Главная / Духовная колыбель. Поэтические страницы / Творчество классиков русской литературы / XX век / Набоков Владимир (1899-1977). Садом шел Христос с учениками. Мать. Легенда о старухе, искавшей плотника. Когда я по лестнице алмазной поднимусь из жизни на райский порог Владимир Набоков
(1899-1977)
Стихотворения Владимира Владимировича Набокова, напечатанные ниже, относятся ко времени его молодости. Все они, сколько бы ни различались ритмами, образами, соотношением лирического и эпического начал, сходны в одном: автор их идет от библейских сюжетов к новым, возникающим в его воображении с поразительной отчетливостью, со множеством точных деталей, словно он сам живет и странствует в этом мире, словно беседовал со старушкой — соседкой Марии и Иосифа в Назарете, слышал разговор Учителя с учениками о мертвом псе, лежащем на дороге, стоял в онемевшей толпе перед Голгофой...
Разумеется, домысел всегда присутствует в творении любого художника; и развитие библейских мотивов — одна из особенностей многих произведений, содержащихся в этой книге. Но стихотворения Набокова кажутся словесным аналогом театрализации или экранизации — разумеется, талантливой настолько, они создают впечатление сиюминутного присутствия и достоверности. Оставаясь верным источнику, автор каждый раз поражает читателя неожиданным поворотом знакомого образа. Вот ученики отворачиваются от смердящей падали, а Учитель говорит о мертвом псе: «Зубы у него — как жемчуга...» У старенького Петра, стоящего перед райскими вратами, ладони все еще пахнут «гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб». Навсегда входят в память два облика Богоматери: юной Жены плотника, легкой, лучистой, хоть «и была, голубка, на сносях», и Матери, «седой страшной Марии», которую уводит с места казни Иоанн, а она видит своего смуглого Первенца, играющего у родного порога... И не уходит из сознания читателя вопрос, который задает себе Иоанн, слыша «ее рыданья и томленье»: Что, если у Нее остался бы Христос ***
На годовщину смерти
Достоевского Садом шел Христос с учениками... И резцы белели из-под черной Труп гниющий, трескаясь, раздулся, Говорил апостолу апостол:
«Злой был пес, и смерть его нага, мерзостна...» Христос же молвил просто: «Зубы у него — как жемчуга...» Мать Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив, Уложит спать ее и сам приляжет он, Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен; Мария, что тебе до бреда рыбарей! Берлин, 1925 г.
Легенда о старухе, искавшей плотника Домик мой, на склоне, в Назарете, Крыс-то в нем, пушистых мухоловок, День лиловый гладок был и светел. А затем толкнула дверь тугую, Тишина. У стенки дремлют доски, Петушок, скажи мне, где Иосиф? Потопталась смутно на пороге, Все-то мне, старухе бестолковой, и пройдет, осленка понукая, И куда ж они бежали ныне? Предо мной, — обделанный на диво, Я вхожу... Уж в облаке лучистом Умер день. Я видела осленка, Милые! Сама помолодею Говорят: пришедшие оттуда 1922
* * * Когда я по лестнице алмазной Узнаю: ключи, кожаный пояс, «Апостол, скажу я, пропусти мя!.. Он поводит строго бровью седою, И потому-то без трепета, без грусти 4.2.1921
Комментарии
«Садом шел Христос с учениками...» Впервые опубликовано в 1921 г. под названием «Сказание (из апокрифа)».
Стихотворение посвящено годовщине смерти Достоевского. Возможно соотнести его с образом князя Мышкина из «Идиота» (1868): герою романа свойственно замечать и ценить красоту среди житейской грязи. Иоанн, Матфей — апостолы Иисуса Христа. Мать. Впервые опубликовано в 1925 г. «...и плотничал, и пел?« — Согласно Евангелию, Иисус унаследовал профессию своего земного отца Иосифа, который был плотником. (Евангелие от Матфея, ХШ, 55; Евангелие от Марка, VI, 3). Фома — один из двенадцати апостолов Иисуса Христа; он отсутствовал, когда воскресший Учитель приходил к ученикам и отказался поверить в Воскресение, пока сам не увидит раны от гвоздей и не коснется их. Через восемь дней Иисус вновь явился к ученикам и предложил Фоме коснуться его ран. «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие.» (Евангелие от Иоанна, XX, 24 — 29). Отсюда известная поговорка — «Фома неверный». «Лепивший воробьев на солнцепеке...» Имеется в виду эпизод из апокрифического Евангелия от Фомы: пятилетний Иисус в субботу, когда всякая работа по иудейскому обычаю запрещена, вылепил из глины двенадцать воробьев и на упреки Иосифа «ударил в ладоши и закричал воробьям: летите! И воробьи взлетели, щебеча.» (См.: Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 142). Назарет — городок в Галилее, где Иисус провел детство. Легенда о старухе, искавшей плотника. Впервые опубликовано в 1922 г. Вифлеем — город в Палестине, где родился Иисус. «Когда я по лестнице алмазной...» Впервые опубликовано в 1923 г. «...пахнет еще гефсиманской росою и чешуей иорданских рыб» — Имеется в виду Гефсиманский сад на окраине Иерусалима, где Иисус провел с учениками последнюю ночь перед казнью (упоминается во всех четырех Евангелиях; см., например, Евангелие от Матфея, XXVI). Иордан — река, вытекавшая из Геннисаретского озера. Петр, как и брат его Андрей, был в молодости рыбаком. Печ. по кн.: В. В. Набоков. Стихотворения и поэмы. М., 1991
БИБЛИЯ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ХРЕСТОМАТИЯ)
Под редакцией М. Г. Качурина
"КАРАВЕЛЛА" САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1995 |
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |