Прежде всего хочу подчеркнуть, что обратиться к данной теме побудила ситуация, сложившаяся в нашей стране за последние несколько лет. С одной стороны паломничество, являющееся важной частью жизни христианина, в настоящее время переживает возрождение: все больше людей стремится поклониться православным святыням, находящимся как в России, так и за рубежом. Вместе с тем, многовековая традиция наших предков посещать святые места была на долгие десятилетия практически прервана, поэтому многие ныне имеют о ней смутное представление. Исправить эту ситуацию возможно путем широкого освещения вопроса, при этом наиболее доступным источником информации являются телевидение, радио, газеты, а особенно Интернет. Именно поэтому отражение в них темы паломничества представляет особый интерес. Наиболее доступными для анализа являются печатные и электронные СМИ, к примерам из которых я и буду обращаться.
Отраден сам факт, что о паломничестве сегодня пишут не только церковные, но и популярные светские издания. Поскольку именно второй категории изданий в первую очередь приходится руководствоваться соображениями конъюнктуры, появление на их страницах публикаций о паломничестве свидетельствует о наличии интереса к теме со стороны самого широкого круга читателей.
К сожалению, приходится констатировать, что уровень знаний о данном предмете у журналистов чрезвычайно низок. Удручает, что зачастую в светских изданиях термин «паломничество» используется не в своем прямом смысле. Его применяют, скорее, для обозначения массового движения народа куда-либо. Как следствие, на страницах известных многотиражных газет появляются рассказы о «паломничестве» в модный магазин, на выставку, на пляж и даже в зоопарк. Фразеологические гибриды, рожденные журналистским невежеством, порой выглядят комично. Так одна из газет однажды предупредила своих читателей о том, что в связи с крупным церковно-общественным событием «ожидается нешуточный наплыв религиозных паломников» (1).
Другая сторона этого же явления – вольная интерпретация авторами понятия паломничества, именно как странствования по святым местам. В этих случаях объектами «паломничества», например, поклонников Элвиса Пресли, выступают места, связанные с жизнью певца, а любителей экзотических бабочек – уголки дикой природы, где они обитают.
Есть подмена более опасная, когда термин «паломничество» эксплуатируют разного рода целители, занимающиеся оккультной практикой. Ставя знак равенства между посещением православных святынь и «мест силы», к которым относят и Тибет, и Грецию, и Палестину, они пропагандируют паломничество, как способ обретения «новых духовных знаний» и «энергий». «Паломничество не укладывается в рамки привычных тренингов личностного роста, - пишет один из таких знахарей, - Туристы находятся в интуитивном поиске, а паломник идет сознательно на обретение силы, энергии, информации» (2).
Публикации, рассказывающие о паломничестве именно как о составляющей религиозной жизни, делятся на две категории. В первую входят статьи, авторы которых, не вполне владея всеми нюансами вопроса, искренне пытаются в нем разобраться. Как правило, они прибегают к терминологии, принятой в сфере туризма, например, называя паломническую поездку «туром» (3), «паломническим туризмом» (4), или помещая статью о паломничестве в рубрику «туризм» (5), а не «культура», куда по логике было бы правильнее отнести паломничество. Но эти огрехи искупаются доброжелательным и уважительным отношением журналистов к затрагиваемой ими теме.
Представителей другой категории авторов отличает ернический тон, стремление красочно живописать самые отрицательнее моменты из своих собственных впечатлений от пребывания в роли паломника. Вот как, например, один из журналистов описывает свои впечатления от пребывания в Дивеево: «Смущает, что на широкую ногу поставлено производство «святых» сухариков, подсушенных в чугунке батюшки Серафима, за которыми постоянная очередь (для местных алкашей — все закуска), Приходят пьяненькие. Приезжают в изобилии и экстрасенсы всех видов — деловито подбирают маслице и сухарики, прикладываются к мощам Серафима Саровского, а заодно к растущим на святой земле деревьям, собирают эту самую землю в пакеты, проходят вдоль «святой канавки», отмеченной стопой Богородицы. Наблюдала и такое зрелище: идет по святому маршруту по канавке сильно нетрезвая и грязноватая дама с позвякивающей авоськой и заплетающимся языком на автопилоте приговаривает молитву: так положено!» (6).
В качестве ремарки хочу отметить, что среди публикаций о паломничестве в последнее время все больший удельный вес занимают статьи о мусульманском хадже, что во многом продиктовано политической конъюнктурой. Примечательно, однако, что ни в одной из них мне не приходилось встречать ернических или оскорбительных для верующих замечаний.
Зачастую свое невежество журналисты преподносят читателю в качестве непререкаемой истины. «По преданию, - пишет, например, автор статьи в светском издании, посвященной православному паломничеству на Синай, - именно на этой горе Господь на рассвете снимает с человека все его грехи. Знающие люди добавляют, что Богу безразлично, какой веры придерживается паломник — грехи отпускаются всем, независимо от вероисповедания»(7).
В инициативе Межрелигиозного Совета России по упорядочению организации паломничества, выведению его из сферы интересов туризма эти журналисты видят, в первую очередь, желание Русской Православной Церкви «сохранить свой бизнес». (8,9). Как констатирует один из них: «Паломничество - модный вид туризма. И церковь стала фактически монополистом на этом новом рынке туристических услуг» (10). «Церковь уводит паломников от налогов», предупреждают они (11).
При этом подчеркивается, что Церкви «повезло», интерес к этой форме путешествий велик, предложения разнообразны: «на земле, куда ни ткни, всюду святое место»(10), а паломник – клиент не требовательный: «Паломничество - туризм особый, с психотерапевтическим уклоном. Тут не до комфорта, главное - чтобы душе была польза» (10). Порой в этих публикациях проглядывают обвинения в том, что Церковь демпингует, предлагая свои маршруты, которыми могут воспользоваться не только верующие люди, по более низким, чем у туристических фирм ценам. Авторы порой находят противоречие в том, что Церковь берется организовывать посещение монастырей большими группами верующих. Святые обители, по мысли журналистов, призваны быть местом молитвенного уединения. От обилия паломников, мол, страдают и сами монашествующие, но протестовать они не в силах, поскольку: «паломнический туризм стал главным источником пропитания для древних обителей по примеру Троице-Сергиевой лавры, под стенами которой в иные дни собирается до сотни "Икарусов" (10). Примечательно, что проигрыш турфирм в конкурентной борьбе с паломническими службами, по мнению одного из авторов таких публикаций предрешен: «Наверное, потому, что внутри страны уже все "схвачено" церковью» (10).
Если анализировать церковные источники, то, как правило, о паломничестве на их страницах говорится в контексте рассказа о посещении группой верующих той или иной святыни. Отрадным фактом является обращение не только к бытовой стороне паломничества, но и к его истории и духовному значению. Много внимания этой теме уделяется на страницах православных изданий Самары, Екатеринбурга, Белгорода. Интересен опыт самарцев, которые провели специальный опрос руководителей и сотрудников паломнических служб (13). Из полученных ответов читатель может составить себе целостное впечатление о современном состоянии православного паломничества. Один из выпусков газеты Екатеринбургской епархии «Голос Православия»(14), был целиком посвящен православному паломничеству. В опубликованных здесь статьях детально рассмотрены многие практические и теоретические аспекты. Целый ряд публикаций, посвященных истории и современному состоянию православного паломничества, появился в 2004-2005 годах на страницах московской справочно-информационной газеты «Возглас». Читатели знакомились с ними из номера в номер, на протяжении нескольких месяцев. Свой вклад в раскрытие многогранной темы паломничества вносят публикации в православном обозрении "Радонеж", одна из статей которого так и называлась «туризм и паломничество» (15)
Вместе с тем, отсутствие четких представлений о предмете порой обнаруживает себя и в церковных изданиях. Именно поэтому становится возможным появление на страницах церковной периодики сообщений о паломничестве, совершенном «большой группой православных туристов» (16), выражений «паломнический сезон» (17), «экскурсионно-паломническая поездка»(18).
К сожалению, нередко даже священнослужители не вполне ясно представляют себе суть паломничества и путаются в терминологии. Один из клириков Санкт-Петербургской митрополии, в интервью популярному светскому еженедельнику констатирует: «Поездка к иконе не совсем паломничество, это, скорее, богомолье. Здесь речь идет о желании увидеть или ощутить на себе чудо». (19). Понятия «паломничества» и «богомолья» в такой трактовке несут разную смысловую нагрузку, хотя эти слова являются синонимами.
Паломничество является потребностью верующего человека. К сожалению, в некорректном изложении эта идея, порой, провоцирует потребительское отношение к святыне. Яркий пример тому – выступление одного из священнослужителей Екатеринбургской епархии, которое цитирует новостная лента епархиального информационного агентства: «Обязательно надо хоть изредка бывать в подобных святых местах. Бывать там и пытаться понять, что же они значат для всех нас. И ехать туда надо не тогда, когда уже "жареный петух клюнет", а в качестве "профилактики" и предупреждения своих духовных и душевных недугов». (20).
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
Тема православного паломничества вызывает живой интерес читателей и церковных и светских изданий. Вместе с тем, она не всегда в достаточной степени объективно и полно освещается в СМИ. Ввиду этого необходимо заниматься повышением уровня грамотности журналистов, пишущих о церковной жизни и о паломничестве, как ее важной составляющей части. Перспективной формой деятельности в этом отношении представляется проведение на базе епархиальных паломнических служб краткосрочных семинаров для представителей региональных светских СМИ. На таких встречах могут быть обсуждены и основополагающие принципы православного паломничества и особенности его развития в данном регионе.
Назрела необходимость включить изучение темы паломничества в программу наших Духовных школ, возможно, в виде отдельного курса по православному краеведению. Таким образом, воспитанники семинарий и Духовных училищ уже на начальном этапе своего образования получали бы целостное и глубокое представление, как о теоретической, так и о практической стороне вопроса.
Комплексный подход к решению всех названных проблем будет способствовать формированию правильного представления о православном паломничестве в церковной и светской среде и, в конечном итоге, поможет его развитию.
Литература:
1.
«Коммерсант». Санкт-Петербург , №69 от 16.04.2004.
2.
«Источник силы, радости, уверенности и вдохновения».Н. Сметанина. «Аргументы и факты - Здоровье», № 26 (566) от 30 июня 2005 г.
http://www.aif.ru/online/health/566/08_01
3.
«В добрый путь. С Богом....». «Комсомольская правда». 15.03.05.
4.
«По тропе пилигримов. В России быстро растет спрос на паломнический туризм». А.Балиев. Российская бизнес-газета. 05.04.05.
5.
«От Святой Земли до Соловков». В.Веткалова. Труд-7 №132. 21.07.2005.
6.
«Любовь к отеческим гробам?». М. Мурзина. «Аргументы и факты – Москва». №39 (377) 27.09. 2000. http://www.aif.ru/online/moskva/377/aif39_62
7.
«Тет-а-тет с Богом» Г. Слезко "АиФ Тур" интернет-версия, №10 (35) 15.10.2002 http://www.aif.ru/online/tour/35/04_01
8.
«У священнослужителей будет турбизнес». Б.Клин, Н.Коныгина. Известия.ru. 13.10.05
9.
«Нью-Соловки. Уникальный музей-заповедник стал очередным бизнес-проектом Московской патриархии» М. Поздняев. «Новые Известия».18.10.2005 г.
10.
«Богомолье с комфортом». М.Поздняев. «Новые известия» №121, 08.07.2005
11.
«Церковь уводит паломников от налогов». П.Коробов. «Коммерсант» №202. 28.10.04.
12.
«Проводники для праведников». С.Петухов. П.Коробов. «Коммерсантъ-Деньги». № 45, 15.11.2004
13.
Православная газета «Благовест» (Самара) 05.08.2005 http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=9691
14.
«Голос Православия». №31 (336). 08. 2003.
15.
«Туризм и паломничество» Л. Ильюнина, Православное обозрение "Радонеж", № 17-18 за 2001 год.
16.
«Православная газета» Екатеринбурга от 23.03.2005. Интернет-версия.
http://orthodox.etel.ru/index.htm
17.
Православие.ru. 20.01.04 http://www.pravoslavie.ru/news/040120120837
18.
«Православная газета» Екатеринбурга от 4.10.2005. Интернет-версия. http://orthodox.etel.ru/index.htm
19.
«Аргументы и факты» Санкт-Петербурга. № 10 (499) от 5.03.03.
20.
«Православная газета» Екатеринбурга от 27.10.2005. Интернет-версия. http://orthodox.etel.ru/index.htm