История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
Архимандрит Никодим (Ротов)
ПРЕДИСЛОВИЕ
В июне 1997 года во время визита в Святую Землю Святейшего Патриарха Алексия Второго было торжественно отмечено 150-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Это празднование совпало с возрождением и оживлением паломничества из России ко Гробу Господню и другим величайшим святыням христианского мира.
Сорок лет назад, проходя свое служение в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, приснопамятный Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной Европы, бывший тогда в сане архимандрита, написал курсовое сочинение на тему: "История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме". За этот труд в 1959 году Советом Ленинградской Духовной Академии архимандриту Никодиму была присуждена ученая степень кандидата богословия.
Уместно привести выдержки двух рецензентов этой работы. Вот что написал тогда проф. А.И.Иванов: "Курсовое сочинение архимандрита Никодима, представленное на соискание ученой степени кандидата богословия, обращает на себя внимание прежде всего своим обширным объемом. Оно занимает свыше 500 страниц машинописи убористого шрифта. Довольно внушительное впечатление производит и привлеченный автором научный аппарат. В списке источников и пособий поименовано свыше 70 печатных изданий и около 700 архивных дел из Архива Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, на которое в тексте сочинения имеется 651 ссылка... Автор не только основательно проштудировал обширную печатную литературу по вопросу, но и собрал весьма большой и ценный архивный материал. На основании этого материала он представил довольно полную и обстоятельную картину той обстановки на Востоке, в которой должна была протекать дея тельность Русской Духовной Миссии. Вместе с тем, в сочинении архимандрита Никодима впервые излагается в хронологической последовательности полная внешняя история нашей Духовной Миссии в Иерусалиме в смысле смены ее начальников и личного состава, материального положения, взаимоотношения с Иерусалимской Патриархией, инос-лавными Миссиями и русскими гражданскими представительными органами и общего направления ее деятельности.
Некоторые из сообщаемых автором сведений заслуживают внимания как в научном, так и в практическом отношении."
Другой рецензент — священник Иоанн Белевцев в своем отзыве указал: "Специального исследования на данную тему в объеме рассматриваемого сочинения, исключая труды, посвященные отдельным вопросам, в нашей исторической литературе нет. Поэтому появление труда архимандрита Никодима на очень важную и полезную тему, в котором подробно и основательно, по стройному и логичному плану излагаются сведения о жизни и деятельности Русской Духовной Миссии более чем за столетний период ее существования, можно только приветствовать. В своем труде архимандрит Никодим сообщает много нового и интересного материала, которого мы не найдем ни в одном другом сочинении, а вторая половина главы 3-й об архимандрите Леониде (Кавелине), глава 4, где говорится о жизни и деятельности Русской Духовной Миссии под руководством преемников архимандрита Антонина (Капустина) архимандритов Рафаила, Александра и Леонида II, и заключение, в котором дается обзор жизни и деятельности Миссии с 1918 года по настоящее время, является вообще новой страничкой в нашей исторической литературе по данному вопросу."
Автор данных строк знает, как отец Никодим, находясь в Святом Граде Иерусалиме, помимо исполнения своих повседневных послушаний интенсивно трудился над изучаемым вопросом, работая над архивными документами Миссии, которые до тех пор не были использованы учеными. В этом большая ценность диссертации, написанной на основе подлинных документов. С тех пор, кажется, никто не обращался к этой теме. И, видимо, настало время принять эстафету у автора истории Русской Духовной Миссии современным исследователям, чтобы тоже по архивным документам и публикациям написать новейшую историю Миссии, доведя ее до наших дней.
Надеюсь, что данная книга явится хорошим научным справочным материалом, особенно имущественного и юридического порядка, так важного сейчас, когда России и Русской Православной Церкви необходимо проявить свое духовное попечение о соотечественниках, направляющих свои стопы во Святой Град Иерусалим.
А публикация данной книги — дань памяти автору в преддверии исполняющегося в 1998 году 20-летия со дня его кончины и в следующем, 1999 году, — 70-летия со дня рождения.
Диссертация печатается с некоторыми сокращениями.
Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий