Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Библейские образы в живописи Образы Святой Земли в искусстве Русская религиозная философия и религиозное искусство конца XIX – начала XX века. Исаева М. В. Церковное искусство Иконопись и иконы Убранство храмовКниги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Библия и искусство / Библейские образы в живописи / Зарубежное искусство / Сальвадор Дали: религиозные «письма». Дина Крымская
 
Сальвадор Дали: религиозные «письма»
Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Тем не менее, будучи эксцентричным провокатором, Дали в определенный период жизни обратился к религиозной теме.

Сальвадор Дали, как известно, был не только живописцем. Он увлекался фотографией, скульптурой, вместе с Луисом Бунюэлем работал над фильмами «Андалузский пес» и «Золотой век», а затем проработал драматургию сна (как раз по своей специальности!) в «Зачарованном» Альфреда Хичкока. Создал собственный Театр-музей в родном городе Фигерасе, где выставил, например, диван-губы, вдохновленный актрисой Мей Уэст (тут одновременно и роль дизайнера). Он иллюстрировал книги, писал сам, оформлял театральные постановки... Словом, конструировал собственную жизнь как театральное действо.

В 1940-1948 годах Дали с Галой живет в США. Там он и обращается к религиозной теме, которую продолжит в следующие десятилетия. Искушение св. Антония (1946) - это, в общем, вполне сравнимое с сюрреалистическим видение слонов на неимоверно длинных комариных ногах (слоны? абсурд! и все же), несущих на своих спинах фонтан и похожую на храм постройку, в которых восседают обнаженные женщины. Также обнаженный у Дали святой. Он противостоит, но видение надвигается, и при взгляде на картину нет четкой уверенности, что оно не поглотит героя.

В 1948 году Дали возвращается в Фигерас, а 1949-м удостаивается аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже в Ватикан его позовет еще Иоанн XXIII), которого просит благословить свою Мадонну Порт Льигат. В основе вроде бы традиционная, еще на манер итальянского Ренессанса, архитектурная декорация - арочная ниша. В ней восседает Мадонна с лицом - что для Дали привычно - Галы и держит на коленях Младенца. Тут-то традиционная основа истоньшается, впуская в себя новые смыслы. Впуская в буквальном смысле - арочная ниша не с глухой стеной, а сквозная и с облупившейся штукатуркой; а в фигурах Богоматери и Младенца появились «окна», сквозь которые виден евхаристический хлеб в Христе и тот самый Порт Льигат. Религиозное чувство наглядно пропущено сквозь собственные эмоции (во-первых, «окна», во-вторых, сама Гала вместо Марии, а в-третьих, родная местность здесь - важный герой).

В другой Мадонне, Гвадалупской Богоматери (1959), при традиционной также еще для старых мастеров пирамидальной композиции вознесения на небо, на облака, художник ставит новый акцент. За Марией с Младенцем солнце, оно же нимб, оно же сердцевина цветка (дающая, как известно, своими семенами прорасти новой жизни).

Разумеется, Дали не оставил без внимания и сюжет «Распятия». В его Распятии св. Иоанна Креста (1951) сам крест в невиданном дотоле ракурсе (мы смотрим на Христа с макушки), кажется, нисходит с небес. Вероятно, вновь на Порт Льигат. С этим произведением не обошлось без скандала: после того как его приобрела Художественная галерея Глазго, вандал изрезал картину в знак недовольства заплаченными за работу 8200 фунтами стерлингов. Другое знаковое Распятие, хотя и без фигуры Христа, - Атомистический крест (1952), состоящий из атомов и куска хлеба в центре. Так, с одной стороны, высказывается мысль о возможном объединении научных и религиозных истин. С другой же - вероятен намек на жертвенность Христа и человечества перед современной угрозой - ядерной бомбой (принесшей огромные жертвы в 1945 году Хиросиме и Нагасаки).

Обращаясь к религиозному искусству, Дали учитывал опыт великих предшественников (а к кому еще обращаться уверенно признававшему свою исключительность мастеру?!). Из великих он вступил в диалог с тем, кто заявил о себе громко и на многие столетия вперед, - с Микеланджело. Так, одни из поздних картин Дали - Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме, а также две Пьеты (1982) опираются на знаменитые образцы. Правда, и тут у сюрреалиста свой смысл - вновь в фигурах Марии с Христом появляются отверстия, увлекающие взгляд в мистические дали.

Дали говорил, что он «христианин и католик, но, чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется». Вот и его религиозные картины, затрагивая известные сюжеты, всякий раз выявляют очень личностное отношение к религии (причем эти индивидуальные воспоминания или ассоциации напоминают сюрреалистические видения), безошибочно узнаваемый взгляд Сальвадора Дали.
 
26 марта 2008


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com