8 февраля
в Галерее
д’Арте-Модерна Палаццо Питти (Флоренция, Италия) открывается выставка «От иконы
до Малевича. Шедевры русского Музея».
На экспозиции будет представлено
40 произведений живописи
XVI-ХХ веков
из коллекции Государственного Русского музея, отражающих основные этапы
и особенности развития русского искусства
от иконописи
до авангарда. Выставка посвящена Году русской культуры
и русского языка
в Италии.
Русская иконопись достаточно хорошо известна европейскому зрителю, поэтому
в состав экспозиции включена лишь одна икона – «Спас Вседержитель
на троне,
в Силах»
XVI века. Гораздо менее знакомо европейцам светское искусство России
XVIII века. Представленные
на выставке картины Ивана
и Романа Никитиных демонстрируют, как сложно давался живописцам переход
к европейскому типу изображения.
В
XVIII – начале
XIX века русская культура была ориентирована
на европейскую:
в России работали иностранные архитекторы, живописцы, скульпторы,
а русские художники учились
за рубежом. Особенно тесными были связи
с Италией. Многие русские живописцы
и скульпторы жили там, совершенствуясь
в мастерстве.
Это и Карл Брюллов,
и Орест Кипренский,
и Сильвестр Щедрин. Италия предоставляла им творческую свободу, которой
в то время
у них
не было
в России.
В состав выставки
из произведений первой половины
XIX века включены как те, которые были созданы
до отъезда
в Италию (Кипренский
«Портрет Е. В. Давыдова»), так и те, что созданы
во время пребывания
в этой стране (Кипренский
«Портрет Е. С. Авдулиной»; Брюллов «Итальянский полдень»),
а также по возвращении
в Россию (Брюллов
«Портрет Е. П. Салтыковой»;
«Портрет А. К. Толстого
в юности»).
В начале
XIX века, помимо художников романтического направления, прошедших школу европейского искусства, были и те, кто стремился
к отражению
в искусстве окружающей действительности.
На экспозиции представлены произведения Алексея Венецианова
и его последователей Григория Сороки
и Никифора Крылова.
Во второй половине
XIX века многие
художники — Иван Шишкин, Василий Суриков, Архип Куинджи, Илья
Репин — обращались
в своем творчестве
к национальной истории, природе России, образам современников.
На выставке представлен ряд
их произведений.
На рубеже
XIX–XX столетий
в русском искусстве утверждается многообразие стилей
и направлений.
На примере трех
художников — Михаила Нестерова, Михаила Врубеля
и Валентина
Серова — можно увидеть творческие искания мастеров живописи
этой эпохи.
Первые два десятилетия ХХ века – период созревания
и развития русского авангарда. Неопримитивизм Натальи Гончаровой
и Михаила Ларионова, экспрессионизм Василия Кандинского, аналитическое искусство Павла
Филонова — произведения, отражающие все грани русского авангарда представлены
на экспозиции.
Завершает выставку «Автопортрет» (1933) Казимира Малевича.
В этом произведении нашло отражение восхищение Малевича эпохой итальянского Ренессанса, выдающиеся мастера которого жили
и творили
во Флоренции.
Выставка проходит при поддержке компании Morgan Stanley.