Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Чудо Благодатного Огня. Николай Колчуринский, Михаил Шугаев Как загорается Благодатный Огонь во Гробе Господнем Свидетельства о свете и блистаниях от Гроба Господня и кувуклии Рассказы о самовозгорании свечей Свидетельства о не жгущем пламени О торжестве схождения Благодатного Огня на Гроб Господен в Великую Субботу. Свидетельства разных веков Хранители Святынь Гроба Господня Фотографии Благодатного Огня Семь вопросов патриарху Феофилу о чуде и вере в него. Екатерина Рожаева В защиту Благодатного огня. Юрий МаксимовСвятая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Чудо Благодатного Огня / О торжестве схождения Благодатного Огня на Гроб Господен в Великую Субботу. Свидетельства разных веков
 
О торжестве схождения Благодатного Огня
Свидетельства разных веков
 
34 (?) г. Апостол Петр по свидетельству св. Отцов Церкви видел чувственно свет озарявший Гроб Господень" См. Святой Григорий Нисский (+394). Второе слово о Воскресении. Иоанн Дамаскин. Октоих. Первый Воскресный седален. Глас восьмой.

Святой Григорий Нисский (+394 г.). Во втором слове о Воскресении пишет об апостоле Петре (I в.), видевшем Святой Свет, пишет:
 
Сие виде Петр верил, видел же не точию чувственныма очима, но и высоким апостольским умом. Исполнен убо был Гроб Света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя - чувственне и душевне. Аще убо свет праведным присно, яко-се есть писано, то кольми паче у Бога праведных.
Цит. по: Св. Григорий Нисский. Словов второе о Воскресении. IV в.
 
 
В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.]. Книга 6. Глава 9. 1-3.
 
Книга 6. Глава 9
1) Члены этой Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном удивительном деле, им совершенном.
2) Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему.
3) Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть этого масла, как свидетельство о чуде.
Цит. по: © Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.].
 
 
Сильвия Аквитанская, 385 г. Сочинение "Паломничество Сильвии" - открыто в библиотеке Аббатства Россано (Калабрия, Италия).
 
 
Царь Феодосии Великий (+395 г.), посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. "Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии". Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299-300.
 

Преподобный Иоанн Дамаскин (780 г.) в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: "Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся". См. Октоих, воскресный седален, глас 8 и др.
 
 
Араб мусульманин Аль-Джахиз (умер в 869 г.) в своем труде "Книга животных" дает критическое упоминание о Благодатном Огне. "Хранители храмов не переставали устраивать для народа различные хитрости, вроде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме (утверждающих), что масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник". Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. - Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915, с.231.
 
 
Латинский монах Бернард, (865 г. или около 870 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом." Mabilon. Acta Saneta. T. III. P. II. p. 473.
 
"В Великую Субботу,- пишет Бернард,- накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: "Кирие, элейсон" (Господи, помилуй!) - Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и наконец всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863-879); он призван на это место за свое благочестие". Mabilon. Acta Sanct. T. III. P.II. p.475. Перевод из: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. Стр. VI
 
 
В книге известного арабского юриста Ахмеда ибн аль-Касса (умер в 936 году) "Признаки киблы" говорится следующее: "В день Великой Субботы люди выходят из места гроба к скале, вокруг которой хоры; (с них) они смотрят на место гроба, все молятся и преклоняются пред Богом всевышним со времени ранней молитвы до захода солнца. Присутствует эмир и имам мечети. Правитель запирает дверь к гробу и садится у нее. Они все так остаются, пока не увидят свет, похожий на белый огонь, выходящий из внутренностей гроба. Правитель открывает тогда дверь гроба и входит туда. В руках его свеча, которую он зажигает от этого огня, а затем выносит. ... Он отдает ее имаму, тот несет эту свечу и зажигает лампады мечети. ... Донесение об этом пишут правителю, сообщая, что огонь спустился в такое время такого-то дня. Когда он сошел во время утренней молитвы, это служит у них приметой, что год не будет плодороден, но и не засушлив; если же сошел во время полдня, это указывает на год неурожайный" Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХIII веков // Христианский Восток. СПб., 1915, Т. 111. Вып. 3. С. 231-232.
 

Абу эль'Аббас Ахмад, как современные ему полемисты десятого века, подробно излагает, как мусульманский губернатор Иерусалима закрывает двери Гроба (Господня) перед появлением огня и, когда его белые всполохи становятся видны внутри гробницы, он открывает дверь, ведущую в Гробницу и затем от огня зажигают лампады. Пер. составителя сайта по: Zsolt (EDT) Hunyadi, Jozsef (EDT) Laszlovszky, The Crusades and the Military Orders: Expanding the Frontiers of Medieval Latin Christianity - History - 2002 - 606 p. P. 90.
 
 
Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому (начало Х века) пишет: "Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают Господи помилуй. Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь." Пападопуло-Керамевс А. И. Предисловие. - Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2)., с. II.
 
 
Арабский историк Масуди (ум. 957), совершивший путешествие в Палестину, упоминает о Благодатном Огне в двух своих трудах (926 г.): "Пятого числа тишрана первого праздник церкви Воскресения в Иерусалиме. В этот праздник собираются христиане со всей земли, у них сходит огонь с неба и зажигаются от него свечи. Собирается также много мусульман посмотреть на этот праздник. <...> С этим огнем связана тонкая хитрость и великая тайна". ""И построила Елена в Aelia церковь, известную теперь под именен Воскресенья. В ней появляется огонь в день великой субботы, на утро после которой бывает Пасха". Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915. с. 223-224
 
 
Константинопольский клирик Никита, 947 г.. Из подробного повествования клирика Никиты следует, что в 947 году некий эмир (из эмиров Багдада) хотел запретить совершение богослужения Великой Субботы в церкви Воскресения, так как ежегодное возжжение благодатного огня способствовало не только сохранению, но и распространению христианской веры в период мусульманского господства. Иерусалимский архиепископ Христодул был приведен в Преторию, где багдадский эмир сообщил ему: "Не позволено тебе, архиепископ, сегодня совершать праздник. ... Ведь ты, делая это пресловутое чудо волшебным художеством, наполнил всю Сирию верою христианскою и, испровергая наши нравы, едва не обратил (эту землю) в Романию (византийскую территорию)". Во время проходивших в Претории переговоров эмира и иерусалимского архиепископа чудесно зажглись две лампады на одном почитаемом месте около церкви Воскресения ("где, говорят, было омыто честное Тело Господа и Бога нашего по снятии со Креста"). Получив известие об этом событии, все участники переговоров, православные и мусульмане, сразу же отправились из Претории к церкви Воскресения. Придя ко Гробу Господню, архиепископ Христодул и "поганые агаряне" заперли Божественный Гроб, после чего архиерей начал моление. В это время эмир находился наверху (в катехуменах) и, держа в руках сверкающий ятаган, наблюдал за происходящим в храме. Наконец, около 6 часов дня архиепископ увидел "Божественное светоявление". Пентковский М. Историко-литургический анализ повествования игумена Даниила "О свете Небесном, како сходит ко Гробу Господню. - Богословские труды. Вып. 35. К 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1997). М., 1999, с. 150. Пападопуло-Керамевс А. И. Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о Святом огне, писанное в 947 году. // Православный Палестинский Сборник. Том III, вып. 2, СПб., 1894. С. 18-23.
 
 
Мусульманин ал-Фарагн ибн Салих Багдад, около X в. на него ссылается в своем свидетельстве ал-Бируни
 
 
Еще во времена арабского владычества, по свидетельству мусульманского историка ал-Бируни (1000 год), к началу литании в храм приходили муэдзин соборной мечети, имам и эмир (губернатор) Иерусалима. "Они садятся у Гроба. Приносят лампады, которые ставят на Гроб, а он бывает закрыт. Христиане до этого тушат свои светильники и лампады и остаются так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду. От нее зажигаются лампады в соборной мечети и в церквах, а затем пишут в столицу Халифата о времени нисхождения огня. По быстроте нисхождения и близости его к полдню заключают об урожае в этот год, по запаздыванию - о неурожае".
Цит. по: Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах. Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. Вып. 1.-М., 2000. с. 421-422.
Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. - Христианский Восток. Т.З. Вып.З.Пг., 1915, с.228-229.
 
Оригинальный текст: "О Страстной Субботе рассказывают историю, которая поражает ученых и насчет которой они с трудом признаю, что она может быть истиной. Повествующие о ней не анонимные лица, и если бы они не говорили, что самолично видели это, и если бы знаменитые учение и другие люди не писали об этом в своих книгах, в этом вряд ли можно было поверить. Я читал об этом в книге, а также слышал от Ал-Фарага ибн Салиха из Багдада, что в центре храма Воскресения в Иерусалиме в скале находится пещера с гробом Христа, над ней купол, а над этим куполом возвышается другой, еще больший купол. Вокруг этой скалы возвышения откуда мусульмане смотрят за действом. Христиане и другие люди приходят в этот день и садятся вокруг могилы, умоляют и взывают к Господу, экзальтированные, от полудня до вечера. Также муэдзин мечети, глава молящихся и эмир города приходят и садятся около могилы. Они приносят лампы, которые они оставляют там, в то время как (вход ко Гробу) закрыт. Христиане гасят свои лампы и факелы дожидаясь этого и ждут, пока они не увидят чисто белый огонь, который зажигает лампады. От этого огня, лампы в мечети и в церквях зажигаются. Потом пишется сообщение халифу о времени в которое сошел огонь. Если это произошло вскоре после полудня, следует ожидать плодородного года, но если задержался до вечера или дольше, тогда следует ожидать неурожайного года. Тот же источник повествует что однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась.
Схождение этого огня происходит с древних времен по сей день, который повторяется через определенный временной промежуток, давая нам поводо для изумления.
Cited: Chronology of the Muslim scholar Al-Biruni (973 - 1048). Al Biruni / In the Garden of Science / Reklam - Leipzig 1991. Translated by Gotthard Strohmaier
 

Папа Урбан II, на крестовом соборе в Клермоне, в 1095 году в своей речи к собранному пред ним бесчисленному множеству народа, провозгласил, между прочим, следующее: "Поистине в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чье сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением". Baldricus, in Gesra Dei Per Franctos p. 87. Также Quastrum II, 590 рассказ пресвитера Отмара из рукописи найденной Гретсером. Перевод из: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. Стр. VI
 
 
Летописец римско-католической церкви Бароний (XI в.) свидетельствует: "западные христиане по взятии Иерусалима от Сарацин, видеша чудо, егда в Великую Субботу у Гроба Господня свещи сами зажигаются. Чудо же сие бяше тамо обыкновенно". (Бароний, лист 1304 на обороте). Перевод из: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. Стр. VI
 
 
Фульк (Фульхерий) Шартрский капелан Иерусалимского короля Балдуина 1101 г. пишет о том как Благодатный Огонь сошел лишь после того, как латинское духовенство удалилось из храма. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887. С. 92-93.  Кроме того, Фульк пишет о популярном поверье, по которому мусульмане грозились уничтожить всех христиан в Палестине если Благодатный Огонь не сойдет. Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908.
 
 
Из свидетельств благочестивых православных паломников следует упомянуть свидетельство игумена Даниила, посетившего Иерусалим в 1093-1112 годах, при великом князе Киевском Святополке Изяславовиче. В то время, вскоре после крестовых походов, в Иерусалиме царствовал король Болдуин I, католик. Из описания Даниила мы видим, что Болдуин I присутствовал при явлении благодатного Огня и принимал от епископа свечу, но епископ был православный, а не католик несмотря на то, что сам Болдуин был католик и Иерусалим был завоеван крестоносцами-католиками и принадлежал папскому престолу. Вероятно, были опыты, но католическим епископам не сходил святой Огонь, поэтому и было предоставлено это право православным (I, с. VIII)... Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. Стр. VI
 
 
Летописец католической церкви (XII век) пишет: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…" Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., Наука, 1998, с.69-70.
 
 
Армянский историк Матвей Эдесский рассказывает о том, как в 1102 г. Благодатный Огонь не сходил, когда франки захватив Святые места выгнали из них христиан. Источник будет добавлен позднее.
 
 
Дамаск Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162) не был непосредственным свидетелем, им предпринята  попытка критического объяснения схождения Благодатного Огня. См. комментарий

Али ал-Хереви (ум. 1191) упоминает лаконично "о зрелище священнаго огня, которое можно наблюдать в иерусалимском храме". Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915; Ch. Schefer, Description des lieux saints de la Galilée et de la Paléstine, Génes 1881, p. 21. Cp. de Goeje, op. cit. 55, пр. 4 и Медников , op. cit. (перевод) 961.
 

Географ Йакут (ум. 1229) - критическое упоминание о Благодатном Огне. Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915; Ch. Schefer, Description des lieux saints de la Galilée et de la Paléstine, Génes 1881, p. 21. Cp. de Goeje, op. cit. 55, пр. 4 и Медников , op. cit. (перевод) 961.
 

Теодерих (Theoderich), в сообщении от 1172 г., упоминает, что иногда Благодатный Огонь появляется около первого часа, иногда около третьего часа, шестого, девятого часа, или даже во время повечерия. Hvidt N.C. Miracles - Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229. Перевод автора сайта
 
 
Готьер Винисоуф (Gautier Vinisauf), английский летописец в своем труде написанном в 1192 году упоминает следующую историю. "В 1187 г. сарацины под предводительством султана Салаха ад-Дина захватили Иерусалим. В этот год султан пожелал присутствовать на праздновании, хотя и не был христианином. Готьер Винисоуф рассказывает нам что случилось: "Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили радость восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили что огонь, который как они только что увидели снизошел, был зажжен жульническими средствами. Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа в которой загорелся огонь ниспосланный с небес, была потушена, но (после этого) лампа сразу же опять загорелась. Он приказал второй раз, третий раз затушить лампу, но она загоралась опять как будто сама. Вслед за тем, пораженный султан во всеуслышанье восклицал пророчески: "Да, скорее я умру, чем потеряю Иерусалим". Его пророчество свершилось, Салах ад-Дин умер на следующий Великий Пост. Hvidt N.C. Miracles - Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229. Перевод автора сайта
 
 
Аль-Джаубари (умер в 1242 году) (не был свидетелем), в своей книге посвященной объяснению различных тайн и фокусов, находится описание, озаглавленное "Хитрость монахов при зажигании огня в церкви Воскресения". Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238; Brockelmann, Geschihtw der arabischeb Literatur, I, 497 #4 и Enzyklopaedie des Isläm. I. 1070. См. комментарий
 
 
Арабский географ ал-Казвини (ум. 1283) приводит сообщение о Благодатном Огне. Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий
 
 
Ахмед-ибн-ал-Харири, Ибн-ал-'Араби и Хаджжи-Халифу - арабские авторы писавшие о Благодатном Огне. Более подробные данные будут установлены позднее Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий
 
 
Ибн-аль-Джаузи (умер в 1256 году) (не был свидетелем) высказывается предположение о наличии скрытого источника огня, от которого зажигаются и свеча, и лампады. Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий
 
 
Йакут (умер в 1299 году). Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий
 
 
Архимандрит Арсениус, 1345 г. ...Как обычно, ...Патриарх проводит литанию Святого Огня около Гроба Господня в полдень на Великую Субботу. Патриарх вместе с ми-трополитом Германосом приехал из Египта, и епископ Марк - из Дама-ска... и настоятель Стефан из монастыря Св. Саввы с духовенством. Они обошли вокруг Гроба Господа дважды и после третьего раза над Гробом появилось маленькое облачко. Тогда они открыли Кувуклию и Патриарх вошел в нее вместе армянским епископом, Гробница была наполнена святым Светом и все лампы, которые были прежде затушены и приго-товлены во время Великой Пятницы зажглись. Патриарх зажег свечи от Благодатного Огня и по всей церкви прошел радостный возглас в честь появления Света. Вскоре после этого свечи которые все держали были с благословением потушены. После этого Патриарх начал Литургию Великой Субботы... Цит. по: Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.
 

Поль Вальтер 1481 г.. В 1481 двери церкви Воскресения обычно открывали мусульмани, и три священника или епископа заходили в Гроб Христа. Один из них был греком, другой армянином, а третий - из эфиопов, они закрывались в Гробнице на … приблизительно пятнадцать или двадцать минут". Вальтер также отмечает, что армянский епископ выходил из Гроба Гос-подня с огнем и после этого все свечи зажигались, а "представители на-ций" процессий трижды обходили Гроб Господень. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.
 
 
Иеродиакон Зосима, монах Сергиевой Лавры, путешествовавший в Иерусалим в 1420 г.
 
 
Трифон Корабейников, московский купец с товарищами, путешествовавший по особому указу государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича в 1583 г. См. Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 27, СПб., 1888.
 
 
Василий Яковлевич Гагара. См. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 33. СПб., 1891.
 
 
Патриарх Нектарий Подтверждает, что в его бытность в Иерусалиме, святой Огонь был изнесен из св. Гроба патриархом Паисием. Арсения Суханова. Просклинитарий (17-я тетрадь)
 

Генри Моундрелл, английский священник (1696 г.) См. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.
 
 
Иеромонах Ипполит Вишенский. См. Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим, на Синай и Афон (1707-1709 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 61. СПб., 1914.
 
 
Лукьянов Иоанн, московский священник, путешествовавший в царствие Петра I с 1710 по 1711 г. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. С. 37-41.
 
 
Барский В. Г. (Плаки-Альбов), антиохийский монах, был пешим паломником с 1724 по 1727 г. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. С. 35-37.
 
 
Константин Волнез (1784 г.). Французский скептик упоминает о Благодатном Огне и вере в него местного населения. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.
 
 
Иеромонах Мелетий, монах Саровской пустыни, путешествовавший с 1793 по 1794 г.
 
 
Митрополит Дионисий рассказывает об необычном явлении Благодатного света в 1799 г.
 
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com