Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Чудо Благодатного Огня. Николай Колчуринский, Михаил Шугаев Как загорается Благодатный Огонь во Гробе Господнем Свидетельства о свете и блистаниях от Гроба Господня и кувуклии Рассказы о самовозгорании свечей Свидетельства о не жгущем пламени О торжестве схождения Благодатного Огня на Гроб Господен в Великую Субботу. Свидетельства разных веков Хранители Святынь Гроба Господня Фотографии Благодатного Огня Семь вопросов патриарху Феофилу о чуде и вере в него. Екатерина Рожаева В защиту Благодатного огня. Юрий МаксимовСвятая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 

Василий Яковлевич Гагара (1634-1637 гг.)


[10] …И взяша нас за трапезу и честь велию воздаша, не по моей мере. И пил чашу про многолетное государьское здравие и про их благородные чада и про патриарше душевное спасение. И по мале времени, как похотели ити, где мне отведена полата на покой, и митрополит же присла за мною с нитием и со овощием многим.

А гроб Господень каменной, а покрыт доскою аспидною белою, а гроб Божий стоит в часовне каменной на земли, а мерою уже того и ниже гроба, что вывез Трифан Карабейников, лише длиною в ту меру. А среди тоя великоя церкви висит паникадило, зделан верх, как зде на Москве в соборе над ризою Господнею, медною, позолочено на красно, велми велико, а мерою есть сажен 15. А по сторонам того паникадила у краев ломпады с маслом древяным стеклянные горят безпрестанно, нощ и день; а по смете есть ломпад с триста. А под тем паникадилом есть пуп земный. [11] Да в том же храме лижт камень велми велик рощелился на двое, а на том камени распят бысть Господь наш Иисус Христос. Да позади олтаря, где обретен крест Господень, на низ ступеней 40 ступити, и тут стоят 3 кресты древяные, и к ним прикладываются вси христиане. Да в том же храме есть щель, как человеку пролесть головою, и в той щели слышат зук, а тою щелию де сходил Господь наш Иисус Христос во ад; а глубина никому не ведома разве Бога. А подлинный крест, на коем был распят Господь наш Иисус Христос, увезен в немцы, как был Иерусалим за немцами. Да в той же велицей церкве предел во имя Воскресение Христово, а в нем служба греческая. А по сторонам по обоим деланы пределы, а в тех пределах службы разных языков, кои веруют во Христа; а действуют, кой хто по своей вере, всяк у себя в пределе. Да в той же церкве есть в стране кладезь, и те священницы, и дияконы, и клирики греки служат во весь год и тою водою питаются и емлют на всякую потребу; а выпущают для всякие нужи с пятницы на пятницу. А двери у тоя церкви одне полуденные, а другие двери зделаны для отходу, что турки не выпущают. …

[33] И с Ердана реки проводя нас во Иерусалим, и прииде во Иерусалим на Страстной недели в среду. И как приближися близ Пасхе Христовы, в пяток на Страстной недели и близ вечерни, по повелению пашеву турки Божие милосердие, тое великую церковь - Святую Святых и [34] Воскресение Христово отпечатали, и митрополит и архиепископ и старцы, и всяких чинов люди, верующе во Христа, обетники и тутошные, греки и иарапы, войдоша в церковь и начаша вечерню пети. И доколе вечерню пели, и храм в те поры отворен был и как вечерню отперт; и в те поры храм затвориша и запечаташа, и пойдоша турки, кои где живут, а иные туто во храме с нами же заперты. И после вечерни митрополит пойде вверх в свое уготованное место, а старцы по тому же и миряне, греки и арапы, по тому же уготованное им место; а иные языцы вси во своих пределах, ковры послав спят. И в тей нощи в той великой церкви овии плачют, овии радуютца, а турки безбожные, ходя по той великой церкве, пиют табак и шарап, и по арабски скверно глаголюще женскому полу, и плююще на них, и хотяще скверно действовати. И против великие, субботы, как приспе время благаго пения, заутреню и вечерню слушали по подобию. И после пения митрополит по прежнему вверх пойде к себе на упокой, а я многогрешный раб с ним же бысть вместе, а греки и арапы, мерские люди, около [35] тоя часовни, где стоит гроб Господень, бегают безпрестанно и поют: Кирие елейсом, а по нашему: Господи помилуй, а поют велегласно, дондеже митрополит снидет во храм; и в те поры как бегаючи, и носят на плещах друг друга, Богови тружаются. И приспе время празднишную вечерню пети, и прииде митрополит к тому пределу, где гроб Госопдень.  А предел же в те поры запечатан, и огнь угашен; а турки митрополита всего обыскивают, чтобы у него не было ни кремени, ни огнива, ни труду, ни серы, но тот предел ему отпечатали. А митрополит у той часовни у дверей и зрит на Дейсус, прямо к востоку, и вверх на небо смотрит, где проломана маковица, и хвалу Богу воздающе со умилением и со слезами, ожидая милости Божи; а молился 2 часа. И как пробило 11 часов, и над маковицею тоя великия церкви с небес возгреме гром трикраты, и греки и арапы начаша велегласно глаголати: агиос, агиос, агиос, а по нашему есть: свят, свят, свят Господь Саваоф, и они начаша креститися. По том же грому прилетели 3 голуби сизы и сели 3 голуби те на той проломной маковице: един сел от востоку, а 2 сел от полудни, а третий з западу. И митрополит перекрестяся, и пойде в тот [36] пределе, и бысть тамо много времени; а старец стоя вне тоя часовни у дверей и часто в тое часовню смотряше, то отворит, то затворит. Потом же над Господним гробом лампада прежде затеплиса от огня небеснаго, и по мале же времени изыде ис тоя часовни митрополит же и вынес затеплены два пука свеч в обеих руках и став на горнем месте, где же ему уготованное место и вси христиане от митрополита возжегше свещи своя, а турки по тому же свещи возжегше; а тот небесный огнь глинность, не как земный огнь.  Да и я многогрешный раб от митрополита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило, а я окаянный, не веря, что небесный огнь и послание Божие, и тако трижды возжегше свещи свои и гасиша, и перед митрополитом и пред всеми греками о том прощахся, что похулил [37] Божию силу и огнь небесный назвах, что греки соделывают чародейством, а не Божие создание; и митрополит меня в том во всех простих и благослових. А обедню празднишную поют до свету часа за три, а после обедни до свету розгавляются, едят и пиют; а как день станет, их ис тоя великой церкви выпущают всех, лише в той церкве оставляют служителей, кому пети и служити повседневную службу во весь год.

 
Цит. и нумерация по: Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.). -
Православный Палестинский сборник, вып. 33. СПб., 1891. Стр. 11, 33-37.

Рукопись печаталась также:
 
Сказания Русскаго народа, собранныя И. Сахаровым. Т. II, КН. 8. С.-Петербург. Типография И.П. Сахарова. 1849. 80, стр. 109-122.
 
Иерусалимское хождение, сообщенное И.М. / Временник Общества Истории и Древностей Российских. 1851, кн. 10, стр. 14-23.
 
Обзор хронографов Русской редакции, А.Н. Попова. 12-й выпуск. Москва, 1869, стр. 254-255.
 
В основу публикации приложен Архивный список рукописи, XVII в., который хранился в Московском главном архиве Министерства Иностранных Дел, №401/853, 40, л. 79-123. I редакции.
 
Имеются еще 7 списков рукописи, имеющие текстовые отличия.
 
о. Архимандрит Леонид. Иерусалим, Палестина и Св. Афонъ по Русским паломникам XIV-XVII веков.
 
Чтения въ Обществе Истории и Древностей Российскихъ. Москва. 1871 г. Кн. I, отд. 11, стр. 66-79. 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com