Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Весна 2008 № 12 / ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ / Путевые заметки. Москва – Иерусалим – Аман – Акаба – Аман – Москва. 2-13 января 2008 г. Сергей и Ирина Ивановы
Путевые заметки
Москва – Иерусалим – Аман – Акаба – Аман – Москва
2.01.08 – 13.01.08
 
От большого количества впечатлений, ясно понимая, что переварить увиденное будет трудно, решили делать записки. Опять же фотографии без комментариев не очень удобно смотреть. J*
 
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
 
Когда планировали поездку, сразу решили: ни в коем случае не брать неправославного гида. Наслушались историй о том, как легко можно за 50 долларов попасть без очереди к любой Святыне. Не хотелось наткнуться на такого «шустрого» и «умелого» гида. Да и вообще, хотелось с верующим человеком по Святым местам ходить. Поэтому попросил помощи у знакомого батюшки из Александра Невского (в Новосибирске) отца Константина, он передал меня отцу Владимиру, а он уже дал контакт монахини матушки Серафимы из монастыря Марии Магдалины (причём записывал адрес я уже в самолёте перед вылетом из Москвы…)
 
1-й день. 3 января 2008 г. (четверг)
 
Остановились в отеле «Цитадель Давида». Рядом со Старым городом. Позднее выяснилось, что от него до Храма Гроба Господня всего 5 минут пешком, вот как нам повезло.
 
Встали утром, взяли такси и поехали в монастырь Марии Магдалины искать матушку Серафиму – единственный наш шанс получить гида в эти предпраздничные дни.
 
По дороге остановились на Елеонской горе. Удивительные виды, прекрасная погода. Получилось сделать хорошие фотографии Старого города.
 
На Елеонской горе
На Елеонской горе
 
По дороге же впервые подумал о том, что ж делаем. Впервые приехали на Святую землю и совсем не подготовили главную часть поездки. Если контакт отца Константина не сработает – вообще ведь останемся без гида. И даже если уже буду готов согласиться на неправославного, наверняка, все ведь заняты уже. В таких вот мыслях приехали к матушке Серафиме, и самые худшие опасения стали подтверждаться, но об этом чуток позже.
 
В монастыре, на наше удивление, практически не было паломников и богомольцев. Не приехала ещё основная волна из России. Поклонились мощам преподобномучениц Елизаветы и Варвары. Как-то не верилось, что в таком месте находимся. Подышали воздухом этой благодатной обители, нашли мать Серафиму, и здесь нас ждало первое испытание –разочарование (как уже упомянул выше): мать Серафима оказалась очень занята подготовкой к празднику и отправила нас в Русскую духовную миссию с советом прибиться к какой-нибудь группе. Причём мысль, которую поняли отчётливо – шансов найти православного гида для индивидуальных экскурсий практически равны нулю, все загружены работой.
 
Русский храм св. Марии Магдалины в Гефсиманском монастыре. © Фото Сергея Иванова
Русский храм св. Марии Магдалины в Гефсиманском монастыре
 
 
В иконной лавке Ириша купила икону Иерусалимской Божьей Матери, и матушка-продавец посоветовала спуститься к Храму Гроба Божьей Матери и освятить иконку (только сказала, что скорее всего не успеем, так как в это время там уже закрыто). Храм (точнее родовая усыпальница Богоотец Иоакима и Анны) оказалась в 200 метрах от монастыря, и это был первый чудный случай. Первая Святыня Иерусалима, которую никак не ожидали и не планировали посетить. Матушка даже назвала её второй по значимости после Гроба Господня. Оказалась открытой. И опять безлюдно. Поклонились гробнице, иконе Иерусалимской Божьей Матери, иконе Богоотец Иоакима и Анны (в их приделе) и двинулись дальше.
 
Спуск в гробницу Божией Матери в Гефсимании
Спуск в гробницу Божией Матери в Гефсимании
 
Взяли такси. Ирина нашла православного араба-палестинца, который пытался загнать ей крестик серебряный за 10 шекелей. За  40 шекелей доехали до Русской миссии. После долгих поисков нашли-таки нужную дверь. Позвонили. Открыла монахиня и уже гораздо жёстче, чем матушка Серафима определила – где ж вы были родненькие? Хорошего гида, мол, уже не найдёте, так что прибивайтесь к какой-нибудь группе.  И дала телефоны экскурсоводов (Павла и Ирины). Позвонили по первому – Павлу Платонову. Он оказался удивительным образом свободен именно в те дни, которые нам были нужны (6 и 7 января). Мы ему предложили занять ещё и сегодняшний день поездкой в Вифлеем, он согласился. Встретились в 15-00 в лобби отеля и с арабским водителем поехали в Вифлеем (евреев с израильским паспортом на территорию Палестинской автономии не пускают).
 
Итак, началась наша паломническая экскурсионная программа с Вифлеема (Бейт-Лехем, как его называют здесь).
 
Заехали со стороны Бейт-Джалы (пригорода Вифлеема) – это объездная дорога, в обход основного перехода, где серьёзно проверяют документы. В этом месте блок-пост был пустой, никто не остановил. На Палестинской стороне стало попадаться уже много полицейских с АКМами. Реальный Ближний Восток. Вообще в Иерусалиме встретить человека с автоматом – норма. Солдаты в увольнение уходят с боевым оружием.
 
Итак, перед нами Базилика Рождества. Этот храм, как и Храм Гроба Господня, находится в совместном пользовании у основных христианских конфессий. Чуть ли не единственное здание, сохранившееся со времён византийских построек. Персы в 614 году не разрушили, потому что в это место приходили персидские волхвы-мудрецы. Вход в Базилику два раза закладывался, защищая Святыню от въезда бедуинов на конях. И в наше время, для того, чтобы войти в храм, нужно поклониться в пояс.
 
На фоне базилики Рождества в Вифлееме
На фоне базилики Рождества в Вифлееме
 
В Базилике Рождества  Христова – пусто. Опять, Слава Богу, без суеты поклонились святыням (Вифлеемская Звезда, пещера Рождения Спасителя, ясли, место, где лежали дары волхвов). Потянулись на выход - и сразу за нами навалила толпа туристов…
 
Павел попросил местного араба открыть пещеру убиенных Иродом Вифлеемских младенцев. Спустились и туда.
 
Вернулись в храм, поклонились иконе Вифлеемской Божьей матери (есть на фотографии).
 
Так же на фотографии есть колонна, из которой вылетели пчёлы и покусали осквернителей Храма. Сохранились отверстия, из которых они вылетели.
 
В православном приделе есть колонна с изображением Спасителя и святителя Николая Чудотворца, которая мироточила в 1991 году – году, в котором началась первая интифада (вооруженный конфликт арабов с евреями).
 
Примерно час фотографировали, поэтому не успели зайти в храм «Молочной пещеры». Место, где Богородица кормила Спасителя, и от капли упавшего молока вся пещера стала белой, и до сих пор таковой является. Сейчас на этом месте католический храм. Закрылся в 17-00. Пыль этой пещеры помогает женщинам, молящимся о даровании детей.
 
На выезде заехали в православную греческую лавку. Потратили немного денег, попили арабского кофе и поехали отдыхать. Кредитная карточка, кстати, отказалась работать, т.к. я разблокировал её только на 2 страны, Израиль и Иорданию, а Палестина, оказывается, имеет свою автономную банковскую систему и чтобы пользоваться кредиткой в Палестинской автономии, её нужно отдельно разблокировать.
 
На обратной дороге, на въезде в Израильскую территорию, нас остановили и подержали, проверяя документы.
 
В отель приехали около восьми вечера.
 
2-й день. 4 января 2008 г. (пятница)
 
Итак, первый полноценный день, посвящённый поклонению Святыням Старого города.
 
Начали с Русских построек. Это квартал, застроенный во второй половине 19 века и в начале 20-го. Русская больница, здание Русской Духовной Миссии (наполовину в принудительной аренде, частично расположен суд), Николаевское подворье, Елизаветинское подворье (тюрьма  сегодня) и Сергиевское подворье (частично занятое в принудительной аренде Минсельхозом местным). Утеряны здания были во времена Хрущёва, Павел рассказал о какой то "апельсиновой сделке", в результате которой Советский союз за бесценок продал эти здания (почти все) Израилю. Трое русских, которых мы встретили, рассказали нам о проекте Гайдамака и Абрамовича, которые выделяют деньги, для того чтобы вернуть часть русских построек России. Все впечатлены щедростью русских миллиардеров... Цифры фигурируют – от 50 до 100 миллионов долларов.
 
Центр русского квартала – Свято-Троицкий храм (действующий), принадлежит РПЦ МП. Все русские постройки оказались в 3-х минутах ходьбы от нашего отеля.
 
К Старому городу вышли со стороны Новых ворот и стали спускаться вниз вдоль городской стены. Прошли мимо Дамасских ворот (из которых юноша Савл вышел в Дамаск преследовать христиан).
 
Вошли в Старый город через Львиные ворота (их ещё называют Гефсиманскими, по близости к Гефсиманскому саду или Стефановыми воротами, по близости к месту, где побили камнями первомученика Стефана). Они расположены в 200 метрах правее ворот, в которые Спаситель въехал в Иерусалим, перед тем, как принять смерть на Кресте (Вход Господень в Иерусалим). Эти ворота сегодня заделаны, и прямо перед ними находится мусульманское кладбище.
 
Первая остановка – греческая Церковь Рождества Божьей Матери и пещерка, которая была домом свв. Богоотец Иоакима и Анны. Именно в этом месте родилась Пресвятая Богородица.
 
Пещерная часовня на месте дома свв. Богоотец Иоакима и Анны
Пещерная часовня на месте дома свв. Богоотец Иоакима и Анны
 
Затем зашли на католическую территорию, по их преданию, место Рождества Божией Матери находится чуть дальше – уже на их территории, которая примыкает к православному храму.
 
На этой территории расположен археологический парк с раскопками, которые показывают, как выглядели эти места во времена Спасителя. Больше всего впечатляет глубина. За 2000 лет уровень земли поднялся почти на 10 метров в этом месте. С этим же местом связано евангельское событие – здесь Спаситель исцелил расслабленного.
 
Вторая остановка – Лифостротон (территория католиков). Место, где Спасителя осудили, пытали, и где римские воины делили ризы Спасителя (его одежды). Сохранились даже вычерченная в камне «игра-считалка» римлян.
 
Третья остановка – Претория. Темница Спасителя, где он провёл ночь, перед тем как его повели на Голгофу. Темница, где Он был закован в колодки и где Ангелы утешали Его.
 
Претория. Темница Христа
Претория. Темница Христа
 
Реальность происходящего начала накатывать с невероятной силой, вдруг те события, из каких-то далёких легенд и историй прямо на твоих глазах начали приобретать конкретный смысл. Это жуткое место! Маленькая крохотная пещерка. Холодные камни, на которых Он провёл ночь, к которым был прикован. Здесь начинает доходить, что же испытывал Господь тогда ради нас. Опять Божьим промыслом, в течение почти 5 минут были одни (ни паломников, ни туристов), получилось сделать несколько фотографий и спокойно помолиться. Как только стали выходить, вошла большая группа русских паломников. Слава тебе, Господи за то, что даёшь возможность приложиться к твоим Святыням без искушений и суеты паломническо-туристической.
 
Далее пошли по Крестному пути Спасителя.  Больше всего запомнились две остановки. Первая – камень с отпечатком ладони, когда Спаситель упал и облокотился рукой о камень – место где, житель Иерусалима Симон Киринейский взял крест Спасителя. Камень вынули и вмонтировали в стену, рядом с этим местом. Вторая – место, где Спасителю дали вытереть пот, и на полотенце отобразился лик Спасителя – нерукотворный образ.
 
Таким вот образом, не спеша, подошли к Храму Воскресения (или Храму Гроба Господня) со стороны коптского придела (копты, как и эфиопы с армянами не были на Халкидонском соборе, поэтому их ещё называют дохалкидонскими церквями). Кстати сказать, вдоль всего Крестного пути сейчас самый что ни на есть настоящий ближневосточный базар – лавки, торговля, зазывалы. Всё так же, как и во времена, когда Спасителя вели к Голгофе…
 
Зашли на площадь перед Храмом Воскресения и решили сделать остановку, отдохнуть, перекусить и перевести дух от впечатлений, подготовиться к главной цели нашего путешествия – Святыням Храма Воскресения (Камень миропомазания, Голгофа, Гроб Господень, место обретения Честного Креста)
 
По пути к уличному кафе, зашли в Александровское подворье (храм Александра Невского) – очень важное евангельское место. Здесь находятся Судные врата – в евангельские времена это была окраина города. Рядом с Судными вратами слева находится «игольное ушко». Игольное ушко, оказывается не образное выражение, которое привёл Спаситель (легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное). Это конкретное место в городской стене, как раз рядом с Судными вратами. Игольное ушко – это городские ворота, через которые в город впускали пеших, своеобразный древний блок-пост, для более лёгкого контроля входящих в город. От этого ещё страшнее стало. Потому что через иголку-то понятно верблюд даже гипотетически пролезть не может. А через эти ворота так же нереально, но если верблюда этого забить да разделать – тогда реально. Помяни нас, Господи, во Царствии своём.
 
Порог Судных Врат. Александровское подворье
Порог Судных Врат. Александровское подворье
 
Александровское подворье известно и как «Русские раскопки». На этом месте заканчивалась древняя Базилика «Анастазис» - Воскресения Господня, построенная святыми равноапостольными императорами Еленой и Константином. И красный престол по середине храма на фотографии – это престол древнего Храма, найденный во время раскопок.
 
По пути поднялись на колокольню протестантского храма, полюбовались видами Иерусалима и сделали несколько панорамных снимков.
 
Покушали арабского постного «фаст-фуда». Блюдо называется фалафель (это такой специальный горох, приготовленный как котлета – и по вкусу почти мясо J) – лепёшка двухсторонняя, внутри вкуснейшая штука из гороха и соуса из тмина. И первый раз попробовали местного чёрного чая со свежими листиками мяты – всю дорогу после только его и пили J. За всё отдали 80 шекелей и двинули к нашей главной цели.
 
Описывать Храм Воскресения и все его Святыни очень трудно, потому что невозможно найти слова, чтобы передать ощущения и впечатления. Как он устроен внутри, внизу привожу отрывок из статьи Сергея Путилова «Гроб Господень – разделённая Святыня» с сайта «Россия в красках», где об этом очень хорошо написано.
 
Несколько набросков:
  • Ощущение такое, что находишься в центре мира, главной точке земли. В греческом приходе находится, к слову сказать, символический «пуп земли» (есть на фото)
  • Очень много туристов… Русских (группы, которые привозят одним днём из Египта), итальянских и восточных (китайцы или японцы). Именно туристов, а не паломников. Туристы выделяются повышенным шумоизвлечением, женщины обычно с непокрытыми головами, многие в брюках. Для туристов – это музей, историческое место, а уже потом, Святыня. Но Павел дал интересное определение паломника, точнее, чем отличается турист от паломника. Если, уехав из Иерусалима, душа откликнулась и изменилась – тогда уже не турист. Турист тогда становится паломником. Точно подмечено. Убереги Господи нас от туристических поверхностных впечатлений. Помоги растопить наше жестокосердие, разожги в нас огонь Страха Божьего, истинного Покаяния и Любви.
  • Трудно стоять в очереди, потому что очередь напоминает не ожидающих встречи со Святынями, а очередь в музей. Нам грешным всё ведь мешает, не можем отрешиться и в страхе Божьем не слышать ничего и молиться про себя. Нам ведь обязательно тишину подавай. Прости Господи маловерие наше и дух осуждения! Помоги всем приходящим к Тебе разжечь огонь веры.
  • Нерелигиозные гиды, которые водят группы по храму, как экскурсии в музее. Из гидов много нерелигиозных евреев, начитанных, знающих историю, но никакого уважения к Святыням не питающих. Потому что, мне кажется, любой религиозный человек с уважением относится к Святыням чужой веры. Здесь же – лекция прямо у Кувуклии. Люди стоят в очереди и вместо того, чтобы молча подготовиться слушают гида, который часто такое несёт, что хочется уши заткнуть… Прости Господи!
  • Главная Святыня христианского мира никак не выглядит внешне соответствующе этому. Стены обшарпаны, купола бледны. В общем, вид давно не ремонтировавшегося помещения. В статье, которую привожу в приложении, написано о том, что главная причина в том, что католики, православные, армяне, эфиопы и копты не могут договориться, соблюдая «статус-кво». Все боятся, что тот, кто отремонтирует, получит дополнительные права на часть Храма.
Поклонились всем Святыням Храма Гроба Господня. Сначала прошли по всем приделам, спустились в пещеру обретения Креста, поднялись на Голгофу, приложились к Камню Миропомазания и, наконец, поклонились Гробу Господню (он находится в центре храма, внутри часовни, которая называется Кувуклия). Вход в Кувуклию охраняют греческие монахи, они же управляют очередью. Пускают по пять человек, на несколько секунд – но даже этого времени хватает, чтобы понять, Где ты находишься.
 
Лампады разных конфессий у камня Миропомазания в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Лампады разных конфессий у камня Миропомазания
в храме Гроба Господня в Иерусалиме
 
 
Голгофа. © Фото Сергея Иванова
Голгофа
 
 
Часовня-Кувуклия над Гробом Господним
Часовня-Кувуклия над Гробом Господним
 
На выходе нас догнал араб-сторож, который стоял на входе в Кувуклию (оказался знакомый Павла). Пригласил в греческий православный монастырь св. Авраама, где живут святогробские монахи и открыл сторожку, где дал в подарок елей, освящённый на Гробе Господнем, и показал знаменитый ключ, которым закрывается Храм Гроба Господня (ржавый такой и неприглядный J)
 
После Гроба Господня последней точкой сегодняшнего дня была святая гора Сион. Сионская горница – место, где Святой Дух сошёл на апостолов. В этом же месте была горница Тайной Вечери.
 
Здесь же, на горе Сион, находится место Успения Божьей Матери. На этом месте сейчас католический храм. Очень чистый и ухоженный. Неожиданно было видеть большое количество икон в греческом стиле. Храм католический, а на стенах, мозаикой выложены иконы. Дедушка- смотритель, когда все ушли, разрешил прикоснуться к каменному ложу, на котором произошло Успение Божией Матери. Спаси его Господи!
 
В отель пришли в 6 часов вечера и столкнулись с неожиданным для нас явлением – шабат. Лифт, в который  вошли, оказался шабатным – останавливался на каждом этаже и на кнопки не реагировал (иудеям нельзя пользоваться огнём и электричеством в шабат, на лифте ездить могут, а кнопки нажимать нельзя, поэтому специальные лифты останавливаются на каждом этаже, по лестнице ходить лениво, а в таком лифте проехать – всё нормально, закон соблюдён…J). Так же в шабат выдаются простые ключи от номеров (вместо карточек магнитных)
 
Решили покушать, спускаемся в ресторан – там нам: «Шалом Шабат!». В смысле, ребята, вам тут ловить нечего! Сегодня у нас в ресторане лишь религиозные евреи шабатную еду кушать будут, причём задорого. Пойдите, поищите что-нибудь другое. Мы зашли, посмотрели на цены – в 1,5 раза выше обычного дня. Взглянули на меню – ничего особенного, хотя постных  блюд можно было бы набрать. Развернулись и пошли заказывать рум-сервис – доставку еды в номер. Здесь нас тоже поджидал неожиданный сюрприз – рум-сервис только без горячих блюд, потому как шабат, а в шабат огнём пользоваться нельзя. Махнули рукой и пошли искать открытое арабское кафе в надежде на то, что хоть арабы-то не «шабатят». В итоге нашли один единственный открытый в радиусе 10 минут ходьбы от отеля. В Израиле в шабат ещё и магазины не работают. А те рестораны, которые открыты в шабат, клеймятся страшным для любого еврея словом – «некошерный»! В такой ресторан религиозный иудей ни ногой!
 
Покушали и спать легли уже в 11 вечера. Впечатлениями перегрузились и хотелось отдохнуть.
 
3-й день. 5 января 2008 г. (суббота)
 
С утра встал и пошёл в Храм подавать записки, вчера день посвятили знакомству с Храмом, а надо было и многочисленные записки подать, да и спокойно без гонки хотелось постоять и помолиться. Шёл с утра с надеждой, что в это время  будет поменьше народу.
 
Первый раз шёл сам по Старому городу, не  так уж и трудно, оказалось, найти дорогу к храму от Яффских ворот.
 
Как только зашёл на площадь перед Храмом, понял, что мои догадки о малом количестве народу в ранние часы были ошибкой – несколько групп – и площадь в 8.30 так же забита, как и в середине дня.
 
Подошёл к часовне у придела Адама (прямо под Голгофой – именно в этом месте подают записки православные), двери хоть были и открыты, но греческий монах не впустил, сказал, что записки позже. Решил подождать, и в это время приложиться к Святыням.
 
На Голгофе было гораздо меньше народу и очень тихая очередь. Слава Богу!
 
У Кувуклии же стояло 2 группы, причём туристические или паломнические разобрать было трудно. Встал в очередь, читая Игнатия Брянчанинова (О молитве).
 
К Гробу Господню впустили впятером. И если в прошлый  раз я был пятым и приложился с краю, то в этот раз зашёл первым в пятёрке…… Кстати, пять человек у Гроба – очень тесно, где-то прочитал что раньше пускали по 2-3, три – это максимум, впятером очень тесно и неудобно… трудно  перекреститься и приложиться, не задев соседа, поклон земной – невозможно.
 
После Гроба вернулся в часовенку, она уже была открыта, и успел приложиться к частичке Животворящего Креста и деснице Василия Великого, но после этого сразу же попросили выйти.
 
Сколько ни просил монаха-грека, тот был непреклонен. Нет и всё тут. Мелькнула мысль дать ему немного денег, но тут же осёк себя (прости Господи) и решил, если будет угодно, то пустит Господь, нет – значит так и надо. И пошёл в Александровское подворье, ближайший православный храм в надежде хоть там записочки подать.
 
В церкви св. Александра Невского у Судных врат и игольного ушка никого не было, и получилось сделать несколько фотографий без туристов и паломников…
 
Здесь же рассказали о том, что вечером (в полночь) у Гроба будет служба, и вечером же можно будет подать записки. Успокоился и решил прийти вечером, после вечерней в Троицком соборе.
 
Отдыхать от впечатлений поехали к Ирининой студентке Ане Васильчик (которая теперь стала Ханой) в еврейскую семью, Хана, ко всему, оказалась ещё и религиозной иудейкой. Здесь впервые столкнулись с тем, что такое шабат и кошерность в быту J… В шабат нельзя пользоваться огнём и электричеством, поэтому печку не включают. Холодильник работает в специальном «шабатном» режиме. Вместо плиты есть плитка которая сама включается и хранит тепло. Главное ограничение кошерности – разделение молочного и мясного. Перерыв между мясом и молоком – 6 часов. Неупотребление свинины и рыбы без чешуи – мидии, кальмары и креветки, соответственно, идут побоку в еврейской кухне. Но ушлые евреи нашли лазейки и для религиозных законов. Не нарушая  их, и горячее едят, и в лифтах ездят J, вот только по телефонам не разговаривают… В шабат улицы пусты, потому что на машинах тоже запрещается ездить. За рулём только арабы и евреи, которые далеки от религии.
 
И ещё стало понятно, что на религиозные темы с иудеем разговаривать трудно, постоянно подбирал слова, чтобы не обидеть хозяйку…
 
Хана рассказала, что это только кажется, что страна религиозная, на самом же деле истинно верующих не так и много. И вообще, что иудею лучше жить не в государстве Израиль, а в общине – так сохраннее и традиция и вера. Государство же Израиль построено не по иудейским законам. Вот такая неожиданная точка зрения (наверняка, мысли какого-то уважаемого раввина). А про то, что вера слабеет – как же это похоже на Россию. Если и у иудеев религиозность падает, то только мусульмане и остаются с их ревностью и рвением. Но это взгляд одного верующего иудея, внешне страна выглядит очень религиозной – кругом люди в кипах и с пейсами.
 
В 17-00 приехали на вечернюю службу в Троицкий собор. Началась большая исповедь для тех, кто хотел причащаться на ночной в Гробе Господнем или на утренней литургии в самом Троицком. Ириша исповедалась и даже вычитала правила с надеждой причаститься, но потом передумали, и решили, как и планировали, причаститься вместе в Рождество, а в Храм Гроба Господня сходить только записки подать.
 
В Троицком хорошо – как в России побывали… Русские люди кругом. Причём многие, похоже, впервые. Приехали, наверное, впервые на Святую землю, вот душа и потянула в Церковь. В таком месте, даже не очень религиозный человек начинает думать о Боге. На исповедь очередь кто-то занимал как за булочками в кондитерской J. Помоги нам Господи!
 
23-00
 
Вечером прошли по Старому городу. Тихо и спокойно. А в отеле нам не рекомендовали ходить по ночному Старому городу, сказали что это опасно… Почему – непонятно.
 
В Храме необычно от отсутствия туристов, только паломники-богомольцы. Без суеты. В тишине. С почтением к Святыням.
 
Пришли в Храм и сразу направо под Голгофу – в часовню греческую. Она, Слава Богу, оказалась открыта. Подали записки и по, Божьей милости, приложились ко всем святыням, которые там хранятся: частице Животворящего Креста (частица вложена в крест, крест лежит на аналое сразу после входа), частицам мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста, мученика Пантелеимона, Иоанна Предтечи, Симеона-первомученика, Марии Магдалины, Апостола Карпа, Апостола Тимофея, мученицы Параскевы, Лазаря Четверодневного, и многих, многих других, которых не запомнил… Святыни лежат вдоль стены под большим стеклянным коробом. Рядом шла русская бабушка и плакала, прикладываясь к каждому сантиметру. Смотрел на неё, и грустно было от собственного жестокосердия. Прости, Господи, сухость мою и маловерие. Не умею и не могу сердце сокрушать и смирять, не чувствую уничижения своего перед Господом. Нет слёз, хотя хочется рыдать и целовать каждый сантиметр. Боже милостив, буди ми грешному, яко николиже сотворих благое пред Тобою…
 
После этого поднялись на Голгофу. В очереди – только русские женщины. Все на коленях. Ноги сами подкосились. Поклонились месту, где Спаситель страдал на Кресте около 12 часов. И прошли к Кувуклии. В очереди стоять не стали, поставили свечки, поклонились и пошли домой, готовиться к поездке в Назарет.
 
Неожиданно было то, что служба у католиков и у греков началась одновременно, но католики врубили на полную мощность в динамиках записи органа. Греческих батюшек практически не было слышно даже в православном приделе, где шла служба. Точно заметил Сергей Путилов – в воздухе католики определённо первенствуют. Грустно, что в таком Святом для каждого христианина месте, продолжается борьба между христианскими конфессиями за близость к Святыне.
 
4-й день. 6 января. (воскресенье). Сочельник
 
Выехали в 9-00. 
 
Первая остановка – Монастырь Преподобного Герасима Иорданского. Остановка Святого Семейства на пути в Египет.
 
Нас встретил один из батюшек, несущий здесь послушание. Очень гостеприимный батюшка оказался. Не смогли отказаться от трапезы, хотя вначале собирались не кушать до вечера.
 
В монастыре преп. Герасима Иорданского
В монастыре преп. Герасима Иорданского
 
Батюшка-грек помолился у Божьей Матери Млекопитательницы (приложил икону Иришину), благословил нас елеем от лампады, и мы поехали дальше.
 
Именно в этой долине подвизалась преп. Мария Египетская, Павел сказал, что летом здесь доходит до 55 градусов, уму непостижимо, как можно было здесь выживать… Подвиг преп. Марии Египетской, сразу обретает конкретное ощущаемое наполнение. Современному христианину умом не понять, как можно было Так верить. Для меня подвиг – несколько часов провести, не осуждая никого, причём, подвиг практически не выполнимый.
 
Вторая остановка – святая река Иордан, место, где Иордан вытекает из Галилейского озера. Святой праведный Иоанн Предтеча крестил Спасителя в другой точке – недалеко от места впадения Иордана в Мёртвое море (4 км от впадения в Мертвое море). Но сегодня это милитаризированная зона, которая доступна только на праздник Крещения.
 
В этот день, каждый год, воды Иордана начинают течь вспять (из Мёртвого моря по направлению к Галилейскому озеру), как и сказано в Писании.
 
Купили крестильные рубашки и окунулись вдвоём с Иришей. Вода был около 8 градусов, и на улице около 10 градусов. Очень холодно для нас «теплолюбивых». Но жара, по сравнению с Крещенскими морозами Сибири…J. На фотографии кажется, что солнечно и тепло, но это не так J Я первый раз с головой нырнул, больше думал уже не полезу. Но Ириша решила, как положено, три раза окунуться. Тут уж и мне волей-неволей пришлось от неё не отставать J. После этого хорошо так стало. Тело горит. Приятные ощущения от того, что сделал что-то, на что в обычной жизни ни за что бы не решился.
 
Третья остановка – Гора Фавор. Греческий православный женский монастырь Преображения Господня.
 
Святая гора Фавор
Святая гора Фавор
 
Удивительный Храм, который был восстановлен нашим соотечественником архимандритом Иринархом (умер он в 1859 году). Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Патриархии. Здесь же (справа от алтаря) – камень, на котором Господь преобразился. Подали записки, попили чаю, сделали фотографии и поехали далее – в Назарет.
 
Четвёртая остановка – Назарет.
 
Над местом, где находится дом Иосифа и Марии, сегодня католический собор – базилика Благовещения. Именно здесь Марии явился архангел Гавриил и возвестил Благую весть.
 
Купили сувениры и поехали к православному храму Аргангела Гавриила. В нём же находится источник Божьей Матери.
 
На входе встретили митрополита Назаретского Кириака и взяли благословение…
 
Пятая остановка – Кана Галилейская, место, где Спаситель совершил свое первое чудо – превратил воду в вино.
 
Приехали в Иерусалим около восьми вечера. Отдохнули и пошли на литургию в Троицкий собор.
 
У обоих удивительно прошла служба. Легко. Хотя Ирина разболелась, устала и думала, что не достоит. На сердце во время всей службы и после – светло и радостно. Слава Богу, причастились. Из интересного – в храме из прихожан практически никто не пел ни «Верую» ни «Отче наш». Странно, наверное, не принято…
 
Разговелись гамбургерами в последней открытой в 2-30 ночи забегаловке J.
 
Радостные и просветлённые рухнули спать.
 
5-й день. 7 января 2008 г. (понедельник). Рождество Христово
 
С утра пошёл ко Гробу приложить новокупленное в Назарете и спокойно поклониться на прощание, если получится. Очень хотелось без суеты и толкотни. Шёл и просил про себя, но не надеялся, потому что проспал и к Храму подходил уже в половине 10-го..
 
Пришёл – очередь к Кувуклии на удивление маленькая, прям минут на десять всего.
 
Стал читать утреннее правило, пока читал, пропустил вперёд несколько человек. Дочитал – очередь оказалась пуста. Стою перед входом, моргаю глазами – и поверить не могу, что один остался. Народ причём кругом ходит, только к Кувуклии не подходят. Совершенно немыслимо для Такого места. Поверить не мог сначала своему счастью, и тут же подумал, вот ведь Фома неверующий, сам ведь только что попросил этого, и Господь сподобил. Впервые явно ощутил близость Господа, и стало страшно. От неверия своего, от недостоинства. Ничего ведь доброго не сделал, а Господь услышал. С бьющимся от волнения сердцем вошёл (точнее вполз) в Кувуклию, у Гроба были ещё две русские женщины, до этого пускали впятером, поэтому тесно, а втроём – самый раз. И мы пробыли у Святыни около 2 минут. Тут уже и сам поплакал, Спаси Господи, и мне дал слёзы. Плакал от неверия, от ощущения Любви Божией, от недостойности такого внимания Его ко мне грешному. Стоял на коленях, и поверить не мог, что такая благодать, коснулась и меня…
 
Вышел, прочитал Акафист Иисусу. Поставил свечки за всех (около 50 штук получилось) и пошёл в отель. Свечки, кстати, почему-то продаются только армянами… Лавки православной так и не нашёл в самом Храме.
 
С ощущением лёгкости и радости встретили Павла и поехали по оставшимся местам.
 
Сегодня наша программа – Горненский монастырь, место Вознесения и дом Симеона Богоприимца.
 
Из необычных ощущений – очень легко молиться. Обычно и минуты не получается внимательно почитать, обязательно какая-нибудь отвлекающая мысль да нагонит и в сторону уведёт. А в этот день хотелось молиться. Ирина даже подшучивала. J Хотелось читать и читать. Ничего не мешало, никакие мечтания не уводили в сторону…
 
Первая остановка – Стопочка. Или место Вознесения Спасителя. Точно не помню, но вроде бы, в 18-м веке  это место выкупила мусульманская семья и теперь берёт по доллару с каждого паломника – хорошо устроились J
 
Вторая остановка: Спасо-Вознесенский женский русский монастырь РПЦЗ. Здесь поклонились месту первого и второго обретения Честной главы Иоанна Предтечи. На этом месте сегодня небольшой храм. На фотографии, на самом месте обретения стоит небольшая металлическая конструкция.
 
На территории монастыря находится камень, с которого Матерь Божья наблюдала Вознесение.
 
С обзорной площадки монастыря хорошо видно место, где Господь дал молитву «Отче наш». Там сейчас католический монастырь – “Pater Noster”.
 
Третья остановка – Храм Гроба Божьей Матери. Пришли во второй раз и опять – совершенно пусто. В первые пять минут кроме нас вообще никого не было, после пришли трое русских, один из них – собкор РТР на Ближнем Востоке – лицо из телевизора J. Оказалось, что он ещё и сосед нашего гида. Ирина посидела у камня в Гробнице. Сделал несколько фотографий. Поставили свечки, помолились и двинулись дальше.
 
Четвёртая остановка – район Катамонос, где находится дом Симеона Богоприимца. Как пишет известный российский палестиновед Н.Н.Лисовой: «"Катамонас" в переводе с греческого означает "стоящий отдельно". Но с изменением одной буквы ("катамонос") это слово звучит "пребывающий", "долго живущий"». Сегодня – это греческий монастырь. Архимандрит настоятель (отец Феодоритас) не хотел пускать, но когда узнал Павла, открыл. В храме – место усыпальницы праведного Симеона. Мощи были увезены крестоносцами в Европу и находятся в одном из католических храмов в Хорватии в городе Загорье.
 
Предания сохранили историю о том, что Симеон был в числе 70 переводчиков Ветхого завета. Перевод был заказан Египетским царём (могу ошибаться, но вроде бы Филадельфием), потомком Птолемея, меньше чем за 300 лет до рождения Спасителя. Этот перевод называют переводом септуагинта – переводом семидесяти. Христиане именно им и пользуются. Его не признают иудеи (считая искажённым) и пользуются другим «масоретским» – (традиционным еврейским) переводом. Когда Симеон переводил место о Деве, сразу не поверил. Ему явился ангел, но он всё равно сомневался. Есть предание о том, что он бросил своё кольцо в реку и сказал, если найду кольцо, значит правда о Деве. Немного позже он поймал рыбу, у которой внутри оказалось его кольцо – эта история изображена на иконах внутри Храма. За неверие Господь наказал его тем, что он не умирал, пока не увидел Спасителя. И праведный Симеон жил больше 300 лет и умер после того, как увидел Спасителя…
 
Пятая остановка – Пустынька св. Иоанна Предтечи. Место, где праведная Елизавета с сыном скрылись от гнева царя  Ирода, а затем и жили там. Здесь же – источник праведной Елизаветы и гробница, где она была похоронена.
 
Последняя остановка этого дня и всей паломнической программы – русский женский Горненский монастырь.
 
Глотнули воздуха России, поклонились святыням монастыря. Камню, на котором сделал первую проповедь Иоанн Предтеча, чудотворной иконе Казанской Божией Матери, частицам мощей…
 
Вечером поужинали в ресторане вместе с Павлом и его женой Ларисой, собрали чемоданы и приготовились к переезду в Иорданию.
 
Слава Тебе Господи и благодарим Тебя, за такое чудесное, насыщенное путешествие. За то, что показал и открыл нам свои Святыни. Первый иностранный город, из которого не хочется уезжать. Такое ощущение, что находишься дома. Всё перевернулось в отношении к Иерусалиму. Из ближневосточного, нестабильного и опасного города он превратился в уютный, спокойный, красивый и очень родной. Город, в который хочется возвращаться. Помоги Господи  привезти сюда детишек и родных.
 
И, конечно же, очень важно иметь в помощниках гида. И лучше всего – православного. Потому что очень много мест, в которые даже и впускают, если попросишь, но их надо знать (как пещеру Вифлеемских младенцев). Но куда важнее иметь контакты, созваниваться, договариваться, а куда-то и пускают только по знакомству, если храм в это время закрыт. Нам конечно, Божьей милостью был послан Павел. Спаси его Господи! Рекомендую сходить на его сайты – «Россия в красках» (http://ricolor.org)  и «Православный поклонник на Святой Земле» (http://palomnic.org). Там тонны материалов и интереснейших статей.
 
Мама по телефону спрашивает – ну как вы там. А ведь ответить нечего. Просто слов нет, которые могут передать, что творится на душе. Уезжаем с каким то удивительным душевным подъёмом. Как после причастия хочется подольше сохранить себя в чистоте. После причастия тоже ведь хочется подольше не говорить, ни о чём не думать, как бы заморозить своё состояние после прикосновения к Благодати Божьей. Так и здесь, после паломничества по главным Святыням христианского мира, хочется сохранить это внутреннее ощущение веры, света и любви. Сохранить совершенно новое для меня – внимательность при молитве, и желание молиться. Это то, что попробовал именно здесь, на Святой земле. Сохранить чувство покаяния, которое здесь само тебя накрывает. Невозможно не сокрушать своё сердце в покаянии, увидев своими глазами то, что сделал для нас Спаситель. Хочется сохранить веру в то, что Господь всё делает так, чтобы в жизни вечной каждый из нас наследовал Царство Небесное. Нужно только положиться на Его волю! И не забывать, что на земле мы только учимся жить. Как написал Игнатий Брянчанинов, в этой жизни мы как странники, идущие к родному дому долгой дорогой. Дорогой, которая в вечности сравнима с мгновением. Помоги нам Господи в этом пути не заблудиться!
 
Мысли без привязки к дням
 
Фома неверующий
 
Как же скудна моя вера. Ведь до всего нужно дойти умом. Всё нужно потрогать руками, чтобы поверить. Увидел, приложился, образ в сознание впечатался – вот теперь верить легче… Всё от того, что простоты и чистой веры нету.
 
Но как же всё-таки важно побывать в Иерусалиме. Господь сам помогает, и в душе, и в голове порядок навести. В Евангелии женщина, больная кровоточием, хотела только дотронуться до одежд Спасителя и только этим одним, прикоснувшись, вылечилась. Так и нам – мы верим, что, прикоснувшись к Святыне, найдём исцеление – и находим.
 
Устное предание
 
Как сохранилась память об исторических местах? Почему удалось в точности передать детали событий произошедших так давно? Письменные Предания стали составляться примерно через 200 лет после Воскресения Спасителя. Павел рассказал о традиции устного предания у иудеев и фарисеев, в частности. Тогда существовал устный ветхий завет, который знается наизусть и передаётся также – из уст в уста. Фарисеи – были толкователями, у которых в традиции было передавать своим потомкам знания из уст в уста. Первые христиане были евреями. Иосиф, предоставивший свою гробницу для захоронения Спасителя, был фарисеем. Павел, а точнее Савл, был фарисеем. И для первых христиан было нормой передавать знания устно. Поэтому когда Елена приехала в Иерусалим и начала искать исторические места, она находила иудеев, у которых уточнялись места евангельских событий.
 
Первые Предания Церковные были устными, и это совершенно нормально для первых христиан. Так же, как для нас привычка помнить дни рождения своих родителей и близких людей…
 
Евреи
 
Несчастный народ. Народ Богоубийца. Народ, без которого у нас не было бы Спасителя. Народ, которому досталась миссия распять Христа. Стать жутким, страшным исполнителем… Жертва Христова – центральное событие нашей веры. Не было бы жертвы Спасителя – не было бы возможности спастись нам. Помоги Господи этому народу! До сих пор не ведают, что творят. Ничего, кроме сочувствия у христианина к ним быть не может. Как же всё напуталось: иудеи, мусульмане и христиане – все должны были бы быть братьями, а как же далеко разошлись друг от друга. Мусульмане признают Ветхий завет и почитают Господа нашего Иисуса Христа за своего пророка. Но только за пророка – не признавая  в нём Господа.
 
Религиозность евреев
 
Через сохранение своей веры и религиозности они сохраняют свой этнос. А мы??? У них религиозные люди вызывают уважение у окружающих. У нас – интеллигентному и образованному стыдно показывать свою религиозность.  А если верят истинно и рьяно – записываем в националистов и ортодоксов.
 
Евреи сохранили свой этнос через религию. Для облегчения жизни верующих, законом запрещается работать магазинам и ресторанам в шабат. Рестораны в основном кошерные. То же самое, если бы в России большинство ресторанов в постные дни имело в меню только постную пищу, а магазины и торговые центры в воскресенье бы не работали, для того, чтобы люди спокойно ходили в храмы и проводили день в мыслях о Боге. Разве это мыслимо для современной России?! Мы даже многострадальный ОПК не можем сохранить... Евреи и мусульмане культуру свою сохраняют через сохранение своей веры. В школах экзамены по теологии такие же серьёзные, как и физика с математикой  (как у евреев, так и у арабов). И они совершенно не стесняются этого, более того, считают единственно возможным путём сохранения своего этноса и своей культуры. А мы политкорректно, боясь обидеть неправославные конфессии и религии, затаптываем религиозность русского человека, точнее не затаптываем, а не даём ей возродится...
 
Страх перед Ближним Востоком
 
Как же велик страх перед Ближним Востоком. Мы боимся всего. Неизвестного и известного. Страшного и не очень. Страх – продолжение нашего неверия. Сколько мечтал о поездке в Иерусалим, а подсознательно боялся Ближнего Востока. Арабов. Мусульман. Неизвестного. Как же удивительно то, что встретил здесь. Иерусалим – как дом родной. Арабы даже гораздо более дружелюбны, чем евреи.
 
ИОРДАНИЯ
 
8 января 2008 г. Аман и Джараш
 
Встали рано в 4-30, 30 минут до Тель-Авива, 1 час лёта до Амана, вечером 30 минут – перелёт до Акабы.
 
Самое интересное то, что из Иерусалима на машине можно было за 4 часа доехать… Зачем так сложно с перелётами придумали? Тоже ведь – не хотелось на машине по нестабильному региону ехать – бред ведь какой.
 
Прилетели в Аман, нас встретил представитель и повёз в Джараш (70 км от столицы).
 
Jarash (Джараш) – старый город. Раскопки. Город времён Александра Македонского и Римской империи.
 
После Джараша вернулись в Аман, пообедали, обзорно объехали город и в 17-00 улетели в Акабу (40 минут лёту J)
 
Государство Иордания было образовано в начале прошлого века. Это Королевство. Портреты короля и его семьи в каждом доме и на каждом шагу, король молодой – 36 лет (очень любим в народе). Население Иордании – 6 миллионов человек. Причём больше половины – переселенцы-беженцы. Два миллиона – выходцы из Палестины (переселенцы времён первой арабо-израильской войны 1948 года и второй 1967 года). Один миллион – беженцы из Ирака, около 300 тысяч – из Чечни. Очень гостеприимное государство.
 
Вечером прилетели в Акабу и потеряли багаж… Заполнил требование и поехали в отель.
 
Утром, Слава  Богу, чемоданы нас догнали.
 
9 января 2008 г. Акаба. Свободный день
 
Отоспались, прогулялись, позагорали.
 
10 января 2008 г. Поездка в Петру
 
Всё на фотографиях. Ощущение нереальности увиденного. Краски, погода (то жар, и хочется раздеться до футболок, то холод с ветром такие, что укутываешься во всё, что есть), бедуины, горы, ущелья – всё, как с другой планеты.
 
Экскурсия в Петру достаточно утомительная – 8 км пешком. Но всё, как на одном дыхании прошло. В самой Петре в конце накрыл густой и влажный туман. Сюрреалистичные пейзажи…
 
11 января 2008 г. Поездка в пустыню Вади-Рам
 
Опять же – всё на фотках. Ясно представляешь, где могли сниматься гонки по пустыне между гор в последних «Звёздных войнах». Водителем был бедуин Ясир. Юморной парень. Я его в начале спрашиваю: «ду ю спик инглиш», он отвечает коротко – «ноу». О, подумалось, приехали, ни спросить ни попросить… Через минуту на хорошем английском стал рассказывать…  Юморист J.
 
На обратной дороге заехали на конюшню и на час совершили путешествие верхом на лошадках. По пустыне, по горам, рысью, галопом, в намёт пару раз пускали. В общем – от души! Лошади были – что надо! Арабские скакуны, горячие, быстрые, скаковые… Еле удерживали от того, чтобы не несли... Жалко, провожатый попался не очень любящий быстрые скачки. Боялся, наверное, что не справимся с лошадями. А зря J  Но всё равно – здорово!
 
Всё болит до сих пор J!.
 
12 января 2008 г. Святые места Иордании
 
Сегодня 12 часов провели на машине, страну проехали практически из одного конца в другой. Самое яркое впечатление – место Крещения Спасителя.
 
Вода очень мутная («все грехи мира в водах Иорданских…»). Купаться не стали. Нас привезли туда с большой группой корейцев. Да и смалодушничал – кабинок, видите ли нет, переодеться негде, и всё такое… Прости, Господи.
 
Следующей точкой поднялись на гору Небо. Гора, с которой Моисей смотрел на Землю Обетованную. Гора, на которой он умер, совсем немного не дойдя до конечной точки пути, которым он вёл народ Израильский. Место захоронения до сих пор не найдено. Рядом с горой есть источник Моисея и пещеры, где останавливался народ Израильский на пути из Египта.
 
Заехали на обратной дороге на Мёртвое море. Ирина искупалась, мне в воду лезть как-то не захотелось, на улице было прохладно и ветрено… Ириша в полном восторге, говорит, вода по консистенции, как суп… Очень высокая концентрация соли, такая, что в море нет никакой живности. И соль выталкивает человека на поверхность. На фотографиях такое ощущение, что Ириша лежит на песке, на самом деле там глубина 1,5 метра.
 
Вернулись домой в 19-30, купили сумку, так как стало ясно, что в наши чемоданы уже не вместимся, и поехали в отель, упаковываться и собираться…
 
На обратном пути ехали, слушали арабскую музыку, и оба поймали себя на мысли,  что музыка эта очень нравится J. Вообще арабы стали гораздо ближе и понятнее. Очень открытый народ. И гостеприимный! Может, конечно, это впечатление только от иорданских и палестинских арабов…
 
На этом наш рассказ заканчиваем, добавить можно, наверное, только про погоду… J
 
Погода была самая, что ни на есть паломническо-туристическая, в том смысле, что на пляже в такую погоду не полежишь, а по экскурсиям – самое то, ни жарко, ни холодно, если правильно одеться.
 
Приехав в Иерусалим, в первый же день стало ясно, что оделись совсем не по погоде, пришлось купить тёплые вещи.
 
В каждую поездку приходилось брать с собой и тёплые вещи, и что-то лёгкое. Солнце выглянет – раздеваешься до футболки. Ветер подул, надеваешь шапку, шарф, и, если нет тёплого свитера или пальто, будешь мёрзнуть…
 
По нашим российским меркам – самая что ни на есть нормальная осень. Если не учитывать солнечные часы, нашей осенью таких оттепелей не бывает J.
 
Вот на этом точно всё.
 
С любовью,
Серёжа и Ирина
 
Текст и фото присланы Сергеем и Ириной Ивановыми
19 января 2008 г.
Интервью с Сергеем Ивановым на нашем сайте: Иерусалим - такое место, которое дарит чудо
 
* - это смайлик.
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com