Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Осень 2006 № 6 / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ В ЖИВОПИСИ, ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ / Иерусалимский крест с частицей Животворящего Древа. С.В Гнутова
Иерусалимский Крест с частицей Животворящего Древа
 
   Крест с частицей Животворяще­го Древа — наг­рада, которую получали от Иерусалимских Патриархов русские паломники в Святую Землю и особо имени­тые лица.
 
Иерусалимский крест с частицей Животворящего Древа
Иерусалимский крест с частицей Животворящего Древа
 
    В начале 1890-х годов Иеру­салимский Патриархат офици­ально сообщил «Извлечение из древнего устава о Честном Крес­те Святого Гроба Господня, жа­луемом в награду». Процитиру­ем некоторые положения Уста­ва: «Путешествие для поклоне­ния Св. Гробу Господню всегда считалось достоинством,  и те, которые, посещали Св. Палести­нскую землю, назывались всегда выдающимися лицами общины. И так, в знак сего отличия всегда выдавался этот орден патриархом Иерусалимским тем, кто, сверх сво­их преимуществ, казался бы украшенным благочестием и смирением. Этот орден есть духовный и имеет четыре степени: начальника, чиноначальника, кавалера, крестоносца.
 
    Число начальников двенадцать, чиноначальников семьдесят че­тыре, а кавалеров и крестонос­цев неограниченное. Тем лицам, которые ободряются Патриар­хом и его Синодом, ставится и частица Животворящего Древа в знак оценки их добродетелей. Первая,вторая и третья степень носится на шее, четвертая же на груди в петлице. Цепочка орде­на в торжественной церемонии состоит из крестиков, друг от друга отделенных буквою X. За неимением цепочки употребля­ется лента»[1].
 
    Это «Извлечение...» почти сразу же вызвало критические комментарии со стороны рус­ской прессы, поскольку содер­жало массу нелепостей и даже «кощунственного отношения», по мнению автора цитируемой выше статьи: «Иерусалимский пат­риарх как не только всякое духов­ное, но и светское лицо, имеет пол­ное право благословлять крестом или образом каждого, кого он приз­нает достойным сего, но ему как подданному Турецкого правитель ства, как не самостоятельному государю едва ли когда-нибудь могло придти на мысль свое бла­гословение обращать в орден, да к тому же духовный, без всяких обязательств и прав»[2].
 
    Кресты-мощевики с части­цей Честного Животворящего Древа Креста Господня извест­ны с первых веков христиан­ства. Такие кресты были у мно­гих византийских императоров и других лиц царского рода. Что касается русских паломников в Святую Землю, то по докумен­там и воспоминаниям известно, что с первой половины XIX сто­летия особо именитые лица по­лучали от Иерусалимского Патриархата кресты с частицей Древа Креста Господня в каче­стве благословения, а позже и награды.
 
Коробка для наградного креста Иерусалимского Патриарха Дамиана. Иерусалим 1904 г.
Коробка для наградного креста
Иерусалимского Патриарха Дамиана
Иерусалим 1904 г.
 
    Так, в 1830 г. А.Н. Муравьев получил от Ие­русалимского наместника малый крест на сереб­ряной цепи с частицей Животворящего Древа со словами: «Отныне будьте рыцарем Св. Гроба»[3].
 
    Русский путешественник и писатель Авраам Сергеевич Норов в 1835 г., пребы­вая в Святой Земле, так же, как и Андрей Николаевич Муравьев, получил в качест­ве благословения подобный крест. Сам Авраам Сергеевич писал об этом: «Нака­нуне моего отъезда из Иерусалима я слушал обедню на Голгофе<.. .> Тут меня награ­дили сокровищем неоценен­ным; для меня раскрывали железное решетчатое окно, за которым видна скала Бо­жественной Голгофы, и меня благословили небольшим от­ломком от нее. С ним я понес весь Иерусалим с собою!... Я направился в келью митропо­лита Мисаила; там священ­ный старец благословил меня на путь и на всю жизнь наг­рудным крестом, в котором заключалась частичка Честнаго Древа. О! Как утешительно мне было крестное благословение в самом Иерусалиме»[4].
 
    В 1844 г. будущий начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Порфирий (Успенский) получил от Иерусалимского Синода золотой наперсный крест на фиолетовой ленте с частью Животворящего Древа (этот крест был вручен как награда)[5]. В 1868 г. Иерусалимский патриарх Кирилл наградил начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина) крестом с частицей Животворящего Древа «за горячее благочестие и пламенную ревность о гробе Господнем» и возвел его в рыцари этого ордена (имеется в виду Святогробского)[6].
 
Внутренняя часть креста с частицей Животворящего Древа
Внутренняя часть креста
с частицей Животворящего Древа
 
    В дневнике отца Антонина (Капустина) за 1881 г. есть следующая запись, касающаяся паломничества в Святую Землю великих князей Сергия и Павла Александровичей с великим князем Константином Константиновичем в мае 1881 г.: «Решено нам идти в храм (Гроба Господня — С.Г.) в шесть часов (утра — С.Г.), а Высочествам — в семь. (...) За обычным облачением Его Блаженства архиепископы Севастийский и Фаворский подводили поочередно Великих Князей к Патриарху, читавшему над ними молитву и возлагавшему на них кресты с Животворящим Древом на широкой голубой ленте с бантом».
 
    На   следующий   день   в храме    Русской    Духовной Миссии «высокие говельщики явились все в белых одеждах, с единственным украшением на груди — Животворящим Древом»[7]. Круг лиц, которым вручались подобные награды, был ограниченным.
 
    В 2004 г. в музей им. Андрея Рублева был представлен на экспертизу крест, находящийся в деревянном футляре, видимо исполненном иерусалимским мастером. Об этом свидетельствуют технические приемы резьбы, характерные для православных резчиков-арабов. На крышке в восьмиугольной рамке размещено резное изображение герба Иерусалимского Патриарха, под ним — буквы Д.П.I. (Дамиан Патриарх Иерусалимский) и год: 1904[8].   
 
    На оборотной стороне коробки остатки красной сургучной печати с гербом и годом интронизации Иерусалимского Патриарха Дамиана — 1895 г. На гербе представлена кувуклия (часовня) Гроба Господня, возведенная заново архитектором Комненом в 1810 г. после опустошительного пожара в храме Гроба Господня 12 октября 1808 г. Патриарх Дамиан возглавлял Иерусалимский Патриархат с 1895 по 1932 гг. (портрет). В 1921 г. Патриарх Дамиан совершил литию над гробом великой княгини Елисаветы Феодоровны, привезенным в храм св. Марии Магдалины в Иерусалиме.
 
Патриарх Иерусалимский Дамиан I
Патриарх Иерусалимский Дамиан I
 
    В 1904 г. (дата обозначена на коробке) шли активные переговоры между Русской Духовной Миссией и Иерусалимским Патриархатом о закупке земель в Палестине. В апреле 1904 г. правительство России отпустило в ссуду 400 тысяч рублей, за что патриарх Дамиан особенно благородил русского консула А.Г. Яковлева[9].
 
    В связи с многочисленными пожертвованиями России средств для нужд Иерусалимской Церкви в обустройстве святых мест в Палестине Иерусалимским Патриархом был награжден ряд лиц. В частности, возможно, награды получили посол России, министр иностранных дел, генеральный консул и др.
 
    Интерес представляет тот факт, что на наградном кресте-мощевике поставлены   московские клейма. По-видимому, в начале XX века такие наградные кресты изготавливались в России и затем отсылались в Иерусалим, где уже Патриарх вкладывал частицы Животворящего Древа и от имени Иерусалимского Патриархата раздавал подобные награды. Такая практика в изготовлении наград на заказ была известна в России (в частности, такой заказ был выполнен для Армянской Церкви).
 
    Подобные кресты-реликварии с частицей Животворящего Древа Креста Господня, используемые в качестве наград либо благословений Иерусалимскими патриархами, являются важным историческим источником в вопросе русско-иерусалимских отношений.
 
© С. В. Гнутова
 
Научный сотрудник Центрального музея
древнерусской культуры и искусства
им. Андрея Рублева, кандидата искусствоведения,
ведущая рубрики
 
По материалам журнала "Православный паломник" № 3 (28), 2006
 
Примечания


[1] Неожиданное открытие в Иерусалиме // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Июнь, 1894 г. (№ 3). СПб., 1894. С. 320 — 324. За указание этого источника автор (С.Г.) приносит благодарность Н.Н. Лисовому.
[2] Указ. соч. С. 323.
[3] Из кн. А.Н. Муравьева "Путешествие по Святым местам в 1830 году" // Путешествие в Святую Землю. М„ 1994. С. 96.
[4] Норов А.С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. // Путешествие в Святую Землю. М., 1994. С. 126.
[5] Епископ Порфирий (Успенский). Святыни Земли Италийской. М., 1996. С. 8. Перед отъездом в Россию (после первого пребывания о. Порфирия в Святой Земле) 3 августа 1844 года "Иерусалимский Синод в полном собрании (в 10 часу утра) возложил на меня, — пишет архимандрит Порфирий, — золотой наперсный крест на фиолетовой ленте, с частию Животворящего Древа".
[6] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817 —1894 гг.). М., 1997. С. 141.
[7] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. М., 2000. Т. 1.С. 151, 153.
[8] Крест-мощевик, наградной Иерусалимский. Иерусалим - Россия 1900-е годы. Крест: серебро, литье, эмаль, золочение, монтировка. 5,8 х 3,8 см. Клейма на внутренней поверхности оборотной створки креста и на кольце для подвешивания: в овальном щитке, 84 проба серебра и женская голова в кокошнике, повернутая влево с инициалами управляющего округом И.Л. — Ивана Лебедкина. Клеймо Московского окружного пробирного управления с 1899 — 1908 гг. Клеймо неизвестного мастера в прямоугольном щитке. На лицевой стороне — гравированный четырехконечный крест, залитый эмалью черного цвета. Коробка: дерево, резьба, канфарение, бархат, шелк, монтировка. 12,3x8,5 см. В коробке — орденская лента из красного муара (67 см). Крепление на коробке: латунь, штамп. Сохранность: Крест. Незначительные сколы эмали. Царапины. Потертость золочения. Коробка. Утраты дерева по углам верхней крышки. Трещины, потертости. Утрата верхней части металлического крепления.
[9] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. М., 2000. Т1. С. 206-207
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com