Главная / История Святой Земли / История христианства на Святой Земле / Учения святых отцов / Преподобный Исихий Иерусалимский / Преподобный Исихiй Iерусалимскiй. Жизнеописанiе. Сочиненiя. Ученiе. Преподобный Исихiй Iерусалимскiй
§1. Жизнеописанiе Преподобный Исихiй, пресвитеръ Iерусалимскiй, родился, вероятно, въ начале второй половины 4 века, въ Iерусалиме. Можно предположить, что преподобный происходилъ изъ благородной семьи, такъ какъ онъ учился богословiю у свят. Григорiя Богослова, вероятно, въ Константинополе, куда прибылъ въ юныхъ летахъ для полученiя образованiя. Конечно же, въ Константинополе преп. Исихiй общался и съ другимъ ученикомъ свят. Григорiя, Евагрiемъ Понтiйскимъ. Неизвестно, где былъ преп. Исихiй въ годы изгнанничества свят. Григорiя (то есть, примерно, съ 381 по 389 годы). Можетъ быть, онъ посещалъ святителя въ его именiи и даже жилъ тамъ, продолжая духовно у него окормляться. Известно, что после кончины свят. Григорiя (ок. 389 года), преп. Исихiй проводилъ подвижническую жизнь въ Палестинской пустыне, где, наверное, и принялъ монашество. Въ пустыне преподобный обходилъ знаменитыхъ подвижниковъ и изучалъ ихъ аскетическiй опытъ. Это нашло отраженiе въ его последующемъ церковно-литературномъ творчестве. Нужно сказать, что преп. Исихiй сталъ однимъ изъ первыхъ аскетическихъ писателей, вышедшихъ изъ среды палестинскаго монашества. Въ 412 году архiепископъ Iерусалимскiй посвятилъ ученаго аскета во священника, вероятно, вызвавъ его для этого изъ пустыни. По благословенiю архiепископа преподобный несъ послушанiе проповедника при архiепископiи. еюбопытно отметить, что почти триста летъ спустя такая же исторiя повторилась съ преп. Iоанномъ Дамаскинымъ. Скончался преп. Исихiй, предположительно въ Iерусалиме около 433 года, хотя некоторые относятъ дату его кончины на двадцать или более летъ позже, впрочемъ безосновательно. Память его празднуется дважды: 28 марта и въ Субботу Всехъ святыхъ, въ постничестве просiявшихъ (Сырная суббота). 4 марта празднуется память другого Исихiя Постника, котораго иногда ошибочно отождествляютъ съ преп. Исихiемъ Iерусалимскимъ. Церковь высоко ценитъ преп. Исихiя за его проповедническiй учительскiй даръ, о которомъ можно судить по его сочиненiямъ. Преп. Феодоръ Студитъ въ 9-ой песне канона Сырной субботы ставитъ преп. Исихiя въ одинъ рядъ съ великими церковными учителями - святителями Василiемъ Великимъ, Григорiемъ Богословомъ, Iоанномъ Златоустомъ, Афанасiемъ Великимъ, Кирилломъ Iерусалимскимъ, Кирилломъ Александрiйскимъ и Григорiемъ Нисскимъ. При этомъ преп. Исихiй названъ здесь ''другимъ Богословомъ'' (то есть следующимъ после свят. Григорiя Богослова). §2. Сочиненiя Характеръ сочиненiй преп. Исихiя - аскетическiй и экзегетическiй, а отчасти историческiй и агiографическiй. Писалъ преп. Исихiй на греческомъ языке, но часть его сочиненiй сохранилась только въ переводахъ. Имя преп. Исихiя въ исторiи церковной письменности неотделимо отъ его единственнаго сохранившагося аскетическаго сочиненiя, известнаго въ русскомъ переводе, какъ ''Душеполезное и спасительное слово о трезвенiии и молитве'', адресованное иноку Феодулу. Слово состоитъ изъ 203-хъ главъ. Что касается экзегетическихъ сочиненiй преп. Исихiя, то они весьма многочисленны, такъ какъ, по имеющимся сведенiямъ, онъ истолковалъ все Священное Писанiе, чемъ вызывалъ удивленiе современниковъ. Однако, волею Промысла Божiя, эти сочиненiя впоследствiи почти вышли изъ употребленiя, и потому, какъ экзегетъ, преп. Исихiй въ настоящее время не известенъ. Къ основнымъ изъ сохранившихся экзегетическимъ сочиненiй преп. Исихiя относятся: ''Евангельская симфонiя'', дошедшая до насъ въ сокращенномъ виде; ''Соглашенiе евангельскихъ повествованiй о смерти и воскресенiи'' (Iисуса Христа), входившее въ ''Евангельскую симфонiю''; ''Беседы'' (о жизни Iисуса Христа и Богородицы); ''Толкованiе на книгу еевитъ''; ''Толкованiе на псалмы''; ''Толкованiе на меньшихъ пророковъ''. Кроме того, преп. Исихiй написалъ ''Исторiю'' (церковную), сохранившуюся лишь частично, и ''Житiе сотника еоггина''. §3. Ученiе 1. Аскетическое ученiе преп. Исихiя какъ бы передаетъ намъ духовный ароматъ палестинской пустыни. Все оно дышитъ практическимъ подвижническимъ опытомъ. Въ немъ нетъ ничего выдуманнаго. Чувствуется, что каждая мысль автора бережно выношена и дорога ему. Заметенъ и своеобразный характеръ аскетическаго ученiя преп. Исихiя, отличающагося отъ ученiя египетскихъ пустынножителей. И понятно, ведь преп. Исихiй передаетъ аскетическую традицiю Палестины. Центральнымъ пунктомъ аскетическаго ученiя преп. Исихiя является понятiе трезвенiя, которое онъ толкуетъ очень широко. Трезвенiе - это духовное художество, сокровенное деланiе, сердечное безмолвiе, храненiе ума въ совершенной немечтательности. Съ помощью трезвенiя подвижникъ избавляется отъ страстныхъ помысловъ, словъ и делъ; входитъ въ верное познанiе непостижимаго Бога; научается управлять движенiями троечастной души, то есть тремя силами души - мыслительной, раздражительной и желательной и укрепляется въ главныхъ добродетеляхъ - мудрости, мужестве, воздержанiи и справедливости. Есть несколько способовъ трезвенiя. Первый способъ: неотступно смотреть за мечтанiемъ или за прилогомъ; ибо сатана именно черезъ мечтанiя составляетъ помыслы и представляеть ихъ уму, дабы прельстить обманомъ. Второй способъ: иметь сердце глубоко всегда молчащимъ и отъ всякаго помысла безмолвствующимъ и молиться. Делатель трезвенiя долженъ непрестанно хранить свое сердце отъ всякаго помысла и въ своемъ сердце постоянно призывать Iисуса Христа, Сына Божiя и Бога, и Имъ Однимъ всегда дышать. То есть, иными словами, речь идетъ о деланiи непрестанной молитвы въ сочетанiи съ отсеченiемъ нечистыхъ помысловъ. Третiй способъ: непрестанно содержать въ уме память смертную. Ученiе преп. Исихiя о молитве - возвышенно. Онъ учитъ, что молитва должна быть непрестанной и чистой. Тотъ, кто не имеетъ чистой отъ помысловъ молитвы, тотъ лишенъ духовнаго оружiя. Преп. Исихiй предупреждаетъ, что делателя трезвенiя ожидаютъ искушенiя отъ бесовъ. Одной изъ ловушекъ бесовъ является то, что они иногда умышленно прекращаютъ противъ насъ мысленную брань. А когда мы, забывъ объ опасности съ ихъ стороны, духовно разслабимся, то бесы внезапно похищаютъ нашъ умъ въ мечтанiя. Грехъ входитъ въ наше сердце черезъ мечтанiе лукаваго прилога. После прилога следуетъ сочетанiе, когда наши помыслы смешиваются съ бесовскими помыслами. Затемъ идетъ сосложенiе, когда бесовскiе помыслы становятся нашими помыслами и принимается решенiе согрешить. И, въ заключенiе, совершается грехъ или страстное деянiе. Преп. Исихiй подчеркиваетъ, что бесовскимъ искушенiямъ невозможно противостоять ничемъ инымъ, какъ только постояннымъ трезвенiемъ ума и непрестанной молитвой Iисусовой. Преп. Исихiй подводитъ такой итогъ трезвенiя: ''Если со смиреннымъ мудрованiемъ, памятiю о смерти, самоукоренiемъ, противоречiемъ (помысламъ) и призыванiемъ Iисуса Христа всегда пребываешь ты въ сердце своемъ и съ сими орудiями трезвенно проходишь каждый день мысленный путь, тесный, но радостотворный и сладостный, то внидешь во святая святыхъ созерцанiя и просвещенъ будешь веденiемъ глубокихъ таинъ отъ Христа... Ибо во Iисусе восчувствуешь ты, что въ душу твою нисшелъ Духъ Святый'' (''Добротолюбiе'', Свято-Троицкiй монастырь, Джорданвилль, 1964 г., Преп. Исихiй Iерусалимскiй, ''Душеполезное и спасительное слово о трезвенiи и молитве'', 29). 2. Изъ богатаго экзегетическаго наследiя преп. Исихiя приведемъ только одну важную цитату, сохраненную, благодаря св. патр. Фотiю. Преп. Исихiй писалъ о св. апостоле iакове, брате Господне: ''Какъ восхвалю раба и брата Христова, архистратига Новаго Iерусалима, вождя iереевъ, начальнаго между апостолами, первоверховнаго между главами, сiяющаго между светильниками, блистающаго между звездами? Петръ предлагаетъ, iаковъ законополагаетъ...'' (Филаретъ /Гумилевскiй/, архiеп., ''Историческое ученiе объ отцахъ Церкви'', Москва, 1996 г.; §203). Этотъ отрывокъ цененъ темъ, что въ немъ преп. Исихiй передаетъ традицiю Iерусалимской Церкви, явно идущую вразрезъ съ известными притязанiями римо-католиковъ. Преподобный Исихiй Iерусалимскiй 1. Место и время рожденiя: Iерусалимъ; нач. втор. пол. 4 века. 2. Место и родъ служенiя: Палестинская пустыня, Iерусалимъ; пресвитеръ-монахъ, проповедникъ. 3. Место и время кончины: Iерусалимъ (?); ок. 433 г. 4. Характеръ сочиненiй: аскетическiй, экзегетическiй и др. 5. Церковное поминовенiе: 28 мар./10 апр., Сырная суббота. Источник. "Русский инок" |
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |