Иерусалим — это больше, чем просто город.
Этот город уже
на протяжении многих веков считается
во всем мире святым,
и множество людей ежегодно осуществляют паломничество в Иерусалим, как и
в библейские времена. Иерусалим поистине впечатляет, это уникальная мозаика христианских, мусульманских
и иудейских святынь – древнейший город трех религий. Старый Иерусалим поражает своей красотой
и исторической древностью.
Он овеян дымкой древних библейских легенд, которые неизменно притягивают путешественников
и паломников всех религий. Многие святыни обустроены храмами
и являются местами паломничества миллионов христиан разных веков
из разных стран.
Вид
на Иерусалим
со смотровой площадки
Мы ждали встречи
с этим главным городом мира,
и трепет охватил душу, когда
на горизонте появились первые строения Иерусалима.
Вот мы поднялись
на Масличную (Елеонскую) гору – одно
из значимых мест, связанных
со Страстями Христа.
Вот мы
в Гефсиманском саду, где Иисус так почувствовал Свое одиночество
в преддверии предстоящего Ему испытания.
Сюда в Гефсиманский сад Иисус приходил
со своими учениками, здесь
он молился перед самым своим арестом, здесь Спаситель был предан
и взят воинами.
С вершины этой горы воскресший Христос вознесся
на небо. Сострадание
и восхищение главным
и последним подвигом Его земной жизни
наполняли нас.
На площади перед входом
в Храм Гроба Господня
А вот
и святая святых – Храм Гроба Господня, место спасения человеческого рода. Главный храм христианского мира, где заключены святыни
и свидетельства Воскресения
Христова — Голгофа
и Гроб Господень,
а также другие святые места, связанные
с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями
и Воскресением. Колоссальный Храм Гроба Господня
с утра
до вечера полон гула, верующие
со всего мира стремятся
хотя бы раз
за свою жизнь побывать
в этом святом месте. Здесь все связано
с именем Христа.
Подъем по лестнице, ведущей
на Голгофу
У места Распятия На Голгофе
Мы входим
в Храм Гроба Господня, справа
у входа наверх ведут две крутые лестницы
на Голгофу. Поднявшись,
мы попадаем
на место, где стоял крест,
на котором был распят Христос.
В глубине высится Распятие над открытым престолом.
Под престолом
в полу помещен серебряный диск
с отверстием
в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест
с распятым Иисусом.
Мы поклонились месту Распятия, почувствовали эту печаль
и горе здесь,
на Голгофе, побывав
на месте наибольших, крестных, страданий.
У Камня Миропомазания
Спустившись вниз по лестнице,
мы преклонились перед Камнем Миропомазанья.
На этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое
с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением. Никогда мы
не чувствовали такую близость
к евангельской истории, как прикасаясь
к Камню Миропомазанья.
Чувства, которые овладевают людьми здесь,
у каждого свои, поэтому
не имеет смысла описывать сокровенное это место. Практически
у всех слезы
на глазах, благодать там очень сильно чувствуется.
Если есть
какие-то переживания, то они приобретают материальный образ, связанный
с увиденным,
и обыденное отступает сразу
куда-то. Необыкновенное облегчение
и спокойствие наступают
внутри тебя.
Кувуклия — часовня над пещерой Гроба Господня
Пройдя дальше,
мы видим небольшую купольную часовню, поставленную над пещерой Гроба Господня
(«кувуклия» — опочивальня). Часовня имеет два придела: придел Ангела, здесь
мы видим фигуру сидящего
на гробовом камне ангела
и собственно гробница, куда ведет низкий
проход — проходя по нему, невольно склоняешься
в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами, имеет два метра
в длину
и полтора метра
в ширину.
В ней
и находится вделанное
в стену мраморное надгробие. Приложились
в Кувуклии
к Гробу Господня
и почувствовали радость совершившегося здесь Воскресения.
Мы заходим
в большой зал, расположенный прямо напротив входа
в пещеру Гроба Господня.
В нем, по православной традиции, находится символический христианский центр Земли, место спасения всего человеческого
рода — Пуп Земли. Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь стоит символическая невысокая мраморная чаша
с шаром внутри,
на котором начертан крест.
По существующей традиции,
мы прикоснулись
на счастье
к чаше, символизирующей
Пуп Земли.
И вот
мы приехали
в Вифлеем,
и стоим
на большой, вымощенной камнем площадью перед Храмом Рождества Христова, который посвящён главному событию, изменившему судьбу всего мира
и начавшему современное летоисчисление, один
из древнейших
на Святой Земле. Вифлеемская
звезда — эти слова для любого христианина навсегда связаны
с рождением Спасителя. Поскольку
во время переписи населения мест
на постоялых дворах уже
не было, святое семейство было вынуждено остановиться
в пещере, где Богоматерь «родила Сына своего…
и положила его
в ясли».
Над этими каменными яслями, сохранившимися
и доныне, возведена Базилика Рождества.
В Храме Рождества Христова
В Пещере Рождества Христова
В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову,
как бы кланяясь Самому Младенцу.
В народе эти двери называются «вратами смирения». Пещера, где родился Спаситель мира, является подземным храмом базилики.
Для того чтобы попасть
в пещеру,
мы проходим через створчатую дверь, наполовину вросшую
в землю, затем спускаемся по большим каменным ступеням
к месту рождения Иисуса Христа. Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором.
В центральной нише находится престол,
а под ним
на полу лежит серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда Пресвятая Богородица родила Младенца Иисуса.
Мы преклоняем колена перед алтарем
и благоговейно прикладываемся
к серебряной Звезде.
Рядом
с Пещерой Рождества есть грот
с нишей, в который ведут несколько ступенек.
В эти ясли Дева Мария
и положила маленького Иисуса.
Если честно,
в храме
от одного присутствия Божия и
от благодати, которая нисходит
на тебя свыше, слезы
на глаза наворачиваются, наверное,
от счастья.
У Вифлеемской иконы Пресвятой Богородицы
В нескольких метрах справа
от спуска
в Пещеру Рождества Христова,
у стены,
в деревянном киоте расположена Чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы. Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована
в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом.
Риза ее изготовлена
из платья преподобномученицы Елисаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой,
1864–1918 гг., председательницы Императорского Православного Палестинского Общества с
1905 по
1917 гг.).
Эта икона особо отличительна тем, что это единственная
из прославленных икон Божией Матери,
на которой Пресвятая Дева изображена улыбающейся.
С молитвами,
с просьбами
в душе
мы преклонились перед Святым Образом,
во всякой нужде
и любых жизненных обстоятельствах
мы обращаемся
с молитвами
к Пресвятой Богородице,
и никто никогда
не бывает оставлен нашей Усердной Заступницей, Отрадой
и Утешением всех людей. Когда смотришь
на лик Богоматери, такое ощущение, что смотришь в Её живые
и любящие глаза,
и чувствуешь любовь, которая исходит
от иконы
к тебе,
и любовь эта всеобъемлюща, она проникает
в твое сердце,
и греет
в прохладе храма.
В моей жизни
и вообще
в жизни того, кто побывал
на Святой Земле, свершилось главное событие. Пребывание
на Святой
земле — это поистине встреча человека
с Богом.
И это –
в сердце, никакими словами
не выразить силу впечатления
от Святой Земли.
Это не понять головой, это надо почувствовать душой.
Она лишь может вместить все эти впечатления
от пребывания
на земле Спасителя,
в местах святых, ставших уже для тебя близкими
на всю жизнь. Ощутив духовную благодать, побывав
в Святой Земле, уже
с большим осмыслением
и проникновением истинно великого, святого хочется снова
и снова
вернуться сюда.
Иерусалим — Вифлеем, сентябрь
2010 г.
Алексей Иванович Синявский,
председатель Владимирского отделения Императорского Православного Палестинского Общества