Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
Исторический очерк Иерусалимского королевства
 
Иерусалим с ближайшими городами Тиром и Акрой составляли королевский домен. В королевство входили три вассальных государства: графства Триполи и Эдесса и княжество Антиохия. Среди других крупных феодов на территории королевства: графства Яффа и Аскалон, Крак (Монреаль), Галилея и Сидон.
 
Привычные для европейцев (франков, как их называли на Востоке) западные традиции были адаптированы к местным условиям: нередко рыцарям в феод наряду с землей или даже взамен ее жаловались доходы от торговли. Однако рыцари должны были являться по первому требованию на военную службу и не могли откупиться деньгами, как это было возможно в Европе.
 
Уже при Готфриде Бульонском в качестве основных законов королевства были приняты «Иерусалимские ассизы». Главным судом королевства был Высший Суд, в котором заседали королевские вассалы. Для обсуждения политических вопросов нерегулярно созывался парламент — собрание представителей церкви, знати, представителей верхушки духовно-рыцарских орденов, иногда богатых и влиятельных горожан. Помимо обсуждения выбора союзников для войны и экстраординарных налогов парламент мог решать, например, вопрос выбора жениха для наследницы престола (хотя король мог и не следовать его решениям).
 
После взятия Иерусалима многие рыцари вернулись домой. Среди оставшихся в местном климате смертность была очень высока, приток переселенцев из Европы не мог ее компенсировать. Очень скоро жесткость времен завоевания Иерусалима сменилась относительно терпимыми отношениями с местным населением. Жители в зависимости от религии находились на разных ступенях общественной пирамиды. В самом низу считались мусульмане и евреи, они могли посещать Иерусалим, но жить там (по крайней мере официально) не имели права. Православные находились выше евреев и мусульман, но не считались равными франкам. Монофизиты считались еретиками, им было запрещено приближаться к Гробу Господню.
 
Большая часть франков жила в городах, но некоторые поселились в своих поместьях. Возникли «новые города» (франц. villeneuves). Для того, чтобы увеличить долю западных христиан, поощрялось переселение с Запада свободных крестьян, которым давалась земля в обмен на 10% от произведенной продукции. За местным населением (в подавляющем большинстве мусульманским) были сохранены их наделы, а размер налогов и податей сохранился в том же объеме, что при мусульманских правителях. Королевские законы гарантировали кочевникам-бедуинам право беспрепятственного передвижения и пастьбы скота.
 
Наследники Готфрида Бульонского — Бодуэн I, Бодуэн II (правил в 1118-31), Фульк Анжуйский (правил в 1131-43) — стремились закрепиться на побережье, захватив основные приморские города. Особенно важное экономическое значение для королевства приобрел порт Акра (Акка ), которую арабский писатель Ибн Джубайр в 1185 описывал как «цель кораблей и место встречи мусульманских и христианских купцов со всего мира». Важную роль в портовых городах играли итальянские общины — генуэзцы, венецианцы, пизанцы занимали отдельные кварталы, добивались для себя налоговых и юридических привилегий. Итальянцы занимались перевозкой паломников к святым местам.
 
Наибольших размеров королевство достигло в правление Фулька. Храбрый воин, он, однако, не смог добиться отстранения от власти своей жены Мелисанды, дочери Бодуэна II и матери Бодуэна III (правил в 1152-63). Фульк стал первым королем, заключившим союз с мусульманским правителем Дамаска для обороны от мосульского эмира Зенги, с которым безуспешно пытались бороться участники 2-го крестового похода (в 1144 он взял Эдессу).
 
Бодуэну III удалось захватить Аскалон (1153), который долго удерживался Фатимидами. С его правления ведущая роль в защите Латинского Востока переходит к духовно-рыцарским орденам.
 
 Наследником Бодуэна III стал младший брат Амальрик (правил в 1163-74). Он обратился за помощью против турок к Западной Европе, но конфликт между Людовиком VII и Генрихом II помешал новому крестовому походу, хотя королевство и получило некоторую материальную и военную поддержку. Амальрик обратился за помощью к Византии, закрепив сотрудничество династическими браками. Амальрик ездил в Константинополь, где, возможно, дал вассальную клятву императору, но со смертью Мануила Комнина сближение с Византией закончилось.
 
Преемник Амальрика Бодуэн IV Прокаженный из-за болезни не мог в полной мере управлять страной и иметь наследников. Египетский султан Салах-ад-Дин объединил прежде разрозненные силы мусульман и в 1187 захватил Иерусалим, первое Иерусалимское королевство прекратило свое существование. 3-й крестовый поход из-за раздоров между христианскими вождями закончился неудачно.
 
Однако религиозное значение Иерусалима для Европы было слишком значительным, чтобы Запад отказался от него. Крестоносцам удалось отстоять небольшую территорию вокруг Акры. Акра стала столицей второго Иерусалимского королевства, в котором с 1197 правил Амальрик из династии Лузиньянов, кипрских королей. Его наследником стал французский рыцарь Жан де Бриенн, на избрании которого настоял французский король Филипп II Август.
 
В 1229 Иерусалим был возвращен христианам императором Фридрихом II Штауфеном, который получил корону иерусалимского короля. Но в 1244 турки захватили Иерусалим, устроив жесточайшую резню, хотя часть владений осталась в руках европейцев. Здесь правили регенты, назначавшиеся высшим советом баронов.
 
В 1268 корону получил Гуго III Лузиньян, но он покинул королевство из-за раздоров с баронами. Среди франков все меньше оставалось потомков родов крестоносцев, из Европы переселялись в основном авантюристы в поисках легких доходов. Вражда между итальянскими городами влияла и на отношения итальянских поселенцев; так в 1256 в Акре между ними шла настоящая война.
 
Последним регентом королевства в 1286 был избран Генрих II Лузиньян. В 1291 Акра пала, город и замки крестоносцев были полностью разрушены, хотя крепость сохранилась. Жители были убиты почти поголовно, оставшиеся проданы в рабство. Королевство перестало существовать, но титул иерусалимских королей сохранялся в династии Лузиньянов.

Культура крестоносцев
 
В завоеванных франками землях сложилась богатая культурная среда. Крестоносцы принесли с собой традиции родных мест — прежде всего Лотарингии, долины реки Маас, Нормандии, Иль-де-Франса и южной Франции, Италии конца 11 в.
 
В новых землях к западным традициям добавились местные. Произведения по заказу крестоносцев создавались в основном местными мастерами, но с учетом вкусов франков. В живописи, лишь немногочисленные образцы которой сохранились, ощутимо византийское влияние (Богоматерь с Младенцем Glycophilousa в вифлеемском храме Рождества Христова), дополненное местными и западноевропейскими традициями.
 
Вехой в развитии искусства крестоносцев стал храм Рождества в Вифлееме. Работами руководил греческий монах и мозаичист Эфраим, Базилий, создавший в центральном нефе мозаики с ангелами, был православный сириец, в южном трансепте работал венецианец Зан.
 
Французское влияние явственно видно в храме Благовещенья, украшенном скульптурами по образцу французских. В интерьерах храма видно и мусульманское влияние. Скульптурами украшались и замки тамплиеров. После падения Иерусалима и захвата святых мест характер искусства становится более светским.
 
Сохранились немногочисленные памятники книжного искусства. Псалтырь Мелисанды, заказанная королем Фульком (скрипторий вифлеемского храма) проиллюстрирована в византийских традициях, а переплет из слоновой кости сделан французскими мастерами. Совершенно уникальна монументальная Бибилия, хранящаяся в настоящее время в Сан-Даниэли-дель-Фриули: ее буквицы в виде людей и животных сочетают византийские, армянские и сирийские элементы стиля и иконографии.
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com