Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Архимандрит Никодим (Ротов) Арх. Антонин Капустин-начальник РДМ в Иерусалиме. Арх.Киприан (Керн). Статьи разных авторовВопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим,
Патриарший Экзарх Западной Европы 1929-1978
 

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

 
     Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в деревне Фролове Кораблинского района Рязанской области, куда незадолго до его рождения семья Ротовых пере­ехала из Рязани, чтобы провести лето. Отец, Георгий Иванович, работал в Рязанском Губернском Земельном управлении инженером-землеустроителем. Мать, Елизавета Михайловна, до 1927 года работала учи­тельницей. К этому времени у них была маленькая дочь Елена. При крещении сына в Тихвинской церкви села Пехлец ему было дано имя в честь святого благоверного князя Бориса. В детские годы на воспи­тание Бориса оказала влияние бабушка по материнской линии Елена Николаевна, которая была замужем за протоиереем Михаилом. По окончании средней школы Борис Ротов два года обучался в Рязанском педагогическом институте. Уже в ранней юности он почувствовал при­звание к церковному служению. 17 августа 1947 года Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) рукоположил его во диакона. 19 августа того же года, в день Преображения Господня, Ар­хиепископ Димитрий совершил его пострижение в монашество с име­нем Никодим в честь праведного Никодима, тайного ученика Христо­ва. Иеродиакон Никодим был причислен к Ярославскому архиерейс­кому дому. Впоследствии свое иноческое имя митрополит Никодим оформил и как гражданское.
 
     20 ноября 1949 года Архиепископ Димитрий рукоположил иеродиакона Никодима во иеромонаха. Начавшееся с этого момента почти тридцатилетнее пастырское служение митрополита Никодима прошло в самых различных церковных послушаниях. В Ярославской епархии, где начинал свою службу двадцатилетний пастырь, он был священни ком в небольшом деревенском приходе в селе Давыдове Толбухинского района, затем служил в Переславле-Залесском и древнем Угличе.
 
     В январе 1952 года иеромонах Никодим был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского. Через некоторое время ему определено было быть ключарем собора, а в декабре 1954 года он становится исполняю­щим обязанности настоятеля собора. Повседневные пастырские труды иеромонах Никодим сочетал с духовным образованием. В 1953 году он заканчивает заочное обучение в Ленинградской Духовной Семина­рии, а в 1955 году - также заочно - полный четырехлетний курс Академии по первому разряду. В 1959 году за представленное им кур­совое сочинение на тему: "История Русской Духовной Миссии в Иеру­салиме" Советом Ленинградской Духовной Академии ему присуждена ученая степень кандидата богословия.
 
     20 февраля 1956 года иеромонах Никодим был назначен Членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где вскоре стал Заместителем Начальника, а 25 сентября 1957 года — Начальником Миссии. 31 марта 1957 года он возведен в сан игумена, а 3 ноября того же года - в сан архимандрита. С периода служения в Миссии начинается интен­сивная внешне-церковная деятельность Владыки Никодима.
 
     20 октября 1958 года Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Никодим был освобожден от занимаемой должности, в связи с назначением его по Управлению делами Москов­ской Патриархии. По возвращении на Родину, в марте 1959 года, он был назначен Заведующим Канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня того же года одновременно и Заместителем Председателя От­дела внешних церковных сношений.
 
     21 июня I960 года Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод определили ему быть еписко­пом Подольским и Председателем Отдела внешних церковных сноше­ний. 9 июля 1960 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры было совершено наречение архимандрита Никодима во епископа По­дольского. Чин наречения совершали: Святейший Патриарх Москов­ский и всея Руси Алексий, Высокопреосвященный Митрополит Гор Ливанских Илия (Антиохийская Православная Церковь), Преосвящен­ные епископы: Сергиопольский Василий (Антиохийская Православ­ная Церковь), Дмитревский Пимен и Можайский Стефан. На следую­щий день в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейшим Пат­риархом Алексием в сослужении тех же иерархов, принимавших учас­тие в наречении, он был хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской Епархии.
 
      28 августа 1960 года владыка Никодим на­значен членом новоучрежденной Комиссии Священного Синода по меж­христианским связям.
 
     19 сентября того же года Священный Синод определил еписко­пу Никодиму быть Председателем Издательского отдела Московского Патриархата; этот пост он занимал до 14 мая 1963 года. Вскоре, 6 октября, он назначается также Председателем редакционной коллегии сборника "Богословские труды" и трудится на этом посту до 7 октяб­ря 1967 года.
 
Распоряжением Святейшего Патриарха Алексия от 22 октября 1960 года епископу Никодиму было поручено совершить отпевание почившего епископа Исайи и временное управление Ярославской епар­хией.
 
       23 ноября 1960 года епископ Никодим назначается на Ярославс­кую кафедру. Владыка Никодим по должности Председателя ОВЦС имел в своем архипастырском окормлении благочиния Русской Пра­вославной Церкви в Венгрии и Финляндии.
 
     16 марта 1961 года Преосвященный Никодим становится посто­янным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 10 июня он возведен в сан архиепископа.
 
       11 июня 1963 года архиепископ Никодим был награжден правом ношения креста на клобуке.
 
       3 августа 1963 года - назначен Председателем Комиссии при Священном Синоде по вопросам христианского единства с  возведени­ем в сан митрополита.
 
       4 августа того же года он назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 октября — Ленинградским и Ладожским.
 
        С 7 октября 1967 года он носит титул митрополита Ленинградс­кого и Новгородского.
 
      3 сентября 1974 года к его прежним обязанностям прибавилась должность Патриаршего Экзарха Западной Европы.
 
       В своем пастырском служении митрополит Никодим проявил себя как ревностный пастырь, с любовью заботящийся о духовном вос­питании своей паствы, будь то в пределах сельского прихода, митропо­лии или Экзархата. Этому святому делу он посвящает регулярное и благоговейное совершение богослужений, усердное проповедничество. Этому служат его архипастырские послания к клиру и пастве. Одним из примеров глубокого благочестия было его ежегодное участие в чте­нии и пении на клиросе вместе с духовенством за богослужениями Страстной седмицы и предпразднества Рождества Христова.
 
     В заботе о подготовке образованного и преданного пастырскому долгу духовенства митрополит Никодим много внимания и сил отда­вал Ленинградским духовным школам. Он часто выступал перед их учащимися с лекциями по различным вопросам современной церков­ной жизни. Он никогда при этом не обращался к записям, и здесь сказалась его феноменальная память. В последние годы митрополит Никодим приступил в академии к систематическому чтению лекций по истории Русской Православной Церкви новейшего периода.
 
     Занимая посты Председателя Отдела внешних церковных сно­шений и Председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, митрополит Никодим добился значительного углубления межправославных связей, усиления сотрудничества Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами по актуальным вопросам современной церковной жизни.
     Он уделял серьезное внимание подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви и многое для этого делал.
 
     Митрополит Никодим возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 годов.
 
     После разработки в сентябре 1961 года на Всеправославном Совещании на острове Родос (Греция) каталога тем предстоящего Свя­того и Великого Собора Православной Церкви митрополит Никодим был назначен Священным Синодом Председателем комиссии, которая на протяжении нескольких лет интенсивной работы подготовила пози­ции по всем этапам этого каталога.
 
     В июне 1963 года он возглавлял делегацию Московского Патриархата на праздновании тысячелетия монашества на Святой Афонской Горе.
 
     Исключительное значение имели труды митрополита Никодима по развитию братских отношений Константинопольской и Русской Церквей.
 
     Неоценима заслуга Владыки Никодима в спасении русского Афона. Он добился допуска в численно оскудевшую братию русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе иноков из монастырей Рус­ской Православной Церкви.
 
     Митрополит Никодим многое сделал для преодоления средосте­ния между Матерью - Русской Православной Церковью и Русской Православной греко-кафолической Церковью в Америке (Митрополичий округ). Личным участием в переговорах между сторонами он про­ложил дорогу к провозглашению 10 апреля 1970 года автокефалии Русской Православной греко-кафолической Церкви в Америке, ныне Автокефальной Православной Церкви в Америке. Такова же роль мит­рополита Никодима в подготовке и провозглашении 10 апреля 1970 года автономии Православной Японской Церкви.
 
     По предложению митрополита Никодима, изложенному им в док­ладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, отцы Собора определили:
 
     1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
     2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они ни изрекались.
     3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.
 
     Митрополит Никодим был Председателем Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриар­шества в Русской Православной Церкви, и он же председательствовал на торжественном заседании, посвященном этому знаменательному юби­лею. Это было последнее участие митрополита Никодима в праздно­вании выдающихся событий в жизни Русской Православной Церкви.
 
     Митрополит Никодим придал творческий динамизм экуменичес­кой деятельности Русской Православной Церкви, инициировал двусто­ронние богословские диалоги Русской Православной Церкви с еванге­лической церковью Германии, ФРГ, с Союзом Евангелических Церквей в ГДР, с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, с церквами англиканского исповедания, с римско-католической церковью.
 
     Получившие с 1958 года широкое развитие непосредственные отношения Московского Патриархата с Всемирным Советом Церквей в ноябре 1960 и марте 1961 года завершились переговорами Председа­теля Отдела внешних церковных сношений с генеральным секретарем ВСЦ доктором В.А.Виссерт-Хуфтом о вступлении нашей Церкви во Всемирный Совет Церквей. На Третьей Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 года архиепископ Никодим возглавил делегацию Русской Православной Церкви. На этой Ассамблее наша Церковь была принята в члены Всемирного Совета Церквей, а архиепископ Никодим избран членом его Центрального Комитета. На III, IV и V Ассамблеях Всемирного Совета Церквей он возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С 1961 по 1975 года он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов Всемирного Совета Церквей, а в 1975 году на V Ассамблее ВСЦ в Найроби был избран одним из президен­тов ВСЦ.
 
     Свою архипастырскую, межправославную и экуменическую деятельность митрополит Никодим неразрывно сочетал с миротворче­ством, будь то в отношениях Русской Православной Церкви с Помест­ными Православными и неправославными церквами или с экумени­ческими советами.
 
     Активна была роль митрополита Никодима в становлении и развитии Христианской Мирной Конференции — движении, в деятельно­сти которого он принимал участие с 1960 года.
 
     Митрополит Никодим много делал для развития сотрудничества в патриотической и миротворческой сторонах деятельности Церк­вей и религиозных объединений СССР. Он был Председателем Под­готовительного комитета Конференции последователей всех религий в СССР "За сотрудничество и мир между народами", имевшей место в Троице-Сергиевой Лавре 1-4 июля 1969 года, и руководил работой это­го межрелигиозного форума.
 
     Время руководства митрополитом Никодимом внешней деятельностью Русской Православной Церкви было периодом ее бурного раз­вития. Своей творческой энергией и неутомимым трудом, опираясь на святоотеческие традиции и церковно-исторический опыт и получая вдох­новение из глубин своей веры, митрополит Никодим создают новую динамичную модель внешних церковных сношений. Яркую оценку этой его деятельности дал Святейший Патриарх Пимен в своем письме мит­рополиту Никодиму от 15 апреля 1976 года в связи с тридцатилетием образования Отдела внешних церковных сношений Московского Пат­риархата. Сердечно приветствуя митрополита от имени Священного Синода и своего Святейший Патриарх особо отметил, что предметом его неустанных трудов и попечений было созидание и укрепление все-православного единства, того единства, без которого невозможна жизнь Православных Церквей и подлинная любовь и единомыслие в их служении разделенному миру. "Тот авторитет, — продолжал Святейший Патриарх, — которым Вы пользуетесь в православном мире, является признанием Ваших трудов и заслуг". Далее Святейший Патриарх под­черкнул, что митрополит Никодим "в своих многочисленных встречах и дискуссиях с нашими инославными братьями" всегда проявлял "от­крытость к диалогу любви при терпеливом подходе, вместе с тем про­являя присущую ему православную принципиальность". Касаясь пат­риотической и мироротворческой деятельности митрополита, Святейший Патриарх заявил: "В этом служении Вы являете собой пример последовательного и мужественного проповедника идеалов мира, справед­ливости и сотрудничества". С особой благодарностью Святейший Патриарх отмечает, что митрополит Никодим всегда был мудрым настав­ником, воспитателем и руководителем многих молодых тружеников на ниве церковной, в своем служении Святой Церкви зажигающихся его примером. За период своей архипастырской деятельности митрополит Никодим участвовал во многих епископских хиротониях, а также и сам возглавлял их. Знаменательно, что первая архиерейская хиротония, которую он возглавил в сане архиепископа Ярославского и Ро­стовского была совершена 3 сентября 1961 года в Таллиннском Александро-Невском соборе, когда архимандрит Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) был посвящен во епископа Тал­линнского и Эстонского.
 
      Труды митрополита Никодима неоднократно были отмечены свя­щенноначалием Русской Православной Церкви дарованием ему выс­ших иерархических отличий. 12 апреля 1970 года он удостоен права ношения второй панагии, 17 июня 1971 года — права служения с предносным Крестом. Он был награжден церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира 1-й степени.
     Его деятельность была отмечена орденами многих Поместных Православных и инославных церквей, а также ему были пожалованы государственные ордена Греции, Ливана и Югославии.
 
     Митрополит Никодим активно участвовал в работе светских миротворчекских организаций. Он являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и со­трудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Он участвовал в Ассамблее общественных сил за безопасность и сотруд­ничество в Европе, имевшей место в Брюсселе в июне 1972 года.
 
     Даже простое перечисление этапов деятельности Владыки Никодима вызывает удивление: как это все было под силу одному чело­веку, сочетавшему обширнейшую внутри - и внешнецерковную деятель­ность с богословскими трудами.
 
     15 апреля 1970 года за диссертацию о пантификате папы Иоанна XXIII, защищенную им в Московской Духовной академии, митрополиту Никодиму была присвоена степень магистра богословия, а 6 февра­ля 1975 года Советом Ленинградской Духовной академии — степень доктора богословия за совокупность его богословских работ. Отмечалось, что "все произведения автора отличаются широтой диапазона в раскрытии исследуемых вопросов, а его богословские концепции и суж­дения свидетельствуют об огромной эрудиции и высоком уровне его богословского потенциала" ("ЖМП", 1975, №6, с. 8). Его богословс­кие труды систематизированы в "Сборнике сочинений" в пяти томах.
 
     Следует добавить, что любовь митрополита Никодима к церковному гимнотворчеству отразилась в составлении им нескольких последований святым угодникам Божиим.
 
Научные заслуги митрополита Никодима признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. Почетной докторской степени он удостоен Софийской Духовной академией имени святого Климента Охридского. Он являлся почетным членом Ленинградской и Московской Духовных академий, а также ряда зарубежных духовных академий и богословских факультетов. Митрополит Никодим был также докто­ром богословия нескольких экуменических протестантских богослов­ских факультетов.
 
     Не следует забывать, что весь этот титанический труд совершал человек, страдавший тяжелым сердечным недугом. Глубокое благочестие и твердая вера митрополита Никодима нашли выражение во время его болезни в решительном нераспространении предписанного ему вра­чами строгого лечебного режима на богослужения. Сразу же после первого инфаркта в келии митрополита Никодима был сооружен пре­стол. Болящий ежедневно участвовал в богослужениях и причащался. Когда же он смог возобновить активную деятельность, то каждый день он начинал с совершения Божественной Литургии в своих Крестовых храмах в Москве или Ленинграде, а во все свои поездки он брал с собой запасные Святые Дары и черпал силы в причащении Святых Тайн Христовых.
 
      В 1972 году, после перенесенного инфаркта, митрополит Нико­дим подал прошение Святейшему Патриарху и Священному Синоду об освобождении его от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Эта просьба Владыки была уважена. Однако, он продолжал труды на посту Председателя комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Вместе с тем, состояние здоровья митрополита Никодима продолжало ухудшаться.
 
     После перенесенного в октябре 1975 года пятого инфаркта вра­чи категорически потребовали от митрополита Никодима резко сокра­тить объем работы.
 
     В ноябре 1976 года Священный Синод удовлетворил просьбу Высокопреосвященного Никодима, назначив ему в помощь в должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы епископа Выборгского Кирилла. Одновременно Владыка Никодим направлял просьбу руководству Христианской Мирной Конференции об ограни­чении круга его обязанностей в этой организации, что было удовлетворено на заседании рабочего комитета ХМК 22 апреля 1977 года. Но и после этого митрополит Никодим продолжал интенсивно участвовать в экуменической и миротворческой деятельности, одновременно управ­ляя Ленинградской и Новгородской епархиями и Западно-европейским Экзархатом, окормляя Ленинградские духовные школы.
 
      В последние годы жизни, невзирая на недуг, митрополит Никодим также участвовал и в различных богословских собеседованиях, осуществлял широкую переписку.
 
      В связи с кончиной папы Иоанна Павла VI решением Священного Синода от 7 августа 1978 года было решено на его погребение направить делегацию Московского Патриархата во главе с митрополитом Никодимом.
 
      9 августа митрополит Никодим прибыл в Рим, 12 августа он вместе с представителями других Поместных Православных и инославных Церквей присутствовал на отпевании папы Иоанна Павла VI.
 
       Митрополит Никодим и архимандрит Лев (Церпицкий), входившие в состав делегации, согласно определению Священного Сино­да от 29 августа 1978 года, должны были представлять Русскую Право­славную Церковь и на торжествах интронизации нового предстоятеля римско-католической Церкви.
 
       3 сентября митрополит Никодим вместе с представителями других церквей присутствовал на интронизации папы Иоанна Павла I.
 
      5 сентября Папа Иоанн Павел I принимал делегации некатолических церквей и христианских организаций. В этот день во время приема у папы Иоанна Павла I последовала кончина митрополита Никодима.
 
      8 сентября гроб с телом усопшего был доставлен в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где 10 сентября совершено отпевание покойного.
 
     Погребен митрополит Никодим на братском кладбище Александро-Невской Лавры.
 



[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com