Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Весна 2006 № 4 / РОССИЯ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ / Русское духовное наследие в Иерусалиме под угрозой исчезновения. Павел Платонов
 
Русское духовное наследие в Иерусалиме под угрозой исчезновения
 
12 марта в Иерусалимском отделении ИППО обсуждалась дальнейшая судьба русских построек в Иерусалиме. Принято решение привлечь внимание к этой проблеме и донести обеспокоенность общественных организаций и частных лиц, заинтересованных в восстановлении справедливости, до израильских властей.
      Русское духовное присутствие на Святой Земле имеет многовековую историю. Оно зародилось с принятием христианства на Руси и особенно ярко проявилось во 2-й половине 19-го века. На сегодняшний день россияне все больше узнают о многогранной деятельности русских благотворительных организаций, действовавших на Святой Земле. Для многих впервые открывается смысл важнейшего для России служения, которое осуществляли Русская Духовная Миссия (РДМ) в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО).
 
      Если заглянуть в прошлое своих семей, то многие из православных верующих смогут проследить у себя в роду предков, совершивших паломничество на Святую Землю. Православное паломничество всегда было неотъемлемой частью образа жизни верующего русского человека. Эта традиция уходит корнями в ту древнюю Русь, воспетую еще в литературном памятнике игумена Даниила в 12 веке, когда он пришел в Иерусалим ко Гробу Господню, для того, чтобы поставить неугасаемую лампаду с молитвой о земле Русской.

       К началу 20-го века, когда количество паломников достигало цифры 20 тысяч человек в год, на Святой Земле было построено множество подворий, приютов, больниц, православных монастырей, церквей, семинарий. Были созданы русская почта, консульство,  около 100 школ для местных жителей, а также большое количество объектов недвижимости, принадлежавших русским гражданам. Первая мировая война поставила под угрозу всё это величайшее культурное наследие, т.к. Россия вступила в войну с Османской империей, в состав которой входила Палестина. Всё русское имущество и недвижимость были отобраны турками, но в 1917 году в Палестину победоносно вступили британские войска генерала Аленби, что положило начало британскому Мандату над Палестиной. Часть имущества была возвращена тем русским гражданам, которые не могли вернуться в советскую Россию, а также эмигрантам, которые были обречены на изгнание. Однако британские власти возвратили далеко не всё русское имущество законным владельцам, используя политическую катастрофу в России, захваченную большевиками-атеистами, оборвавшую все невидимые нити, связывавшие на протяжении многих веков русский народ и Святую Землю.

       В 1948 году на территории Палестины было образовано государство Израиль и Хашимитское королевство Иордания. Одна часть русской недвижимости оказалась в Израиле, а другая в Иордании. На территории государства Израиль были возрождены Русская Духовная Миссия Московского Патриархата и Императорское Православное Палестинское Общество, переименованное в советский период в Палестинское Общество. В то же время на территории Иордании оставалась Русская Духовная Миссия, подчинявшаяся Синоду Русской Православной Церкви зарубежом. Недвижимость, находящаяся на территории государства Израиль, была оккупирована в 1948 году израильскими государственными структурами. Однако, в связи с возрождением деятельности РДМ МП и ИППО в Иерусалиме, израильтяне были вынуждены вернуть часть русского имущества, при этом все же удерживая за собой его большую долю. Далее начались имущественные споры между Церковью и израильскими властями, насильственно арендующими большинство русских построек.

       В начале 50-х годов резко меняется политика правительства государства Израиль по отношению к СССР, и передача русского имущества законным владельцам прекращается. Любые попытки возвращения русской недвижимости были обречены на провал. Русским постройкам в центре Иерусалима отводилась важная роль в перспективных планах молодого и динамично строящегося еврейского государства. Когда в 1959 году переговоры о русской недвижимости зашли в тупик, и у СССР не было никаких шансов на возвращение имущества, израильтяне предложили «выгодную сделку» по продаже русской недвижимости государству Израиль. «В любом случае это имущество останется за общественными структурами государства Израиль, либо оно будет продано СССР, либо перейдет к нам в долгосрочную аренду» (свыше 100 и более лет – прим. авт.), так было заявлено представителями специально созданного израильского госкомитета по русской недвижимости. После пятилетних торгов советское правительство во главе с Н.С. Хрущевым пошло на сделку, которая впоследствии получила название «апельсиновой», потому что от общей суммы (4,5 млн. долларов США) две трети были «выплачены» импортом израильских цитрусовых в СССР. Несмотря на то, что в 1964 году это было внушительной суммой, ее нельзя сопоставить с сотнями гектаров незаконно проданной русской земли. Важно отметить, что до сих пор эта сделка не имеет юридической силы. Ведь соглашение было подписано между правительствами, которые не являлись фактическими владельцами этой недвижимости. Во многих документах в  качестве  владельцев русских земель значатся частные лица, общественные и церковные организации, а также Русская Православная Церковь. Советское правительство никогда не являлось хозяином этих земель, однако было признано таковым государством Израиль. Еще одним немаловажным доводом против правомерности этой сделки является тот факт, что во время переговоров и при подписании соглашения ни разу не была задействована ни одна юридическая инстанция, и сделка осуществлялась вне правового поля. Так или иначе, в 1964 году Россия потеряла сотни гектаров земель и десятки величественных зданий, когда-то построенных на пожертвования русских людей.
 
Елизаветенское подворье со знаком ИППО, переданной советским правительством в 1964 году
Елизаветенское подворье со знаком ИППО,
переданное советским правительством государству Израиль в 1964 году
 
 
Русская больница ИППО, незаконно проданная советским правительством по "апельсиновой сделке".
Русская больница ИППО, незаконно проданная
 советским правительством по "апельсиновой сделке"

       В 1967 году были прерваны дипломатические отношения между СССР и  государством Израиль,  восстановленные лишь в начале 90-х годов. Но, несмотря на это, ничего не было возвращено из русской недвижимости законным владельцам в лице Русской Духовной Миссии и Императорского Православного Палестинского Общества до сегодняшнего дня. На неоднократные запросы и требования  российской стороны израильское правительство дипломатично молчит, более того строит далеко идущие планы по эксплуатации русских построек в центре Иерусалима. После длительной подготовки, в ноябре 2005 года кабинет министров правительства А. Шарона одобрил проект размещения в русских постройках в центре Иерусалима академии художеств «Бецалель», которая в этом году празднует свой 100-летний юбилей. В результате этих действий ставится под угрозу архитектурный облик Русского Иерусалима, созданного в 19-м веке Российской Империей. Таким образом, может быть нарушен неповторимый исторический и архитектурный вид Святого Града, а главное, навсегда исчезнет веками складывавшееся русское духовное наследие в Иерусалиме.
 
 
Свято-Троицкий собор в Иерусалиме, окруженный со всех сторон стоянками.
Свято-Троицкий собор в Иерусалиме, окруженный со всех сторон стоянками
 
       Одной из неотъемлемых частей Русского Иерусалима является Сергиевское подворье, не внесенное в «апельсиновую сделку». До сегодняшнего дня оно юридически числится за Императорским Православным Палестинским Обществом, но  эксплуатируется министерством сельского хозяйства государства Израиль. При этом на подворье находятся опечатанные комнаты, в которых до 1967 года находилась штаб-квартира ИППО. Помимо Елизаветинского и Николаевского подворий на территории  «Русского Иерусалима», вошедших в список проданной недвижимости по «апельсиновой сделке», кабинет министров предложил также отдать в эксплуатацию и Сергиевское подворье, что является вопиющим фактом, свидетельствующим о неправомочности действий со стороны правительства Израиля. Подобные акты совершаются также в отношении помещения Русской Духовной Миссии, большая часть которого арендуется израильским мировым судом.
 
Здание Сергиевского подворья в 19-м веке. Общий вид.
Здание Сергиевского подворья в 19-м веке. Общий вид.
 
 
Здание Русской Духовной Миссии, большая часть которого занято израильским мировым судом.
Здание Русской Духовной Миссии, большая часть
которого занято израильским мировым судом
        
        Можно привести еще один удручающий пример утраты русского наследия в Иерусалиме. На одной из самых важных исторических улиц Иерусалима, носящей название улицы Пророков, в 1887 году был куплен дом православным священником иеромонахом Вениамином, служившим в РДМ и собиравшим пожертвования для строительства приюта в Иерусалиме на протяжении многих лет. Изначально квартиры в этом доме предоставлялись (несмотря на неправославное вероисповедание) паломницам из Англии и Германии, не имеющим возможности остановиться в других местах. В 1889 году, в результате испытуемых сложностей в управлении и содержании подворья, иеромонах Вениамин безвозмездно передает этот приют в пользование Императорского Православного Палестинского Общества. Именно ИППО на тот момент было единственной организацией, способной эффективно содержать приют, удовлетворяя нужды его жильцов. Впоследствии старец Вениамин был избран почетным членом ИППО.
 
Вениаминовское подворье в 19-м веке
Вениаминовское подворье в 19-м веке
      
     5 июля 1892 года в день тезоименитства председателя ИППО великого князя Сергея Александровича были торжественно открыты новые ворота подворья  «с мраморной доской и с надписью золотыми буквами», а также знаком ИППО, спроектированные известным иерусалимским архитектором Георгием Франгия. Отец Вениамин выделил на это 100 наполеондоров, и ворота, по свидетельству смотрительницы подворья К. А. Хомутовой, «вышли краса всему городу. Его Высочеству не совестно будет иметь такой приют, все иностранцы любуются» (письмо надзирательницы К. А. Хомутовой к помощнику председателя ИППО М. П. Степанову, 7 октября 1892 г.). В августе 1893 на пожертвования русских паломников иеромонах Вениамин строит новый корпус на участке подворья. 10 сентября 1897 года старец Вениамин отошел ко Господу и его отпевание возглавил лично Патриарх Иерусалимский Дамиан. Отец Вениамин был похоронен на православном кладбище на горе Сион. После его смерти подворье, официально оформленное на имя председателя ИППО великого князя Сергея Александровича, в память о благочестивом старце стало носить имя Вениаминовского.
 
Ворота Вениаминовского подворья. Современный вид.
Ворота Вениаминовского подворья. Современный вид.


       В отличие от других русских подворий, предоставлявших временный, как правило, сезонный (с Рождества до Пасхи) приют паломникам, это была своеобразная богадельня, где за небольшой вступительный взнос русские женщины, желавшие окончить свои дни в Иерусалиме, могли «откупить» себе или отдельную комнату, или место в общей (с 2-3 совладелицами). Вениаминовский приют пользовался доброй славой среди обитательниц Русской Палестины. Во всяком случае, на каждое вакантное место немедленно находилось несколько желающих, и нередко, чтобы соблюсти справедливость в очередности, требовалось вмешательство Совета ИППО из Петербурга.
 
       Поскольку Сергиевское подворье, в котором располагалась контора управления ИППО, находилось рядом с Вениаминовским приютом, то в период Британского мандата работники ИППО жили на Вениаминовском подворье вместе с постоянными его обитателями. После образования государства Израиль в 1948 году улица Пророков вместе с Вениаминовским подворьем оказались на территории государства Израиль. Там остались русские православные люди, жившие в Иерусалиме, и не пожелавшие перейти на сторону Иордании в восточный Иерусалим. В начале 60-х годов, когда готовилась «легендарная апельсиновая сделка», несмотря на то, что во всех официальных бумагах Вениаминовское подворье было записано на имя председателя ИППО, оно было продано советским правительством государству Израиль, которое и разместило в нем израильскую благотворительную организацию «Яд Сара», по сей день занимающую помещение приюта.
         
Здание Вениаминовского подворья. Современный вид.
Здание Вениаминовского подворья. Современный вид.
       
     Сегодня, в рамках проекта муниципалитета Иерусалима по расширению улицы Пророков, планируется снос Вениаминовского подворья как «здания, не представляющего никакой архитектурной ценности». Несмотря на возрождение связи России и Святой Земли и увеличение потока паломников в Иерусалим, продолжается планомерное обезличивание и стирание исторической памяти Русской Палестины. Самое парадоксальное то, что никакая из правозащитных организаций, включая ЮНЕСКО,  и не говоря уже о российских организациях, призванных защищать русское историческое наследие, даже и не помышляет хотя бы о привлечении общественного внимания к этой немаловажной проблеме. ИППО,  несмотря на совсем недавнюю активизацию своей деятельности в Иерусалиме, пожалуй, первая из российских организаций, которая уже сделала первые шаги в попытке возвращения еще уцелевших памятников русской культуры на Святой Земле. Мы надеемся, что люди, которым дорога судьба русского культурного наследия на Святой Земле, не останутся равнодушными к поднятой теме и примут активное участие в  его возвращении России.

Председатель Иерусалимского отделения ИППО
© Павел Викторович Платонов
 
Публикация 12 марта 2006 года. Все права защищены
Полная или частичная перепечатка и цитирование только по письменному разрешению Иерусалимского отделения ИППО  и по согласованию с редакцией сайта "Православный поклонник на Святой Земле" в Иерусалиме
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com