Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ ИЗРАИЛЯ
 
 
Ишай Эльдар
 
История христианских общин на Святой земле восходит ко времени жизни и пророческой деятельности Иисуса из Назарета. После смерти учителя общины его последователей, объединившиеся в Апостольскую церковь, были, по крайней мере в Иерусалиме и его окрестностях, преимущественно иудео-христианскими. Однако начиная с 130 г. н. э., когда император Адриан приказал выстроить на месте иудейской столицы город Элию Капитолину, местная церковь становится по своему составу нееврейской. Она оставалась единой и неразделенной вплоть до первых вселенских соборов. К моменту мусульманского завоевания в 7-м веке восточно-христианская церковь уже разделилась на целый ряд направлений, которые, тем не менее, продолжали совместно содержать святые для христианства места. Споры вокруг них между различными христианскими конфессиями разгорелись только в период Королевства крестоносцев, с установлением преимущественного права (predominium) западной католической церкви на Святой земле, и продолжались не затихая в течение всего мамелюкского и оттоманского периодов, вплоть до подписания межцерковного соглашения о "статус-кво" в 1852 году.
 
На сегодняшний день христиане составляют 2,1% от общего числа населения Израиля, насчитывающего свыше 6 миллионов человек (евреи - 79,2%, мусульмане -14,9%, друзы - 1,6% и 2,2% не имеют определенной религиозной принадлежности).
 
Все христианские общины могут быть разделены на четыре конфессиональные группы, в соответствии с их принадлежностью к основным направлениям христианства: православные (халкидонские); нехалкидонские православные, иначе - моно-физитские; католические (римско-католические и униатские); протестантские. В числе этих общин около 20-ти древних и местных церквей, а также около 30-ти других, преимущественно протестантских, конфессиональных групп. За исключением таких национальных церквей, как например, армянская, большая часть местных христианских общин состоит из арабов и, по всей вероятности, ведет свое происхождение от раннехристианских церквей византийского периода.
 
Православные церкви

Православная, иначе восточная, или греко-православная, церковь представляет собой целую группу самостоятельных церквей, следующих постановлениям Седьмого Вселенского собора и признающих почетное главенство константинопольского патриарха. Исторически они ведут свое происхождение от четырех древних патриарших восточных церквей: Александрийской, Афинской, Константинопольской и Иерусалимской.
 
Греческий православный патриархат Иерусалима видит себя покровителем всех церквей Иерусалима, епископу которого постановлением Халкидонского Вселенского собора 451 года был присвоен титул православного патриарха. С 1054 года православная церковь находится в состоянии разделения с Римом. Поскольку большая часть разногласий объяснялась ни чем иным, как отсутствием взаимопонимания и нежеланием прислушаться к иному мнению, можно надеяться, что историческая встреча в Иерусалиме в 1964 году между римским папой Павлом VI и вселенским патриархом константинопольским Афена-гором послужит началом эры примирения.
 
 После завоевания Святой земли крестоносцами в 1099 году православный Иерусалимский патриархат, уже находившийся к тому времени в изгнании, был перенесен в Константинополь, и его постоянное местопребывание в Иерусалиме было возобновлено лишь в 1845 году.
 
Начиная с 1662 года представлять интересы греческой православной церкви на Святой земле было поручено братству Гроба Господня, которое стремилось отстоять и упрочить статус православной церкви по отношению к святым местам, а также сохранить греческий характер патриархата. В наше время прихожанами греческих православных церквей являются преимущественно арабы. Возглавляются они священниками-арабами, а также членами братства Гроба Господня.
 
Две другие православные национальные церкви, представленные в Израиле -русская и румынская, - также относятся к местному греческому православному патриархату и подчиняются его юрисдикции.
 
Русская духовная миссия была открыта в Иерусалиме в 1858 году, однако первые русские паломники прибывали в Святую землю уже в начале 11-го века, то есть вскоре после крещения Руси. Число их постоянно возрастало на протяжении последующих 900 лет и достигло пика в конце 19-го века. Первая мировая война чрезвычайно затруднила паломничество из России в Святую землю, а Октябрьская революция 1917 года сделала его окончательно невозможным. Начиная с 1949 года управление имуществом Русской православной церкви на территории Израиля перешло к Русской православной миссии Московского патриархата, тогда как церковные владения в районах, оказавшихся под иорданским контролем (1948-1967 гг.), остались в руках Русской духовной миссии, представлявшей Зарубежную русскую православную церковь. Обе миссии возглавляются архимандритами и насчитывают несколько десятков монахов и монахинь.
 

Представительство Румынской православной церкви было открыто в 1935 году. Во главе миссии, находящейся в Иерусалиме и представленной несколькими монахами и монахинями, стоит архимандрит.
 
Нехалкидонские православные церкви

В число нехалкидонских входит ряд восточно-христианских церквей - армянская, коптская, эфиопская и сирийская, - отказавшихся признать постановления Халкидонского собора 451 года, важнейшим из которых было утверждение догмата о двойственной (богочеловеческой) природе Христа. На сегодняшний день, однако, как халкидонские, так и нехалкидонские церкви признают, что расхождения в конечном счете сводятся к словесным формулировкам и противоречивым толкованиям, а не принципиальным концептуальным разногласиям.
 
История армяно-григорианской церкви восходит к 301 году, когда Армения провозгласила христианство своей государственной религией и стала, таким образом, первой в мире христианской страной. Армянская община существует в Иерусалиме с 5-го века. Армянские источники датируют создание первого армянского патриархата 638 годом - в силу особого разрешения халифа Омара, данного армянскому патриарху Абрахаму. Иерусалимский армянский патриархат был создан в 1311 году. К концу 19-го века, а в особенности после первой мировой войны, численность местной армянской общины существенно возросла в связи с прибытием значительного числа беженцев, спасшихся от резни 1915 года в Анатолии.
 
Коптская православная церковь возникла в Египте, где большинство населения в первых веках новой эры приняло христианство. Коптская традиция утверждает, что первые паломники-копты прибыли в Иерусалим в составе свиты св. Елены, матери императора Константина Великого (начало 4-го века). Эта церковь оказала большое влияние на развитие отшельничества в Иудейской пустыне. Наивысшего расцвета община достигла в мамелюкский период (1250-1517), а затем при Мохаммеде Али (1830 г.). Начиная с 13-го века постоянным представителем коптского патриарха Александрийского в Иерусалиме является местный архиепископ.
 
Община Эфиопской православной церкви возникла в Иерусалиме в Средние века, если не раньше. Первые упоминания об эфиопских паломниках в Святую землю, приводимые в трудах ранних христианских историков, относятся к 4-му веку н. э. Известно, что в последующие столетия Эфиопская церковь, первоначально имевшая значительные права на святые места, большинство из них утратила. Произошло это в основном в период турецкого владычества, до установления в 1852 году "статус-кво".
 
Эфиопские монахи в Иерусалиме
 
Сегодня Эфиопская церковь в Израиле представлена небольшой общиной, возглавляемой архиепископом и состоящей из нескольких десятков монахов и монахинь, проживающих в Старом городе, Эфиопском кафедральном монастыре и западной части Иерусалима, где имеется также немногочисленная светская эфиопская община. После восстановления дипломатических отношений между Израилем и Эфиопией в 1989 году возросло число паломников из Эфиопии, в основном прибывающих в период православного Рождества и Пасхи.
 
Сирийская церковь является преемницей древней Антиохийской церкви и представляет собой старейшую христианскую общину на Ближнем Востоке. Церковная литургия в ней традиционно ведется на ассирийском (западно-арамейском) языке. Последователи этой конфессии известны также как яковиты -по имени Яакова Барадея, основавшего ее в 6-м веке. Резиденция патриарха сирийской церкви находится в Дамаске. Епископ сирийской церкви в Иерусалиме впервые был назначен в 793 году (постоянное пребывание - с 1471 года). Сегодня сирийская церковь в Израиле возглавляется епископом, резиденция которого находится в монастыре св. Марка.
 
Римско-католическая и униатские церкви

Римско-католическая и униатские церкви признают главенство и духовный авторитет Римского папы (который как римский епископ является старейшим патриархом Запада). Восточные церкви, связанные с Римом, ведут богослужение на местных языках и в вопросах литургии следуют собственным традициям.
 
Как бы ни складывались отношения между Римом и Константинополем в ранний период, западная церковь не предпринимала никаких попыток создать на Святой земле независимую от православного патриархата католическую церковь вплоть до возникновения Королевства крестоносцев, когда был учрежден католический Иерусалимский патриархат, просуществовавший с 1099 по 1291 год и восстановленный затем в 1847 году. До этого, начиная с 14-го века, функция опеки святых мест католической церкви была возложена на Францисканский орден, который получил статус официального попечителя Римской церкви в Святой земле.
 
Сегодня Католический патриархат Иерусалима возглавляется епископом, имеющим титул патриарха. Под его началом находятся три викария с резиденциями в Назарете, Аммане и на Кипре. В просторечии местную Римско-католическую церковь называют Латинской - в связи с традиционным языком ее богослужений. Однако со времени Второго ватиканского собора литургия католических церквей совершается в основном на местных языках, исключение составляют лишь такие святые места, как храм Гроба Господня и церковь Рождества, где богослужения до сих пор проводятся на латыни.
Католическое духовенство в монастыре
 св.влкм.Екатерины в Вифлееме
 
В 1997 году между Израилем и Святым престолом Ватикана было подписано соглашение, включавшее в себя определение правового статуса католической церкви и ее институтов в Израиле.
 

Маронитская церковь объединяет приверженцев еще одной христианской конфессии, возникшей на территории современной Сирии. Большинство маро-нитов проживает в Ливане. Эта церковь начиная с 1182 года признает главенство Римско-католической церкви и является единственной чисто католической восточной церковью. Будучи униатской церковью (восточной церковью, признающей верховный авторитет римского папы), она в то же время сохраняет свою организационную и литургическую самобытность. Богослужение происходит на ассирийском языке согласно антиохийскому ритуалу. Большинство членов маронитской общины в Израиле проживает в Галилее. Маронитский патриарший викариат действует в Иерусалиме с 1895 года.
 
Греческая мелькитская католическая церковь возникла в 1724 году в результате раскола в греческой православной церкви Антиохии. Сам термин "мелькиты" по-гречески означает "роялист" и начиная с 4-го века употребляется в отношении тех христиан, которые приняли символ веры, установленный Халкидонским собором, подчинившись таким образом воле константинопольского императора.
 
Греко-католическая епархия была основана в Галилее в 1752 году. Двенадцатью годами позже греко-католики Иерусалима перешли под юрисдикцию мелькитского патриарха Антиохии, представленного в Иерусалиме патриаршим викарием.
 
Сиро-католическая церковь - униатская церковь, отколовшаяся от Сирийской православной церкви и с 1663 года признающая верховенство Рима. Сиро-католикй имеют собственного патриарха с резиденцией в Бейруте; с 1890 года во главе небольшой общины сиро-католиков Иерусалима и Вифлеема стоит патриарший викарий. В июле 1985 года было освящено новое здание сиро-католической церкви - св. Фомы, апостола, проповедовавшего христианство народам Сирии и Индии.
 
Армянская католическая церковь отделилась от армяно-григорианской в 1741 году, хотя армянская община Киликии (в южной Анатолии) поддерживала контакты с Римом еще в период крестоносцев. Резиденция армянского католического патриарха находится в Бейруте, поскольку оттоманские власти препятствовали ее переносу в Константинополь. Патриарший викариат в Иерусалиме был основан в 1842 году. Несмотря на унию с Римом, эта церковь поддерживает добрые отношения с армяно-григорианской церковью, совместно с ней действуя на благо всей армянской общины.
 
Халдейская католическая церковь - это униатская преемница древнейшей (ассирийской) Восточной Апостольской церкви, иногда называемой также Несторианской. Богослужение в ней до сих пор ведется на ассирийском (восточно-арамейском) языке. Была основана в 1551 году, резиденцией халдо-католического патриарха является Багдад. В Израиле к ней принадлежат всего несколько семей; несмотря на свою малочисленность, она получила статус официально признанной государством конфессии. Начиная с 1903 года во главе халдо-католиков Иерусалима стоит не проживающий здесь постоянно патриарший викарий.
 
Коптская католическая церковь находится в унии с Римом с 1741 года. В 1955 году коптский католический патриарх Александрии назначил в Иерусалим своего викария, возглавившего небольшую местную общину.
 
* * *
 
Большое значение для католических церквей на Святой земле имеет заключенное между Святым папским престолом и Государством Израиль 30 декабря 1993 года Основное соглашение, приведшее спустя несколько месяцев к установлению полных дипломатических отношений между еврейским государством и Ватиканом.
 
Протестантские церкви

Появление протестантских общин на Ближнем Востоке относится к началу 19-го века, когда в Иерусалиме возникли западные дипломатические представительства. Стремление миссионеров обратить в свою веру местных мусульман и евреев не увенчалось успехом, их единственным достижением оказалось привлечение к протестантизму некоторого числа арабов-христиан, до этого состоявших прихожанами православных церквей.
 
В 1841 году королева Великобритании и король Пруссии договорились о создании в Иерусалиме совместной англиканско-лютеранской протестантской епархии. В 1886 году она разделилась на две самостоятельные церкви, управление делами которых продолжала осуществлять английская церковь, в 1957 году повысившая ранг своего представительства в Иерусалиме до архиепископства. Такое положение сохранялось до 1976 года, когда была создана новая Англиканская протестантская епископальная церковь Иерусалима и Ближнего Востока и произошло избрание и рукоположение первого епископа-араба в Иерусалиме. Англиканская община является сегодня крупнейшей протестантской общиной Святой земли. Резиденцией англиканского епископа в Иерусалиме стал кафедральный собор Св. Георгия Мученика, настоятель которого назначается английской церковью.
 
С прекращением в 1886 году англо-прусского единения немецкая лютеранская церковь создала свое независимое представительство в Иерусалиме и Святой земле. Постоянный рост общины происходил в основном за счет местных арабов, многие из которых в прошлом были воспитанниками школ и других учебных заведений, содержавшихся немецкой лютеранской церковью. С 1979 года арабская община, имеющая собственного епископа, существует независимо от небольшой немецкой общины и лютеранской церкви в Германии, представленной пресвитером. Оба духовных лица размещаются в одном и том же здании протестантского прихода на ул. Муристан в Старом городе Иерусалима.
 
Имеются также небольшие датская, шведская и английская лютеранские общины с духовным представительством соответствующих церквей, обслуживающим как постоянно проживающих в Израиле членов общины, так и находящихся здесь временно. В 1982 году Норвежская духовная миссия в Израиле передала все полномочия по управлению двумя принадлежащими ей церквами в Хайфе и Яффе в ведение местных христианских общин.
 
Баптистская церковь начала свою деятельность в Святой земле в 1911 году созданием общины в Назарете. Сегодня Ассоциация баптистских церквей располагает десятью центрами и церквами в следующих городах и селениях: Акко, Кана, Хайфа, Яффа, Иерусалим, Кфар-Ясиф, Назарет, Петах-Тиква, Рама и Туран. Подавляющее число прихожан - арабы.
 
Пресвитерианская шотландская церковь организовала свою первую миссию в Галилее в 1840 году. В течение последующих ста лет предметом особой заботы этой церкви стало содействие развитию просвещения и здравоохранения. Сегодня эта небольшая община, объединяющая преимущественно выходцев из Шотландии, обслуживает паломников и туристов. В Иерусалиме и Тверии имеются странноприимные дома, принадлежащие Шотландской церкви. Независимое Эдинбургское медицинское миссионерское общество содержит учебную больницу для медсестер в Назарете.
 
Церковь Иисуса Христа святых последнего дня (мормоны) основала в 1886 году небольшую общину в Хайфе, а затем в 1972 году - в Иерусалиме. Братство включает сегодня студентов Иерусалимского центра ближневосточных исследований - филиала Бригамского молодежного университета в Прово (штат Юта, США).
 
Кроме перечисленных выше, в Израиле имеется еще несколько небольших протестантских общин и религиозных групп.
 
* * *
 
За последние десятилетия в разных частях Израиля христианами-протестантами были созданы три сельскохозяйственных поселения типа коммуны. Кфар ха-баптистим севернее Петах-Тиквы был основан в 1955 году. Помимо сельского хозяйства он занимается проведением встреч, конференций и летних лагерей для баптистов и представителей других протестантских общин Израиля. Нес-Амим неподалеку от города Нахария основан группой голландских и немецких протестантов в 1963 году в качестве международного центра содействия лучшему пониманию христианами Израиля. К западу от Иерусалима расположена Яд ха-Шмона, основанная в 1971 году и располагающая гостиницей для христианских туристов и паломников из Финляндии.
 
Международное христианское посольство в Иерусалиме было основано в 1980 году с целью оказания христианами всех стран широкой поддержки государству Израиль и его вечной столице Иерусалиму. Посольство ставит своей целью предоставить христианам всех направлений возможность глубже ознакомиться как с библейскими событиями, так и реалиями современного Израиля. Международное христианское посольство располагает своими представительствами более чем в 50-ти странах мира.
 
Свобода вероисповедания
 
Принципиальное отношение государства к религиозному плюрализму нашло свое выражение в Декларации независимости Израиля 1948 года. Здесь говорится: "Государство Израиль... будет основано на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами пророков Израиля; обеспечит полное равенство общественных и политических прав своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, права пользования родным языком, право на образование и культуру..."
 
Декларация независимости явилась выражением национальных устремлений еврейского народа и его демократических принципов, верность которым получила законодательное подтверждение и охраняется законом. Любая община имеет право беспрепятственно следовать своему вероучению, отправлять религиозные службы, соблюдать праздники и еженедельный день отдыха и управлять своими внутренними делами.
 
Святые места
 
В Израиле имеется большое количество святых мест, которые признаются таковыми тремя монотеистическими религиями - иудаизмом, христианством и исламом. Свобода доступа к ним и поклонения святыням гарантируется всем верующим, независимо от их религиозной принадлежности.
 
"Святые места должны быть защищены от осквернения, равно как от любого покушения и от любых действий, могущих нарушить доступ верующих любых религий к святым для них местам, либо оскорбить их чувства по отношению к этим местам", - гласит Закон об охране святых мест, принятый в 1976 году.
 
Среди наиболее важных для христиан святых мест следует отметить Виа Долороза, горницу Тайной вечери и храм Гроба Господня в Иерусалиме; церковь Благовещения в Назарете, гору Блаженств; Табху и Капернаум на берегах озера Кинерет (Галилейского моря).
 
Министерство по делам религий
 
Руководствуясь стремлением удовлетворять насущные нужды всех конфессий, Министерство по делам религий поддерживает тесные контакты с их духовными руководителями и администрацией, но в то же время старается избегать вмешательства во внутреннюю жизнь общин. Отдел христианских общин министерства служит связующим звеном между государством и христианскими общинами, члены которых как представители религиозных меньшинств могут обращаться за помощью по всем возникающим у них проблемам. Министерство по делам религий выполняет также роль нейтрального арбитра, обеспечивающего сохранение установленного "статус-кво" в использовании тех святых мест, в отношении которых особые права и привилегии имеются более, чем у одной христианской церкви.
 
Признанные конфессии
 
Ряд христианских конфессий в Израиле получили статус "признанных государством". По причинам исторического характера, сложившимся еще в оттоманский период, за религиозными судами этих общин сохраняется юрисдикция в вопросах, связанных с личным статусом членов данной конфессии, таких как брак, развод и т.д.

Признанными конфессиями в Израиле являются: греческая православная церковь, армяно-григорианская церковь, сирийская православная церковь, римско-католическая церковь, маронитская, греко-католическая мелькитская церковь, сиро-католическая церковь, армяно-католическая церковь, халдо-католическая, и с 1970 года - англиканская евангелическая церковь.
 
 Ишай Эльдар, бывший главный редактор вестника "Христианская жизнь в Израиле"  


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com