Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Весна 2006 № 4 / РОССИЯ ЗА РУБЕЖОМ / Религиозная деятельность российских эмигрантов в Китае. Чжан Хайбинь.
Религиозная деятельность российских эмигрантов.
 
     Наиболее ранние связи российской православной церкви с Китаем восходят к XIII-XIV вв., конкретно говоря, к династии Юань. В ту пору по мере налаживания сообщений Китая с Западом, активизации торговых контактов русские купцы, казаки и некоторое число священников время от времени посещали Китай. С ними сюда проникала православная религия. В 80-х гг. XVII века между Россией и Китаем вспыхнула война у Яксы (Албазина). В ходе ее китайские войска захватили немало русских пленных. Большинство их вернулось на родину, а часть была размещена, по указанию императора Канси, в Пекине и в Шэнцзине (ныне – Шэньян). Русские, переправленные в Пекин, были приписаны ко "второму желтому знамени" восьмизнаменных войск и расселены в переулке Хуцзяцюань на северо-востоке Пекина (Дунчжимэньнэй). С тем, чтобы эти люди могли отправлять свои религиозные обряды, цинское правительство передало в их распоряжение храм, посвященный Гуаньгуну, который был временно превращен в часовню, первоначально именовавшуюся "Никольской". Китайцы ее называли "Лочамяо" ("русской кумирней"), либо "Бэйгуань" ("Северным подворьем"). Среди этих пленников имелся священник отец Максим (Леонтьев), которого цинское правительство причислило к чиновникам 7-го разряда, разрешив ему заниматься религиозной деятельностью. Впоследствии Никольская церковь была переименована в Храм Святой Софии.

     В 1714 году правительство России отправило в Китай миссию в составе восьми человек во главе с архимандритом Илларионом Лежайским. Она прибыла в Пекин 30 апреля 1715 года. Это была первая духовная миссия русской православной церкви. Цинское правительство приняло ее с почетом. Иллариону Лежайскому был присвоен ранг чиновника 5-го разряда, другим членам миссии – ранги 7-го разряда. Цинское правительство стало ежемесячно выплачивать им жалованье серебром, выдавало также материальное довольствие и продукты питания. В 1727 году был подписан китайско-российский Кяхтинский договор, согласно которому Россия получила право периодически направлять в Китай духовные миссии. С этого времени российская православная миссия стала в Китае официальным учреждением. Состав духовной миссии в Китае обновлялся раз в 10 лет. В нее всякий раз включалось четверо священнослужителей, разрешалось также, чтобы миссию сопровождало по шестеро иноков, ехавших в Китай для учебы. В августе 1732 года российская православная миссия построила на пекинской улице Дунцзянмисян (ныне – Дунцзяоминьсян) еще одну церковь, наименованную "Храмом Сретенья Господня", или, как называли ее китайцы, – "Наньгуань" ("Южное подворье"). С 1715 года, когда русская православная миссия в Пекине была учреждена, по 1949 год, когда была создана Китайская Народная Республика, состав миссии менялся 20 раз. С конца 90-х годов XIX века, вслед за началом строительства КВЖД и вторжением в Китай войск восьми держав в 1900 году, деятельность православной миссии постепенно стала распространяться из Пекина по всей стране. В Харбине, Шанхае, Тяньцзине, Циндао, Гуанчжоу, Синьцзяне были построены церкви, учреждены епархии.

     К моменту, когда вспыхнула Октябрьская революция 1917 года, влияние православной церкви распространилось из Пекина на Северный, Восточный, Северо-Восточный, Северо-Западный Китай. После Октябрьской революции, в 1922 году российская православная церковь Китая порвала связи с московской православной патриархией, подчинившейся правительству СССР, перешла в ведение Синода российской православной церкви за границей (находившегося в Сербии). После того, как в 1924 году были установлены дипломатические отношения между Китаем и СССР, архиепископ Иннокентий воспрепятствовал исполнению содержавшейся в китайско-советском соглашении статьи о передаче Советскому правительству имущества российской православной церкви, провозгласив, что православная церковь в Китае не имеет никакого отношения к Советскому правительству. Одновременно православная миссия в Пекине официально переименовала себя в Китайскую православную церковь, учредив в Пекине митрополию, подчинившую себе пекинскую, тяньцзиньскую, шанхайскую, харбинскую, синьцзянскую епархии. Иннокентий Фигуровский стал архиепископом Китайской православной церкви. В 1930 году Синод российской зарубежной православной церкви в Сербии возвел его в сан митрополита. После того, как Иннокентий в 1931 году скончался, Синод российской зарубежной православной церкви назначил епископа шанхайской епархии Симона митрополитом Российской православной церкви в Китае. А после Симона архиепископом пекинской митрополии был назначен епископ шанхайской епархии Виктор.

     В период войны Сопротивления китайского народа против японских агрессоров между архиепископом Виктором и белоэмигрантским Антикоммунистическим комитетом, контролировавшимся японскими империалистами, существовали весьма тесные связи. К различным собраниям, устраивавшимся этим комитетом, он часто обращался с приветствиями, сам на них выступал, выражая апологию в отношении японской агрессии в Китае. После того, как в 1945 году мировая антифашистская война увенчалась победой, архиепископ Виктор объявил о разрыве с Синодом российской зарубежной православной церкви, а в 1946 году достиг взаимопонимания с правительством СССР и с московской Патриархией, подчинившись ее руководству. Московская патриархия начала выплачивать средства на содержание Пекинской митрополии. В 1950 году Московская патриархия возвела в сан первого православного епископа с китайским гражданством Ду Жуньчэня. В 1955 году в соответствии с китайско-советским соглашением представители двух церквей провели совещание в Шанхае, в результате которого Московская патриархия согласилась с независимостью и самостоятельностью православной общины в Китае. В 1956 году была учреждена Автономная китайская православная церковь, епископом которой стал китаец Яо Фу-ань.

     В отношении деятельности российской православной церкви в Китае в 1917-1945 гг. стоит отметить ряд моментов. Во-первых, православные общины, имевшиеся в разных районах Китая, сделались прибежищами для белых русских, бежавших в Китай после Октябрьской революции. В то время среди православных священнослужителей, бежавших в Китай, имелось четверо иерархов в епископском сане: Мефодий, Мелетий, Нестор и Михаил. Имелось кроме них и много полковых священников, служивших в русской императорской армии. Эти люди неизменно занимали позицию неприятия советской власти. Во-вторых, православная община в Китае упорно придерживалась позиции реставрации царского строя в России. В-третьих, православная община в Китае была против соглашения 1924 года об установлении китайско-советских дипломатических отношений, поддерживала агрессивную войну японского империализма против Китая. В мае 1924 года правительства СССР и Китая подписали Китайско-советское соглашение, в котором содержался пункт о том, что имущество российской православной церкви в Китае подлежит передаче Советскому правительству, что встретило яростное сопротивление со стороны православной общины, возглавлявшейся епископом Иннокентием. В результате российская православная церковь Китая разорвала отношения с православной церковью СССР. Православная церковь энергично закупала боеприпасы для китайских милитаристов, организовывала отряды белогвардейцев для участия в милитаристской смуте. В 1925 году милитарист Чжан Цзунчан создал в Цзинани учебный отряд из российских офицеров, вербовка в который осуществлялась из числа белогвардейской молодежи при содействии пекинской православной митрополии.

     После событий 18-го сентября 1931 года и образования марионеточного режима Маньчжоу-го три провинции Северо-Восточного Китая превратились в колонию японского милитаризма. С целью снискать покровительство японского империализма, российская православная церковь примкнула к агрессорам. Посредством православной общины прояпонская марионеточная власть стала организовывать эмигрировавшие в Китай белогвардейские элементы, прежде всего, создав Антикоммунистический комитет российских эмигрантов. Пекинский митрополит Виктор послал уведомления всем православным епархиям и церквям с призывом, чтобы все православные прихожане поддерживали Антикоммунистический комитет и создавали местные Антикоммунистические комитеты.

     Вслед за победой в мировой антифашистской войне и войне Сопротивления японским агрессорам и в соответствии со смягчением политики СССР в отношении церкви, политическая обстановка в китайской православной общине также стала претерпевать изменения. Прежде всего, она совершила поворот в вопросах конфессиональной подчиненности, вернувшись под руководство Московской Патриархии. Вслед за этим значительное число российских эмигрантов, включая духовенство, приняли советское гражданство и стали возвращаться в СССР. А значительное число российских эмигрантов, включая духовенство, переселилось в Европу, Северную Америку, Австралию. В 1956 году после учреждения Автономной китайской православной церкви, почти все духовенство, имевшее советское гражданство, вернулось на Родину.

     Разумеется, мы не можем отрицать того, что российская православная церковь в процессе своей миссионерской деятельности в Китае содействовала в определенной степени китайско-российскому культурному обмену. Некоторые из православных священнослужителей наряду со своей миссионерской деятельностью провели относительно глубокие исследования китайского общества и культуры и написали много трудов, касающихся Китая. Среди российских эмигрантов, исповедовавших православие, было много инженеров, преподавателей, музыкантов, театральных деятелей, литераторов, сыгравших роль моста в китайско-российском культурном обмене. Например, харбинская православная епархия в октябре 1927 года организовала при Иверском храме музыкальные классы под руководством педагога из киевской консерватории Б.Поповой. В качестве преподавателей этих музыкальных классов приглашались музыканты из числа беженцев-россиян, проживавших в Харбине. Сначала там были открыты три класса: фортепьянный, скрипичный и сольного пения, затем были добавлены еще четыре класса: виолончели, вокально-хоровой, духовной музыки и хоровых дирижеров. Вплоть до 1941 года было произведено шесть выпусков, обучение прошло в общей сложности свыше 900 человек. В школы, открытые епархиями в других метах Китая, принимались дети верующих с китайским гражданством, что внесло определенный полезный вклад с точки зрения изучения культуры и искусства.

Чжан Хайбинь, Бюро переводов при ЦК КПК // Китайский информационный Интернет-центр
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com