Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Болхов-город церквей
 
 
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА.
 

Авторы-составители:диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова.
Использованы редкие фотографии и открытки начала XX в. из частных коллекций, современные фотографии Михаила Манина, Марии Стригановой, Александра Трофимова, Михаила Шишкова.
 
 
Протоиерей Василий Ермаков Книгу, в которой описывается история Болхова, мы издаем для того, чтобы люди знали корни своей России, понимали значение маленьких старинных городков в ее судьбе. Ведь города Орловщины, такие, как Болхов, овеяны исторической и боевой славой. На Орловщине по-особому дышится, думается... Это литературный, поэтический край, край удивительной природы, но главное - место прославленных святынь.
     В безбожное время была поставлена цель: уничтожить всю святость Болхова. Но вот оно прошло, и люди вспоминают свои корни, свои святыни - все, без чего не может жить Россия. Я еще помню красоту Болхова, закрытые, но не разрушенные храмы, помню, как в войну потянулись люди к Богу.
     В прошлом он был богатым купеческим городом с духовными традициями: 30 храмов, 2 монастыря на 20 тысяч населения. Народ умел работать, болховитяне были люди хозяйственные. Но вот грянула революция... Строители «новой жизни» начали с раскулачивания, грабежа помещиков и купцов, разрушения главного богатства Болхова - его церквей. Ломали иконостасы, сжигали их в городской бане. Из богатых парчовых облачений шили тапки и тюбетейки. Я помню, как в страницы церковных книг заворачивали селедку. Мой сосед из икон сделал самокат. На нас смотрели церковные окна с выбитыми стеклами. При мне сбрасывали колокола. При мне гнали священников на допрос в Орел. В 29-30-е годы начался голод, гибли целые города и деревни! Потом война... Сколько пережито!
     Но я верю, Болхов воссияет, Болхов будет жить! И еще я хочу, чтобы Болхов побольше посещали те, кто хочет видеть красоту Центральной России. Глубинка, провинция почище, здесь больше сохранилось доброты, искренности, веры - люди ближе к корням, к природе. Если читатель - патриот России, если у него русская душа - надо возрождать святыни, собраться с силами и поднять наш маленький городок. Жители должны помочь в его возрождении. Не должно быть пессимизма: зачем это надо, да для чего это нужно. Будем знать историю маленьких городов, восстанавливать их - тогда возродим и Россию!
 
 

БолховБолхов - святыня Центральной России

     Из глубины веков дошел до нас город Болхов - один из красивейших и богатых святынями малых городов России. Местоположение города с населением всего 13 тысяч человек - в Орловском Полесье, самом сердце Центральной России.
     Болховский район находится на севере Орловской области, неподалеку от границ Калужской, Тульской и Брянской областей. Болхов стоит на реке Нугрь (Нухрь, как ее называли в старину), при впадении в нее речек Болховки и Клечетни. Обе они уже в XIX в. превратились в ручьи - по местному преданию, Болховка высохла вследствие заклинания старухи-волшебницы, у которой в этой реке утонул сын. Крупнейший историк Орловского края Г. М. Пясецкий писал о Болхове в 1875 г.: «Он расположен между несколькими холмами, которые, постепенно возвышаясь над берегом реки, придают городу живописный вид» (1). Нугрь впадает в Оку на границе с Тульской областью.
Территория района представляет собой неровную возвышенность, покрытую холмами, изрезанную многочисленными оврагами, ручьями и речками. Разнообразие геологических пород привело к неравномерному характеру почв: пески, супеси, чернозем на юге и на возвышенных участках. Когда-то окрестности Болхова представляли собой густые дремучие леса, ныне это лесостепь. Богат мир фауны: на территории района водятся дикие кабаны, лисицы, волки, медведи, лоси, олени, белки; встречаются разнообразные пернатые.
     Округа Болхова - живописнейший уголок Среднерусской возвышенности - просторы полей, перелески, березовые рощи... Издавна это были места, овеянные преданиями и легендами. История Болхова корнями уходит в древний период истории Руси. С ней он разделил и времена княжеских усобиц, и татарщину, и литовское разорение, но через все испытания поднялся, отразив в своей многовековой истории судьбу России. Значение Болхова как духовного центра символически подчеркивает долгота, на которой он расположен - 36° 01, почти совпадающая с Иерусалимской.

Среди дремучих вятичских лесов

Болхов с древнейших времен до середины XVI века

     Древняя история Болхова - до XVI столетия - таит в себе доныне множество загадок. Прозвание болховичей «дулебами», возможно, говорит о проживании здесь представителей этого славянского племени, переселившихся с Буга. Не позднее середины VIII в. в области Оки поселились вятичи - потомки некоего Вятко. Летописи и устные предания Руси описывают вятичей как грубое и дикое племя, которое занималось охотой, а затем земледелием и скотоводством, и долго чуждалось общения и союза с другими славянскими племенами. В IX в. вятичи платили дань хазарам, в связи с чем в 964 г. Святослав Игоревич предпринял на них поход, оказавшийся успешным. Св. Владимир Святославлич совершил еще два похода на непокорное племя. При нем к югу от этих земель, по притокам Днепра - Трубежу, Суле и др., для защиты от набегов кочевников строились городки-крепости, соединенные деревянными стенами. Длительное время враждебно настроенные вятичи были только данниками русского государства. Трудным было вхождение этого племени в семью русских князей. Постепенно, с X-XI вв., Болховские земли вошли в состав Древнерусского государства, с XII в. - Черниговского княжества. Долгой и трудной была и история христианизации орловской земли - язычество держалось здесь прочнее многих других областей России: по словам преподобного Нестора Летописца, вятичи, «не зная закона Божия, сами творили себе закон». Препо добный описал сохранившийся до начала XII в. обряд сожжения умерших вятичей после совершения тризны. Он совершался на особом «эшафоте» из дубовых досок, постеленных на вкопанные в землю столбы. Останки помещали в «судину малу» (глиняный горшок) и закапывали в курган. Лишь в 3,6% открытых на Орловщине курганах начала XII в. обнаружены крестики и иконки - первые достоверные следы распространения Православия. Князь Владимир Мономах крестил нескольких знатных вятичей. Возможно, среди них был и будущий преподобномученик Иоанн Кукша, Киево-Печерский инок, как полагают, местный уроженец (2). Есть предание о потаенном пребывании в Болховском краю, в районе деревни Григорово, мощей этого Святого, убиенного в 1110-е гг. за проповедь веры Христовой язычниками-вятичами вместе со своим учеником Никоном. Его мученическая смерть позволила постепенно вытеснить мрак идолопоклонничества, край поступил под управление Черниговских архипастырей. Но исчезли последние остатки язычества только в первой половине XV в.
     Относительно времени основания города Болхова сложились две точки зрения. Ряд историков (В.Н. Татищев, Г.М. Пясецкий) придерживались версии о древнем (не позднее XII в.) его существовании, другие (Н. Костомаров, Т.А. Мартемьянов) считали, что Болхов - город «молодой» и был основан в 1556 г. В.Н. Татищев полагал, что первоначальное поселение на территории нынешнего города было основано в начале I тысячелетия по Р. X. сарматами. Значительную путаницу в данный вопрос вносило существование Болоховской земли, располагавшейся к западу от Киева (на территории современной Житомирской области), которую и отождествляли с вятичским Болховом. Ссылаясь на это, Т.А. Мартемьянов не соглашался с мнением Г. М. Пясецкого о существовании Болхова в ХII-ХIII вв. Мартемьянову же принадлежит закрепившаяся в литературе гипотеза о расположении на месте Болхова в те времена вятичского города Девягорска, но у Татищева есть сообщение, опровергающее аргументацию Мартемьянова, на которое обратил внимание историк Орловского края, искусствовед В. М. Неделин (3). Повествуя о междоусобице 1196 г. между черниговскими князьями Ольговичами и союзом, в который входили великие князья киевский Рюрик Ростиславович, владимирский Всеволод III (Большое Гнездо), смоленский князь Давид Ростиславович, Татищев пишет: «Всеволод Юрьевич, как обещал Рюрику, собрав все свои войска, тако князей муромских и рязанских, а Давид из Смоленска, пошли к Чернигову. И вшед в области Черниговских, в Вятичи, городы Козельск и Болхов и другие, побрав сожгли и область их опустошили» (4). Очевидно, что в данном случае речь идет о взятии именно «вятичского» Болхова и разорении Всеволодом вятичских земель. Уже осенью Всеволод заключил с Ольговичами мирный договор, население вернулось в город. Вероятно, к началу XIII в. им управляли Ольговичи.
     Хотя летописных упоминаний Болхова не сохранилось, не доверять сообщению выдающегося русского историка нет оснований, он работал и с утраченными впоследствии летописными сводами. Раз Болхов упоминается под 1196 г., то возник он гораздо ранее, на месте вятичского или даже балтского поселения. Дать окончательный ответ на этот вопрос смогут только археологи. Археологические раскопки на территории Болхова практически не производились. Но при земляных работах на улице Ленина (древнейшая часть города, бывшая Никольская улица) в 1980-х гг. была обнаружена прекрасно сохранившаяся нижняя часть деревянного сооружения XVII или XVIII вв.
     Признание древности вятичского Болхова вполне сочетается с существованием киевского Болоховского княжества, часто упоминаемого в письменных памятниках. «Киевские князья и их потомки вели активную строительную и переселенческую политику, укрепляя границы своего государства возведением новых городов.. . Города ставились не только на степном пограничье, но и в земле вятичей... Переселенцы, которым на первых порах приходилось жить в среде незнакомого, а зачастую враждебного населения, уносили с собой не только свой скарб, но и полюбившиеся названия городов, рек и урочищ. Этим можно объяснить наличие многочисленных городов-дубликатов как на юге так и на северо-западе Киевского государства: Переяслав (современный Переяславль-Хмельницкий), Переславль-Залесский, Переяславль-Рязанский; Стародуб Северский и Стародуб Ряполовский, несколько Белгородов и целых пять Звенигородов. Вероятно, и Болхов появился в результате переселенческой политики киевских князей и был основан выходцами из Болоховской земли, давшими ему название в память о покинутой родине. Но это не более чем гипотеза». (5) Предположение о существовании в древности на месте нынешнего Болхова города Девягорска, упоминаемого в 1147 г., исторически менее оправдано.
     Приграничное положение не позволило сохранить документы о первоначальном городе - как и новгородский Северо-запад, где впоследствии был основан Санкт-Петербург, южные рубежи Отечества постоянно подвергались вражеским нападениям. В 1230-1240-е гг. эти земли были опустошены татаро-монголами. После осады Козельска полчища Батыя прошли здесь, все сокрушая на своем пути. Память об этих событиях запечатлена в народной легенде и одном из местных названий. Пясецкий писал: «Очень вероятно, что Болхов, подобно многим другим городам, испил теперь последнюю чашу гнева Батыя и после не был уже восстановлен потомками Св. Михаила Черниговского, продолжавшими княжить в Карачеве, Брянске и Козельске. Вот почему летописцы не имели уже случая и повода упоминать о Болхове до времен Ивана Васильевича Грозного. Между тем, страшное нашествие Батыя около Болхова навсегда осталось в памяти народа; только предание о нем получило уже характер темной легенды о какой-то свинье, вышедшей некогда из Болхова и дошедшей до Карачева... Самая дорога эта с тех пор и доселе удерживает презрительное для татар (сперва язычников, а потом магометан) название - Свиной дороги. Смысл народного юмора понятен. Как свинья на своем пути избегает рек, так и татары держали свой путь по возвышенностям Свиной дороги, избегая рек и болот. Как это непривлекательное животное на своем пути не знает ничему цены и роет все, что ему попадает, так и безобразные татары безжалостно срывали все укрепления, жгли города, села и деревни. Путь свиньи в чужом огороде обозначается бессмысленным беспорядком; и путь татар по России ознаменован диким неистовством и всеми ужасами опустошений. Географические сведения древних болховичей на юг от их города простирались немного разве далее Карачева; потому-то, быть может, и сложилась легенда о путешествии свиньи от Болхова до Карачева. Когда же впоследствии по следам Батыя стали учащать к нам и Крымские татары, тогда число Свиных дорог увеличилось, и они в разных направлениях доходили уже до города Брянска» (6).
     После 1246 г. болховские земли вошли в состав Карачевского княжества и новой Брянской епархии - окончательное разорение татарами Чернигова заставило епископа Порфирия перенести свою кафедру в Брянск (7).

На страже южных рубежей России.

Болхов с середины XVI века до царствования

Петра Великого

     До середины XVII в. Болхов, как и другие города Орловского края, защищал южные границы Русского государства. Болховичи много раз знаменовали себя храбростью и верностью престолу. С 1507 г. усилились набеги крымских татар, до 1550 г. они совершили не менее 40 походов на Русь. От Владимирского края и Мещеры на Оке до Тулы и Брянских лесов был создан передовой рубеж укреплений - «засечная черта», длина которой достигала 1000 км. Эта система укреплений включала в себя лесные завалы и, конечно, естественные преграды, в безлесной местности - земляные крепости, рвы, валы, частоколы. При устройстве лесных завалов использовались особые приемы: стволы деревьев валили в несколько рядов «к полю», т. е. навстречу нападающим; их не до-рубливали, а только «засекали» на высоту человеческого роста. Общая глубина завалов - «засек» достигала 60 м. (8) Ежегодно с Благовещения, когда можно было ожидать новые набеги конницы степняков, на границу с «Диким полем» назначали воевод, по всей округе устраивали сторожевые посты.
     В царствование Ивана IV Грозного в 1556 г. на Красной горе, высоком левом берегу р. Нугрь, недалеко от впадения в нее р. Болховки, была построена крепость из дубовых бревен - «острог» с 11 башнями, окружность которого достигала 900 м. Реки Нугрь, Болховка, овраги, ров с северной стороны ограждали подходы к Болховской крепости. «Стены ее составляли из толстых бревен, которые плотно прилаживались одно к другому и шли в два ряда; пустое место между этими рядами наполнялось землею, камнем и кольями; поверх крепостных стен возвышалось несколько деревянных же башен, которые для предохранения от неприятельского огня, облагались свежим дерном. Здесь, внутри городских стен, постоянно содержалось наготове войско из служилых людей, набиравшихся из уездных детей боярских и даточных людей. На случай осадного времени, когда неприятель мог отнять у жителей воду, в городе находился тайник, ведший к реке». (9) Это место, где ныне стоят соборная Преображенская и Троицкая церкви, в XVIII-XIX вв. именовалось городищем, или городком. Тогда же в крепость на Нугри прибыл воевода князь Василий Иванов Кашин.
     Под стенами крепости находился посад, где началось развитие торговли и промышленности. В случае военной опасности посадские люди также брались за оружие, помогая защищать крепость. Правительство, зная тяжесть жизни в этих пограничных по тем временам местах, старалось привлекать сюда людей различными льготами. Здесь находили себе приют попавшие в опалу, спасавшиеся от наказания - военными подвигами можно было вернуть или заслужить себе царскую милость. Поэтому состав населения в этой местности постоянно менялся.
      В 1562 г. 15-тысячное войско хана Девлет-Гирея разорило крепости Мценск, Одоев, Новосиль, Белев и добралось до Болхова. Через три года тот же хан, уже захватив многие города и села, осадил Болхов. Только что убрали поля. Татары надеялись без особенного труда овладеть городом и открыть себе путь далее, прежде чем Москва, занятая войною с Польшею и Ливониею, могла собрать своих защитников. Но они ошиблись в своих расчетах. Когда 7 октября враг подступил к Болхову, его жители, воодушевленные храбрыми воеводами - князьями Иваном Золотым и Василием Кашиным, встали как один человек. Одни были на стенах, другие защищали башни; кто шел на вылазку, а кто исправлял повреждения в остроге. Дети носили отцам на стену пищу и укрепляли их мужество своим присутствием. Осада длилась 12 дней. Татары засомневались в своем успехе, тем более, что на помощь к осажденному городу могли подоспеть царские воеводы. Действительно, когда весть о вторжении врага дошла до Москвы, оттуда было выслано войско под начальством князей Вельского и Мстиславского. Девлет-Гирей, не надеясь овладеть городом, попытался, по крайней мере, сжечь посад; но болховские воеводы вовремя сделали вылазку, внезапно нанесли удар и захватили в плен несколько человек. Однако положение защитников крепости со дня на день становилось затруднительным. Силы их начали ослабевать, запасы истощались, а помощь извне не приходила. «Поэтому велика была радость осажденных, когда они, на рассвете 19 октября, увидели себя совершенно свободными. Девлет, для которого приближение царских воевод было известнее, чем заключенным в осаде, не посмел далее оставаться под Болховом, поспешно снялся с лагеря и ушел восвояси. Преследовать татар было нельзя. Довольно того, что город Болхов своим мужеством избавил от татарского погрома дальнейшие местности» (10). Это событие стало знаменательным в жизни города. Славная оборона привлекла благоволение царя, который, объезжая южные крепости - Козельск, Белев и другие, в 1566 г. посетил Болхов и наградил воевод Ивана Золотого и Василия Кашина.
     Тогда же, в 1566 г., была заложена крепость Орел. Южные пограничные земли Руси стали предметом особого внимания царя. В Болхове, бывшем одним из важных оборонительных пунктов, правительством также принимались меры по укреплению защитных сооружений. С этой целью на горе Одер за речкой Болховкой была построена «крепостца». Несмотря на принятые меры, в 1571 г. Девлет-Гирей дошел до Москвы, большая ее часть была сожжена. Этот набег запомнился как один из самых разрушительных.
     Царствование Иоанна Грозного стало новой эпохой в истории этих земель. Болхов перешел в состав Крутицкой епархии, архиерей которой - архиепископ Сарский и Подонский, постоянно пребывал в Москве на Крутицах. Приближались новые испытания для России, тяжкие времена Смуты.
 
 
Примечания
 
(1)  Пясецкий Г.М. Исторические очерки города Болхова и его святыни. Орел, 1875. Цитируется по машинописной копии, хранящейся в Болховском краеведческом музее. С. 1.
(2)  Краснощекова С. Распространение христианства на территории Орловского края // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Вып. 2 (5) Орел, 2001. С. 122-129.
(3)   Неделин В.М. Когда был основан Болхов? Рукопись.
(4)   Татищев В.Н.История Российская. Т.II и III ч.2 М.с.162
(5)   Неделин. Указ.соч.
(6)   Пясецкий. Указ.соч.с2-3
(7)   Краснощекова. Указ.соч. с.129
(8)   Уклеин В.Н. След времен минувших. Тула, 1991. С. 66-69.
(9)   Пясецкий. Указ.соч. с. 5
(10) Там же стр. 5

 



[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com