Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Чудо Благодатного Огня. Николай Колчуринский, Михаил Шугаев Как загорается Благодатный Огонь во Гробе Господнем Свидетельства о свете и блистаниях от Гроба Господня и кувуклии Рассказы о самовозгорании свечей Свидетельства о не жгущем пламени О торжестве схождения Благодатного Огня на Гроб Господен в Великую Субботу. Свидетельства разных веков Хранители Святынь Гроба Господня Фотографии Благодатного Огня Семь вопросов патриарху Феофилу о чуде и вере в него. Екатерина Рожаева В защиту Благодатного огня. Юрий МаксимовСвятая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
Авраам Сергеевич Норов,
министр просвещения, писатель
(1835 г.)
 
Авраам Сергеевич Норов, бывший министр Народнаго Просвещения в России, известный русский писатель, путешествовавший в Палестину в 1835 году, в книге своей, "Путешествие по св. Земле", изданной в 1838 году, в первой части о Святом Огне свидетельствует как очевидец:
 
Растворились царския двери Гречаскаго олтаря, толпа раздвинулась, открыв путь ко Гробу Господню и разоблаченный митрополит, в одном белом подризнике, с связкою незажженных свечей в руках, для принятия св. Огня направился к часовне Гроба Господня, предшествуемый всем духовенством, в белых ризах, блестящих золотом. Митрополит удостоил дать нам место вслед за собою. Толпы диких и безумоствоваших Арабов пребыли мирны, как агнцы, лишь некоторые вырывались иногда из рядов, чтобы поцеловать одежду митрополита или только коснуться ея, несмотря на все воспрещения и угрозы предводившего процессию, янычара.
 
Таким образом мы достигли часовни Гроба Господня среди чуднаго зрелища народа, волнуемаго, или нависшаго со всех аркад и карнизов. В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом, только один из греческих епископов, архиерей армянский (недавно получивший на это право), Русский консул из Яффы и мы трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда неугасающия лампады над Гробом Господним, были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковыя отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополити вошел в вертеп Гроба Господня.
 
Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом. вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, пред Которым ничего не стояло и Который совершенно обнажен.
 
Не прошло минуты, как мрак озарился светом, - и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей. Едва только Свет Огня блеснул сквозь отверстия часовни, как безмолвие толпы заменилось самыми необузданными восклицаниями и буйным волнением. Не довольствуясь огнем, поданным народу чрез боковыя отверстия часовни, Арабы вломилсь в запертыя двери, сколько для принятия Св. Огня из первых рук, столько же и для достижения чести нести митрополита по обычаю и по необходимости на плечах, до соборнаго олтаря. Один из арабов, в безумном изступлении. впился зубами в мою руку, чтобы вырвать у меня зажженную свечу. Часовня Гроба Господня, которая едва может вместить в себе несколько более десяти человек вдруг наполнилась до невозможности толпою и превратилась в одну живую груду с пылающими свечами, и в довершение смятения двери часовни опять закрылись от вновь нахлынувшей толпы. Тут положение наше делалось ужасным, и если бы оно продолжалось несколько долее, то все бы находившиеся в часовне погибли. Воздух от огня свечей, то загорающихся, то погасающих, делался уже едва выносим человеку. Столетний митрополит совсем уже изнемогал от духоты, дыма и шума, - те, которые не совсем потерялись, уговорили его довериться первому арабу, и посадили его, почти безчувственнаго на плеча этого араба, но и тут еще мы не могли растворить дверей от напиравшей толпы. Наконец, усилия и громкия воззвания сквозь двери к изступленной толпе, открыли нам выход; толпа разступилась пред несомым на плечах араба изнеможенным митрополитом; тогда народ опять сомкнулся, и как быстрый поток. устремился вслед за митрополитом к Греческому олтарю. Один из арабов видя меня почти запертаго народом знаками показал мне, чтоб я обхватил его за шею, и повлек меня, среди стремившейся толпы, но скоро я был сорван с его плеча, тогда другой из арабов, с которым мы были уже знакомы, видя мое положение по причине моей раны, - оказал мне туже помощь и довлек меня до олтаря.
 
Богослужение остановилось… Митрпоолита оттирали и освежали разными эссенциями, в ризнице, куда мы и последовали.
 
Толко после получасового отдыха. между тем как священный огонь переходил все еще из рук в руки, и поднимался с хоров на хоры. выше и выше - обедня началась. Промежуток между вечернею Субботы и воскресною заутреней, был весьма малый, от утраты времени в продолжении смммут. Глубоко-трогательная заутреня и обедня Светлаго Христова Воскресения - были совершены в самом вертепе Гроба Господня. Евангелие было читано на языках Греческом и Русском. Во время крестоносцев, при служении латинской литургии Воскресения Христова, диакон, читая Евангелие, при словах: "Иисуса распятаго ищите; несть зде", указывал перстом на вертеп Гроба Господня; а при слове "возста!" указывал на небо. Евангельския слова: "видите, иде же лежа Гоподь" и "несть зде" были некогда начертаны над входом в вертеп Гроба Господня, и два Ангела. изображенные одесную и ошуюю от входа, показывали на них.
 
Таково во Иерусалиме знаменитое торжество, которое предшествует Светлому Христову Воскресению. Это торжество сопряжено всегда с опасностию для многих, даже иногда и для митрополита.
 
Находившись сам, в этот торжественный день во внутренности часовни Гроба Господня, я разсказал то, что видел. Еще никто из путешественников писавших о Палестине, не имел этого случая, почему и считал долгом сказать сколь неумерены и далеки от истины порицания католиков противу Греков: Кварезмий, и за ним другие католические писатели о Палестине уверяют, что спрятанный заранее в пещере Гроба Господня араб (говоря их словами) зажигает лампаду при вступлении туда гречаскаого митрополита. Еслиб что либо подобное могло быть, то конечно бы, я частный путешественник, не был бы допущен в святилище. Латинцы, менее чем другие могут возставать против этого, я буду иметь случай разсказать после мой разговор об этом предмете с настоятелем латинскаго монастыря в Иерусалиме. Негодование католиков происходит более от того, что принятие св. Огня издревле принадлежжит Праовславной грековосточной церкви. Мы видим из разсказа Игумена Даниила, что даже при крестоносцах, в присутствии короля Балдуина. в день Великой Субботы. духовенство Греческое, а не Римское, было собрано для испоршения свыше Святаго Огня, тогда латинцы не говорили о злоупотреблениях Греков, а напортив сам король Балдуин в присутствии всего духовенства принял с должным благоговением от Греческаго епископа первую возженную от святаго Огня, свечу, и от нее все предстоявшие возжгли свои свечи. Мы не имеем положительнаго сведения о времени, когда произошло первое чудесное явление Святаго Огня. Полагают, что древнейшее предание о подобном событии принадлежит концу второго столетия. Повествуют, что Епископу Иерусалимскому Нарцису, известному святостию своей жизни, и чудесами, донесли однажды в Великую Субботу, что недостает елея для лампад церкви Гроба Господня; он велел принести воды, и соверша над нею молитву, с твердою верою велел налить воду в лампады, - и она обратилась в елей; но это не святый Огонь. Монах Бернард в конце IX столетия говорит уже положительно о святом Огне; а наконец о том же пишут современные историки крестовых походов. После обедни, мы разговелись пасхальными яйцами и легким ужином за братскою трапезою у священнаго старца Митрополита.
 
Я очень желал сойтись с латинскими монахами дружественно. Беседуя однажды с ними в душевном прискорбии о распрях, разделяющих христианския церкви в Иерусалиме я слышал жалобы от их настоятеля на Греков; он упрекал их, между прочим, за святый Огонь; он прибавил, что говорит мне о том, как европейцу. Я отвечал, что если он принимает это за обряд, то и в таком случае обряд этот освящен столетиями, и что Римская церковь не имеет права на такой упрек; что мне Италия коротко знакома, что и я также отнесусь к нему, как европейцу, о совершаемом обряде в Неаполе, в церкви св. Яннуария, когда хранимая в стеклянке кровь мученика, будучи вынесена пред народом, начинает кипеть. Тут настоятель воскликнул: ma questo e in vero marokolo! (это настоящее чудо!) и не внимал никаким возражениям; - если это так, сказал я ему, то позвольте мне более верить чуду, совершающемуся на Гробе Самаго Спасителя, чем чуду св. Яннуария.
 
Цит. по: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. С. 59-66.

Источник Чудо Схождения Благодатного Огня



[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com