Библейские сюжеты в русской живописи. От Авраама до Иакова
Явление Бога Аврааму
в виде трех странников (Троица ветхозаветная)
Однажды,
в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба,
у входа своего шатра,
и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников.
Он сразу же встал
и побежал
на встречу им, поклонился
до земли
и стал звать их
к себе отдохнуть под деревом
и подкрепиться пищею.
Странники зашли
к нему.
По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб,
тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока
и лучшего жаренного теленка
и стал угощать их.
И они ели.
И сказали они ему: «где Сарра; жена твоя?»
Он ответил: «Здесь,
в шатре».
И сказал один
из них: «через год Я опять буду
у тебя, и
у Сарры, жены твоей, будет сын».
Сарра, стоявшая сзади
у входа
в шатер, слышала эти слова.
Она засмеялась про себя
и подумала:
мне ли иметь такое утешение, когда
я ужесостарилась?
Но странник сказал: «зачем Сарра засмеялась?
Есть ли что трудное для Господа?
В назначенный срок Я буду
у тебя и
у Сарры родится сын».
Сарра же испугалась
и сказала: «я
не смеялась».
Явление Аврааму трех ангелов
у дуба Мамврийского.
Карл Павлович Брюллов.
1821 г. Холст, масло, 113×144.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Написав картину
на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась
на академическойвыставке
1821 года.
Авраам – родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
В полуденный зной
к Аврааму, сидящему
у шатра, раскинутого
в Мамврийской дубраве, подошли три путника
и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей,
не подозревая,что это ангелы.
За трапезой один
из них предсказал Аврааму, что
у него родится ребенок.
В скором времени пророчество сбылось –
у женыАвраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).
|
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака.
А. А. Иванов. 1850-е. 23,7×29,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«И сказали ему: где Сарра, жена твоя?
Он отвечал: здесь,
в шатре.
И сказал один
из них: Я опять буду
у тебя
в это же время
[в следующемгоду],
и будет сын
у Сарры, жены твоей.
А Сарра слушала
у входа
в шатер, сзади его.
Авраам же
и Сарра были стары и
в летахпреклонных,
и обыкновенное
у женщин
у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав:
мне ли, когда
я состарилась, иметь сие утешение?
и господин мой стар.
И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама
в себе] рассмеялась Сарра, сказав: „неужели
я действительно могу родить, когда
я состарилась“?
Есть ли что трудное для Господа?
В назначенный срок буду Я
у тебя
в следующем году, и [будет]
у Сарры сын.
Сарра же
не призналась,
а сказала: я
не смеялась.
Ибо она испугалась.
Но Он сказал [ей]: нет,
ты рассмеялась».
Книга Бытия
|
Троица Ветхозаветная.
Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло, бронза. 61×88.
Костромской государственный объединенный
художественный музей
Троица Ветхозаветная.
М. В. Нестеров.
Мозаика иконостаса храма Воскресения Христова
Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло
на почве христианской духовной традиции.
Оно вдохновлялось идеей
о православиикак движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям
и иконам.
В
1890 году Нестеров принял предложение
В. М. Васнецова работать
во Владимирском соборе
в Киеве. Здесь им были созданы более
30 крупных композиций,
а также иконы для иконостаса.
Его манила задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей высот
в творениях древних мастеров.
Источником нестеровской образности и
в церковных работах остается живая жизнь.
В многочисленных натурных эскизах
он прорабатываетдетали композиции, человеческую фигуру, лицо.
Еще дальше по пути сближения
со стилистикой модерна Нестеров идет
в росписях для храма Александра Невского
в Абастумани
в Грузии. Более значительными представлялись ему его монументальные росписи
в церквиМарфо-Мариинской обители
в Москве. Основные росписи
он выполнил опираясь
на конкретные зрительные впечатления. Только
в образах, выполненных для иконостаса,
он использовал лаконизм линий
и обобщенность силуэтов церковных первоисточников. Художнику удалось внести
в церковную живопись
и новое, поэтическое мироощущение
и новый стиль,
и новые краски.
Намерения Нестерова возродить большой стиль древнего монументального искусства
на основе изучения византийских образцов подкрепляются его высказыванием
о древнем искусстве: «В „Византии“
я увлекаюсь […] тем, что […]
в неприкосновенности дошло
до нас, –
я увлекаюсь заложенной туда живучей силой […] Верю в
ее будущность, как и
в будущность серьезной
и творческой силы русского народа,
в судьбе которого есть общие мотивы
с Византией».
Возникшая
в Византии иконография «Троица Ветхозаветная» получила свое осмысление
в древнерусском иконописании. Следуя этому осмыслению центральное место
в композиции Нестеров отводит трем крылатым ангелам. Положение
их фигур, повороты голов
с нимбами,соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг. Картина являет предвечный совет Святой Троицы
об избавлениирода людского
от первородного греха и
о жертвенном акте Сына Божия для спасения человечества
от духовной смерти. Родон.
|
Троица.
Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин.
1915 г.
|
Авраам
и три ангела.
Марк Шагал.
1954–1967 гг.
Музей Марка Шагала, Ницца
|
Сара
и Ангелы
Марк Шагал. Париж,
1960 г. Литография, бумага. 52,5×38 см
«Он (Авраам) возвел очи свои
и взглянул,
и вот, три мужа стоят против него…
И сказали ему: где Сара, жена твоя?
И сказал один
из них: …
и будет сын
у Сары, жены твоей.
А Сара слушала
у входа
в шатер, сзади его». (Первая книга Моисея Бытие 18,
2 9-10) |
По материалам официального портала Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)