Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Архимандрит Никодим (Ротов) Арх. Антонин Капустин-начальник РДМ в Иерусалиме. Арх.Киприан (Керн). Статьи разных авторовЖурнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 

Архимандрит Киприан (Керн)

О.АНТОНИН КАПУСТИН

Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии

 в Иерусалиме  (1817-1894гг.)

 

ПРИМЕЧАНИЯ

К главе I

1. "Заметки поклонника Св. Горы". Киев. 1864, стр. 140.

2. А. А. Дмитриевский. "Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин ". "Труды Киев. Дух. Академии 1904, ноябрь, стр. 322, прим. I.

3. Письмо о. Иоанна Капустина к о. Антонину от 1 июля 1864 г.

4. Антоний Рафальский, из вдовых протоиереев волынской епархии; род. в 1789 г., был наместником Почаевской лавры; без высшего богословского образования; был петербургским митрополитом с 1843 по 1848 год.

5. "Русская Старина" за 1879 год, март, стр. 564 — 567.

6. Заимствовано из послужного списка еп. Ионы. Архив Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, дело № 1429.

7. Родилась 24 января 1794 г.; скончалась 10 марта 1876 г.

8. Письмо его к о. Антонину от 4 октября 1855 г. Архив Р. Д. Миссии, дело № 1416.

9. Письма его от 23 ноября 1851 г., там же, дело № 1412; от 17 февраля 1854 г., дело № 1415; от 24 марта 1856 г, дело № 1417.

10. Архив Р. Д. Миссии, дело № 1414.
11. Там же, дело № 1416.

12. "Записки синайского богомольца". Киев 1872, стр. 48.

13. Архив Р. Д. Миссии, дело № 1414.

14. Там же, дело № 1412.

15. "Записки синайского богомольца". 1873, вып. 5, стр. 47. (Этот путевой дневник о. архимандрита цитируется по отдельному изданию оттисков из журнала "Труды Киев. Дух. Академии").

16 "В Румелию". СПБ 1879 г. стр. 307.

17. "Заметки поклонника Св. Горы". Киев. 1864 г. стр. 140—141.

18."Из Румелии". СПБ. 1886 г. стр. 206.

19 Письмо от 12 сентября 1851 г. Архив Миссии, дело № 1412.

20. "Записки синайского богомольца", стр. 54—55.

21. Письмо от 12 сентября 1851 г, Архив Миссии, дело 1412.

22. "Из Румелии". стр. 443.

23. "Пять дней в Св. Земле". Москва. 1866. стр. 63.

24. "Из Румелии". стр. 513.

25. "Заметки поклонника св. Горы", стр. 288.

26. "Из Румелии". стр. 210.

27. Там же, стр. 301.

28. "Записки синайского богомольца", стр. 15.

29. "Пять дней в Св. Земле", стр. 62—63.

30. "Из Румелии". стр. 513.

31.Там же, стр. 459.

32. "Записки синайского богомольца", вып. 5, стр. 21—22.

33. "В Румелию". стр. 276.

34. "Из Румелии". стр. 432.

35. "В Румелию". стр. 17.

К главе II

 36. А. А. Дмитриевский. "Начальник Р. Д. Миссии в Иерусалиме о. архимандрит Антонин". "Труды Киев. Дух. Акад." 1904 г., ноябрь, стр. 329.

37. "В Румелию", стр. 17 и примечания.

38. "Из Румелии", стр. 200 и примечания.

39. "В Румелию", стр. 327.

40. "Из Румелии", стр. 301.

41. Там же, стр. 174.

42. Там же, стр. 432.

43. "Записки синайского богомольца", стр. 133.

44. "Из Румелии", стр. 210.

45. Класс татарского языка в пермской семинарии был открыт в 1828 году.

46. "Заметки поклонника св. Горы", стр. 230, прим. I.

47. Серафим Антонович Серафимов, впоследствии протоиерей в г. Одессе и духовный писатель. Скончался в 1884 году, его перу принадлежат "Гавриил, архиепископ Екатеринославский, херсонский и Таврический", "Писатели греческой церкви по падении Константинополя", "Славянские древности в Пелопонессе".

48. Гавриил Розанов, епископ Екатеринославский с 1828 по 1837 год. Скончался в 1858 году.

49. "Труды Киевской Духовной Академии". 1906 г., август—сентябрь, стр. 688.

50. "В Румелию", стр. 284—285.

51. "Труды Киевской Дух. Академии". 1906 г., август—сентябрь, стр. 703.

52. Там же, стр. 698—701.

53. Там же, стр. 705.

54. Как раз в 1838 г. должен был быть прием именно в Московскую Академию, а в Киевскую приема не было.

55. "Труды Киевской Дух. Академии". 1906 г., октябрь, стр. 112.

56. Там же, ноябрь, стр. 363.

57. Иннокентий Александров, епископ Екатеринославский с 23 апреля 1838 г. по 19 августа 1853 г. Скончался 30 марта 1869 г. Он сменил на Екатеринославской кафедре епископа Анастасия Ключарева, бывшего там с 22 мая 1837 по 14 апреля 1838 г. и скончавшегося 22 марта 1851 года.

58. "Труды Киевской Дух. Акад." 1906 г., ноябрь, стр. 368.

59. Там же, стр. 370.

К главе III

60. Напечатано было впервые под заглавием "Gaudeamus igitur Киевской Академии" в февральской книжке "Киевской Старины" за 1882 г., т. I, стр. 431—434, и ходило по рукам, как очень популярная песня в студенческой среде. Она, конечно, самим автором была помещена в "Грехах юности", откуда мы ее и заимствовали.

61. Память о нем хранилась о. Антонином всю жизнь. См. "В Румелию", стр. 161, примечание.

62. "Записки синайского богомольца", вып. 5, стр. 3.

63. "Труды Киевской Дух. Академии". 1908 г., февраль, стр. 252.

64. Там же, стр. 264.

65. Там же, стр. 404.

66. А. А. Дмитриевский, op. cit. "Труды Киевской Дух. Академии", 1904 г., ноябрь, стр. 330.

67. "Труды Киевской Дух. Акад." 1908 г., март, стр. 407.

68. Иннокентий Борисов. Родился в Орловской губернии в 1800 году, окончил Киевскую Академию, с 1830 по 1840 гг. был ее ректором, затем архиереем в Вологде, Харькове и с 1850 по 1857 г. в Херсоне. Известен как духовный писатель и проповедник, стяжавший себе славу "русского Златоуста". В бытность свою ректором академии особенно ратовал за более широкое общее образование студентов, знакомство их с естественными науками, астрономией и т.д. Это все, безусловно сильно отразилось и на духовном облике о.Антонина.

К главе IV

69. Евгений Булгарис, родился в Греции в 1716 г.; хиротонисан во епископа Славянской (Екатеринославской) епархии в 1775 году. Скончался 27 мая 1807 года в Александро-Невской лавре в Петербурге.

70. Никифор Феотоки, родился в Греции 15 февраля 1731 г.; хиротонисан в 1779 г. во епископа Славянской епархии. Скончался 31 мая 1800 г. в Москве.

71. Отгонов Панепистимион основан 14 апреля 1837 года. 20 октября 1863 г. переименован в "Народный".

72. Константин Асопиос родился в 1791 г. Известный греческий филолог. Прославился своими трудами по истории греческой письменности: «Греческие уроки", "История греческой литературы".

73. Панайот Ромботти, родился 1830 г. Был профессором догматики и литургики в афинском университете. Скончался 6 июля 1875 года.

74. Феоклит Фармакидис, родился в 1784 году, преподавал в университете историю философии. Отличался модернистским направлением в церковных взглядах. Вместе с Мануси был главным руководителем так называемой "немецкой" партии среди эллинских ученых. Скончался 21 апреля 1860 года.

75. Константин Икономос, родился в 1780 году. Известный ученый филолог и плодовитый греческий церковный писатель. Особой известностью пользовались его сочинения: "Опыт ближайшего сродства языка славянороссийского с греческим". СПБ. 1828 г. "О переводе 70-ти толковников" и мн. др. Был одним из главных противников Фармакида и вообще неотеристской партии, отличаясь своими консервативными идеями. Скончался в 1857 году.

76. "Из Румелии", стр. 608.

77. "В Румелию", стр. 21.

78. "Записки синайского богомольца", вып. 5, стр. 17.

79. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 377.

80. "Les grecs a toutes les ipoques, par un ancien diplomate en Orient. Dossier a consulter pour la question d"Orient". Paris, 1870, p. 332.

81. Там же, стр. 296—297.

82. "О древних христианских надписях в Афинах". СПБ. 1874 г. стр. 24.

83. "В Румелию", стр. 266.

84. "Из Румелии", стр. 611.

85. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 393.

86. "Из Румелии", стр. 581.

87. Там же, стр. 606.

88. "О древних христианских надписях в Афинах", стр. 79.

89. "Из Румелии", стр. 465, прим.

90. "О древних христианских надписях в Афинах", стр. 80.

91. Там же, стр. 5.

92. Там же, стр. 30, прим. 15.

93. "Из Румелии", стр. 584.

94. Архив Р. Д. Миссии, дело 1412.

95. Архив Р. Д. Миссии, дело № 1413.

96. "Из Румелии", стр. 585.

97. Там же, стр. 171.

98. Там же, стр. 592 и след.

99. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 377.

100. О. Феофан подразумевает тут "Проповеднический круг", изданный о. Антонином в 1850 году.

101. Архив Р. Д. Миссии, дело № 1413.

102. Прот. С. Четвериков. "Оптина Пустынь". Париж, стр. 107 —183.

103. Архив Р. Д. Миссии, дело № 1413.

104. Архив Р. Д. Миссии, дело № 1414.

105. Заимствовано из писем к о. Антонину, хранящихся в делах архива Миссии №№ 1413—1418.

106. Напечатан в "Душеполезном Чтении" за 1866 г. №№ 1—4

107. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 402.

108. Там же, стр. 386.

109. Архим. Порфирий. "Книга бытия моего", вып. 4, стр. 392.

110. Письмо митр. Филарета от 17 декабре 1859 г. в ответ на отношение графа А. П. Толстого от 10 декабря того же года за № 6960. см. "Собрание мнений и отзывов митр. Филарета по делам Православной Церкви на Востоке", стр. 72.

111. Архим. Петр (Троицкий), магистр Киевской Академии; с 1853 г. инспектор ее; с 1855 г. ректор Киевской семинарии; с 1858г. — настоятель церкви в Константинополе; с 1860 г. — в Афинах; с 1869 г. — викарий Кишиневской епархии, епископ Аккерманский. Скончался 10 октября 1873 года.

112. "Труды Киевской Дух. Академии", 1867 г., апрель, стр. 228.

113. "В Румелию", стр. 7.

114. А. А. Дмитриевский. "Путешествие по Востоку и его научные результаты". Киев, 1890 г., стр. 5, прим. I.

115. Напечатан в "Христианском Чтении " за 1862 г., ноябрь и 1863 г., январь и февраль.

116. Ch. Diehl. "Bysnce. Grandeur et decandence". Paris, 1920, pp. 86: 148. 154.

117. «Из Румелии». стр 20.

118. Дети о.Платона: Иван, Иаков, Владимир, Мария, Алексий. В детстве умерли еще двое: Николай и Евгения.

119. Епископ Иона жил на покое в им самим выбранном Далматовском монастыре, где учился когда-то о. Антонин.

120. "В Румелии». стр. 280 — 302; 338—343; 358—360. "Из Румелии". стр 189—193; 348—349; 394—413.

121. "В Румелию". стр. 205; 213—227.

122. Там же, стр. 333—337. "Из Румелии", стр 35—36; 40—50;.

123. "В Румелию", стр. 369—375.

124. Там же, стр. 189.

125. "Из Румелии", стр. 554, прим. I.

К главе V

126. Челобитная Соловецкого монастыря, поданная Алексею Михайловичу". СПБ 1862. стр. 174.

127. Ключевский. "Курс русской истории", т. III, стр. 394.

128. Например, записка нашего посла в Константинополе Бутенева 7 декабря 1857 г. в Министерство Иностр. Дел о некоторых, правда, непривлекательных сторонах церковной жизни на Востоке была министерством доведена до сведения патриарха, что, конечно, очень неприятно подействовало на него. См. свящ. Ф. И. Титов. "Преосвященный Кирилл Наумов", стр. 148.

129. Синод не ответил на известительную грамоту патриарха иерусалимского Кирилла 2-го по поводу вступления его на престол в 1847 г. См. "Собрание мнений и отзывов м. Филарета"... стр. 136.

130. Вернадский. "Начертание русской истории", стр. 52, прим. 2.

131. "В Румелию", стр. 11.

132. Ключевский. "Курс русской истории". Москва, 1923, т. И, стр. 311.

133. Е. Голубинский. "История канонизации святых в русской церкви" Сергиев Посад, 1894, стр. 42—43; 183—184; 205.

134. Там же, стр. 62—63.

135. Свящ. Ф. И. Титов. "Преосвященный Кирилл Наумов"... стр. 188, см. о том же "Собрание мнений и отзывов м. Филарета по делам Православной Церкви на Востоке", стр 381—382.

136. А. Дмитриевский. "Богослужение в русской церкви в XVI в. Казань. 1884, стр. 148, 151, 161, 170 и мн. др.; сравни также и В. Барвинок. "Время происхождения праздничных величаний и избранных псалмов в чине всенощного бдения". — "Труды Киевской Дух. Академии", 1910 г. декабрь, стр. 584—611.

137. А. Дмитриевский. "Богослужение в русской церкви"... стр 7—29.

138. Там же, стр. 81.

139. "Записки синайского богомольца ", стр. 63—64.

140. Там же, вып. 5, стр. 20.

141. "В Румелию", стр, 283.

142. "Из Румелии", стр. 166.

143. Там же, стр. 89.

144. Из записки о. архим Петра (Троицкого), хранящейся в музейной библиотеке Киевской Дух. Академии. Цитовано по монографии свящ. Титова. "Преосвященный Кирилл Наумов"... стр. 242.

145. Архив Р. Д. Миссии, дело № 1419.

146. Там же.

147. "Труды Киевской Дух. Академии", 1907 г. апрель, стр. 522.

148. Там же, стр. 528; сравни также и письмо от 24 апреля 1867 г., там же, ноябрь, стр. 481.

149. Архив Русской Миссии, дело № 1412.

150. Там же, дело № 1429.

151. "Собрание мнений и отзывов митроп. моек. Филарета"... стр. 172.

152. "Книга бытия моего", т. I. СПБ. 1894, стр. 359.

153. "Собрание мнений и отзывов... стр. 171.

154. Отношение от 25 марта 1867 г. № 1508 и от 18 августа № 4337.

155. "Собрание мнений и отзывов"... стр. 176.

156. Определение от 14/21 августа 1868 г. № 1619.

157. Определение от 10/18 апреля 1869 г. № 707.

158. "Собрание мнений и отзывов"... стр. 179.

159. Там же, стр. 243, прим. 3, и стр. 244 и 248.

160. А. Дмитриевский. "Богослужение в русской церкви в XVI веке", стр. 268—273.

161. Доклад хранится в архиве Миссии, в деле № 1421.

162. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 365—367.
163. "Из Румелии", стр. 183.

164. Заимствовано из дела № 1421 в архиве Миссии. Также неодобрительно отнесся м. Филарет и к подобному докладу еп. Мелитопольского Кирилла Наумова от 10 февраля 1859 г. о взаимоотношениях русской церкви с восточными. См. "Собрание мнений и отзывов"... стр. 379—384.

165. Речь идет о протоиерее А. В. Горском, ректоре Московской Дух. Академии.

166. Архив Русской Миссии, дело № 1421.

167. «Собрание мнений и отзывов»… стр.207;247;255;274;282;311;316;327-333;354.

168. А.Дмитриевский «Начальник Р.Д.Миссии архим. Антоний», стр29.

169. Например, письма о. архим. Синоду от 6 марта 1861г; от 12 мая 1861г.; от 7 октября 1861г. См. «Собрание мнений и отзывов»…стр.261-265;301-303;307-309.

К главе VI

170. Еп. Порфирий родился в 1804 г. в Костроме, был по окончании духовного образования настоятелем кашей посольской церкви в Вене. В 1843 г. едет в свое первое путешествие на Восток. После Крымской войны снова едет в свое длительное путешествие В 1865 г. рукоположен во епископа Чигиринского. Скончался в 1885 г Известен своими исключительной важности учеными исследованиями: "История Афона", "Восток христианский", "Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах" и автобиографическим дневником "Книга бытия моего".

171. Факты и подробности, касающиеся нашей Миссии до прибытия в Иерусалим о Антонина, мы почерпаем гл. обр. из монографии проф. священ. Ф. И. Титова "Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский", Киев, 1902. стр. V+440 + II.

172. Там же, стр. 97.

173. Там же. стр. 100.

174. Феофан Говоров родился в Орловской губ. 8 января 1813г. Кончил
Киевскую Академию в 1841 г., т. е. вместе с Серафимовым; в. 1841 г. инспектор Новгородской семинарии; в 1844 г. бакалавр Петербургской Академии. Скончался 6 января 1894 г. в сане епископа Владимирского и Суздальского, пребывая в затворе в Вышенском монастыре.

175. Еп. Поликарп Радкевич, родился в 1798 г., впоследствии еп. Одесский, затем Орловский; скончался в 1867 г.

176. Еп. Кирилл Наумов родился в Калуге 25 декабря 1823 г. Кончил Петербургскую Академию в 1847 г. С 1855 г. был ее инспектором и профессором.

177. Апостольское правило 35; II вселенского собора правило 2; Антиохийского собора правило 13 и др.

178. Свящ. Титов, op. cit. стр. 122—123.

179. I вселенского собора правило 8.

180. Впоследствии патриархия, как доносилось в наш Синод, якобы примирилась с начальником-епископом, но все же епископы уже более не посылались на этот пост. См. "Собрание мнений и отзывов"... стр. 421.

181. Свящ. Титов, op. cit. стр. 132—137.

182. Архив Русской Миссии, дело № 1419.

183. Архив Миссии, дело № 1421.

184. Письмо от 19 июня 1858 г. Архив Миссии, дело № 1427.

185. Письмо от 28 июля 1858 г. Архив Миссии, дело № 1427.

186. Свящ. Титов, op. cit., стр., 183.

187. Там же, стр. 408.

188. "Собрание мнений и отзывов "... стр. 378.

189. "Труды Киевской Дух. Академии", 1907 г., март, стр. 433.

190. Там же, июль, стр. 401—403.

191. "Собрание мнений и отзывов"... стр. 406—419.

192. "Записки архиеп. Саввы тверского", т. 7, стр. 24 в "Богосл. Вестнике" за 1907 г.

193. См. письмо еп. Кирилла Синоду от 10 февраля 1859 года и отзыв о том митр. Филарета ("Собрание мнений и отзывов ... стр. 379—383).

194. В миру Лев Александрович Кавелин, родился в 1822 г., был гвардейским офицером, с 1852 г. послушник Оптиной пустыни, с 1854 г. иеромонах, когда и поехал в первый раз в Иерусалим с еп. Порфирием. Скончался в 1891 г. наместником Троице-Сергиевской лавры.

195. А. Дмитриевский, "Начальник Р. Д. Миссии архим. Антонин". СПБ. 1904 г. стр. 23.

196. "Собрание мнений и отзывов"... стр. 443.

197. "Собрание мнений и отзывов ... стр. 436.

К главе VII

198. "Собрание мнений и отзывов м. Филарета", т. 5; А. Дмитриевский, "Начальник Русской Дух. Миссии в Иерусалиме о архим. Антонин", СПБ. 1904 г.; и его же "Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века", СПБ., 1907., стр. VII+332.

199. А. Дмитриевский, "Начальник Рус. Дух. Миссии"... стр. 25.

200. "Собрание мнений и отзывов"... стр. 445—446

201. Там же, стр. 450.

202. Там же, стр. 447.

203. Там же, стр. 440.

204. Там же, стр. 432—433.

205. Там же, стр. 433; также сравн. и стр. 462—463 и 466—467.

206. Там же, стр. 449.

207. А. Дмитриевский, "Начальник Рус. Дух. Миссии"... стр. 26.

208. Этот рукописный кодекс Библии включает в себя и книги Ветхого Завета, послание ап. Варнавы и часть «Псалтыря» Ермы. Рукопись принадлежит 5-му веку и обычно в научных изданиях именуется "Codex Sinalticus", "Codex Tischendorhensts или же "Codex alef ", по первой букве еврейской азбуки, которой он обозначается в научной номенклатуре. Следует, впрочем, заметить, что Тишендорфу, если и принадлежит честь в этом деле, то разве только честь научного исследования и первого издания. Но открытием этого рукописного кодекса наука обязана, в сущности, опять-таки нашему ученому епископу Порфирию, который до Тишендорфа обратил внимание синаитов на эту рукопись (см. А. Дмитриевский, "Путешествие по Востоку и его научные результаты", Киев, 1890, стр. 6, примеч.).

209. См. послужной список о. Антонина. Архив Миссии, дело № 308

210. "Das heilige Land", 1871, S. 130—131; "Revue biblique", 1892, p. 384

211. Мансуров. Борис Павлович, родился в 1828 г., правовед по образованию; с 1865 г. — сенатор; с 1872 г. — член Государственного Совета; управляющий делами Палестинского Комитета. С 1864 г, по закрытии Комитета играл главную роль в Палестинской Комиссии. Известен также и своими трудами в области археологии: "Базилика импер. Константина в св. гр. Иерусалиме". М. 1885. "Русские раскопки в св. гр. Иерусалиме перед судом Рус. Археолог. Общ." Рига, 1887 г.

212. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 377.

213. Архидиакон Фотий, впоследствии более известный по своему прозвищу Великий" в отличие от Фотия "Малого" (Пероглу), с 1900 по 1925 г. бывшего патриархом александрийским.

214. Письмо от 18 марта 1874 г. № 24. Архив Миссии, дело № 1427.

215. Там же, дело за тем же номером.

216. Письмо от 11 мая 1873 г. № 77. Архив Миссии, дело № 1427.

217. Письмо от 31 марта 1873 г. № 289; дело за тем же номером в архиве Миссии.

218. Письмо из Патриархии в архиве Миссии, дело № 963.

219. Письма Патриархии за №№ 117 и 118. Архив Миссии, дело № 964.

220. Например, архим. Никодиму, драгоману Патриархии от 10 марта 1874 г. за № 20.

221. См указ Синоду № 2242 от 5 августа 1874 г. При этом нелишним является вспомнить, что еще во времена епископа Кирилла Мелитопольского в 1863 г. Палестинский Комитет представил Синоду проект переустройства нашей Миссии в Иерусалимскую Свято-Троицкую лавру. Это предполагало управление таковой непосредственно из Петербурга, т. е. своего рода ставропигию в пределах чужого патриархата. На это в свое время был дан отрицательный отзыв митр. Филарета, и подобное переустройство не состоялось (см. "Собрание мнений и отзывов"... стр. 397- 406.).

222. Патриарх Прокопий скончался 21 августа 1880 г.

223. Архив Миссии, дело № 965.

224. А. Дмитриевский, "Новоизбранный патриарх александрийский Фотий в "Трудах Киевской Дух. Академии", 1900, май.

225. Его же, "Начальник Рус. Дух. Миссии о. Антонин", в "Сообщениях Император. Прав. Палест. О-ва" 1894 г. июнь, стр. 307.

226. Его же, "Императорское Прав. Палестин. О-во и его деятельность за истекшую четверть века"... стр. 106.

227. "В Румелию , стр. 161.

228. Граф Евфимий Васильевич Путятин род. в 1803 г.; адмирал, генерал-адъютант, участник важных экспедиций в Персию, Японию и Китай. В течение пяти месяцев 1861 года был министром народного просвещения. Скончался в 1883 г.

229. А. Дмитриевский, "Импер. Прав. Палест. О-во и его деятельность за истекшую четверть века", стр. 137.

230. "Церковный Вестник", 1875 г. № 50.

231. Гражданин", 1878 г. №№ 22—25. стр. 455.

232. В московской газетке "Восток", напр. № от 31 октября 1879 г.; приводим по упомянутой биографии проф. Дмитриевского.

233. А. Дмитриевский, "Императ. Прав. Палестин. О-во"... стр. 170 примеч.

234. "Вестник Европы", 1881, ноябрь, стр. 891.

235. А. Дмитриевский, "Императ. Прав. Палест. О-во"... стр. 167.

236. "Церковный Вестник" 1885, № 4, стр, 239.

237. "Гражданин", 1874, № 31, стр. 799.

238.Там же, № 51, стр. 1291.

239. Приводим по А. Дмитриевскому, "Императ. Правосл. Палест. О-во и его деятельность за истекшую четверть века", стр. 103—105.

240. Там же, стр. 220.

241. Там же, стр. 75.

242. Там же, стр. 185.

243. Письмо от 30 сентября 1894 г. № 944, в архиве Миссии.
244. А. Дмитриевский, "Императ. Прав. Палест. О-во"... стр. 125.

245. Там же, стр. 207.

246. Письмо писалось еще до учреждения в Иерусалиме русского консульства, от которого столько ожидалось для Миссии пользы.

247. Письмо от 28 декабря 1857 г. Но и после учреждения Палест. О-ва дело не смогло сразу же существенно улучшиться. Комиссия и далее продолжала существовать наряду с Обществом, и функции их часто переплетались (см. о том: "Дневник В. Н. Ламздорфа", Центрархив, Госиздат. Москва— Ленинград 1926. стр. 123; 197; 203).

248. Иеромонах Виктор, "Иерусалимская Миссия" в журнале "Мирный Труд", Харьков, 1909 год.

К главе VIII

249. Архим. Леонид Кавелин, "Сербская иноческая община в Палестине" в "Чтениях Императ. Общ. Истории и Древностей" за 1867 г. стр. 1—
24; его же, "Лавра Саввы Освященного", 1867, стр. 106—107; проф. Тихомир Ђорђевиħ, "Српске Светине у Палестини", Скопље, 1925 г.

250. Указ Синоду от 31 мая 1890 г. № 1985.

251. Jos. Flavius, "Ant. Jud." 1, 10, 4; "De bello jud." IV, 9, 7; Sozomen, "Histor. Eccles." II, 4; Euseb. "Vita Constant." Ill, 51, и еще мн. др. памятники древности, как Бордосский паломник (333 г.), Аркульф (670 г.), Зевульф (1102 г.) и, отличающееся особенным интересом и подробностями, описание нашего игумена Даниила. Следует отметить недавно вышедшую статью Е. С. Лукьяновой о Дубе в "Bulletin de 1"Institut d"Egipte", t. XV,pp. 93—97.

252. Письмо о. Антонина № 34 от 30 апреля 1872 года.

253. Письмо № 62 от 29 октября 1871 года.

254. Покровский, "Путь в Св. Землю" в "Трудах Киев. Дух. Академии 1889 г. февраль, стр. 248.

255. Патр. Дамиан дал свое благословение на постройку храма особой грамотой от 4 октября 1908 г. Фирман на постройку был получен 5 марта 1914 г.

256. "Книга бытия моего", т. I, СПБ. 1894 г. стр. 360.

257. Св. царица построила первый храм на Елеоне, но, по-видимому, не на месте Вознесения, а над пещерой, в которой учил своих учеников Господь перед своими страданиями.

258. Путешественник шестого века Феодосии знает до 24 церквей на Елеонской горе. Над местом Вознесения церковь построил, вероятно, патриарх Модест Об этом храме говорят все известные паломники древности: Бэда. Аркульф. Епифаний и наш игумен Даниил.

259. Статьи о Антонина в "Церковном Вестнике" 1876 г. № 32 и 1880 г Ni 28 и в последнее время статья Е. С. Лукъяновой "Le Musee de couvent russe du M-t de» Oliviers a Jerusalem" in "Bulletin de 1"Institut d"Egipte", t. XIII (1931). p 101.

260. Женская обитель основана на Елеоне перед самой войной при Начальнике Миссии архим. Леониде. До 1924 г. она, как и Горненская, скромно называлась общиной со старшей сестрой во главе.

261. С. М. Kaufmann, "Handbuch der altcliristlichen Epigraphik", S. 427—444.

262. "Книга Житий Святых", месяц Иуний дня 24-го. Киевское издание1875 года, лист 75.

263. Νικόδημου Άγιορείτου. Συναξαρίστης. τομ. γ". Βενετία. 1819. σελ. 129. прим. 1.

264. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 274.

265. Там же, стр. 363.

266. В миру графиня Ефимовская, долголетняя настоятельница и основательница знаменитой в России Леснинской общины в Холмской епархии. Скончалась она в Сербии в 1925 году, куда переехала с частью своей общины в Хоповский монастырь.

267. Игумечия Екатерина, "Монастырь и христианский аскетизм", в "Христианине" за 1908 г. № 6.

268. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 129.

269. "Церковный Вестник", 1880, № 41, стр, 21.

270. Письмо от 6 апреля 1883 г. за № 82.

271. Указ Синоду № 2416, от 5 августа 1883 г.

272. О ней см. сообщение известного палестиноведа, доминиканца Абель в "Revue biblique", nouv. serie VIII (1911) pp. 286—289, а также и у С.М. Kaufmann, "Handbuch der ahchristlichen Epigraphik", Freiburgi/B. 1917, S. 280.

273. О ней есть новейшее исследование Prof. Greg. Loukianoff, "Le monument dit "egyptien" a Siloe", in "Bulletin de 1"Institut d"Egypte", t. XIV (1932) p. 76.

274. "Сообщение Импер. Правосл. Пал. Общ.", Т. И, СПБ. 1891 г.,
стр. 52.

275. А. Дмитриевский, "Импер. Прав. Пал. Общ. и его деятельность",
стр. 105.

276. "Записки синайского богомольца", стр. 13.

277. Указ Синоду № 2596, от 21 декабря 1872 г.

278. "Сообщение импер. Прав. Пал. Общ." т. II, СПБ. 1891, стр. 116.

279. А. Дмитриевский, "Импер. Прав. Пал. Общ. и его деятельность за истекшую четверть века", стр. 105.

280. Его же, "Начальник Р. Д. Миссии архим. Антонин", стр. 52.

281. Письменное поручение Председателя Палестинского Общ. вел. кн.
Сергия Александровича от 7 декабря 1882 г.

282. См. "Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме" в "Палестинском сборнике", вып. 7-ой.

283. "Записки Импер. Русского Археологии. Общ.", т. II, стр. 184

284. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 38—47; 58—-64; 91 —102, 119—127; 148—151; 169—172 и мн. др.

285. Там же, стр. 156.

286. Еписк. Порфирий. "История Афона", ч. Ш/2 СПБ. 1892 г. стр. 538.

287. "Второе посещение св. Афонской горы В. Т. Барского, им самим описанное", стр. 15; 33; 118; 151—154; 168—169; 180, 186—188 и мн. др.

288. А. Дмитриевский, "Путешествие по Востоку и его научные результаты", Киев 1890 г. стр. 9, прим. 1.

289. Там же, стр. 149—170.

290. Там же, стр. 21; 119—148.

291. Архив Русской Духовной Миссии, дело № 1428.

292. Там же, дело № 1414.

293. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 236; "Записки синайского богомольца", вып. 6, стр. 52.

294. "Труды Киев. Дух. Академии", 1891 г. Приложения, стр. 112—113.

295. А. Дмитриевский, "Начальник Р. Д. Миссии архимандрит Антонин", СПБ. 1904, стр. 33—35.

296. Ф. Я. Покровский, "Путешествие в Св. Землю летом 1886 года" в
"Труд. Киев. Дух. Академии", 1888, апрель, стр. 673.

297. "В Румелию", стр. 8.

298. "Заметки поклонника Св. Горы", стр. 238—239; сравни также и
"Из Румелии , стр. 341.

299. "О последних днях жизни, кончине и погребении Настоятеля Русской Дух Миссии в Палестине архим. Антонина" в "Труд. Киевской Духовной Академии , 1894 г. май, стр. 161—169.

300. См. "Отчет император. Публичной Библиотеки за 1899." (СПБ 1903 г.).
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com