Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Чудо Благодатного Огня. Николай Колчуринский, Михаил Шугаев Как загорается Благодатный Огонь во Гробе Господнем Свидетельства о свете и блистаниях от Гроба Господня и кувуклии Рассказы о самовозгорании свечей Свидетельства о не жгущем пламени О торжестве схождения Благодатного Огня на Гроб Господен в Великую Субботу. Свидетельства разных веков Хранители Святынь Гроба Господня Фотографии Благодатного Огня Семь вопросов патриарху Феофилу о чуде и вере в него. Екатерина Рожаева В защиту Благодатного огня. Юрий МаксимовСвятая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
Инокиня Наталия
(1983-86 г.)


Христос Воскресе!

Мама, приветствую тебя со светлыми и долгожданными днями.

Сразу перехожу к самому интересному: это службы на страстной седмице и получение благодатного огня.

В страстной четверг у гроба Господня совершается чин омовения ног самим блаженнейшим патриархом Диодором. Он остается в одном подсаккоснике и, препоясавшись, умывает ноги греческим батюшкам - 12-ти. До этого они тянут жребий, кто каким апостолом будет. Кому выпадает быть "Иудой", даже иногда плачет. В этом году "Иудой" был самый смиренный греческий батюшка, отец Сергий. Все это происходит на площади перед входом в Воскресенский храм. Паломники не только заполняют всю площадь, но и на всех крышах и куполах соседних храмов и построек устраиваются удобнее. Мы сами смотрели этот чин с купола какой-то мечети, чудом туда попали, потому что было не пробраться.

Всю страстную седмицу старались не пропускать службы и на гробе и свои в миссии и успеть все приготовить к Пасхе. Господь помогал. Были на погребении на гробе (Господа). Плащаницу с Голгофы несли четыре архиерея, так, как несли по-настоящему Спасителя, как на полотне тело, за четыре конца. Ее принесли вниз с горы Голгофы на камень миропомазания и положили там. Плащаница вышитая и уложена цветами. Греческий батюшка, перемещая цветы по телу Спасителя, символически показывал, что он Его омывает благовониями. Потом плащаницу подняли и понесли в кувуклию на гроб Господень.

На следующий день в великую субботу Гроб запечатывают печатью вместе с блаженнейшим патриархом и ждут благодатного огня. Благодатный огонь сходил в час, а некоторые паломники сидят у гроба всю ночь, чтобы занять хорошие места и было бы видно. Мы пришли в девять часов, уже было много народа. Оставлена и огорожена, и охранялась еврейской полицией дорожка специально к кувуклии и вокруг нее для крестного хода. Мы оказались с Валей Киселевой, было трудно пройти, помолились и оказались в очень хорошем месте: и вход в кувуклию виден и боковая стена кувуклии, где окошко, из которого патриарх подает огонь. Потом выяснилось, что все наши сестры хорошо стояли и хорошо все видели - Господь нас утешил.

Самое удивительное: это арабская молодежь. Она во множестве собралась вокруг кувуклии и где-то за час до благодатного огня раздался крик и они начали скандировать, хлопая в ладоши: наша вера правая (по-арабски). Один другому садился на плечи и так, возвышаясь над толпой, начинал танцевать, махать в такт хлопкам руками и выкрикивать слова: наша вера лучше всех! - а все с криком приветствовали его и за ним повторяли эти слова. Начинали они медленно, потом быстрее, еще быстрее и били в маленькие барабаны. Один сменял другого. Это продолжалось больше часа. Арабские юноши по железным укреплениям влезали на стену кувуклии, ловко подтягиваясь, помогая друг другу и оттуда скандируя и хлопая. Когда повели патриарха, они сразу стихли.

Три раза обошли вокруг кувуклии с крестным ходом. Вокруг нас стояли греческие женщины (наверное пол-Греции приехало, так много народа). Они усердно молились: Господи, помилуй, Господи, прости. Было много и других паломников разных стран и вероисповеданий. Наконец, патриарха ввели в кувуклию и большой печатью закрыли вход в гроб. У окошек собрались и с напряжением ждали. Потух свет, наступила тишина. Все ждали и молились. Сестры, стоявшие в храме на амвоне напротив кувуклии, потом рассказывали, как с Голгофы появился голубоватый облак, прошел через весь храм и повис над кувуклией, посветлело как зарница.

Несколько раз сверкнула быстро-быстро молния. Потом вспыхнула лампадка на гробе перед патриархом и те, которые стояли у окошка, увидели и закричали. Шум и крик мгновенно всех всколыхнул. Появился факел, с ним бежал греческий диакон в алтарь. От него все зажигали пучки свечей. Следом по проходу неслись арабские юноши, тоже с факелами, они спешат его разнести по своим районам. Храм мгновенно наполнился огнем. Я зажгла два пучка свечей.  Первое время огонь благодатный не опаляет - одна гречанка потушила мне эти пучки просто рукой.  Столько огня и никогда никакого пожара. На мне тушили апостольник, но не осталось и следа. Радость такая, что плачешь: "Вот Ты, Господи, и еще любишь нас и прощаешь и еще один год даруешь..." (перед концом света не сойдет благодатный огонь). В этом году очень быстро и бурно сошел благодатный огонь, иногда молятся по несколько часов, а сегодня 3-4 минуты. Огонек мне не удалось донести до миссии - задуло ветром, принесли в керосиновом фонарике. Невозможно забыть все это, так и стоит перед глазами - явное небесное знамение. Слава Тебе, Господи, во веки. Вечером уже пели "Христос анести".

Всем пасхальное приветствие.

<...>

Назавтра (в великую субботу) я готовилась причащаться. Вечером в пятницу (почти ночью) чин погребения. Празднуется в эту ночь только на гробе Господнем и больше ни в одной церкви Иерусалима, в память действительных священных событий, здесь происшедших, на этом самом месте в это самое время.

<...>

Назавтра после литургии (и я после причастия!!!) мы спешим в храм Воскресения. О, этого дня мы ждали весь год - благодатный огонь. Кто как мог устроился ближе к кувуклии. Опять Господь помогал и я хорошо и близко стояла к кувуклии, недалеко от самого входа в нее, и видела хорошо всю правую сторону. Пришли мы часов в 8, а ждать надо до 12-ти. Но эти часы пролетели незаметно. В тесной толпе в руке тают свечи, стоять - почти не стоишь, а висишь; кругом люди, но все чувства у кувуклии: Господи, пошли нам Твою Божественную благодать! Незадолго до выхода патриарха раздались возгласы и, можно сказать, въехала (сидя на плечах друг у друга) арабская молодежь. Впереди шли два арабских батюшки.

Рассказывают, что в один год не впустили арабов и не позволили им кричать и петь около кувуклии и почти до вечера ждали благодатного огня, потом их впустили и они прошли, поя и скача и читая свои молитвы, и только тогда сошел благодатный огонь. Вот как Господу угодны молитвы всех людей, и такие молитвы тоже угодны. Многие (как и в прошлом году) забрались на кувуклию и оттуда хлопали в ладоши и скандировали, хором повторяли слова молитв. Одна арабская матушка перевела их так: "Мы пришли к себе домой. Мы просим Матерь Божию и святого великомученика Георгия помолиться с нами, чтобы Господь нам послал благодатный огонь". Их радостные молитвы продолжались около получаса - больше; и вот - знак: тише, идет патриарх.

Везде потушили лампады и свечи. Нигде в храме не увидишь огонька. Раздается знакомый звон большого колокола. Кувуклия запечатана огромной во всю дверь восковой печатью. Перед этим ее хорошо проверили представители всех религий. Патриарх крестным ходом трижды обходит кувуклию, потом разоблачается и с пучками свечей входит внутрь кувуклии. Что тут говорить, как молиться, как просить Господа о ниспослании благодати?!! Мы просим всегда для себя благодати, потому что без нее мы не можем жить и верить, но сейчас мы просим иначе: сейчас Божественная благодать нам зримо явится, и если явится - это значит, еще один год на земле царствует Православная Церковь; а если нет...!!!

У окошек кувуклии все в ожидании. Сотни рук тянут вверх свечи, сотни глаз - с мольбой обращены к кувуклии. Раздался слабый крик, его едва подхватили, и опять тихо. Мы все молимся и ждем - вот сейчас, сейчас, Господи, пошли благодать! И главное прошение: помилуй, прости...  Вдруг все (и я тоже!) ясно увидели яркую вспышку - молнию над кувуклией, которая разлилась свечением. Это секунды! Громкий крик многих! Ребятам у окошек еще не видно, что у патриарха зажглись свечи, они делают знак: тихо. Но вот новая волна голосов - появляется благодатный огонь, радость на лицах, люди кричат, друг друга обнимают, передают друг другу благодатный огонь.

Интересно, что еврейская полиция (а их здесь очень много бывает) подобно древним иудеям, когда еще до получения благодатного огня пела и ликовала арабская молодежь у кувуклии, собралась в кучу и, растерянная и неприязненная, стояла и переглядывалась.

Полицейским видно и ясно, что Бог приходит на землю, они, подобно древним законникам, видят истину, но не хотят, не могут, не желают ее принять. И похожи на людей, которые смотрят и не верят своим глазам, переглядываются друг с другом, но на лицах собратьев находят ту же растерянность и неприязнь. Что это за живая картина, переносящая нас в древность, когда так же смотрели на Христа, исцелявшего и творившего чудеса, и не хотели верить своим глазам.

Благодатный огонь разлился по всему огромному храму. Благодатная река потекла к выходу и вылилась на улицы старого города. Здесь нас встретил радостный детский музыкальный парад. В эту ночь мы уже встречали Пасху Господню.

Утром так пели птички, что, несомненно, так кричать можно только от великой радости. Интересно, что на страстной седмице шел дождь - чего, говорят, никогда не было в Иерусалиме, а на Пасху светило солнце. На первый день Пасхи в храме Воскресения читали 12 Евангелий - то есть, на 12-ти языках с разных уголочков храма, это тоже необыкновенная и радостная служба. Потом греческие владыки благословляли народ. Слава Богу, что Он даровал все это видеть и вам немного рассказать.

Оставайтесь Богом хранимы, всём пасхальный привет и поклоны. Ждем Вознесения, посещаем службы у гроба Господня, несем послушания. Просим святых молитв.

1984 г.

<...>

Горний. 17/30 августа.

Слава нашему Богу! <...>

Рассказывают случай, как у одной арабской матери умер ребенок. Она схватила его и сразу же побежала к храму Воскресения. В это время шла служба. Она положила своего умершего ребенка перед царскими вратами и, то воздевая руки, то начиная тормошить ребенка, молилась вслух:

- Господи, Ты мне дал дитя и снова забрал его. Верни мне то, что Ты дал, верни мне моего ребенка.

Так причитала она недолго, пока ребенок, действительно, не заворочался сам. Тогда благодарная Богу мать подхватила любимое дитя и унесла. Вот, какая бывает вера у людей.

<...>

1985 г.

Христос воскресе!

Слава нашему Богу! <...>

В великую субботу мы получали благодатный огонь в храме Воскресения. В этом году благодатный огонь сошел еще скорее, чем в прошлом. Когда патриарх зашел в кувуклию, то почти сразу же через несколько минут арабская молодежь у окошек кувуклии стала кричать и радоваться, и вскоре у них в руках появился факел, и патриарх вышел с пучками горящих свечей. Получение благодатного огня я записала на магнитофон и посылаю с батюшкой, отцом В., который завтра едет в отпуск в Россию.

У меня все слава Богу. Теперь я буду писать иконы - это будет постоянное послушание. Помолитесь за меня. Передаю всем поклон и прошу святых молитв. Иногда очень вас вспоминаю, хотелось бы увидеть... Прошу присылайте мне иногда для подарков чистые открытки нашей природы и храмов.

<...>

1986 г.

Христос воскресе!

Благословите, дорогой батюшка, отец П.!

Прости, что так задерживаюсь с пасхальным поздравлением! Поздравляю тебя со всем клиром с великим праздником вечно живой Пасхи... Расскажу немного о получении благодатного огня. Как всегда, к этому дню мы особенно готовились и ждали его с большим молитвенным чувством - ведь так благословляется весь год, а если благодать не сойдет, то...

Господь помог нам стоять близко к правому окошку кувуклии, откуда первыми видят сошествие святого огня ожидающие наготове с факелами православные арабы. Как всегда, таинственны и волнующи минуты, когда патриарх крестным ходом с пением "Воскресение Твое Христе Спасе..." трижды обходит кувуклию и после пения "Свете тихий" его разоблачают и запирают в кувуклии. В этот раз ждали больше обычного и народ уже забеспокоился, а когда по стенам кувуклии то здесь, то там засверкали молниевидные вспышки, то поднялся крик. Напрасно те, которые стояли у окошка, знаками пытались успокоить народ, что благодать еще не сошла, - все продолжали молиться и кричать. Тогда этот молитвенный вопль подхватили арабы и стали скандировать свои молитвы, и, будто услышав и призрев на этот зов, из овального окошка кувуклии выпорхнул благодатный огонь и стал быстро распространяться по храму

Затем вышел с возжженными свечами блаженнейший. Зазвонили большие колокола храма Воскресения, на Голгофе стали выстукивать в било. Кто плакал, кто смеялся, мы умывались благодатным огнем. Никогда еще я не видела, чтобы у всех в руках загорелись свечи (обычно их начинают сразу же тушить), а в этот раз по милосердному промедлению полицейских весь храм запылал как один большой факел - зрелище потрясающее и удивительное. Люди шли, приветствуя друг друга пасхальными приветствиями, по улицам старого города с благодатным огнем и спешили затеплить лампады в храмах и своих домах. В Горнем благодатный огонь встретили колокольным звоном и водворили в лампады у всех икон и в алтаре на престоле, и в каждой келье. Чудесная тихая великая суббота озарилась мягким светом небесной благодати, уверяя нас в истинности воскресения Христова. А потом пасхальная ночь и радостное "Христос воскресе" - "Воистину воскресе".

Как у Вас прошла Пасха? Пишу в неделю Фомину, когда уже закрылись царские врата. Если здесь так нас Господь утешает, то что же там, на небе, и как будет горько лишиться этого вечного торжества! Всех с праздником! Простите, благословите. Помолитесь.

<...>

Мама, пользуясь попутной оказией, спешу поздравить всех вас с праздником праздников - со светлой Пасхой. Передавай поклон и поздравления всем знакомым от возжженных благодатных свечей уже в 4-ый раз во святом граде!  В этом году благодать необыкновенно коснулась многих сердец, ждали минут 8, а казалось, вечность, и, наконец, из слез ожидания - слезы благодатного ликования - общая волна духовного подъема и обновления - непостижимая близость чуда и явления Божественной силы - близость Воскресшего! Конечно, эти минуты принадлежат вечности, оттого, что ожидание это происходит в огромной толпе верующих сердец, которые становятся одним сердцем, одними устами, одной молитвой. Великие священные минуты, нездешняя радость! Пасха!

<...>

Мама, вот уже прошла и светлая седмица, и Фомина, и жен мироносиц, а никак не соберусь поздравить вас всех с праздником, самым радостным и светлым, которым измеряется наш прожитый год, - Пасхой, Господней Пасхой.

Видимо, не случайно возникло убеждение здесь, на святой земле, что если в великую субботу сходит благодатный огонь, то это есть знак величайшей Божией милости к нам - Господь благословляет и продлевает еще один год жизни всем людям. Интересно, что такое знаменательное и чудесное событие почти никогда не освещается в светской печати, будто и не совершается такого чуда каждый год!.. <...>

После получения благодатного огня все мысли и чувства соединяются в едином намерении - все претерпеть, лишь бы снова еще раз увидеть и пережить это чудо. Это, действительно, странное и новое чувство - ожидание обещанного чуда; и не только твое ожидание, но всей тысячной толпы. Ничего, что рядом стоят греки и румыны или приехавшие американцы, мы сейчас прекрасно понимаем друг друга, не надо много слов - каждый молится на родном языке, но молитва и устремленность у всех одна. Приходим пораньше за несколько часов и уже к 12-ти часам чувства обостряются - скоро начнется крестный ход и выйдет патриарх. Его взволнованность и приподнятость духа передается всем; когда он входит в кувуклию, тушат свет и все замирают в ожидании, таком трепетном и великом.  Каждый год благодать сходит по-разному.

Один раз она в виде ярких вспышек носилась по храму и над кувуклией, в прошлом году опустилась как облако, а в этом году - как молния, которая снова и снова ударяла в стены кувуклии. Наш батюшка стоял близко и говорил, что впечатление было, будто сами камни колются и из них высекаются искры - сильное свечение. Ждали минут 8, а казалось, гораздо больше. Рядом со мной высокий седой мужчина не замечал струящихся просительных слез, и, действительно, оттого что благодати нет и нет, начинает уже совсем жалобно и умиленно просить. Когда же благодать сошла, то этот мужчина плакал навзрыд как ребенок, плакали и кричали вокруг все люди, потому что невозможно не плакать от этой великой и явной милости, как явление благодатной Божией силы. Невозможно описать этих чувств, потому что они всеобщи и переполняют всех. Это, действительно, что-то неотмирное - как Церковь торжествующая, небесная, как будто истина стала явна и неоспорима, переживаешь как явление Господа, зримого в Своем чуде.

 В этом году произошла удивительная странность: в алтаре Воскресенского храма, который находится напротив кувуклии метрах в 20-ти под Голгофой, сами загорелись свечи, и в то время, как патриарх вышел из кувуклии, и в алтаре появился огонь. Это бывает, потому что этот благодатный поток (который идет с Голгофы) на пути к кувуклии по Божию промыслу иногда зажигает лампады и свечи. Так произошло и в этом году. Вообще, почему-то в этом году на меня получение благодатного огня произвело особенно сильное впечатление, о чем свидетельствуют и другие сестры. Как будто Господь обильно утешил нас, очень ощутимо, слишком ощутимо, чтобы не почувствовать этого. Пасху в этом году я тоже встретила необычно - на участке, вернее, на двух, куда посылается священник и двое певчих на этот праздник служить пасхальную заутреню, потом снова заутреню, крестный ход и литургию. Мы везли благодатный огонь, чтобы от него зажечь лампады в храмах Яффы и Хайфы. В этом году поздняя Пасха, но на страстную пятницу шел обильный дождь и вечером в субботу. Дождик настигал нас, мы от него убегали и, честно говоря, беспокоились: а будет ли на Пасху играть солнце?! Но солнце, конечно, играло и день был ясный и солнечный. Интересно пасхальную службу (вместо большого хора) петь вдвоем! В этот же день вернулись в монастырь и разделили вместе со всеми праздник.

 Еще интересное и благодатное событие произошло накануне праздника Пасхи в храме Воскресения в Иерусалиме. Есть такой придел Жен мироносиц в одном из уголков Воскресенского храма. Там три иконы. Около центральной возжжена лампада и под ней находится место стояния Божией Матери. Икона слева совсем темная, а справа икона Божией Матери. Изображение только сохранилось наполовину - верхняя часть - лик Богородицы. Причем глаза Ее опущены и скрыты под веками. Изображение очень невнятное и темное. Кто-то говорил, что. она чудотворная, да местные арабки там иногда ставили свечи, и всего-то. Накануне же Пасхи (за неделю) один полицейский (араб мусульманин), делая, как обычно, обход всего огромного храма Воскресения, заглянул и в этот придел и, перепуганный, взволнованный, побежал к алтарю греческого храма, где как раз шла служба. Он стал объяснять священникам и монахам и спрашивать у них:

- Что у вас там?! все сияет и икона живая, она глаза открывает!..

Действительно, лик у иконы обновился и некоторые и после видели, как она поднимала на них свои печальные глаза, и многие видели, что икона плакала.

На следующий день около этой иконы блаженнейший патриарх Диодор служил молебен, и с тех пор около нее стоят толпою люди, тянут зажженные свечи сквозь решетку, за которой находится икона, и ждут, что она посмотрит на них, молятся, плачут. Одни подходят, другие уходят. Я тоже простояла некоторое время около этой иконы, терпеливо взирая на ее кроткий и печальный лик. Матерь Божия очень благодатная и стоишь перед нею как живою и не знаешь, что просить, что говорить, как каяться, и тяжело от своего недостоинства и сладко на нее живую взирать и уйти не хочется. Никаких знаков я не видела, но пошла утешенная. Вот такое чудо произошло накануне Пасхи.

<...>

Еще нам предстоит очень интересная и благодатная встреча с мироточивой иконой Божией Матери, которую должны привести на святую землю на Вознесение. Эта икона была подарена на Афоне одному благочестивому паломнику чилийцу по особому благоволению и знаку Самой Божией Матери игумену монастыря, где она находилась в безвестности. Это список с Иверской иконы Божией Матери. Когда новый владелец покинул Афон с иконой, то заметил, что она изливает миро. Очень обильно в двунадесятые и богородичные праздники, почти на всех приходах, - так как он приглашается в разные страны со своей иконой. Меня помазывали миром от этой иконы. Ни один благовонный елей не сравнится с этим мягким и сильным благоуханием. Вот, какими чудесами укрепляет нас Господь, немощных и маловерных. <...>

1987 г.

Суббота великая. Господь помог, и каждой сестре нашлось местечко, чтобы хорошо видеть кувуклию. Оттого, что мы пришли рано, я оказалась очень близко от кувуклии справа. После долгого ожидания, после радостных детских молитв арабской молодежи, начался крестный ход, который с пением трижды обошел кувуклию. Еще до входа патриарха многие видели вспышки и играния, и потом кувуклия озарялась.  Одна сестра, что стояла чуть дальше и видела кувуклию издали, рассказывала, что благодать, подобно огненному свитку, вошла в купол кувуклии. Тут раздался крик, зажегся свет и тысячи рук с радостным гласом потянулись в сторону кувуклии, и чуть позже появился сначала из окошка огонь и потом сам патриарх вышел с благодатным огнем. Удивительная картина: сотни людей с пылающими над головой у них пучками свечей, счастливые, радостные, кто плачущий, кто смеющийся, с неизменным благодарным сердцем перед чудом Божественной благодати. Еще не звучало "Христос воскресе", но сердце ясно чувствовало (видело), что "Воистину воскресе!".

В этом году благодать сошла быстро - едва ли ждали три-четыре минуты. Видимо, Господь подкрепляет нас перед будущими трудностями и укрепляет нашу веру в Его Божественную силу.

1989 г.

Христос воскресе!

Дорогой мой батюшка и братик отец П. Сижу я сейчас в кувуклии, смотрю на гроб Господень и пишу тебе письмо. <...> Идет светлая седмица, позади напряженная и глубокая по содержанию страстная седмица, великая суббота, получение благодатного огня.  Благодатный огонь опять сошел очень быстро и все свидетельствуют, что благодать была обильная: в виде молний и сильного пламени огня. Для меня этот год особый, я первый раз после получения благодатного огня зашла в кувуклию. Там был совсем другой воздух - прохладный, разреженный, и весь гроб в капельках!.. Мы умылись маслом из благодатной лампады! Это было великим утешением. Еще я причащалась на Пасху. У нас были очень торжественные службы. <...> Простите и благословите.

 
Цит. по: Инокиня Наталия. Русский Иерусалим. СПб., изд-во "Воскресение", 1996 г. Годы указаны редактором.
 
Цит. по: Губанов Владимир. Чудеса на Гробе Господнем изд-во "Лествица", М., 1999 г. С. 139-154, 163-174.
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com