Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
ИЕРУСАЛИМ - ХРАМ  МИРА
 
«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим…
И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освящения своего; ибо слава Божия освятила его… Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откровение Иоанна Богослова, 21:2,23-24).
 
Эфиопская церковь Хабашей в Иерусалиме
Вход на территорию эфиопского монастыря
 
Тайна святости города всё время зовёт в путешествие к познанию неизведанного. Представители мировых религии в течение более чем трёх тысячелетий стремятся надёжно обосноваться в нем, отвоёвывая или покупая небольшие или крохотные участки земли в Старом городе или за пределами его стен. Результатом войн ХIХ века стало новое открытие Иерусалима для иностранных держав, приведшее к образованию первых консульств: Англии (1839), Пруссии(1842), Франции(1843), Австро-Венгрии(1849) и Русской Духовной миссии (1847). Ведущие государства Европы стремились поставить под свой контроль святыни христианства и кроме строительства монастырей, церквей, больниц и странноприимных домов, они направляют членов своих правящих династий с визитами в Святой город. Это - Эдуард, принц Уэльский (1862), австрийский император Франц – Иосиф (1869), Прусский наследный принц, впоследствии император Фридрих III (1869), Австрийский кронпринц Рудольф (1881), четыре «августейших» паломнических посещений принял Иерусалим из России: в 1859 году (в.к. Константин Николаевич с супругой в.к. Александрой Иосифовной и малолетним сыном), в 1872 году (в.к. Николай Николаевич Старший), 1888 году (в.к. Сергей Александрович, Павел Александрович, Константин Константинович и в.к. Елизавета Фёдоровна) и в 1889 году (в.к. Александр Михайлович). Запоминающимся для истории остался визит императора Германии Вильгельма II в 1898 году.  
       
Складывается ощущение, что Европа заново открывает для себя Святую Землю. Строительство христианских кварталов за пределами Старого города начали немцы. В 1873 году тамплиеры основали немецкую колонию. Усилиями Америки и Швеции создаётся Американская колония. Первым зданием за пределами городских стен стал французский монастырь Сен Винсент, возведённый в 1855 – 1856 годы. Вслед за ним появляются ещё два: Сен Луи и Нотр Дам де Франс (Французской Богоматери), своеобразный символ Франции. Оба комплекса являются до сих пор украшением Иерусалима и слились в единый монументальный комплекс с венчающей его скульптурой Богоматери. Но ни постройки лютеранской церкви Вознесения на Масличной горе, ни возведение католического храма Успения Богородицы на Сионе, напоминавшего замок императора Карла Великого, возведённые немецким архитектором Генрихом Ленартом, ни в какой степени не могли сравниться с размахом строительства Русского подворья за пределами стен Старого города. Россия представляла огромную империю со своей вселенской миссией опеки христианских Святых мест в Иерусалиме, выстроив Мариинское, Елизаветинское, позже Николаевское и Сергиевское подворья, больницу, Духовную Миссию с церковью св. мученицы Александры, величественный восьмиглавый собор святой Живоначальной Троицы и жемчужину архитектуры – церковь святой Марии Магдалины. С возведением Александровского подворья с церковью св. благоверного князя Александра Невского, Россия триумфально завершила своё строительство в Иерусалиме, продолжая возводить храмы за его пределами.
   
В середине Х1Х века за городскими стенами появляется первый еврейский квартал «Мишкенот шаананим», за ним другой, третий и, наконец, Меа Шеарим, сооружённый по проекту талантливого архитектора Конрада Шика. Рядом разместились Дома Варшавян и Венгров.
        
К концу ХIХ века вслед за ведущими странами Европы земли в Новом городе приобретают армяне, греки, арабы и эфиопы, полностью сохранившие свой язык, веру и культуру.
        
Эфиопия или Абиссиния, как называлась эта древнейшая страна до 1200 года, расположена на северо-востоке Африки и уже в ХХ и ХХI веках до н. э. являлась могущественной мировой цивилизацией, начало которой лежит в библейских временах. О ней писал древнегреческий поэт VII века до Р.Х. Гомер. Людей, с обожженными солнцем лицами, в 485-425 годах до Р.Х. воспевал Геродот – отец истории, называя их справедливыми и благородными мужами. Связи Эфиопии с Библией исторически начинаются со времён Моисея и продолжаются во времена Нового Завета. В Книге Чисел в 12 главе читаем: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, ибо он взял за себя Ефиоплянку» (Числа, 12,1». В книге Пророка Амоса значится: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? Говорит Господь». (Кн. Пророка Амоса, 9,7). В Книге Бытия древняя земля Эфиопии названа «Землёй Куш», а всего в Библии она упоминается 38 раз. Страна гордится своей письменностью, возникновение которой относит к I тысячелетию до Р.Х., первой книгой о стране, написанной в1681 году и изданной в Европе, а также книгой «Кебре Негест»- книгой «Славы царей», обнаруженной в Царьградском храме Софии и состоящей из 75 глав, рассказывающей о происхождении Эфиопских царей от Соломона и царицы Савской, дошедшей до нас в редакции ХIV века. Над загадкой независимой гордой страны, избежавшей колонизации и расового притеснения, сохранившей как традиции иудаизма, так и христианства, на далёком африканском континенте пытались разобраться многие учёные, посвятившие ей более 800 исследовательских трудов. Среди них русский историк И.Ю. Крачковский, пытавшийся понять высокий дух древнего народа и гордость, которую вызывает к себе его национальное самосознание, основанное на смирении и особом почтении к уникальности своего исторического развития.
       
Эфиопское присутствие в Иерусалиме наряду с Русским, Армянским, Коптским, Немецким, Французским, Румынским и Итальянским, является наиболее загадочным и привлекательным. Иерусалим же примиряет его традиционную христианскую конфессию с иудаизмом и язычеством и принимает её не растворяясь в ней.
        
Красота легенд, связанных с историей страны и её правителями, необычная церковная архитектура, музыка богослужений и обряды, монахи и монастыри – всё это вызывает интерес и зовёт в путешествие к Храму Воскресения Господня, на улицы: Эфиопскую, Ханка и Невиим в Иерусалиме.
       
Расцвет Эфиопской истории, как утверждают все исторические источники, связан с царём Соломоном и царицей Савской. Это положение подтверждает Третья Книга Царств, в которой подробно описан визит «Царицы южной» из Офира в Израиль.
       
«Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил. И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле твоей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала… И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней… И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь своими руками». (3-я Книга Царств, 10, 1- 13).  
 
О царице Савской «помнят» не только библейские сказания и легенды, о ней могут часами рассказывать Эфиопские монахи, несущие послушание в церкви Хабашей, священнослужители Эфиопской Патриархии в Иерусалиме и простые паломники из Аддис – Абебы, Аксума, Назрета и Лалибэлы, приезжающие на праздники в Святой город. Они гордятся своей причастностью к великой культуре царства Соломона и считают себя его потомками.
       
Царица Савская имела несколько имён. Её звали Билкис, Лилит, Македа, Альмаха, Азьеб, Никола и царица Южная. Она родилась в Офире в 1020 году до н.э. Её мать – Исмения и отец Хадхад были близки к царю Сабы. Отец был при нём министром. Билкис не являлась династической царицей, но, видя необыкновенные способности умной и красивой (возможно, жрицы), царь передал ей власть, когда ей исполнилось всего 15 лет. Правила она, как писали источники «сердцем женщины, но головой и руками мужчины» ровно 40 лет и столица её царства город Мариб (ныне Йемен) существует до сих пор. Благодаря огромному богатству, связанному с добычей золота, драгоценных камней, меди, бронзы, продажи благовоний и специй, она сделала своё государство крупным центром цивилизации, культуры и торговли. Города её царства славились прекрасными садами и богатыми урожаями фруктов и овощей, благодаря гигантской плотине высотой в 20 метров и искусственному озеру, которые питали сады, поля, бассейны и скот дождевой водой, приносимой раз в год тропическим ураганом из Индийского океана. Окружив себя умными советниками и преданными людьми, она часто устраивала «Соборы мудрости», в результате которых её провозгласили Верховной жрицей, сопровождавшей все религиозные шествия, посвящённые богу солнца – Шамсу, Луне и Венере. Впереди всех, окружённая телохранителями, являлась Царица Саба. Её смуглая кожа, широко раскрытые сияющие глаза, красота, а так же уверенные речи и особенная забота о своём народе делали её непререкаемым авторитетом.    
       
Отправилась ли царица Савская к царю царей Соломону в поисках мудрости или с желанием установить дипломатические отношения с великим соседом – остаётся открытым. Но в пользу последнего предположения «выступает» масштаб её путешествия - караван из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками Соломону, а также путь, длиною в 700 километров и 73 корабля, принявших на себя весь груз и сопровождающую свиту царицу, состоящую из карликов и гвардии. Главным подношением были, конечно, благовония, которые стоили дороже золота. Недавно при раскопках города Мариба был найден маленький флакон с остатками благовоний, запах которых потряс археологов. Исследования состава благовоний установили, что они были получены в древнейшие времена и из деревьев, которых сейчас уже нет.           
       
Одарив Соломона великим множеством золота, благовоний и драгоценных камней,  царица Савская произнесла: «Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду».
        
Мудрость царя царей, его вера в единого Бога, красота храма, песнопения и молитвы сделали своё дело, и религия Соломона стала верой целого государства.
        
Вскоре по прибытии домой царица Савская родила сына и назвала его именем Менелик, который явился основателем 3000–летней династии императоров Абиссинии и родоначальником Эфиопской императорской династии Негусов.
         
Добиваясь от матери признания о своём отце, он получил от неё небольшую вещицу, завёрнутую в мягкую дорогую ткань со словами: «Это его портрет и ты посмотришь на него тогда, когда по прибытии в Иерусалим войдёшь в храм Бога Яхве». Менелик отправился в путь и по прибытии в Иерусалим сразу же поспешил в храм. Достал драгоценный «портрет» и увидел зеркало, а в зеркале своё отражение. Взглянув на человека, сидящего на троне, он не подошёл к нему, а стал искать в толпе того, кто был его отцом. Увидев, наконец, спрятавшегося среди слуг Соломона, он подошёл к нему с поклоном и подарками от матери. Может быть это легенда, может правда, но то, что Соломон отправил с Менеликом Ковчег Завета в Абиссинию – в это верят совсем немногие. Эфиопы же уверены, что Ковчег Завета с тех пор хранится в Аксумском храме «Мариам Цион». Находится Он в Святая Святых храма и при нем постоянно находится первосвященник, который никому не позволяет войти внутрь. Функции монаха пожизненные и очень почётные.   
       
Израильские первенцы, которых Соломон послал с Менеликом в Абиссинию, стали впоследствии одним из её племён – т.н. «фалашами» – эфиопскими евреями, которые не были обращены в христианство и с 1980 – годов стали переселяться в Израиль.
        
Царица Савская скончалась на 27 году своего правления и похоронена в городе Пальмире (Сирия), халиф Валид в 715 году перенёс её останки в мраморный склеп. Изображение легендарной царицы можно увидеть на западном фасаде Вифлеемской базилики в образе Сивиллы, исполненное в 320-е годы и на многочисленных живописных и мозаичных композициях художников, а также на ордене, исполненном в её честь.
    
В Иерусалиме, вплотную примыкает к храму Воскресения Христова Эфиопская часовня «Распятия», на стене которой находится большое яркое красочное живописное панно с изображением царицы Савской с подношениями подарков царю Соломону. Красота панно, исполненного в Х1Х веке, заставляет задержаться около него и внимательно рассмотреть его композицию, колорит и детали. Эфиопский монах, несущий послушание в храме, увидев ваш интерес к живописи, обязательно встанет, прервёт молитву и включит люстру.
 
Часовня "Распятия"
Панно в часовне "Распятия"   
 
Абиссинцы, особенно почитавшие царицу Савскую, воздвигли в её честь в древней столице государства Аксуме 2000 лет назад, 24 – метровый гранитный обелиск весом в 160 тонн. Это был национальный памятник и предмет всеобщего поклонения, но в 1937 году он был вывезен в Рим по приказу Муссолини. В настоящее время обелиск возвращён, наконец-то, в Эфиопию. 
      
Под часовней «Распятия» находится совсем  маленькая часовня святого архангела Михаила (святого Майкла,  как говорят Эфиопы). В ней нет иконостаса и икон, только в правом углу - Патриарший трон с маленькими образами. В большие праздники здесь служит Патриарх Паулос, приезжающий из Аддис–Абебы. Когда–то часовня принадлежала коптам, поэтому до сих пор в путеводителях значится её принадлежность к коптской патриархии, хотя после 1838 года между этими двумя родственными конфессиями  произошёл разрыв. Во время чумы 1838 года в Иерусалиме копты захватили Эфиопский монастырь, все обитатели которого умерли и сожгли её библиотеку и  документы, подтверждающие право владения Эфиопов не только монастырем, но и часовней и двумя помещениями рядом с Кувуклией Гроба Господня. Когда - то абиссинцы были частью коптской церкви и мирно уживались, но в конце концов в 1956 году они окончательно отделились от Египта и стали самостоятельной автокефальной церковью. С грустью священники и монахи говорят о своих утратах: «У собак и кошек жизнь лучше, чем у нас». Они очень бедны, но горды тем, что ведут свой род от мудрого Соломона и красавицы царицы Сабы. Поднимаясь из верхней часовни на крышу храма Гроба Господня, поверните направо и посмотрите на кельи Эфиопских монахов, сделанных наподобие глиняных мазанок с крошечными окошками и колокольней, устроенной в стене с 4 колоколами. Тут же рядом и иконная лавочка Эфиопов с нехитрыми ручной росписи иконками и украшениями.  Можно заглянуть в неё и подивиться скромности и непритязательности монахинь, несущих в ней послушание.    
 
Дворик эфиопского монастыря, 
          примыкающего к храму Гроба Господня         
    
В IV веке христианство становится официальной религией Римской империи, добираясь и до берегов Красного моря и Индийского океана. Как повествует история, два римских юноши Фрументий и Адезий попали в Абиссинию по причине кораблекрушения и стали проповедовать в далёкой Африканской стране свет Христова учения. В результате, в 343 году половина населения страны приняло новое учение и принялось за строительство церквей. В VII веке монахи перевели Библию на свой древний язык геэз, который насчитывает 231 букву и на котором священники служат до сих пор. Апостола Марка Абиссинцы считают своим просветителем, а апостола Филиппа мудрейшим наставником в учении и толковании Библии. В 8 главе «Деяний Святых Апостолов» читаем: «...муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним». Филипп благовествовал ему очень подробно, что речь идет об Иисусе Христе и, если евнух уверует в него, то апостол может «омыть его», т. е. крестить. После того, как произошло крещение, «Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь». (Деян. 8. 27-31; 39».
     
В Старом городе в Христианском квартале на улице Ханка находится здание Эфиопской патриархии с маленькой церковью и библиотекой. Здание было приобретено у сестёр католического ордена Святого Винсента в 1882 году главой Эфиопской общины Мамхером Вальде Самаэтом, которому покровительствовал сам царь Эфиопии Менелик 11 и его жена Таиту.
       
Маленький дворик утопает в зелени. Над ним галерея, на которую выходят кельи монахов и крохотная колоколенка с одним единственным колоколом, ежедневно зовущим на службу в 5 утра. Перед входом в церковь святого Апостола Филиппа лежит чистый мягкий коврик, на который надо ступать, сняв обувь. Абуна – дежурный священник откроет вам двери церкви и покажет храм, его иконы, росписи и будет рассказывать о сюжетах фресок. А вы, выслушав его рассказ, добавите, то, что знаете об Апостоле Филиппе, пророке Исайе и евнухе, который изображён на левой стене, на колеснице, запряжённой двумя белыми скакунами. Священник будет обрадован вашим вниманием и, отдёрнув красный занавес, покажет алтарь церкви с изображением «Тайной Вечери».
      
Здесь же рядом с церковью находятся покои главного Эфиопского епископа Габриэля.  
 
И, несмотря на то, что было осуществлено большей частью абиссинцев принятие христианства, церковные обряды и в наше время основаны у Эфиопов на Ветхом Завете. Это – обрезание мальчиков на 7 день, (и девочек на 14 день!), соблюдение постов и суббот, когда нельзя обрабатывать землю и готовить пищу. Они не едят свинину и, главное, непрестанно молятся и изучают Библию. Очень важное соприкосновение с иудаизмом в религии абиссинцев – это главный алтарь храма, в котором обязательно присутствует Священный Табот – символ Ковчега Завета с таблицами, где значатся 10 заповедей Бога, дарованными Им избранному народу Израиля. Подлинный же Ковчег Завета, принятый Моисеем, хранится, по утверждению представителей Эфиопского духовенства в Аксумском храме «Мариам Цион». Его торжественно выносят для всеобщего поклонения только один раз в году и обносят вокруг храма с чрезвычайной трогательностью и под усиленной охраной, видя в нём Божье присутствие. 
     
Потомки Соломона и Менелика правили Эфиопией вплоть до 1974 года. Символом Соломона всегда почитался лев, который перешёл в религиозную и в светскую символику его потомков.
     
Много общего у Эфиопов и с православием. К примеру, они служат 14 литургий – Святых Апостолов Господа и Святой Марии, 300 Отцов 1-го Вселенского собора, Святых Афанасия, Василия, Иоанна Златоуста и др. Исполняют таинства – Крещения, Покаяния, Причащения и, особенно, почитают Богородицу, считая Её вторым Ковчегом Завета. Любимые праздники – Пасха, Рождество Богородицы и Мискель (Воздвижение Креста Господня).
     
На службе в обычное воскресение с 5 и до 9 часов утра можно побывать в церкви Хабашей – Святой Девы Марии на улице Эфиопов, 10.
     
Церковь является центром довольно большого монастырского комплекса, построенного Эфиопским царём Иоганнусом IV и его наследником Менеликом II в 1874 – 1893 годах. На воротах на древнем языке геэз написано о монастыре Эфиопов, перед которым вы остановились и, на который Вам указывают фигуры двух доброжелательных улыбающихся львов. В центре монастыря большая, красивая церковь с 4 портиками на четыре стороны света и изображением во фронтонах портиков львов – символов царя царей Соломона. Черный плоский купол с традиционным 8-конечным эфиопским крестом венчает храм, через многочисленные арочные окна барабана которого здание наполняется светом. Подкуполное пространство расписано голубым цветом со звёздами, в центре которого в клубах красных и голубых облаков на молящихся взирают 16 ангелов. 
 
 

Иконы церкви Хабашей
 
 
Молитва
Молитвенные барабаны
 
 
Яркое и запоминающее впечатление остаётся от праздничной службы, когда священники в высоких клобуках и белых одеждах служат в алтаре церкви, мужчины стоят справа, а женщины слева в наружном проходе здания. Церковь в плане представляет круг, в котором три отделения. Первое наружное отделено от среднего квадратными столбами и в нём находятся все молящееся. Во втором среднем – пребывают только священники, которые крестят и причащают. Внутренняя часть представляет собой небольшое квадратное строение с куполом над ним и со Священным Таботом внутри, сделанным из дерева и задрапированным красивой красной тканью. Преобладающий цвет в храме – красный. Перед входом в алтарь-красный занавес. На аналоях красные покрова, шитые  золотой нитью, лубочные Эфиопские иконы написаны, как правило, с преобладанием красного цвета.
        
Поразительным является связь выноса Священного Табота с Ветхим Заветом. Его несут с песнями, танцами, ударяя молитвенными палочками по разной форме и цвету барабанам. Вспоминается сцена, описанная во 2-ой Книге Царств о том, как радовался царь Давид перед «ковчегом Божиим»: «А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на кимвалах…Давид скакал из всей силы пред Господом». (Кн.Царств, 6-5, 14.).
     
Белый океан облачений духовенства и черные, как смоль рясы статных сухощавых монахов, их красивые необычные песнопения, ритмические удары жезлов и молитвенных палочек по барабанам, висящим на шеях, танцы с хлопаньем в ладоши и, главное, улыбки, с радостью раздаваемые всем окружающим – вот та атмосфера праздника, в котором Эфиопы славят Всевышнего, Создателя их любимой Родины, её пустынь, песков и величайшей из рек Земли – Нила. Они обожествляют Сахару, песками которой они осуществляют омовения, предписанные религией, и которые имеют голос, похожий на отдалённый рожок и поклоняются Нилу, как живому, сознательному, разумному творению, которое заботится о счастье людей и нисходит на землю с самого неба.  
       
Церковь окружают одноэтажные и двухэтажные здания для проживания монахов, монахинь и притча, крытые красной черепицей. Закончилось строительство в 1901 году возведением трёхярусной колокольни с характерным Эфиопским крестом.
        
Эфиопы считают, что место, где стоит церковь является святым, так как здесь останавливалась на отдых Дева Мария, когда Она шла в Айн-Карем к своей южике праведной Елизавете после Благовещения. В храме множество списков икон с образами Богородицы, такие как «Знамение», «Тихвинская», «Казанская», «Державная» и «Всецарица», а также иконы с изображением «Георгия Победоносца», «Стефана первомученика», «Троицы» и два больших образа «Спасителя», написанные на ассисте. Все иконы были подарены церкви в ХIХ веке Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. Есть среди икон и образа, неподдающиеся определению христианской символики - это иконы с изображением древних старцев. Один из них изображён на льве, другой, обвитый огромной змеёй, третий в окружении птиц, зверей и ангелов.     
     
Этот монастырский комплекс называется «Садовым» в отличие от «Царского», находящегося в Старом городе, о котором разговор был выше.
     
Помимо «Царского» монастыря, императорская чета финансирует перестройку жилого здания в Западном Иерусалиме на улице Элени-ха-Малка, 23. Специальный посланник императора Менелика II и его жены императрицы Таиту - Меконин покупает за 8 тысяч талеров жилое здание вне крепостных стен и собирается реставрировать его для того, чтобы сдавать внаём и помочь общине. Всеми ремонтными делами ведал глава Эфиопской общины Самаэт, который после завершения работ на фасаде дома увековечил своё имя. Императрица Таиту, приехавшая в Иерусалим для поклонения в 1903 году, осмотрела дом и, увидев имя Самаэта на фасаде дома, приказала разрушить его до основания, а на его месте возвести новый. Таиту была глубоко верующим человеком, появляясь на людях всегда в окружении только духовных лиц и, добивалась больших пожертвований от своих соотечественников на строительство: монастырей,  консульского дома и жилых зданий в Иерусалиме. Тем не менее, на фасаде вновь построенного дома она пожелала увековечить своё имя, что и было сделано. Несмотря на высокую духовность, образованность и здравый смысл она смещает с должности главы Эфиопской общины Самаэта и приказывает взять его под стражу. Спасаясь от возмездия, Самаэт под покровом ночи бежит из Иерусалима в Египет и подвизается до конца дней своих в одном из отдалённых коптских монастырей послушником.
 
Парадная лестница дома Таиту
Фасад дома императрицы Таиту
     
Символ императрицы – солнце изображено на фасаде вновь возведённого особняка высоко на фронтоне. История запомнила императрицу Таиту, как «Свет Абиссинии». А поэт Николай Гумилёв, увлекавшийся историей Абиссинии и сравнивавший её расположение с отдыхающей львицей, посвятил её императрице такие строки:
                    
«И твоё открывая Евангелье,                    
Повесть жизни ужасной и чудной,                   
О неопытном думают ангеле,                    
Что приставлен к тебе безрассудной…»
1910 год.
    
На фасаде здания на охранной доске значится надпись на английском и иврите: «Дом императрицы Таиту. Здание построено в 1903 году в неоклассическом стиле императрицей Таиту - женой Эфиопского короля Менелика II. На фронтоне дома изображены символы императрицы – солнце и корона. Здание служило резиденцией турецкого правительства и с 1930 года используется как центр радиовещания». Репрезентативный красивый дом выстроен из местного камня. Нарядная пластичная мраморная лестница в 16 ступеней  ведёт из сада в здание, фасад которого выделен центральным портиком в три оси. Второй этаж имеет три арочные двери с выходом на балконы с кронштейнами. Украшением фасада дома являются характерные замковые  камни окон, придающие ему солидность и отстаивающие его принадлежность к неоклассическому стилю. Фасад строго симметричен, уравновешен и отстранён от посетителей. К сожалению, осмотреть его интерьеры, отделку и планировку участка не представилось возможным. Фотографировать пришлось через металлическую ограждающую сетку и гордые араукарии, преграждающие путь к зданию.   
 
Лестница консульского дома Эфиопии     
Фрагмент фасад консульского дома
        
Второй представительный дом за пределами Старого города был достроен в 1929 году на улице Невиим (Пророков), 38-40 для посольства Эфиопии, которое размещалось в нём до 1973 года. Последние 30 с лишним лет  здание является обычным жилым домом, где проживают члены Эфиопской общины. На фасаде таблица с надписью о том, что дом построен в 1928 году для представительства  Эфиопии, что он обнесён стеной и, конечно, в нем принимала участие императрица Таиту. Комплекс домов  состоит из огромного представительного дома в три этажа и примыкающего к нему флигеля слева. Облицованный в центре и на углах необработанным светлым камнем и имеющий  высокий фронтон, выложенный цветной мозаикой  с изображением царственно шествующего льва с короной на голове и развивающимся Эфиопским флагом, он виден издалека. Нижний этаж здания с широкими арочными окнами сменяется вторым - с открытыми галереями и мозаиками в треугольных фронтонах. В нижней мозаике с изображением короны царицы Таиту на языке геэз написано, что лев символ торжествующего иудаизма. Здание в хорошем состоянии и доступно осмотру. Его  мраморные лестницы,  два двора – колодца внутри зданий и спуски на подходах к домам не перестают удивлять находчивостью и изобретательностью архитектора, проектировавшего комплекс. Стоит рассмотреть и садовый фасад зданий, удививший своей монументальностью и основательностью.
 
Фрагмент мозаики консульского дома Эфиопии
 
     
Интерьеры церкви Хабашей
 
Многое связывает Святую Землю с Эфиопией. Её храмы здесь заставляют задуматься о том, как вера древних народов объединяла Ветхий и Новый Заветы, как молятся сегодня их последователи и как Иерусалим – всемирный центр благочестия, общая святыня многих народов, принявших иудаизм, христианство и  мусульманство объединяет их своей высочайшей духовностью и живой культурой.    
 
Макет церкви Хабашей на выставке "Мини Израиль"
под Тель-Авивом
 
Колокольня эфиопского монастыря
                                                                                          
Ученый секретарь
Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
© Татьяна Тыжненко
23.08. 2006 года      
 
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com