Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Осень 2006 № 6 / РОССИЯ ЗАРУБЕЖОМ / Японская Православная Церковь. Сэндайская епархия. Токийская митрополия. Киотоская епархия. Г.Е. Бесстремянная
 
ЯПОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
 
Святой равноапостольный Николай Японский
Святой равноапостольный Николай Японский
 
 
Таинство Крещения в Японской Православной Церкви
Таинство крещения в Японской Православной Церкви
 
 
Таинство венчания в Японской Православной Церкви
Таинство венчания в Японской Православной Церкви
            
     Святой равноапостольный Николай Японский родился 170 лет назад, 1/13 августа 1836 года в деревне Береза Смоленской губернии. Будущий святитель учился в Бельском духовном училище, затем - в Смоленской духовной семинарии, а по ее окончании поступил на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Весной 1860 года в академии было вывешено объявление, приглашавшее одного из выпускников служить настоятелем консульской церкви в Хакодатэ. «…Вижу – лежит какой-то лист, - рассказывал впоследствии епископ Николай. – Читаю его, оказывается, это от министерства иностранных дел предложение: не желает ли кто из студентов академии ехать в Японию в Хакодате в русское консульство священником или монахом. А потом вижу имена уже трех записавшихся…» (Дневники, 21 октября 1907 года).
 
Памятный крест в деревне Береза Тверской области
Памятный крест в деревне Береза Тверской области
 
Бюст святителя Николая в Токио
Бюст святителя Николая в Токио
 
    Спокойно прочитав это объявление, юноша пошел на всенощную, и здесь у него неожиданно созрело желание непременно ехать в Японию. Много лет спустя епископ Николай говорил студентам Токийской семинарии: «…Твердо признаю, при всем недостоинстве своем, что воля Божия послала меня в Японию: в Семинарии рассказ Ив. Феод. Соловьева, профессора, о Китае и отправлении туда в Миссию его товарища по Академии о.Исаии Полкина [Поликина], возбудили у меня желание ехать в Китай на проповедь Евангелия; в Академии чтение путешествия Головина пробудило забытое желание – но уже в направлении к Японии; чтение критики из «Обломова» возбудило решение жизненного вопроса: служить Богу или миру?» (21 октября 1907 года)
 
    В 1861 году иеромонах Николай (Касаткин) стал первым благовестником православия в Японии. «Когда я ехал туда, я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении, как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется в ея тьме весть о Христе…», - думал молодой пастырь.  Стараниями отца Николая в 1870 году была основана Русская Духовная Миссия в Японии. После хиротонии архимандрита Николая в епископа Ревельского в 1880 году  Владыка смог сам рукополагать священнослужителей для юной Японской Церкви. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Николай был возведен в сан Архиепископа. К 1912 году, последнему году служения архиепископа Николая, в Японии насчитывалось 33 тысячи православных христиан в 266 приходах. Было открыто 175 церквей и 8 соборов, в клире состояло 40 священнослужителей-японцев.
 
    Сейчас об основах православия японской пастве рассказывают ее соотечественники – священники Японской Автономной Православной Церкви. Японская Автономная Православная Церковь состоит из Токийской митрополии, Киотоской епархии (западная Япония) и Сэндайской епархии (восточная Япония).
 
   Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви - Высокопреосвященнейший Даниил (Нусиро), митрополит Токийский, архиепископ всея Японии. В клире Японской Автономной Православной Церкви служит один архиерей: епископ Сэндайский Серафим (Цудзиэ), а также 22 священника и 6 диаконов. С декабря 2005 года насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Герасим (Шевцов) также состоит в клире Японской Православной Церкви и является настоятелем православного монастыря, образованного в 2006 году в Токио на территории Воскресенского кафедрального собора.
 
Приготовление пасхальных яиц
Приготовление пасхальных яиц
 
Пасха в Японии
Пасха в Японии
 
     Сэндайская епархия включает 8 приходов острова Хоккайдо и 24 прихода северо-восточной части острова Хонсю. Возглавляет епархию епископ Серафим (Цудзиэ), его кафедра находится в городе Сэндай, на северо-востоке Хонсю.
 
    Токийская митрополия объединяет 21 приход. В Токио находится и Подворье Московского Патриархата – домовый храм святителя Николая Мирликийского. Его настоятелем с 1991 года служит протоиерей Николай Кацюбан. Киотоская епархия состоит из 10 приходов юго-восточной части острова Хонсю, 2 приходов на о.Сикоку и 5 приходов на самом южном из четырех крупнейших островов архипелага о. Кюсю.
 
Подворье Московского Патриархата
Подворье Московского Патриархата
 
Сэндайская епархия
 
    Впервые в Хакодатэ узнали о православии, когда после заключения Симодского торгового договора 1855 года в городе открылось российское консульство с домовой Церковью. Первым консулом в Японии стал Иосиф Антонович Гошкевич, а настоятелем церкви был протоиерей Василий Махов.  По болезни, всего через год после назначения настоятелем, протоиерей Василий вынужден был вернуться в Россию.
 
    В 1856 году началось строительство консульского храма, а в 1859 году двухкупольный храм был освящен.
 
    В 1861 году на должность священника был назначен иеромонах Николай (Касаткин). Его служение продолжалось здесь до 1872 года, когда консульство было перенесено в Токио и сделано генеральным, а потом и Посольством. Епископ Вениамин Камчатский вспоминает о богослужении в консульской церкви: «Православная церковь в Хакодате по внутренней красоте своей после Благовещенского Кафедрального Собора есть лучшая во всей Камчатской епархии. Она деревянная на каменном фундаменте: построена в русско-византийском стиле на самом высоком месте в городе, так что как бы господствует над всем городом, придавая и ему самому издали вид православного русского города. Внутри церковь отделана с изяществом, достойным храма Божия… И таким благоустройством Хакодатская церковь обязана главным образом попечению архимандрита Николая, который не только собирал на нее пожертвования и наблюдал за всеми работами, но и сам личным трудом участвовал в работах»[1]. 
 
    Деревянный храм, построенный в 1859 году при российском консульстве в Хакодатэ и ставший первой православной церковью Японии, сгорел в 1907 году. Шестикупольный каменный храм, возведенный на смену деревянному по проекту архитектора Кавамура, был освящен в 1916 году. За красивый звон колокола он зовется «Ган-ган дэра» (храм «Бом-бом»). Большой колокол расплавился во время пожара 1907 года, заменивший его в 1928 году двухтонный колокол был подарен кафедральному собору в Токио (сильно пострадавшему во время землетрясения Канто 1 сентября 1923 года).
 
    Трехъярусный иконостас изготовлен в Петербурге в 1910-е годы. В храме много икон работы первой японской иконописицы Ирины-Рин Ямасита. В 1983 году храм был признан национальным культурным сокровищем.
 
Современный храм Хакодатэ
Современный храм Хакодатэ
Внешний вид
 
Современный храм Хакодатэ. Внутренний вид
Современный храм Хакодатэ. Внутренний вид
 
 
Кафедральный Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, Сэндай 
 
    Впервые в Сэндай о православии стало известно в 1869 году. Родом из Сэндай был секретарь Русской Духовной Миссии Сергий Нумабэ, более 20 лет прослуживший в Токио. «…Мысленно я звал его моим громоотводом, – вспоминает святитель Николай. – Через его кисть проходили все мои письма к служащим Церкви и к христианам. Иной раз письмо от кого-нибудь рассердит ужасно, и продиктуешь ему ответ в самых жестких и сердитых выражениях; поклонится и уйдет, а чрез два-три часа приносит ответ в самых мягких и деликатных выражениях, но с соблюдением моих мыслей; между тем и у меня за это время уляжется гнев; и идет письмо, как подобает в японском духе, вежливое и приличное, хотя и строгое по содержанию» (9 июня 1905 года).
 
    В 1872 году в Сэндай было уже 120 верующих, которые подвергались допросам, преследованиям и наказаниям за принадлежность к православной церкви. Власти не щадили десяти - двенадцатилетних детей, которые поражали неверующих японцев своим знанием и пониманием сути христианства. Святитель Николай утешался тем, что «хотя между допрашиваемыми многие были еще не просвещены святым крещением, но никто из них не изменил пред властию своим убеждениям; напротив, гонением они еще более утвердились в принятой вере. Врагам Христа не было утешением слышать, даже от жен и малых детей, ни одного слова слабодушия или боязни в исповедании Христа»[2].
 
    Возведенный в 1891 году в византийском стиле трехэтажный деревянный собор был освящен святителем Николаем в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконостас, 5 колоколов, а также денежная сумма, составившая половину стоимости строительства, поступили в качестве пожертвования из Афонского русского монастыря целителя Пантелеимона.
 
    Во время большого воздушного налета на Сэндай 9 июля 1945 года храм, дом причта и дом для собраний были полностью уничтожены. Несмотря на бедственное послевоенное положение, усилиями священника Ивама в декабре 1945 года был восстановлен небольшой дом причта (площадью около 80 кв. метров). С переводом в Сэндай священника Ильи Ямада  возобновились богослужения и началось строительство нового храма. Потребовалось значительное время на сбор средств, покупку земли и разрешение всех сложностей послевоенного времени. Строительство велось в течение 10 лет.
 
    19 апреля 1959 года новый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был торжественно освящен.  
 
   Современный храм Сэндай
Современный храм Сэндай  
 
    Его иконостас выполнен выпускником Токийской школы искусств Иоанном Хирота.  Для консультаций в Сэндай пригласили также и русского мастера, писавшего иконы для довоенного Токийского кафедрального собора.         В конце 1980-х годов возникла необходимость реставрации храма, и к 1998 году собор был полностью обновлен. 
 
Токийская митрополия 
 
Кафедральный Собор Воскресения Христова в Токио
Кафедральный Собор Воскресения Христова в Токио
 
     После учреждения в Японии Русской Духовной Миссии в результате переговоров с японскими властями в 1871 году русскому правительству было разрешено приобрести в бессрочную аренду участок земли на токийском холме Суругадай - квартале, где разрешалось жить иностранным подданным.  В 1872 году архимандрит Николай переехал из Хакодатэ в Токио. Здесь были построены здания Миссии и небольшой домовый храм.
 
    Число верующих-прихожан увеличивалось, и святитель Николай задумал построить в Японии Православный собор. В 1880-1881 годах он возвращается в Россию, чтобы собрать деньги для Миссии и для возведения собора. Для этого святитель Николай ежедневно встречается со многими людьми, светскими и духовными. Здесь же, в Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавре 30 марта 1880 года происходит хиротония архимандрита Николая в епископа Ревельского. Согласно собственноручной надписи святителя Николая в памятном альбоме Токийского собора, в 1880 году «по благословению Высокопреосвященного Исидора, Митрополита С.Петербургского, Профессор Архитектуры в С.Петербурге, Михаил Арефьевич Щурупов составил план и нарисовал чертежи Собора Воскресения Христова в Токио», а «Придворный Иконописец в С. Петербурге Василий Макарович Пешехонов написал образа для иконостаса».
 
    8 марта 1891 года на торжественное освящение собора собрались 16 японских священников и более 4 тысяч паломников со всей Японии. Святитель Николай отмечал, что «с фасада Собор очень красив. Белый цвет идет; он знаменует безукоризненность православия пред лицом темного католичества и пестрого протестантства» (9 декабря 1889 года).
 
    «Богослужение отличалось необыкновенною торжественностью, - пишет А.Платонова.  –  Вместе с епископом служили 19 священников и 4 диакона. Пел хор в 150 человек от семинаристов и учениц женской школы, и так хорошо, что на другой день несколько японских газет отметило это пение. Большое впечатление и на христиан, и на японцев-зрителей произвел крестный ход, который обыкновенно совершается при освящении храма. Многотысячная толпа народа в молчании смотрела на это торжественное шествие; многие из неверующих японцев даже обнажали головы»[3].
 
    Сейчас Токийский кафедральный собор Воскресения Христова – одно из старейших каменных зданий в Токио. В 1962 году собор признан национальным сокровищем Японии. Изначально это было величественное здание в русско-византийском стиле, расположенное на высоком холме и поражавшее жителей преимущественно одноэтажного Токио, а его 40-метровая колокольня виднелась с расстояния нескольких километров.
 
    1 сентября 1923 года Великое землетрясение Канто разрушило почти весь Токио. Колокольня рухнула и пробила купол, а страшный пожар, сопровождавший землетрясение полностью уничтожил внутреннюю часть Никорай-до. На чрезвычайном Соборе Японской православной церкви постановили возродить храм и превратить его в настоящий центр духовной жизни.  В 1924 году в Токио на пароходе из Кобэ привезли разобранную церковь из Мацуяма на о.Сикоку, где в 1904 году она была возведена для русских военнопленных. За два месяца было закончено возведение временного малого храма в честь святителя Николая Мирликийского, в котором совершались богослужения до восстановления кафедрального собора.
 
    Для воссоздания собора православные японцы смогли собрать 170 тысяч йен. Иконы для иконостаса написал Николай Стефанович Задорожный. За 6 лет кафедральный собор удалось восстановить, но его облик несколько изменился. В результате работ по укреплению Собора, выполнявшихся под руководством японского архитектора Окада Синтиро, купол стал немного выше первоначального, а колокольня – на 5 метров ниже.  Сейчас все верующие могут увидеть и своды первого Воскресенского собора 1891 года - в музее Эдо-Токио воссоздан его небольшой макет.
 
    Во время бомбардировок 1945 года собор выкрасили в черный цвет, что помогло избежать последствий воздушных налетов. В 1978 году у южной стороны собора была построена часовня в память святителя Николая. В 1990 году токийский муниципалитет и министерство культуры приняли решение о  реставрации Токийского Воскресенского собора – важного памятника культуры Японского государства. В 1992 году начался ремонт колокольни, стен и купола, затем стали проводиться внутренние отделочные работы. За реконструкцией следил весь Токио и вся Япония. В главном официальном издании Японской Православной Церкви «Православном вестнике» регулярно публиковались материалы о ходе работ по реставрации и надстройке здания. В 1998 году состоялось торжественное освящение собора. Высота собора 35 метров, он вмещает несколько тысяч верующих. Главный престол собора освящен в честь Воскресения Христова. В Соборе три придела: северный  – в честь преподобного Сергия Радонежского, южный  - в честь святителя Николая Японского (освящен в декабре 1970 года, вскоре после прославления равноапостольного Николая), третий - в честь Иоанна Предтечи. 
 
Киотоская епархия 
 
    В районе Киото об основах православия впервые стал рассказывать уроженец предместья Тайдза катихизатор Павел Накакоюдзи, служивший в Токусима и изредка возвращавшийся в родные места. В 1889 году в самом центре города Киото открылся молитвенный дом.
 
    В 1890-1893 годах в Киото занимался миссионерской деятельностью молодой иеромонах Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Архимандрит Сергий оставил миссионерские записи о своем служении в Японии в этот период[4]. 
 
    В 1894 году в Киото прибыл новый пастырь – священник Симеон Мии, кандидат Киевской Духовной Академии. Спустя некоторое время святитель Николай посоветовал ему «тихонько, не возбуждая толков, чтобы не возбудить препятствий», подыскивать место для храма. Владыка Николай пристально следил за покупкой подходящего земельного участка, постоянно высылал отцу Симеону телеграммы в Киото из Токийской Миссии.
 
    27 февраля нового стиля 1897 года отец Симеон Мии подписал купчую на церковную землю в самом центре древней японской  столицы, недалеко от дворца императора.
 
    Через год и сам Владыка смог осмотреть церковное место в Киото. «Оно хорошо, - пишет святитель Николай, - недалеко от Дворца; на спокойной улице; жаль, что мало и узко. Японский дом на нем – хоть куда; наверху – место для богослужений, внизу помещается о.Симеон Мии с семьей» (29 апреля 1898 года). 
 
    Владыка Николай замечает: «Составленные нами с о.архимандритом Сергием (Страгородским) проекты церковного дома и дома для миссионера в Кёото переданы плотнику Василию Окамото для подробного начертания планов постройки» (2 мая 1898 года).
 
    Святитель Николай участвовал во всех этапах возведения храма: выбирал хорошего архитектора и просматривал чертежи, советовался со строителями и подрядчиками.  Община росла быстро, поэтому, посоветовавшись с отцом Симеоном, решили строить Церковь на 500 человек, чтобы и через десять лет храм мог вместить всех желающих участвовать в богослужении. «…Непременно нужна колокольня, и высокая, и звонящая!» - добавляет святитель Николай (24 июля 1900 года).
 
    В мае 2003 года отмечалось столетие освящения собора. Его внутренняя часть и великолепный трехъярусный иконостас с 30 большими и малыми иконами сохранились практически в неизменном виде с 1903 года. В феврале 2004 года в Киото была доставлена написанная в России икона священномученика Андроника. Ее автор – иконописица Московской Духовной Академии Валентина Глазовская.
 
© Бесстремянная Галина Евгеньевна
кандидат экономических наук
старший научный сотрудник ЦЭМИ РАН
 
Примечания

[1] Шаталов В.О. Начальный этап деятельности российской духовной миссии в Японии: 1870-1875 гг.//Православие на Дальнем Востоке. – СПб., 1996. – Вып.2. - С.36.
[2] Платонова, А.Ф. Апостол Японии. - Петроград, 1916. - С.34.
[3] Платонова, А.Ф. Апостол Японии. - Петроград, 1916. – С.50, 52.
[4] Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке. (Письма японского миссионера). - Сергиев-Посад, 1897.   
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com