Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Библейские образы в живописи Образы Святой Земли в искусстве Русская религиозная философия и религиозное искусство конца XIX – начала XX века. Исаева М. В. Церковное искусство Иконопись и иконы Убранство храмовКниги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Библия и искусство / Библейские образы в живописи / Зарубежное искусство / Благая весть и ангельский почерк (О творчестве Фра Анджелико). Дина Крымская
 
Благая весть и ангельский почерк
На Западе Благовещение, само собой разумеется, изображали и в Средневековье, но, так сказать, массовое обращение к нему связано все-таки с Возрождением. Оно и понятно: как-никак появилась станковая живопись, которая была дешевле монументальных фресок и мозаик, а также слишком эксклюзивных и дорогих книжных миниатюр.

Церковь заказывала живописные алтари, заказывали их и отдельные состоятельные люди для своих капелл. Кроме того, эпоха Возрождения в передовой Италии, несмотря на весь пафос гуманизма, открытия человека и его изучения, была сильно замешана на религиозных традициях, идущих от корней христианства и из глубины веков. В XV веке наряду с новыми формами, основанными на изучении анатомии и линейной перспективы, вполне пышно отцветала (но отнюдь еще не отцвела) старая готическая традиция. Один из любителей утонченной декоративности, бесплотных на готический манер фигур и изысканных цветов - Фра Анджелико (1400-1455).

Вообще-то в именах этого художника вполне можно запутаться. Настоящее, данное при рождении, - Гвидо ди Пьетро. Но в восемнадцать лет он принимает постриг в доминиканском монастыре в местечке Фьезоле и зовется отныне Джованни да Фьезоле. Наконец, история, вернее, историограф итальянского искусства Джорджо Вазари в XVI веке вносит свой решающий вклад. Он характеризует живописца как «ангельского» (Анджелико), и с тех пор имя Фра Анджелико («ангельского брата, или монаха») становится «визитной карточкой» его стиля. Однако, несмотря на монашество и нежность письма, это был «отличный и веселый сердцем живописец... не святоша и не визионер, каким хотят его видеть иные» (П. Муратов).

Поначалу он занимался книжной иллюстрацией. И здесь одна из причин специфики его работы: графичности и привязанности к деталям в работах с крупными формами. Действительно, фрески и станковые алтарные картины Фра Анджелико впору сравнить с сильно разросшимися миниатюрами. Один из примеров - тема Благовещения, к которой Фра Анджелико обращался много раз (причем это были и алтарные образы, и фрески - для флорентийского монастыря Сан Марко).

Возьмем «Благовещение» из музея Прадо. Одна из ранних работ, она уже вполне раскрывает не только символическое значение сюжета, но и особенности взгляда на этот сюжет Фра Анджелико. К восседающей на троне Марии спускается архангел Гавриил с благой вестью о скором рождении Мессии. Слова Гавриила Марии («Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. I:35), приведенные евангелистом Лукой, художник наглядно иллюстрирует. В небесах - руки Бога Отца, посылающие Марии луч с голубем - Святым Духом. Здесь - начальный момент христологического цикла, а вместе с тем и новозаветной истории. С символическим изображением - намеком на один из важнейших христианских образов - Троицу: незримо присутствующий Христос, Святой Дух в виде голубя и даже дважды представленный Бог Отец (Его руки в небесах, а также скульптурное изображение в медальоне на стене дома-дворца). Одна из особенностей этого произведения - указание на будущие страдания Христа. Здесь появляется маленькая птичка - символ души, а кроме того, быть может, изображение щегла (тогда по западной традиции считалось, что щегол сел на голову Христа во время крестного пути и вытащил терновую иглу из Его брови).

С другой стороны, «Благовещение» - сюжет, восхваляющий Богоматерь (параллельно внизу идут сцены из Ее жизни и жизни Христа). В связи с этим тоже раскрываются различные живописные «загадки». Так, рядом с Марией и архангелом - райский сад и стыдливо выходящие оттуда изгнанные Адам и Ева. В глубине, вероятно, Древо познания. Какая связь? Дело в том, что Мария считалась «второй Евой», искупившей первородный грех. Кроме того, этот райский сад - еще и одна из ипостасей Богоматери, т. н. hortus conclusus («запертый сад»), символизирующий Ее непорочность (с которой связано и присутствие здесь пальмы). Наконец, звездное небо (на сводах) над Марией - указание на Ее будущее вознесение на небеса в качестве Царицы Небесной.

Однако помимо своей нагруженности (действительно!) символикой «Благовещение» Фра Анджелико - типичное свидетельство своего времени, в котором то самое время хорошо узнается. Во-первых, и архангела, и Марию живописец одевает согласно тогдашней моде (что, впрочем, не было редкостью). А во-вторых, лоджия с тонкими изящными колонками - как раз в духе властвовавшего в те времена во Флоренции архитектурного стиля Филиппо Брунеллески. Это не все. Вся смысловая вереница, все приметы эпохи тонко и изысканно обыграны звучащими нежно, как музыка, красками. И сделано это со вкусом и с радостью. Внимательно выписанные листья и лепестки в райском саду, не менее внимательно - растительный архитектурный орнамент и, наконец, заботливо уложенные складки одежд - все они соревнуются друг с другом в своей почти прихотливой изысканности.

Такую схему изображения сюжета Фра Анджелико будет повторять. Тем не менее она не утратит своей привлекательности, будет оказывать влияние на современников. Так и должно. Как-никак, написано ангельским почерком Фра Анджелико.
 
Дина Крымская
8 апреля 2008


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com