Graphik vom Berg Athos // Hermeneia. Zeitschrift für ostkirchliche Kunst 1, Bochum 1993, S. 7–17.
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |