Главная / Библия и литература / Знакомые страницы глазами христианина / Маяковский В. В. / Диалог лирического героя раннего В. Маяковского с небом. О. М. Култышева Диалог лирического героя раннего В. Маяковского с небом
Современный этап развития литературной науки позволяет отказаться от идеологической "зашоренности" в восприятии творческого наследия поэта-бунтаря В. Маяковского и определить одним из основных мотивов его поэзии 1910-х годов мотив религиозный. Впечатляющая программа мирового переустройства (в плане политики, права) неизменно приводит лирического героя поэта к соперничеству с Творцом всего сущего.
Бог "мучит его", подобно героям Достоевского, своей извечной, неразрешимой Тайной, и он корчится в "муках горения", юродствует, "бросает вызов" небу: "Крыластые прохвосты!
Жмитесь в раю!"
Эпатирующе дерзкий, типичный голос эпохи, он не принимает установленного Богом мирового порядка ("Взорвите все, что чтили и чтут!.."), противопоставляет "старому небу" великую мощь человека-преобразователя: "Давайте - знаете - / устроим карусель / на дереве изучения добра и зла!".
Но великий бунт этот нет-нет, да и подергивается судорогой и вечно преодолеваемой болью; герой ощущает себя морально "распятым на кресте". Однако - колесо запущено, и для самовзбадривания - паясничанье и кощунство: "Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!.." "Мечась и стеня, / сегодняшнего дня / крикогубый Заратустра", поэт убивает Бога. Подобно Иуде в интерпретации Л. Андреева, во имя исполнения воли Божией о возрождении человечества пославшему Бога на смерть, он тщетно стремится заполнить образовавшуюся пустоту души. Убийца Бога пытается сам занять место Божие ("Природа духа, как и природа физиков, не терпит пустоты", - замечает Н. Устрялов [6] ): "Жилы и мускулы - молитв верней!". За ним - "уличные тыщи", разгоряченные возможностью вседозволенности, жгущей человека еще со времен Адама и Евы: "Будете, как боги..." [3] . Иерархия ценностей перевернута с ног на голову. Плоть, победившая Бога, расцветает, а небо сводится на землю: "О настоящих земных небесах ору...". Однако результат - погрязшая во грехе, без точки опоры земля - не соответствует замыслу нового человека: создать рай на земле. В мире - темнота: "Город дорогу мраком запер...", и человек по-прежнему сир. Мало того, сам герой превращается в существо темное и зловещее: "У меня из-под пиджака / развеерился хвостище". И снова мучается опустошенный человек, ищет заново точку опоры. Поэзия Маяковского насыщается библейскими образами. Его город (а поэт остается верен футуристскому урбанизму) густо населяется духовными потомками евангельских изгоев и мучеников (в углу трактира - "глаза круглы, / глазами в сердце въелась богоматерь"), ибо "Мытари и блудницы вперед нас идут в Царство Божие", - говорил Иисус. И это - не отказ от программы социального переустройства. Данное стремление теперь предполагает не только разрушение старого, но и построение нового, поиск новой веры. Вселенский размах такой программы приводит Маяковского опять же к ассоциациям с первохристианским движением. По мнению Ю. Терапиано, "философия и религия... всегда были самопосвящением в таинства духа живого и бесконечного" [5]. Эти области - родина обретших себя душ. Настоящий поэт должен пройти через это самопосвящение, делая выбор и произнося решение; должен был пройти через это и Маяковский. О. М. КУЛТЫШЕВА
Московский педагогический университет
Литература
[1]. Адамович Г.В. Судьба Маяковского // О книгах и авторах. Заметки из литературного дневника. Париж, 1967, С. 18-20
[2]. Переписка Горького с Груздевым. М., 1966, С.227
[3]. Святое слово Божие. СПб., 1999
[4]. Скляров Д.Н. Творчество В.В. Маяковского. Лирический герой ранней поэзии. Библейские мотивы и образы // Русская литература . ХХ век. Справочные материалы. М., 1995
[5]. Терапиано Ю. Окольные пути // Новый дом. Литературный журнал, Париж, 1927, N 3, С. 33-36
[6]. Устрялов Н. Религия революции // Окно. Литературно-художественный ежемесячник, Харбин, 1920, N 2, С. 48-54
интернет-журнал "Ломоносов"
Источник Научная Сеть Nature.Web.Ru |
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |