Главная / Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах / Группа паломников из Москвы и разных уголков России на Святой Земле. 2-9 января 2006 года / 7 января 2006 года. Монастыри Иудейской пустыни: монастырь свв.Иоанна Георгия Хозевитов, монастырь прп.Герасима Иорданского. 7 января 2006 года. Монастыри Иудейской пустыни:
монастырь свв.Иоанна и Георгия Хозевитов, монастырь прп.Герасима Иорданского.
На пути в монастырь свв.Иоанна и Георгия Хозевитов в Иудейской пустыни.
Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных подвигов святой Иоанн Хозевит. Он родился в Египте в городе Фивы, прславился мудростью и благочестием и был поставлен, по повелению византийского императора, во епископы Кесарии Палестинской. Но административная деятельность тяготила аскета и молитвенника, он ушел сюда, в ущелье Хузива, где и стал настоятелем Лавры. Он скончался в 596 г., а через несколько десятителий в обитель пришел преподобный Георгий, родом с острова Кипр, прибывший для поклонения святым местам Иерусалима и Палестины. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей, с его временем связан расцвет. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита.
Вид на монастырь свв.Иоанна и Георгия Хозевитов. Ущелье Вади Кельт.
Среди величественных гор Иудейской пустыни.
Сейчас трудно поверить в это, но когда-то ущелье Вади Кельт было одним из самых "обжитых" мест пустыни. Его стены были буквально испещрены пещерами-кельями православных подвижников, которых насчитывалось к моменту персидского нашествия до пяти тысяч человек. Многие из этих "сотовых" келий вожно видеть и сейчас - в основном, в полуразрушенном и заброшенном виде.
В нашем представлении Лавра - это очень большой, богатый и знаменитый монастырь. В Русской Церкви это действительно так: лишь четырем крупнейшим обителям присвоено почетное наименование Лавры. Но исторически лавры возникают как одна из разновидностей монастырской организации именно в скалистых ущельях Иудейской пустыни. Само слово, неясного происхождения (не путать с деревом лавр), означает (примерно) "улица келий", "улица пещер" - первоначально, может быть, просто "рой, скопление пещер"). Смысл термина может быть прояснен из сравнения трех древнейших способов монашеского жизнеустройства. Первые монахи (от греческого "монахос" - уединенный) были отшельники. Этот вид подвига, будь то в пустыне, или в лесах русского севера, не каждому под силу. Поэтому вскоре практически одновременно, появляются киновии (общежития) - обители, где иноки живут вместе, дружной общиной, почти коммуной, управляемые строгим уставом и не менее строгим наставником - игуменом. Лавра - промежуточное состояние между отшельничеством и киновией. Каждый из лавриотов живет в отдельной, уединенной келье - пещере. Даже если в близком соседстве с другими, то все равно уединенной - до такой степени, что, взобравшись в свою келью (как правило, по веревочной лестнице, которая тут же убиралась) подвижник оказывался в неприступной изоляции, поистине наедине с Богом. В таких пещерах укрывались от зноя и холода монахи-отшельники.
Место для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илье в период трехлетней засухи в Израиле: "И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю" (3 Цар, 17, 2 - 7).
Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь.
Эта пещера связана в церковном предании с другим, уже новозаветным событием. Помните, мы рассказывали о Иоакиме и Анне, родителях Пресвятой Богородицы. Когда священники в храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел, покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве сорок дней и сорок ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.
В пещере св.пророка Илии
Таким образом подавали воду и пищу
монахам-отшельникам.
Далее наш путь продолжился на юг к монастырю преп.Герасима Иорданского. Нам известен этот святой, описываемый в иконографии со львом. Преп.Герасим соединил отшельничество с общинным монашеством и был один их первых, кто перевел отшельническое и аскетическое монашество в гораздо более благодатные места для жизни и духовных занятий, чем тяжелая негостеприимная пустыня. В середине V века им был основан монастырь в южной части Иорданской долины. Современный монастырь, восстановленный патриархией в XIX веке, построен не как считается на развалинах древнего монастыря св.Герасима, а расположенного немного севернее, а на развалинах другого важного здания - Лавры Каламон. Эта лавра была основана в IV веке, для того, чтобы дать пристанище всем отшельникам пустынной долины реки Иордан. В V, а особенно в VI веках, границы Лавры расширились и число ее монахов достигло многих десятков. В центре Лавры был построен киновион (общежитие), которым пользовались все отшельники. Для обеспечения безопасности, здание общежития было выстроено в форме крепости. Оно было настолько прочным, что персы не смогли его ни захватить, ни уничтожить , так что на протяжении всего персидского периода оно служило убежищем не только для окрестных монахов, но и для всех отшельников пустыни. Сам монастырь св.Герасима был разрушен персами и больше никогда не восстанавливался. Лавра Каламон продолжила своё существование до XII века. С мамелюкским нашествием и ухудшением условий жизни в пустыни, она опустела и была практически забыта. В XIX веке греческая Патриархия восстановила лишь малую часть этого общежительного монастыря, известного теперь как монастырь св.Герасима Иордаского.
В монастыре преп.Герасима Иорданского
Чудотворная икона Божией Матери Млекопитательница
Святые мощи мучеников от персов побиенных
Икона преп.Серафима Саровского в
монастыре преп.Герасима Иорданского
Русские паломники в монастыре преп.Герасима Иорданского
Чудотворная икона преп.Герасима Иорданского
Алтарь верхнего храма в монастыре
преп.Герасима Иорданского
Алтарь верхнего храма в монастыре преп.Герасима Иорданского
Использованы текстовые материалы из книги Н.Н.Лисового "Приди и виждь".
Фотографии предоставлены
паломниками Марией Маракуевой, Игорем Яковлевым и Павлом Платоновым.
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |