Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / История Святой Земли / Христианство и другие религии в фокусе политики / Государственно-церковные отношения в Израиле. Е. С. Сафронова
 
Государственно-церковные отношения в Израиле
 
     В истории еврейского народа концепция государственного строительства, имеющая глубинную этноконфессиональную основу, являлась определяющей в период формирования древнееврейского государства (около 1000 г. до н.э.), а также теократического государства, существовавшего на территории Иудеи (IV в. до н.э.). Символом еврейской государственности являлся Иерусалимский храм, окончательно уничтоженный в 70 г. н.э. Теократическая форма правления в разных видах просуществовала в Иудее несколько столетий и была уничтожена римскими завоевателями, однако идея теократического государства, закрепленная в Торе (Пятикнижии Моисея), продолжала существовать в сознании еврейского народа в условиях утраты государственной самостоятельности, внешних завоеваний и диаспорты.

     Идея теократического государства, базирующаяся на вере в единого и общенационального Бога, объективно способствовавшая этнической и конфессиональной консолидации еврейского народа, до сих пор является актуальной в концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле.

     Формально Государство Израиль не является клерикальным государством, однако фактически иудаизм выполняет функцию государственной религии и государственной идеологии; его влияние распространяется на государственно-политическую и социальную сферы Израиля.

     В Израиле все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, действующими на основе талмудического права. Гражданского брака в Израиле не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-литической и культурной жизни страны особенно в области просвещения. Религиозные учебные заведения составляют около 30% всех средних учебных заведений Израиля. В ряде городов Израиля (Тель-Авиве, Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не работают общественный транспорт, ряд аэропортов и т д.

     В 1948 г. (14 мая была обнародована Декларация независимости Израиля) одним из основных вопросов, вставших перед новым государством, был статус иудаизма и взаимоотношение государства и религии.

     Статус еврейской религии в Государстве Израиль не получил до сих пор законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и ее роли в обществе Сравнительно небольшая часть населения Израиля требует абсолютного приоритета религиозного законодательства над государственным; также относительно невелика группа населения, требующая полной секуляризации законодательства вплоть до исключения личного права из юрисдикции раввината. Большинство же населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфического традиционного колорита израильской государственности и общества. 

     При изучении общественного мнения было установлено, что только 15% взрослого еврейского населения Израиля высказывается в пользу теократического государства, за полностью секуляризованное государство выступает более 30%, а что касается остальных (около 50%), то часть из них придерживается мнения о тесных связях государства и религии, а другие предлагают отделение синагоги от государства и школы от церкви. В результате сложилась ситуация, когда в Израиле иудаизм не отделен от государства, как и школа от церкви Несмотря на наличие в стране нескольких вероисповеданий кроме иудаизма (мусульманского, христианского, друзского и др.), только иудаизм занимает господствующее положение.

     Вместе с тем стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению традиций в государственной и общественной жизни страны, нашло выражение в статус-кво, соившемся еще до возникновения Государства Израиль: юрисдикция раввинских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины, запрещение работы в субботу и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорта промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб.
Влияние иудаизма сказывается на гражданском законодательстве - в Израиле официально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены браки между представителями различных направлений в иудаизме По закону 1953 г. все дела брачно-семейного характера были отданы в исключительное ведение раввинских судов. Поэтому чтобы подобные браки были признаны и зарегистрированы религиозными советами общин, нееврейская сторона или последователь реформированного или консервативного направления в иудаизме должны принять иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом, установленным Талмудом. Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание, суровое уголовное наказание предусмотрено для лиц, содействующих такому переходу.

     По израильским законам о гражданстве автоматическое его предоставление может иметь место только в отношении еврея. По закону 1970 г. евреем признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее иной религии.

     Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из стран рассеяния, и его этнический состав является отражением этнического состава мирового еврейства, составляющего один народ, объединенный общностью происхождения, религии, духовного наследия и национального самосознания. Однако существование еврейского народа в диаспоре и отсутствие государственности (до 1948 г.) привели к его фрагментации на отдельные общины с разными языками повседневного общения, некоторыми различиями в религиозной обрядности, а также в сложившихся формах быта, культурных традициях и т.п.

     Наиболее значительной этнолингвистической общностью является ащкеназы, языком общения которых был идиш и которые принадлежат к выходцам из стран Восточной и Центральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии, большинству выходцев из стран Западной Европы и Южной Америки. Они составляли абсолютное большинство еврейского населения Израиля к моменту его образования (85%), в настоящее время их число уменьшилось в результате массовой репатриации из арабских стран.

     К сефардам, языком общения которых был еврейско-испанский относятся выходцы из стран Балканского полуострова (Греция, Болгария, Югославия, Турция), часть выходцев из Северной Африки. Около 40% еврейского населения Израиля составляют в настоящее время выходцы из арабского мира (Марокко, Ирак, Йемен, Иран), значительны этноконфессиональные группы бухарских, горских, курдских и др. евреев.

     Государство Израиль является средоточием памятных мест иудаизма и святым местом для его последователей не только граждан Израиля, но и тех, кто проживает за его пределами. Главая святыня - Западная стена (в европейской традиции - стена плача), участок уцелевшей части храмового комплекса, которая уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма (70 г.) стала местом молитвы. Западная стена привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. К ней приходят ежегодно миллионы молящихся туристов. После воссоединения Иерусалима (1967 г.) сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной. Многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, здесь впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей, проводятся церемонии в честь национальных праздников Израиля.

     В начале 90-х годов в Израиле насчитывалось около 7 тысяч официально зарегистрированных синагог. Столь большое число молитвенных зданий объясняется разнообразием литургий различных этнических групп и религиозных течений в иудаизме. Во многих синагогах после молитвы проводится изучение Закона. Число молящихся особенно значительно по субботам и праздникам. В крупные праздники синагогу посещает большинство еврейского населения страны. Во многих общинах принято справлять в синагоге семейные праздники: обряды бракосочетания, обрезания, бар-мицвы (совершеннолетия) Почти все конгрегации отмечают благодарственными молитвами День Независимости Израиля и День освобождения Иерусалима, а в субботнюю и праздничную литургию включают молитвы за благоденствие Израиля, за благополучие президента страны и ее армии.

     В настоящее время Израиль является мировым центром традиционного еврейского образования. В Израиле были воссозданы иешивы так называемого литовского типа (одна из наиболее знаменитых - Поневежская иешива в Бней-Браке) и обосновалось несколько хасидских иешив ("дворов"). Они быстро прижились в Израиле и стали привлекать многочисленных учащихся из уроженцев страны. Часто традиционное обучение в иешивах сочетается со среднеобразовательной программой (или программой профессионального обучения). Многие из учеников средних иешив продолжают обучение в высших иешивах. К другим видам иешив относятся иешивы, в котрых четырехлетнее изучение Закона сочетается с военной подготовкой и несением действительной воинской службы. В 1960-80-х годах в связи с активным обращением к религии выходцев из разных стран, эмигрировавших в Израиль, возникает сеть специальных иешив для учащихся с разным уровнем знаний о религии, образовательным уровнем и т.д. Создаются специальные учебно-воспитательные заведения для девушек. Некоторые из этих иешив создаются специально для учащихся из США, Франции и других стран, а также для лиц с высшим образованием, для бывших преступников и т.п.

     Обосновавшиеся в Израиле "дворы" хасидов имеют собственную сеть учебно-образовательных заведений (от хедеров до иешив), соответствующих духу и стилю жизни их идейных направлений. В Израиле действуют также центры хасидских течений, находящиеся за рубежом.

     С образованием Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты. В середине 80-х годов в Израиле насчитывалось около 450 раввинатов, состоящих на жаловании государства, муниципалитетов и поселковых советов.

     При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В функции религиозных советов входит устройство и содержание микве (бассейна для религиозного омовения), оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.п. Члены религиозного совета назначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным раввином и Министерством по делам религий.

     Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. Помимо правовых вопросов, касающихся личного статуса еврейских граждан страны, в юрисдикцию раввинских судов входит утверждение гиюра (фомального перехода в иудаизм).

     Общины консервативного и реформистского течений в иудаизме (возникли на территории Израиля в 1937 и 1957 гг. соответственно) немногочисленны и, несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста остаются периферийным явлением в религиозной жизни страны.

     Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно отразиться на гражданском статусе человека.

     Как уже отмечалось, в Израиле существует сеть религиозных школ (государственных и частных), в которых обучается 36 процентов всех учащихся. Существуют учебные заведения (например, хедеры крайне ортодоксального направления), отказывающиеся от контроля и поддержки государства. Государственные школы подразделяются на две независимые ветви: общую и религиозную, имеющую отдельные инспектуры, программы и учебные планы, различные учебные пособия и контингенты учителей. Языком обучения является иврит. За каждым национально-религиозным меньшинством в Израиле признается право на создание школ с национальными кадрами учителей, преподавателей на родном языке и включение в учебный план специальных предметов по истории и культуре данной религиозно-этнической группы.

     В государственных школах введены обязательные предметы иврит, литература, Библия и ряд других. Распространение государственного контроля на различные типы заведений было завершено принятием в 1953г. Закона о государственном образовании, согласно которому учебные заведения стали делиться на государственные и признанные государством. Вне ведения Министерства образования и культуры остались лишь школы крайне ортодоксальных кругов иудаизма.

     Помимо евреев, значительная часть которых хотя бы формально исповедует иудаизм, в Израиле живут многочисленные этноконфессиональные общины, группы, национальные меньшинства. В Израиле насчитывается около 20 тсяч караимов, представителей секты, отделившейся от иудаизма в VIII веке. У караимов существуют Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд, которые находятся в Рамле. В Министерстве по делам религий существует специальный отдел по делам караимов, государство финансирует религиозные занятия детей караимов в государственных школах. Министерство по делам религий также участвует в расходах на содержание молельного дома и жалование главы религиозной общины самаритян, потомков населения Самарии.
Мусульмане составляют 13% населения Израиля. Подавляющее большинство израильских мусульман - сунниты.

     С образованием Государства Израиль арабы-мусульмане превратились из доминирующей религиозно-этнической группы в национальное меньшинство. Государство Израиль в лице Министерства по делам религий приняло меры к восстановлению кадров мусульманского духовенства, органов шариатского судопроизводства и др.

     Наряду со строительством новых мечетей (самая большая мечеть Мира в Назарете, 1965 г.) реставрированы мечети в Акко, Рамле, Яффе. Распределением средств, в том числе субсидий Министерства по делам религий, ведает комиссия, в состав которой наряду с чиновниками правительственных ведомств входят представители мусульманской общины.

     Кадры мусульманского духовенства формируются из местных жителей, назначаются на соответствующий пост Министерством по делам религий, которое берет на себя выплату жалования. Пятница (день молитвы) и другие праздники ислама официально признаны в Израиле нерабочими днями для мусульман. Каждое утро израильское радиовещание на арабском языке передает стихи из Корана, а по пятницам и праздничным дням - молитвы и проповеди. Представители мусульманской общины в 1977 г. добились согласия соседних арабских стран на хадж (паломничество в Мекку).

     Основы ислама преподаются в государственных общеобразовательных арабских школах, открыт религиозный исламский колледж в Хевроне. Высшее руководство мусульманской общины отказывается от официальных контактов с израильскими властями, однако поддерживает и развивает неофициальные связи. Мусульмае-арабы освобождены от воинской повинности.

     Христиане составляют 2,3% населения Израиля, около 50% христиан проживают в Галилее. Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с основными церквами: православной католической, протестантской, монофизитской.

     Резкое уменьшение средств, недостаток образованных кадров духовенства привели к переходу части последователей православия в католичество и протестантизм. На территории Израиля с 1874г. действует русская духовная миссия Московской патриархии во главе с архимандритом, работают миссия Американской православной церкви и миссия Румынской православной церкви.

     Католическая церковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч прихожан, греко-католическая - 38 тысяч, маронитская - 6 тысяч. Римско-католической церкви принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. Внутренняя автономия христианских общин распространяется на управление находящимися во владении общин святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. Государство финансирует преподавание христианской религии в государственных школах, в которых имеются ученики-христиане.

     По традиции, представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества по случаю Дня Независимости и т.п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т.п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун Нового года президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.

     Друзы представляют собой религиозно-этническую группу, возникшую в начале XI века в результате раскола в исмаилизме (течении шиитского ислама). В 1957г. друзы Израиля были официально признаны в качестве самостоятельной религиозной общины с официальным органом - религиозным советом. В 1963 г. была учреждена система друзского судопроизводства.

     В Израиле действуют раввинский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с таковой окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий.

     Квалификационные данные судей, способ их назначения, время пребывания в должности, жалование и вознаграждение регулируются для раввинского суда Законом о даянах (1955 г.), для мусульманского суда - Законм о кади (1961 г.), для друзского суда - Законом о друзских религиозных судах (1962 г.).

     Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г., еврейский религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов или содержания жене и детям, в исках евреек о халице - освобождение от обязанности вступить в брак с братом покойного мужа. В делах по опекунству, усыновлению, управлению имуществом и наследованию и т.п. компетенция раввинского суда совпадает с таковой окружного суда, куда дело может быть передано по желанию заинтересованных сторон. Раввинские суды имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и внутренним управлением религиозным имуществом и религиозными пожертвованиями, учрежденными и зарегистрированными в раввинском суде согласно еврейскому праву.

     Исключительной юрисдикции мусульманских, христианских и друзских религиозных судов подлежат все вопросы личного статуса мусульман, христиан и друзов Израиля, кроме усыновления, правопреемства, завещаний и наследства. Во всех этих вопросах компетенция религиозных судов совпадает с таковой окружных судов. Исключительной юрисдикции мусульманских, христианских и друзских судов подлежат вопросы, связанные с управлением культовым имуществом и религиозными пожертвованиями, зарегистрированными в мусульманском, христианском или друзском религиозном суде или в соответствии с друзским религиозным обычаем. Приговоры религиозных судов приводятся в исполнение согласно Закону об исполнении (1967г.), как и приговоры гражданских судов. Кроме того, если согласно приговору раввинского суда муж обязан дать развод (гет) жене или жена обещала принять гет от мужа, или мужчина обязан дать халицу вдове своего брата, но отказывается выполнить приговор, окружной суд по ходатайству генерального прокурора может привести его в исполнение путем лишения отказчика свободы, пока тот не согласится выполнить постановление.

     Если иск по гражданскому состоянию затрагивает лиц различных вероисповеданий, предсеатель Верховного суда решает, на рассмотрение какого суда передать дело. Однако, если учитывать, что фактически иудаизм имеет в Израиле статус государственной религии то преимущественное право решения вопроса будет принадлежать раввинскому суду.

     Таким образом, хотя иудаизм в Государстве Израиль и не имеет официального статуса государственной религии, его роль является доминирующей не только в религиозной картине страны, но и в ее государственно-политической жизни - религиозные партии (прежде всего Национально-религиозная партия, Агудат Израиль и др.) входят в блок правящей коалиции; он охватывает своим воздействием частную и общественную жизнь граждан. Верховный раввинат (в котором представлены главы основных этноконфессиональных общин Израиля - сефардов и ашкеназов) является высшим религиозным органом страны, выполняющим ряд важнейших государственных функций, в том числе и в сфере раввинской юрисдикции.

     Объединение общин, представляющих различные этноконфессиональные общности современного Израиля (прежде всего сефардов, ашкеназов, "восточных евреев") является в настоящее время важной государственной проблемой, поскольку она в свою очередь связана с проблемой консолидации еврейской нации и укреплением позиций иудаизма. 
 
Е. С. Сафронова
 
Источник Ортодоксия


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com