Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 

Армянская Апостольская Церковь

Армянский монах в храме Воскресения Господня
Армянский монах в храме Воскресения Господня в Иерусалиме
 
     Это одна из самых древних Христианских Церквей, которая была создана еще во II-III веке. Евсевий Кесарийский в своей “Церковной истории” пишет о том, как император Максимин развязал войну с Арменией, несмотря на то, что армяне были издревле дружественны римлянам: “Так как Армяне исповедывали христианскую Веру и оказывали особенную ревность в отношении к божественному благочестию...”. В VII веке в Палестине проживала значительная армянская община. Армянский язык часто можно было услышать также и при богослужениях во многих греческих церквях и монастырях. В собственности же самих армян в то время находилось около 70 монастырей. В XII веке была основана Армянская Патриархия в Иерусалиме. Примерно 3000 армян живет в настоящее время в Иерусалиме. Армянская религиозная община, управляемая Патриархией, духовно подчиняется Эчмиадзинскому католикосату.
     История армян в Святой Земле необычайно интересна, но, к сожалению, мы не в состоянии сейчас уделить ей должного внимания, а потому рассмотрим лишь некоторые Святыни, находящиеся в собственности армян.
     Прежде всего, это церковь Святого Иакова (Сен Джеймс), находящаяся на территории Армянского квартала Старого города в Иерусалим. Церковь построена в XII веке на остатках византийской церкви VI века, на месте, где, по преданию, в 44 году н. э. был убит апостол Иаков (называемый Иаков Большой) людьми Ирода Антипы, о чем упоминается в Новом Завете: “В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова, мечем” (Деян. 12:1-2). Евсевий Кесарийский в своей “Церковной истории” добавляет еще некоторые подробности: “В это же время, то есть при Клавдие, царь Ирод простер руки для убиения некоторых, принадлежащих к Церкви, и поразил мечем Иакова, брата Иоаннова. О сем Иакове Климент, (в седьмой книге Постановлений) излагает достойное памяти сказание, известное ему по преданию от предков. “Человек, приведший Иакова в судилище, видя, как непоколебимо исповедует он веру, был тронут и объявил самого себя христианином. Тогда повели (на казнь) их обоих. На пути он просил у Иакова прощение, – и Иаков, немного подумав, сказал: мир тебе! – и облобызал его. После сего им обоим отсечены головы”.
     С левой стороны, в западной части церкви есть дверь в маленькую комнату – святую святых церкви – там захоронена голова Иакова Большого. Иаков Заведеев был первым из апостолов, казненный за свою веру. По традиции, настоящая церковь стоит на месте его казни. Круг в полу капеллы отмечает то место, куда пала срубленная голова апостола. По испанской традиции, тело апостола Иакова захоронено в Сантьяго-де-Компостела в Галисии (северная Испания). В IX веке там открыли могилу св. апостола Иакова.
     Но этот храм также посвящен и другому Иакову (Меньшему), так называемому брату Господню и первому епископу Иерусалима. Об убийстве Иакова брата Иисусова свидетельствует Иосиф Флавий, он приписывает это преступление первосвященнику Анану (младшему), сыну Анана старшего, того самого первосвященника, который осудил Христа. Он пишет: “(Анан) собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие тогда в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю с просьбой запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указали на то, что и теперь он поступил неправильно”. Но подробнее всего об убийстве Иакова пишет Евсевий Кесарийский, цитируя христианского историка Гегезиппа: “...Смерть его с особенною подробностью описывает Егезипп, один из ближайших преемников апостольских. В шестой книге своих Записок он повествует так: управление церковью вместе с Апостолами принял брат Господень Иаков, от времен Господа и доселе всеми называемый праведным, так как имя Иакова носили многие. Он был свят от чрева своей матери, не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному только позволялось входить во Святая; потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. В храм вступал он один, и его находили там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. От беспрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели, как у верблюда. За сие-то превосходство своей правоты, он назван праведным и овлиасом, что в переводе на греческий язык означает: защиту народа и правду, как и Пророки говорили о нем. Иные ...спрашивали у него: что такое дверь Иисуса? Он отвечал: Иисус есть Спаситель. Тогда некоторые из них уверовали, что Иисус есть Христос. ...Когда же уверовавших оказалось много – даже и между старейшинами; то Иудеи, книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что таким образом, пожалуй, и весь народ в Иисусе станет ожидать Христа. Поэтому, пришедши к Иакову, они сказали ему: “просим тебя, удержи народ; ведь он, в заблуждении, Иисуса признает Христом. Вот теперь сошлись все на праздник пасхи: просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это – потому, что сами вместе с народом свидетельствуем о твоей праведности и нелицеприятии. Так убеди же людей не заблуждаться в рассуждении Иисуса. Тебя все послушают, и мы – со всеми. Стань на крыле храма, чтобы сверху ты был виден и чтобы слова твои были слышны целому собранию. А на пасху собрались тогда все колена иудейские и много язычников. Помянутые книжники и фарисеи действительно поставили Иакова на крыле храма и потом закричали ему: праведник! тебе все мы должны верить. Вот этот народ в заблуждении, последует Иисусу распятому: скажи же нам, что такое дверь Иисуса распятого? Иаков громогласно отвечал: зачем спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? Он возседит на небесах, одесную великой силы, и опять приидет на землю на облаках небесных. Этим свидетельством Иакова многие совершенно убедились и начали славословить Иисуса, восклицая: осанна Сыну Давидову! А книжники и фарисеи говорили между собою: ведь мы худо сделали, что приготовили такое свидетельство Иисусу; взойдем и сбросим Иакова, чтобы другие, по крайней мере от страха, не поверили ему; – и начали кричать: О! о! и праведный заблуждает! и исполнили написанное Исаиею: “Скажите праведнику, что благо ему: ибо он будет вкушать плоды дел своих” (Ис. 3:10); потом они взошли и, сбросив праведного, сказали друг другу: убъем его камнями, и начали бросать в него камни. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колени и говорил: Господи Боже Отче! молю Тебя, отпусти им; они не знают, что делают. Между тем, как на него летели камни, некто священник, один из сынов Рихава, сына Рахавимова (упоминаемых пророком Иеремиею), вскричал: стойте! что вы делаете? праведник за нас молится. Но в то самое время один из них, суконщик, схватил скалку, на которую накатываются сукна, ударил ею праведника по голове, – и он скончался. На том же месте и погребли его. Над его могилою, подле храма, и доселе стоит памятник”.
     По древней христианской традиции, Иаков был похоронен в пещере, которую относят сегодня к гробнице бней Хезир в Кедронской долине, затем его останки были перенесены в армянскую церковь, где захоронены под главным алтарем.
     Комната рядом с входом названа именем армянского святого Менеса (VI в). С правой стены зала находится вход в узкую комнату, называемую Эчмиадзин. Там, в алтаре, положены три камня – с долины Иордана, с горы Фавор и с горы Синай. В одном из столбов, в проходе снаружи, погребен патриарх Исраэлин, умерший в 1949 году, о чем свидетельствует мраморный мемориал, установленный на стене. Во дворе, напротив прохода, построенного как настил для сидения, установлен надгробный камень над могилой епископа Авраама, который был армянским патриархом Иерусалима в 1192 году, во дни Цалах эд-Дина. Во многих местах на стенах установлены небольшие каменные резные плиты – хачкары, которые, по армянской традиции, привозили с собой паломники на память Святой Земле о себе. Хач-кар по-армянски значит каменный крест.
     В помещении охранника находится мраморная раковина и на ней надпись, относящаяся к 1900 году и посвященная султану Абдул Хамиду: “В исполнение 25 лет властвования”. Эти чествования турецких султанов не спасли армянский народ от геноцида, устроенного турками против них в 1915 году, когда ими было уничтожено полтора миллиона армян.
 

Церковь Ангелов

 
     Если уж мы оказались на территории армянского монастыря, то не стоит уходить отсюда, пока мы не посетим еще одну церковь, находящуюся в глубине квартала. Это одна из древнейших церквей Иерусалима, построенная на месте, где традиционно стоял дом первосвященника Анны, к которому привели Иисуса перед тем, как отвести Его на допрос к Каиафе, как свидетельствует Евангелие от Иоанна: “И отвели Его сперва к Анне; ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником” (Ин. 18:13). Здесь растет очень древнее дерево маслины, которое считается живым свидетелем надругательств слуг первосвященника над Спасителем. Церковь посвящена ангелам, закрывшим свои лица, чтобы не видеть истязания Иисуса.
     За собором св. Иакова находится хранилище древних рукописей имени св. Теодоруса.
     На территории армянского монастыря находится также интересный музей имени Эдуарда и Елены Мардиджан, рассказывающий об истории армянской общины Иерусалима, и уникальная библиотека, новое здание которой было построено в 1929 году на деньги армянского миллионера Гольбенкяна и с тех пор носит его имя.
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com