Главная / Императорское Православное Палестинское Общество / Лекции ИППО / 15 февраля 2006 года начался цикл лекций в офисе иерусалимского отделения ИППО в центре Иерусалима. / Лекция 5-я. Встреча с известным иерусалимским писателем Алексом Резниковым автором многих книг об Иерусалиме. Рассказы: "Хожение" московского купца (Трифон Коробейников), Под Андреевским стягом. (Моряки российского флота). / "Хожение" московского купца. Трифон Коробейников. Алекс Резников. «ХОЖЕНИЕ» МОСКОВСКОГО КУПЦА.
Трифон Коробейников. Московский житель Трифон Коробейников промышлял торговыми делами. Хотя времена стояли смутные и много крови проливалось окрест, он знай себе возил товар из одного края в другой, не страшась ни разбойников на пустынных дорогах, ни опричников на городских заставах. И тех, и других можно было ублажить диковинными фруктами, которых доселе на Руси не водилось, или яркими тканями, привораживающими любую девку. А на худой конец деньжат дать, только бы припустили пропустили без разору купеческую кладь.
Некогда ходил Коробейников в подьячих, но как попал 25 июля 1570 года на Красную площадь и увидал казнь опальных дьяков из земских приказов: одного привязали к бревнам, составленным наподобие креста, другого разрезали живьем на части, третьего сварили в кипятке, - так ему дыхание и перехватило. Неровен час, и подьячего на дыбу могут вздернуть. Поди докажи, что безгрешен даже помыслами... На другой день после казни московских дьяков, сказавшись больным, оставил Коробейников приказ и подался в купцы. Слышал от людей, что царь Иван, хоть и прозывается в народе Грозным, а к купцам благоволит и в обиду их не дает.
У Коробейникова дела пошли споро. Нюхом чуял, где купить подешевле товар, а где продать подороже. Вот и вся купеческая премудрость.
И в царских хоромах стал он своим человеком. Не раз сбивал цену на золото и серебро себе в убыток, надеясь, что высокие покровители при случае замолвят за него словечко перед царем Иваном.
Когда однажды холодным ноябрьским утром прискакал к Коробейникову на взмыленном коне гонец из Александровской слободы, где по обыкновению жила осенью семья Ивана Грозного, и передал высочайший приказ явиться к самому царю, купец почувствовал предательскую тяжесть в ногах, как если бы кто-то навесил на них пудовые гири. Но виду домашним не показал и поспешил в слободу.
Грозного, не единожды виденного в последние годы, Коробейников не узнал. Перед ним на возвышении стоял глубокий старик с трясущимися руками и слезящимися глазами. Глядя мимо купца, он произнес скрипучим, еле слышным голосом:
- Наследник преставился, царство ему небесное... Возьми в казне пять сот рублей и езжай с посольством по святым местам... Раздавай всюду милостыню на помин души его... Да обязательно в Иерусалиме побывай, иначе не отмолить мне греха...
В царской грамоте, полученной вскорости Коробейниковым, значилось: "Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всея Руси, посылает с Москвы в Царьград, и во Антиохию, и во Александрию, и во святый град Иерусалим, и в Синайскую гору, и во Египет к патриархам, и ко архиепископам, и епископам, и архимандритам и игуменам по сыне своем, по Царевиче Иване Ивановиче, милостыню довольну, с московскими купцами Трифоном Коробейниковым да с Юрием Грековым..."
В начале 1582 года посольство отправилось в дальнюю дорогу. Вместе с Коробейниковым ехали московский купец Греков, который должен выполнить царскую волю, буде случится недуг или другая напасть с главой посольства, и крестечный мастер Федор, по собственной охоте отправившийся в дальнюю дорогу, чтобы увидеть Святой город.
Еще в Москве до посольских дошли пересуды о том, что царь якобы сам убил собственного сына. В порыве безудержного гнева будто ударил его посохом в голову у виска, и царевич от этой раны вскорости умер. По случаю гибели наследника в стране объявили траур. Все монастыри и церкви получили вклады на помин души покойного. Но Ивану Грозному, едва не лишившемуся рассудка после смерти наследника, этого казалось мало. Он приказал снарядить особое посольство в святые места, которое обязательно должно посетить Иерусалим. Быть может, именно там ему будет прощен этот самый тяжкий за всю жизнь грех...
И вот посольство приближается, наконец, к заветной цели. "И не дошед ко Иерусалиму святаго града за три версты, и ту ссядают с ослят, и узрят град Иерусалим, и гору Елеонскую, и покланяются святым местам", - вспоминал впоследствии Коробейников. Он старался со всем тщанием изучить город, куда в ту пору попадало совсем немного русских паломников: "Град убо Иерусалим стоит на восток, на Сионе горе, на 4 углы, на крест, а в круге его три версты; один угол стоит на полдень, а другой на полунощь, а третий на восток, а четвертый на запад. Полуденный угол и восточный града Иерусалима стоят к долу, вниз ко юдоли плачевной, а западный и полунощный града Иерусалима стоят на горе, Внутрь града в полуденном угле стоит церковь Святая Святых, а владеют ею Турки, и мечты в ней творят по своему беззаконию. ...А в полунощном углу, внутри же града, стоит великая церковь Воскресение Христово, каменная, а в той церкви Гроб господень".
Именно Храм гроба господня более всего занимал Коробейникова. Здесь посольство оставило наиболее щедрую милостыню, молясь за упокой души убиенного царевича Ивана. Но вместе с тем Коробейников буквально "промерял" храм, точно установив в саженях расстояние от придела до придела и от церкви до церкви, причем в самой непосредственной связи с описанными в Новом завете событиями.
Московский купец был участником церемонии сошествия Святого огня: "В день субботний, на кануне Воскресения Христова Пасхи, заутра пришед Патриарх Софроний, и мы грешнии пришли с ним лее ко вратам в великия церкви, и тут много народу стоящу пришедших от дальних стран на поклонение гробу Господню. Патриарх же седе пред церковию, туже и мытники, и янычара седят. И пришед Турки ко вратам великой церкви, и отпечатают врата церковныя, и идет патриарх во церковь со христианы. А Християне суть Греки, Сирияне, Серби, Ивери, Русь, Ариянити, Воложи; и емлют погинии Турки со всякаго християнина по 4 золотых Угорских, тоже и в церковь пустят; також и мы грешники по 4 золотых дали с человека; а которому Християнину дати нечего, того и в церковь не пустят".
Коробейников с любопытством наблюдает, как ведут себя в Храме представители разных конфессий: "Арменове ходят: един от них ходит пред владыкою большой их поп, а звонит в колоколец, а диякон ходит пред тем их владыкою с кандилом и кадит его. А арияне такоже творят, как и Армени. Хабежи ж ходят кругом гроба Господня, и есть 4 бубны велики у них, и ходяще круг кругом гроба Господня и бьяше по тем бубнам, скакаше и плясаше, яко скомрахи; а инии назад пяты идяще и скакаше. И дивихомся человеколюбию Божию: како терпеть? Не могий бо человек на торжище такова безчиния видети. А Копты по своей вере пение как козлы гласуют, и бьют, ходя около предела гроба Господня, молотком в бильцо, или в камень, аки в трещетку."
Во время пребывания в Иерусалиме Коробейников посетил также еще одно замечательное место: "От западныя страны града стены, у градских град великих, в них же входят от Египта и от Лиды, дом Давида пророка и царя, возле градскую стену; а круг дома ров копан, как у города, и вымурован, а через мост камень веден, а на мост из дома во врата великия, как градския, а в тех вратах пушки лежат и сторожи, а Христиан в тот дом не пускают, а стоят у того двора Турки и янычары. От того же дома Давидова, от Западныя страны, близ дома есть поток сух под градскою стеною, под дом Давидов пошел, а имя тому потоку: юдоль плачевная; тут же хощет пойти река огненная в день страшного суда".
Не остались вне поля зрения Коробейникова и монастыри, где живут русские монахи. Он узнал здесь историю о том, как "старцы же Саввина монастыря Моисей да Кестодий приидоша в Московское царство, ко Царю и Великому Князю Ивану Васильевичу всея Руси и ко святейшему митрополиту Макарию, и малиша Государя дабы им не презре моления их и повел дати им на сооружение трапезы. Царь же и митрополит не презре моления их и повелел дати им на сооружение трапезы".
И уже под конец своего "хожения" в Иерусалим Коробейников делает еще одно открытие: "Да за восточным градным углом того же града Иерусалима стоят два древа смоковных, а стоят и до сего дня зелены, а сказывают: под теми древесы спали два пророка".
...Конечно, можно было бы "переложить" путевые впечатления, написанные в конце XVI века, на современный язык, но тогда утратилось бы неповторимое очарование этого удивительного рассказа. Несколько поколений россиян, мечтающих совершить паломничество в Иерусалим, именно в таком виде читали "хожение" Коробейникова, - сегодня известно около 400 его списков, а на самом деле их, возможно, было намного больше.
Вместе с тем некоторые современные ученые не признают "авторства" Коробейникова, хотя не отрицают, что человек с такой фамилией существовал в действительности и совершил даже не одно, а два "хожения" в Иерусалим - в 1582 году с милостыней на помин погибшего сына Ивана Грозного и в 1593-1594 годах тоже с милостыней, но уже за здравие родившейся у царя Федора Иоановича дочери Федосии. Вопрос в том, сам ли Коробейников записал, а может быть, продиктовал писцу историю своего первого путешествия, или же ему были приписаны чужие сочинения (называют даже имя некоего Василия Познякова, посетившего Иерусалим во второй половине XVI века, - его письменное свидетельство об этом паломничестве якобы впоследствии было "обработано" Коробейниковым).
Судя по всему, до истины уже не докопаться - она погребена под наслоениями многих веков. Меня же более всего занимает тот факт, что будоражившая мое детское воображение хрестоматийная картина И.Репина, на которой прозревший Иван Грозный в ужасе прижимает к себе смертельно раненого сына, оказалась "связанной" с иерусалимской темой.
© Алекс Резников
При перепечатке материала - ссылка на сайт "Православный поклонник на Святой Земле" и адрес http://rp.orthost.ru/ обязательна
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |